Опасность вовлечения человека в тоталитарную секту

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 17:53, реферат

Описание работы

Сектантство – одна из основных опасностей, подстерегающих современного человека. В первую очередь от этой напасти страдают молодые люди и подростки от двенадцати до шестнадцати лет, однако и взрослые очень часто попадают в лапы различных проповедников. «Секта» — слово латинское, но его этимология не ясна. Варианта два: secare - отсекать, разделять и sequi - следовать за лидером.

Содержание

I ДИАГНОСТИКА ОПАСНОСТИ
Определение понятия «секта»
Классификация сект
Категории лиц, вовлеченных в секты
Мотивы вхождения граждан в религиозные секты
Вербовка в тоталитарные секты
Методы воздействия на человека в секте

II ПРОФИЛАКТИКА ОПАСНОСТИ
Законодательная база
Информирование населения

III ОПЕРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
Декомпозиция
Дерево причин и опасностей
Определение целей
Прогнозирование и планирование мероприятий
Приемлемые методы и средства
Определение эффективности мероприятий

IV ЛИКВИДАЦИЯ ПОСЛЕДСТВИЙ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ

Работа содержит 1 файл

Тоталитарные секты.doc

— 325.00 Кб (Скачать)


российская  академия государственной службы


при президенте российской федерации


Ф Г  О У   ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


«волгоградская академия государственной  службы»

 

Кафедра физической культуры и безопасности жизнедеятельности

 


 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

на тему:

«Опасность  вовлечения человека

  в тоталитарную секту»

 

                                                                             Выполнил:

                                                                             студент группы БкК 101

                                                                             Мезитов Антон

 

                                                                             Проверил:

                                                                             Шипулин Владимир Николаевич

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                             Волгоград  2008

Содержание

 

I      ДИАГНОСТИКА ОПАСНОСТИ

        Определение понятия «секта»

         Классификация  сект

         Категории лиц, вовлеченных в  секты

       Мотивы вхождения граждан в религиозные секты

         Вербовка  в тоталитарные секты

        Методы воздействия на человека в секте

 

II     ПРОФИЛАКТИКА ОПАСНОСТИ

         Законодательная  база 

         Информирование  населения

         

III    ОПЕРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

       Декомпозиция

        Дерево причин и опасностей

        Определение целей

       Прогнозирование и планирование мероприятий

       Приемлемые методы и средства

        Определение эффективности мероприятий

 

IV    ЛИКВИДАЦИЯ ПОСЛЕДСТВИЙ

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ

 

 

 

 

 

 

 

I      ДИАГНОСТИКА ОПАСНОСТИ

Определение понятия  «секта»

 

Сектантство – одна из основных опасностей, подстерегающих современного человека. В первую очередь  от этой напасти страдают молодые  люди  и подростки от двенадцати до шестнадцати лет, однако и взрослые очень часто попадают в лапы различных проповедников.                                                                                           «Секта» — слово латинское, но его этимология не ясна. Варианта два: secare - отсекать, разделять и sequi - следовать за лидером. В древние времена еще римские писатели этим словом обозначали философскую школу, державшуюся отлично от господствовавшего в то время учения. Так, приверженцев Антония уже Цицерон называет сектантами, а Тацит говорит о секте стоиков. Долгое время на латинском Западе «секта» было синонимом «ереси». Несколько позже слово «секта» стали применять к религиозным обществам, учение которых отличалось от верований остальной массы людей.  Наиболее удачным мне представляется определение российского религиоведа Д. Фурмана: «Секта - это вновь возникающая религия». Религия, имеющая своего живого основателя, человека, достигшего высшей спасительной истины, как минимум пророка (а как максимум - бога).

Первой сектой в славянском мире считаются богомилы, они упоминались  с 

X века. В XVIII веке из  среды раскольников выделились две изуверские секты - скопцы и хлысты. Считается, что к хлыстам принадлежал Григорий Распутин

      Понятие  «секта» пока не имеет четкого научного определения в социологии и психологии, хотя в международной правовой практике встречается достаточно часто, чтобы считаться устоявшимся юридическим термином. Тем не менее, считается, что в социальном аспекте сектой можно назвать организацию или группу лиц, замкнувшихся в своих узких интересах (в том числе культовых), не совпадающих с интересами общества, или безразличных, или противоречащих им. Они отличаются от групп, сложившихся на основе общих интересов, именно замкнутостью всех сторон своей внутренней жизни. В религиозном контексте под сектой обычно понимается община, часть, отколовшаяся от господствующей церкви.

Для того чтобы выделить секты, вызывающие у общественности и государственных органов опасения, на Западе и у нас часто употребляют термин «тоталитарные секты» (деструктивные религиозные организации, деструктивный культ).

   К этой категории относят религиозные организации, а также

группы людей (или движения), отличающиеся чрезвычайной преданностью какой-либо личности и неэтично применяющих манипулятивные методики убеждения и контроля. Примерами таких методик служат: изоляция от бывших друзей и семьи, доведение до истощения, использование специальных способов повышения внушаемости и рабского повиновения, мощное групповое давление, управление информационным потоком, нивелирование индивидуальности и критического умения правильно оценивать ситуацию и свою роль в ней, стимулирование полной зависимости от группы, страха перед уходом из нее. Все это предназначенью для достижения целей групповых лидеров в ущерб адептам, их семьям и обществу.

   Термин «тоталитарные секты» давно уже широко и совершенно справедливо используется и корреспондентами российских средств массовой информации, например, таким известным публицистом, как Марк Дейч. Термин «тоталитарные секты» содержится в «Доктрине информационной безопасности России», подписанной В.В. Путиным. В доктрине, в частности, говорится о необходимости «противодействия негативному влиянию иностранных религиозных организаций и миссионеров».

     Широко используется и термин «псевдорелигиозные секты», он впервые был приведен в Определении Архиерейского Собора Русской Православной Церкви «О псевдохристианских сектах и оккультизме» (декабрь 1994 г.).

    Примечательно,  что, несмотря на многочисленные  попытки во многих странах  законодательного запрещения тоталитарных  сект, нигде и никому не удавалось дать юридически корректного определения этого термина, и он продолжает оставаться лишь поэтическим образом.

И может быть, поэтому в перестроечной России были возможны такие события, как встреча М.Горбачева с Муном в апреле 1990 г., участие секретаря Совета Безопасности О.Лобова в руководстве ассоциацией Российско-японского университета секты «Аум-Сенрикё», открытие лаборатории сайентологии в ведущем вузе страны - МГУ.

                                                                                                                                                                 

                                 Классификация  сект

Секты и культы, действующие  сегодня в России, можно классифицировать следующим образом (7): 

  • Конфессии и секты, являющиеся относительно традиционными для России - баптисты, адвентисты, лютеране, пятидесятники. Традиционно эти конфессии были распространены в определенных этнических групп - немцев, поляков, литовцев и др. общин. Однако сегодня эти конфессии заняты активной прозелитической деятельностью среди православных (Прозелитизм - привлечение в какую-либо религиозную организацию представителей других конфессиональных общин). 
  • Тоталитарные секты псевдохристианской ориентации, такие как «Церковь Христа», «Новоапостольская церковь», харизматические движения, например, «Завет», корейские протестантские секты, «Семья». Они ссылаются на Библию как на основной источник своего вероучения, произвольно подбирая и извращая смысл вырванных из контекста цитат для доказательства нужных положений. Практически все эти сектанты утверждают, что их организации имеют свое историческое происхождение непосредственно от святых апостолов и организуют свою жизнь точно так, как это было в первохристианские времена. Тем не менее, они не могут назвать ни одного из своих предшественников, которые учили бы в исторический период от начала новой эры до времени возникновения секты. Настоящая история секты от адептов (Адепт - последователь, приверженец какого-либо учения (в данной проблеме используется также аналогичное понятие - культист) зачастую и вовсе скрывается. Это лишний раз подтверждает, что с традиционным христианством сектанты ничего общего не имеют. 
  • Секты, претендующие на обладание «новым откровением» - мормоны (или «церковь Иисуса Христа святых последних дней»), «Свидетели Иеговы», Белое братство, «Богородичный центр», движение Муна , «Аум Синрикё», «Церковь последнего завета» лжехриста Виссариона, бахаизм. 
  • Учения и секты из движения New Age («Новая эра», «Век водолея»), имеющие оккультный характер, ставящие своей задачей развитие в человеке паранормальных и экстрасенсорных способностей, целители и колдуны, восточные культы - кришнаизм, йогические практики, трансцендентальная медитация, неоведантизм, теософия, «живая этика» (агни-йога) Рерихов, антропософия, секта П. Иванова, секта сайентологии Л. Рона Хаббарда (центр «Дианетика», «нарконон», «криминон» и т.д.), астрология, «Академия фронтальных проблем» («Академия Золотова»), неоязыческий центр «Юнивер», валеология, «Троянова тропа» и др.
  • Наибольшую общественную опасность представляет деятельность сатанистов. На территории РФ действует от 80 до 100 сатанистских сект. Самые крупные и известные в настоящее время из сатанистских сект - «Черный Ангел», «Черный Дракон», «Церковь сатаны», «Мадра», «Черное Братство», «Черный лотос», «Юнивер», «Нави».                                        Сатанинские культы, носят изуверский характер и опираются в основном на молодежь. В такие группы молодых людей толкают юношеский нигилизм, отрицание авторитета родителей, общества, Бога, жажда безнаказанности. Вербовка в них осуществляется на различных молодежных сборищах, чаще всего рок-концертах. Ребят привлекают оккультными фокусами, наркотиками, половой распущенностью, культом насилия. Иногда сатанисты прячутся под вывеской философских или культурных обществ. Подростков соблазняют обещанием чудесной силы, полной свободы, обогащением сексуального опыта. Девиз «делай все, что хочешь, ты имеешь право на все, и можешь убить тех, кто посягает на твои права». Все моральные преграды сознательно разрушаются, безнравственность возводится в принцип, сила и безжалостность – в культ. Сатанистские секты опасны связью с организованной преступностью, в частности, с организованными преступными группировками, специализирующимися на незаконном обороте наркотических средств и огнестрельного оружия. В сатанистской среде существует и такое явление, как ритуальный суицид(5).

Секты имеют дополнительную классификацию.

По источникам:

• Оккультные  
• Псевдо индуистские  
• Псевдо библейские  
• Псевдо православные

По времени возникновения:

• Классические  
• Послевоенные  
• Новейшие (постсоветские, постиндустриальные)

По направлению деятельности:

• Коммерческие  
• Целительские  
• Педагогические  
• Психологические  
• Экологические

По опасности для общества:

• Тоталитарные  
• Деструктивные  
• Секты-убийцы


 Ведя речь о защите человека от попадания в секту, представляется наиболее рациональным разбить религиозные течения на группы не по декларируемому вероисповеданию, а по методикам вербовки сторонников, благо методы эти довольно однообразны.

Таким образом, секты  можно разделить на три основных типа по способам воздействия и степени  опасности(4):

   1. Условные (имеющие сомнительное отношение к религии), наименее опасные.

   Основной признак:  секты привлекают к себе людей обещанием материальных благ.

   Методика вербовки  сводится к посулам вполне  прагматическим: улучшение благосостояния, повышение по службе, рост личных  доходов, избавление от депрессии,  обучение навыкам управления  людьми или даже подчинению других людей своей воле.

   Иногда используются  легкие гипнотические методики.

   Нацелены на  вербовку в первую очередь  взрослых людей.

    2. Христианские секты, или секты средней опасности – стремятся заполучить в свои ряды людей, ориентирующихся на привычные ценности (христианские добродетели, крепкая семья, классическое воспитание).

 Основные признаки  христианских сект:

   а) вербуют сторонников  путем убеждения, стремятся доказать  духовные преимущества своей  веры.

   б) накладывают  на своих последователей некоторые ограничения в плане духовном (запрет определенного перечня развлечений), физическом (посты, молитвы) и личном (запрет на половые контакты, запрет вступать в брак с представителем иной конфессии).

   Используют легкие  гипнотические методики.

   Охотятся на  жертв любого возраста.

   3. Зомбирующие секты, наиболее опасные – «ловят» подростков от двенадцати до шестнадцати лет, обещая самые невероятные вещи. Причем, многие из подобных обещаний действительно выполняются.

   Основные признаки:

 а) используя как древние,  так и современные психотехники, вводят человека в «пограничное  состояние», почти полностью «отключая»  разум, превращая в неполноценное  существо, хорошо поддающееся дрессировке;

   б) жертва изымается  из-под контроля родителей и  родственников, вырывается из семьи и живет в религиозной общине, беспрекословно выполняет любые приказы, часто совершает хищения у своих близких в пользу секты. 

 

 

 

 

 

 

Категории лиц, вовлеченных в секты.

 

 В настоящее время, по оценкам специалистов (2), в России насчитывается до 2,5 тысяч различных сект, абсолютное большинство которых можно отнести к деструктивным, или тоталитарным. А количество лиц, в них входящих, превышает миллион человек и огромное число среди них - дети и подростки.

Впрочем, сколько конкретно запутано детей в этой паутине, сказать почти невозможно. У нас даже официальной статистики на этот счет не ведется. Но в достаточно благополучной Франции, чье население уступает по численности населению Российской Федерации и где борьба с тоталитарными сектами ведется, не в пример нам, довольно жестко и последовательно, более 40 тысяч детей до 18 лет находятся под прямым влиянием сект.

Большинство сект имеет  три уровня членства:  
    1 - профессиональные "сектоводы", зарабатывающие на жизнь этой своей деятельностью: руководители, высшее звено, целители, экстрасенсы, преподаватели йоговских методов, восточных единоборств, маги и т.п.;  
    2 - сектанты, проводящие все время в секте, посвятившие себя сектантской деятельности, имеющие стойкую психологическую зависимость от секты и лидера;  
    3 - люди, отчасти затронутые сектой. В их число входят те, кто изредка ходят к гадалкам и экстрасенсам, посещают лекции, читают оккультную литературу и т.д.  
 Возможна иерархическая мобильность внутри этих групп. Но чем привилегированнее слой, тем больше человек удаляется от реальной деятельности(9).                                                                                                                                                               Исследование показало, что подавляющее число взрослых адептов тоталитарных сект - лица мужского пола (около 85%).                                                                                                                                                                     Некоторое исключение - секта «Свидетели Иеговы», где женщины составляют около 73%.                                                                                           Возрастной критерий зависит от принадлежности к конкретным религиозным организациям. Например:

Секта

16-30 лет

30 - 40 лет

40-50 лет

старше 50 лет

«Свидетели Иеговы»

12,5%

60,5%

16,2%

10,3%

Мормоны и сайентологи

63,7%

30%

5%

 

Информация о работе Опасность вовлечения человека в тоталитарную секту