Одиночество как социальная проблема» состоит из двух глав

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 20:38, курсовая работа

Описание работы

Целью курсового исследования является изучения одиночества как социальной проблемы. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Понять природу одиночества, основные причины формирования проблемы;
2. Определить цели и задачи социальной работы, основные её функции;
3. Выявить значение социальной работы в вопросах решения проблемы одиночества.

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.docx

— 36.13 Кб (Скачать)

Курсовая работа «Одиночество как социальная проблема» состоит из двух глав.

Первая глава состоит из 3 параграфов (12 страниц) и раскрывает психологию одиночества. Целью написания первой главы является изучение психологии одиночества и взаимосвязи между воспитанием и проблемой одиночества. Для достижения данной цели в первой главе решаются следующие задачи: 1. Исследование природы одиночества, как она представлена в имеющихся библиографических источниках; 2. Рассмотрение одиночества, как неотъемлемой части жизни человека, стремящегося к самосовершенствованию. 3. Исследование влияния воспитания на восприятие человеком проблемы одиночества. Вторая глава состоит из двух параграфов (10 страниц). Целью написания второй главы является исследование роли социальной работы в решении проблемы одиночества. Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:1. Рассмотрение социальной работы как института общественных отношений, исследование основных функций социальной работы; 2. Рассмотрение одиночества как предмета социальной работы. Всего в работе содержится 5 параграфов на 31 странице. Общей целью курсового исследования является изучения одиночества как социальной проблемы. Объектом курсового исследования  является одиночество. Предметомпричины  формирования проблемы.

     Человечество  на протяжении всего существования  сопровождает  множество социальных проблем. Одной из социальных  проблем  и является проблема одиночества. Каждый из нас так или иначе ощущал на себе влияние этой проблемы, но не все задаются целью понять эту проблему. Проблема одиночества стоит в одном ряду с такими человеческими проблемами, как смысл существования и цель бытия. Именно поэтому вопрос курсовой работы (одиночество как социальная проблема) является актуальным и требует тщательного исследования.

     Целью курсового исследования является изучения одиночества как социальной проблемы. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

     1. Понять природу одиночества, основные причины формирования проблемы;

     2. Определить цели и задачи социальной работы, основные её  функции;

     3. Выявить значение социальной работы в вопросах решения проблемы одиночества.

     Проблема  одиночества предстаёт перед  человечеством во множестве её аспектах. Сам смысл проблемы предстаёт, как  страх быть отверженным. Перед проведением  курсового исследования выдвигается  гипотеза о том, что одиночество  носит две основные формы:

     1. Фактическое одиночество (отсутствие рядом кого бы то ни было);

     2. Психологическое  одиночество (одиночество в толпе).

     Кроме этого, предполагается, что основной причиной психологического одиночества  является не правильное воспитание личности, как индивидуума. Одиночество –  это факт, который должен приниматься  человеком также, как им принимаются такие факты, как рождение и смерть. 

     При написании курсовой работы в основном использовался метод сбора и  анализа информации. Источниками  информации послужили различные  библиографические носители данных. Проблема одиночества является сложной. Каждый отдельно взятый человек решает данную проблему по-своему, исходя из его  мировоззрения и привитых воспитанием  жизненных ориентиров. Поэтому необходимо отметить, что целью написания  курсовой работы не является выявления  наилучшего способа решения проблемы одиночества, а рассмотрение основных причин формирования данной проблемы.

     1.1. Природа  одиночества

     Каждый  человек на себе   ощущал действие одиночества, но редко кто задумывался  над тем, что заставляет его так  переживать и беспокоиться при этом. Так что же такое одиночество, и какова его природа? Очевидно, что  само слово «одиночество» подразумевает  «остаться наедине с самим  собой». Наедине – это не значит, что буквально, одному. Одиночество  рассматривается в литературе с  разных аспектов, среди которых можно  выделить:

     1.  религиозный аспект;

     2.  философский аспект;

     3. социально-психологический аспект;

     4. психоаналитический аспект, и т.д

     Но  необходимо отметить, что даже внутри каждого аспекта имеется множество  направлений, которые  по-своему рассматривают  данную проблему. Наиболее просто проблема одиночества решается в религии. Здесь предлагается принять Бога, а Бог бессмертен, он всегда с  Вами и всегда любит Вас, значит, Вы не можете быть одиноки.

     Философский аспект затрагивает практически  все стороны данного вопроса, но однозначного ответа на поставленный вопрос не даёт. Философия предлагает что-то вроде самовнушения, принятия определённой мировоззренческой позиции, которая по-своему помогает решать проблему одиночества.

     Наибольший  интерес для обсуждения представляют  социально-психологический и психоаналитический аспекты, которые исходят из состояния  психики конкретного человека и  его отношения с обществом. Сторонники социально-психологического подхода  возлагают ответственность за возникновение  одиночества на общество. Они выделяют несколько факторов, способствующих усилению одиночества в современном  обществе: 

     1. ослабление связей в первичной  группе;

     2. увеличение семейной и социальной  мобильности;

     3. Другие аналогичные факторы.

     Одной из главных причин одиночества, по их мнению, является ориентация на других. Люди с такой ориентацией хотят  нравиться, постоянно приспосабливаются  к обстоятельствам, а также обособлены от своего истинного «Я», своих чувств и своих ожиданий. Это приводит к тому, что такая личность может  приобрести «синдром обеспокоенности» и зависимость от других людей. Эта  личность будет постоянно испытывать потребность проявления внимания к  себе со стороны других, причем эта  потребность в современном обществе никогда не может быть удовлетворена  и человек становится «одиноким  в толпе».

     Психоаналитический  аспект ставит во главу проблемы исключительно  личностные переживания индивида, его  психологическое воспитание, уходящее корнями детство. Один из представителей психоанализа  Зилбург различал одиночество и уединенность. Уединенность считал он – суть «нормальное» и «преходящее умонастроение», возникающее в результате отсутствия конкретного «кого-то». Одиночество же - это непреодолимое, неприятное (оно как «червь» разъедает сердце), постоянное ощущение. Психоаналитический аспект ставит во главу проблемы исключительно личностные переживания индивида, его психологическое воспитание, уходящее корнями детство. Один из представителей психоанализа  Зилбург различал одиночество и уединенность. Уединенность считал он – суть «нормальное» и «преходящее умонастроение», возникающее в результате отсутствия конкретного «кого-то». Одиночество же - это непреодолимое, неприятное (оно как «червь» разъедает сердце), постоянное ощущение. Зилбург считает, что причинами одиночества являются такие черты личности как нарциссизм, мания величия и враждебность, а также стремление сохранить инфантильное чувство собственного всемогущества. Такая нарциссистическая ориентация начинает формироваться в детском возрасте

Об  этиологии  одиночества писал и Г. Салливан. начинаясь в младенчестве (стремление ребенка к контакту), в подростковом возрасте приобретает форму потребности в приятеле, с которым можно обменяться своими сокровенными мыслями. Если подросток не может удовлетворить эту потребность, то у него может развиться глубокое одиночество. Фромм-Рейхман, выделяя причины одиночества, подчеркивает пагубное последствие преждевременного отлучения от материнской ласки.

     Существуют  так называемые «промежуточные»  представления об одиночестве. Роджерсу, одиночество - это проявление слабой приспособляемости личности, а причина его - феноменологическое несоответствие представлений индивида о собственном «Я». Если разделить процесс возникновения одиночества на 3 этапа, то получиться следующая картина:

     1.  Первоначально общество влияет  на человека, вынуждая его вести  себя в соответствии с установленными  нормами поведения в рамках  определённой социальной роли. При  этом истинное «Я» конкретного  человека может не соответствовать  той роли, которую ему выбрало  общество.

     2.  Из-за несоответствия истинного  «Я» и проявления этого «Я»  в отношениях с другими людьми  возникают противоречия, которые  приводят к потере смысла существования.

3.  Человек,  чтобы решить эту проблему, устраняет  барьеры на пути к собственному  «Я», то есть, он сливается с  обществом, но при этом у  него возникает страх быть  отвергнутым. Он считает, что  его собственное «Я» может  быть не принято окружающими,  что заставляет его придерживаться социальной роли, быть как все, что в свою очередь, ведёт к опустошённости и к чувству одиночества. Конечно, можно подумать, что в данном случае человек принимается обществом, и он не может быть одиноким, но на самом деле, общество принимает не самого человека, а его «маску», «социальную тень», а сам человек, его внутреннее «Я» погружается в одиночество.

     Точек зрения на проблему одиночества множество. Одни считают, что одиночество –  это неотъемлемая часть человека. Другие считают, что одиночество  – это зло и с ним надо бороться.  Не смотря на многообразие взглядов в данном направлении, можно  сделать вывод о том, что одиночество  понимается в двух основных смыслах:

     1. Фактическое одиночество, то есть, отсутствие вокруг людей;

2. Психологическое  одиночество (одиночество в толпе), то есть, внутреннее переживание  индивида.

     Кроме этого, очевиден тот факт, что проблема одиночества неразрывно связана  с чувством страха, а именно, страхом  остаться наедине с самим собой. Но возникает вопрос: На самом ли деле одиночество является злом? Стоит  ли вообще бороться с одиночеством или, быть может, проблема может быть решена другим образом?

     1.2. Путь к одиночеству

     Попробуем представить развитие человека с  момента его рождения, и каким  образом при этом проявляется  проблема одиночества.

     Новорождённый младенец требует постоянного внимания и присмотра. Сам он не сможет себя ни накормить, ни содержать в чистоте, что неизбежно приведёт к его  смерти. То есть, для новорождённого проблема одиночества (фактического) –  это вопрос жизни и смерти. Всем известны случаи, когда новорождённые  дети по тем или иным причинам оставались одни в лесу и были воспитаны животными. «Подмена» родителей характерна и для многих животных, когда представители  одной группы животных воспитывают  детёнышей – представителей другой группы.

       Получается, что природа предусмотрела  на какой-то случай возможность  выживания младенца в другой  среде, отдельно от общества. Далее,  развиваясь, ребёнок начинает познавать  окружающий его мир. У ребёнка появляется потребность проявлять себя для окружающих. В первую очередь эта потребность связана с поиском ответа на следующий философский вопрос, который не раз задавал себе каждый здравомыслящий человек: «А существую ли я на самом деле?» Дать однозначный ответ на этот вопрос невозможно, и чем больше человек развивается, чем больше он познаёт, тем труднее ему ответить на него. Но мышление ребёнка быстро находит ответ на вопрос о действительности его существования. То есть, если его замечают, значит, он существует. Чем человек старше, тем меньше он нуждается в физической поддержке окружающего его общества. Взрослый человек в состоянии выжить и отдельно от других (речь идёт о физическом выживании одного индивида). Но с уменьшением влияния проблемы фактического одиночества, влияние проблемы психологического одиночества остаётся, а при неправильном воспитании, влияние этой проблемы растёт. Потребность доказывания собственного существования характерна для людей любого возраста. Для того, чтобы тебя заметили, можно сделать что-то оригинальное, например, изобрести велосипед и сказать всем: «вот, смотрите, это я изобрёл, катайтесь и вспоминайте обо мне – я действительно существую». Но можно сделать что-то плохое, например, взорвать Эйфелеву башню, и тогда весь мир скажет: «Вот, смотрите – это он сделал, значит, он есть». Кроме этого, найдутся ученые, которые начнут изучать тебя и искать причины твоего поведения, а твоё имя обязательно попадёт в историю.

Информация о работе Одиночество как социальная проблема» состоит из двух глав