Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 20:35, контрольная работа
Цель: рассмотреть общество как социальную макросистему и личность как объект социологического анализа, руководствуясь дедуктивным методом познания.
Задачи:
1.Дать общее понятие общества.
2.Рассмотреть социальные связи и социальное взаимодействие как основы бытия общества.
3.Выявить социальные группы и социальные организации как элементы общественной системы.
4.Изучить ролевое значение социальных институтов в функционировании и развитии общества.
5.Дать общее понятие и общую характеристику личности.
6.Определить социализацию личности с позиции процесса ее формирования.
Введение 3
1.Общество как система 5
2.Социальные институты 9
3.Проблема личности в социологии 13
4.Социализация личности 18
Заключение 24
Список литературы 27
Человек приобретает свойства и качества личности в процессе социализации. Социализация личности — это процесс ее формирования, вхождения в мир человеческих отношений, усвоение индивидом их совокупности. В ходе социализации человеческое существо с определенными биологическими задатками приобретает качества, необходимые ему для жизнедеятельности в обществе. Эти качества включают в себя знания, умения, навыки, необходимые человеку для выполнения различных профессиональных и иных социальных ролей, а также ценности, идеалы, нормы поведения в определенной социальной системе8.
Социализация личности представляет собой один из важнейших,- первостепенных социальных процессов. От результатов социализации зависит, насколько данная личность будет полноценной, сумеет реализовать свои возможности, развить природные задатки и чувствовать себя социально равноправной в обществе других людей. От направленности социализации членов данного общества зависит благополучие общества, его стабильность, успехи во всех сферах его жизнедеятельности. Социализация обеспечивает преемственность исторического развития. Как само общество «производит» человека, как личность, так и личность «производит» общество, стоит в центре его развития. Социализация — не механическое наложение на индивида существующих форм социальной жизни. Человек, выступающий объектом социализации, в то же время является субъектом системы общественных отношений, их творцом9.
В процессе социализации индивид находится, прежде всего, под воздействием внешней среды, которая объективирует формирование у него таких социальных качеств, которые соответствовали бы данному обществу, его социально-политической системе, духовному облику, традициям. Всеми своими сторонами общественная среда оказывает влияние на социализацию личности. Это материальные, экономические условия общества. От них зависит личное материальное благополучие или материальная бедность человека. Естественно, это накладывает свой отпечаток на духовное состояние человека, его поведение. Личность постоянно находится, далее, под воздействием общей культуры, духовной жизни общества и от уровня развития этой стороны общественной жизни зависит в значительной степени духовный мир каждого человека. Важную роль в социализации личности играют политические условия страны — степень политических свобод, политическая стабильность или конфликтность общества. Это оказывает глубокое воздействие на формирование политического сознания личности как одного из ее важных качеств.
Социализация — не кратковременный период в жизни человека. Она в известном смысле происходит на протяжении всей его жизни и делится на три этапа: дотрудовая, трудовая и послетрудовая социализация10.
Дотрудовая социализация человека начинается в семье. Здесь начинается становление личности с раннего возраста, когда ребенок начинает усваивать нормы своего поведения, свои обязанности перед родителями, родственниками. Через семейные отношения маленький человек постигает элементы культуры, социальные ценности, на основе которых затем формируются его социальные качества. В семье человек проходит первичную социализацию. Эстафету семейной социализации личности принимает школа: начальная, средняя, высшая. Сопоставляя теорию и жизнь, ученик избирательно относится к социальным явлениям и событиям, вырабатывает к ним собственное отношение. Если в семье ребенок получает то направление социализации, которое присуще данной семье, то из учебного заведения молодые люди выходят разными. Учебное заведение, дающее своим воспитанникам одинаковые знания, создавая для них одинаковые условия учебы, предъявляя к ним одни и те же требования как к будущим специалистам, вместе с тем выпускает «разных» людей, с разным уровнем знаний и, что самое главное, с различным набором ценностных ориентации и неодинаковым мировоззрением.
Получив
специальность в учебном
Правилом является более или менее благотворное влияние социальной среды, коллектива людей на личность. Человек в процессе своей жизни может сменить несколько трудовых коллективов, выполнять различные социальные роли и каждая новая социальная общность предъявляет к нему свои требования, он должен придерживаться норм поведения, присущих этой общности. Новые требования к человеку как к работнику и как к личности предъявляет развивающаяся социальная среда и в широком плане: изменяются условия жизни людей, их быт, взгляды на происходящие события, ценностные ориентации, отношение к политическим процессам. Все это человек должен осваивать, вырабатывать в себе ответные реакции на динамизм окружающего его мира, он должен постоянно перестраиваться в соответствии с изменяющейся социальной макро- и микросредой.
После окончания трудовой деятельности на производстве человек не выключается из жизни общества. Он остается его членом, полноправным гражданином своей страны, выполняет свои конституционные обязанности и пользуется социально-политическими свободами. Многие пенсионеры активно участвуют в жизни своих микрорайонов, выступают в школах, работают в ветеранских организациях. Происходящие в стране события, новые социальные явления требуют новых подходов к повседневным жизненным процессам и фактам, к личному поведению человека. Это обусловливает необходимость продолжения социализации личности и в старческом возрасте. Наступает этап послетрудовой социализации.
Таким образом, социализация — это процесс приобретения человеком качеств личности, совершенствование личности, освоение ею постоянно изменяющейся социальной среды. Но в жизни страны иногда происходят такие события, которые круто, качественно изменяют ее социально-экономическую и государственно-политическую систему. Уходят в прошлое прежние и возникают новые общественные ценности, моральные нормы и нравственные принципы. Человек оказывается в совершенно новой обстановке. В его эволюционно протекавшей социализации происходит перерыв. Сформированные в предыдущие годы качества личности, ее взгляды, ценностные ориентации оказываются не соответствующими новым условиям. Люди вынуждены отказываться от прежнего миропонимания и приспосабливаться к изменившейся жизни, придерживаться новых правил в отношениях с людьми. Этот процесс называется ресоциализацией. Он характерен чаще всего для пожилых людей, сформировавшихся как личности в условиях прежней жизни.
Таковы этапы социализации личности, связанные с ее жизненным циклом. На каждом этапе социализация протекает в двух фазах. Первая фаза — социальная адаптация. Она означает приспособление человека к новой или изменившейся среде11.
В сущности, социальная адаптация представляет собой элемент деятельности личности, в ходе которой он принимает или не принимает условия среды. Адаптация может пройти успешно, в результате чего индивид принимает «правила игры», соглашается с нормами поведения в данном коллективе и остается в нем работать, жить. Но человек может и не адаптироваться к новым условиям его жизни (скажем, в семье) или деятельности (в трудовом коллективе).
Вторая фаза социализации личности получила название интериоризации. Приняв в процессе адаптации нормы, стереотипы, установки, ценности данной среды, на второй фазе социализации индивид усваивает их, переводит их в собственное «Я»; они становятся внутренними регуляторами его поведения. В соответствии с ними он ведет себя в новой социальной среде, становится носителем черт этой среды (социальной группы, организации, трудового коллектива).
Надо
сказать, что в социологической
литературе встречается мнение некоторых
авторов, что социализация личности
представляет собой лишь воздействие
внешней среды на человека, которая «преобразует»
его, формирует у него «нужные» социальные
качества. Словом, в отношениях коллектива
и личности последняя предстает только
как объект внешнего воздействия, Вместе
с тем надо иметь в виду и другую сторону
этого процесса — влияние личности на
среду. Она является не только объектом,
но и субъектом социального взаимодействия.
Заключение
Изучение теоретических аспектов социологических категорий общество и личность позволило сделать следующие выводы:
В
целом были решены поставленные цель
и задачи.
Список
литературы