Общество и личность

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 20:35, контрольная работа

Описание работы

Цель: рассмотреть общество как социальную макросистему и личность как объект социологического анализа, руководствуясь дедуктивным методом познания.

Задачи:

1.Дать общее понятие общества.
2.Рассмотреть социальные связи и социальное взаимодействие как основы бытия общества.
3.Выявить социальные группы и социальные организации как элементы общественной системы.
4.Изучить ролевое значение социальных институтов в функционировании и развитии общества.
5.Дать общее понятие и общую характеристику личности.
6.Определить социализацию личности с позиции процесса ее формирования.

Содержание

Введение 3

1.Общество как система 5
2.Социальные институты 9
3.Проблема личности в социологии 13
4.Социализация личности 18
Заключение 24

Список литературы 27

Работа содержит 1 файл

общество и личность.doc

— 123.50 Кб (Скачать)
  1. Социализация  личности
 

    Человек приобретает свойства и качества личности в процессе социализации. Социализация личности — это процесс ее формирования, вхождения в мир человеческих отношений, усвоение индивидом их совокупности. В ходе социализации человеческое существо с определенными биологическими задатками приобретает качества, необходимые ему для жизнедеятельности в обществе. Эти качества включают в себя знания, умения, навыки, необходимые человеку для выполнения различных профессиональных и иных социальных ролей, а также ценности, идеалы, нормы поведения в определенной социальной системе8.

    Социализация  личности представляет собой один из важнейших,- первостепенных социальных процессов. От результатов социализации зависит, насколько данная личность будет полноценной, сумеет реализовать свои возможности, развить природные задатки и чувствовать себя социально равноправной в обществе других людей. От направленности социализации членов данного общества зависит благополучие общества, его стабильность, успехи во всех сферах его жизнедеятельности. Социализация обеспечивает преемственность исторического развития. Как само общество «производит» человека, как личность, так и личность «производит» общество, стоит в центре его развития. Социализация — не механическое наложение на индивида существующих форм социальной жизни. Человек, выступающий объектом социализации, в то же время является субъектом системы общественных отношений, их творцом9.

    В процессе социализации индивид находится, прежде всего, под воздействием внешней среды, которая объективирует формирование у него таких социальных качеств, которые соответствовали бы данному обществу, его социально-политической системе, духовному облику, традициям. Всеми своими сторонами общественная среда оказывает влияние на социализацию личности. Это материальные, экономические условия общества. От них зависит личное материальное благополучие или материальная бедность человека. Естественно, это накладывает свой отпечаток на духовное состояние человека, его поведение. Личность постоянно находится, далее, под воздействием общей культуры, духовной жизни общества и от уровня развития этой стороны общественной жизни зависит в значительной степени духовный мир каждого человека. Важную роль в социализации личности играют политические условия страны — степень политических свобод, политическая стабильность или конфликтность общества. Это оказывает глубокое воздействие на формирование политического сознания личности как одного из ее важных качеств.

    Социализация  — не кратковременный период в  жизни человека. Она в известном  смысле происходит на протяжении всей его жизни и делится на три  этапа: дотрудовая, трудовая и послетрудовая социализация10.

    Дотрудовая  социализация человека начинается в семье. Здесь начинается становление личности с раннего возраста, когда ребенок начинает усваивать нормы своего поведения, свои обязанности перед родителями, родственниками. Через семейные отношения маленький человек постигает элементы культуры, социальные ценности, на основе которых затем формируются его социальные качества. В семье человек проходит первичную социализацию. Эстафету семейной социализации личности принимает школа: начальная, средняя, высшая. Сопоставляя теорию и жизнь, ученик избирательно относится к социальным явлениям и событиям, вырабатывает к ним собственное отношение. Если в семье ребенок получает то направление социализации, которое присуще данной семье, то из учебного заведения молодые люди выходят разными. Учебное заведение, дающее своим воспитанникам одинаковые знания, создавая для них одинаковые условия учебы, предъявляя к ним одни и те же требования как к будущим специалистам, вместе с тем выпускает «разных» людей, с разным уровнем знаний и, что самое главное, с различным набором ценностных ориентации и неодинаковым мировоззрением.

    Получив специальность в учебном заведении, человек вступает в трудовую жизнь. Начинается этап его трудовой социализации. Она охватывает самый длительный по времени период жизни человека. Это его вторичная социализация. Нередко в труде формируются такие социальные качества человека, какими он не обладал до вступления в трудовую жизнь.

    Правилом  является более или менее благотворное влияние социальной среды, коллектива людей на личность. Человек в процессе своей жизни может сменить несколько трудовых коллективов, выполнять различные социальные роли и каждая новая социальная общность предъявляет к нему свои требования, он должен придерживаться норм поведения, присущих этой общности. Новые требования к человеку как к работнику и как к личности предъявляет развивающаяся социальная среда и в широком плане: изменяются условия жизни людей, их быт, взгляды на происходящие события, ценностные ориентации, отношение к политическим процессам. Все это человек должен осваивать, вырабатывать в себе ответные реакции на динамизм окружающего его мира, он должен постоянно перестраиваться в соответствии с изменяющейся социальной макро- и микросредой.

    После окончания трудовой деятельности на производстве человек не выключается из жизни общества. Он остается его членом, полноправным гражданином своей страны, выполняет свои конституционные обязанности и пользуется социально-политическими свободами. Многие пенсионеры активно участвуют в жизни своих микрорайонов, выступают в школах, работают в ветеранских организациях. Происходящие в стране события, новые социальные явления требуют новых подходов к повседневным жизненным процессам и фактам, к личному поведению человека. Это обусловливает необходимость продолжения социализации личности и в старческом возрасте. Наступает этап послетрудовой социализации.

    Таким образом, социализация — это процесс  приобретения человеком качеств личности, совершенствование личности, освоение ею постоянно изменяющейся социальной среды. Но в жизни страны иногда происходят такие события, которые круто, качественно изменяют ее социально-экономическую и государственно-политическую систему. Уходят в прошлое прежние и возникают новые общественные ценности, моральные нормы и нравственные принципы. Человек оказывается в совершенно новой обстановке. В его эволюционно протекавшей социализации происходит перерыв. Сформированные в предыдущие годы качества личности, ее взгляды, ценностные ориентации оказываются не соответствующими новым условиям. Люди вынуждены отказываться от прежнего миропонимания и приспосабливаться к изменившейся жизни, придерживаться новых правил в отношениях с людьми. Этот процесс называется ресоциализацией. Он характерен чаще всего для пожилых людей, сформировавшихся как личности в условиях прежней жизни.

   Таковы  этапы социализации личности, связанные  с ее жизненным циклом. На каждом этапе социализация протекает в двух фазах. Первая фаза — социальная адаптация. Она означает приспособление человека к новой или изменившейся среде11.

    В сущности, социальная адаптация представляет собой элемент деятельности личности, в ходе которой он принимает или не принимает условия среды. Адаптация может пройти успешно, в результате чего индивид принимает «правила игры», соглашается с нормами поведения в данном коллективе и остается в нем работать, жить. Но человек может и не адаптироваться к новым условиям его жизни (скажем, в семье) или деятельности (в трудовом коллективе).

    Вторая  фаза социализации личности получила название интериоризации. Приняв в процессе адаптации нормы, стереотипы, установки, ценности данной среды, на второй фазе социализации индивид усваивает их, переводит их в собственное «Я»; они становятся внутренними регуляторами его поведения. В соответствии с ними он ведет себя в новой социальной среде, становится носителем черт этой среды (социальной группы, организации, трудового коллектива).

    Надо  сказать, что в социологической  литературе встречается мнение некоторых  авторов, что социализация личности представляет собой лишь воздействие внешней среды на человека, которая «преобразует» его, формирует у него «нужные» социальные качества. Словом, в отношениях коллектива и личности последняя предстает только как объект внешнего воздействия, Вместе с тем надо иметь в виду и другую сторону этого процесса — влияние личности на среду. Она является не только объектом, но и субъектом социального взаимодействия. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Заключение 

    Изучение  теоретических аспектов социологических категорий общество и личность позволило сделать следующие выводы:

  1. Понятие «общество» чрезвычайно многопланово. По своему объему и содержанию оно варьирует от предельно широкого до самого узкого.
  2. В самом широком смысле понятие «общество» используется для обозначения всей совокупности исторически сложившихся форм совместной жизни и социальной деятельности людей.
  3. Термином «общество» обозначается конкретный тип социально-экономической системы, основанной на определенных формах собственности и характеризующейся типом связи работника со средствами производства.
  4. Общество есть социальная система высшего порядка. Социальная система - это целостное, упорядоченное образование входящих в него социальных явлений и процессов, определенным образом связанных между собой и взаимовлияющих друг на друга.
  5. Всеобъемлющая социальная система (макросистема) — общество состоит из нескольких систем второго порядка: экономической, социально-классовой, политической, духовно-идеологической.
  6. Общество поддерживает свою целостность и обладает способностью к саморегуляции в первую очередь посредством деятельности социальных институтов. Они представляют собой опору общественного здания, один из основных элементов общества как социальной макросистемы.
  7. Социальный институт — это высокоорганизованная социальная система, в которой взаимодействие людей определяется нормативными документами и традициями и которая предназначена для удовлетворения определенной общественной потребности.
  8. Существует большое число подходов к определению личности, но есть два основных и противоположных подхода к истолкованию сущности личности: 1) личностью является каждый человек, за исключением маленьких детей и людей, психически ненормальных; 2) личность - только те люди, которые обладают оригинальными, выдающимися качествами, наделенными от природы или выработанными в процессе своей жизни. Последняя подвергается в нашей социологической литературе справедливой критике.
  9. В силу чрезвычайной важности проблемы личности ее изучают почти все общественные и общегуманитарные науки: философия, история, политология, психология, все виды искусства.
  10. Одно из центральных мест проблема личности занимает в системе социологического знания.
  11. С позиции своего предмета социология изучает личность как социально-типическое выражение системы общественных отношений и социально-типический субъект этих отношений.
  12. Как специфическая отрасль социологического знания социология личности имеет своим предметом социально-исторические и социально-культурные типы личности, а также социально-типические проявления ролевой структуры личности, являющиеся отражением многообразных социальных связей и общественно необходимых функций, реализуемых индивидами.
  13. Человек приобретает свойства и качества личности в процессе социализации. Социализация личности — это процесс ее формирования, вхождения в мир человеческих отношений, усвоение индивидом их совокупности.
  14. Социализация — не кратковременный период в жизни человека. Она в известном смысле происходит на протяжении всей его жизни и делится на три этапа: дотрудовая, трудовая и послетрудовая социализация.

    В целом были решены поставленные цель и задачи. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Список  литературы 

  1. Воробьев  К.А. Социология: Учебное пособие  для вузов. М.: Академический Проект, 2005. – 512 с.
  2. Демидов Н.М. Основы социологии и политологии: учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений /Н.М. Демидов. – 7-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 208 с.
  3. Кравченко А.И. Основы социологии: Учебное пособие для студентов средних специальных учебных заведений. – Академический Проект, 2002. – 384 с.
  4. Кравченко А.И. Социология: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия». 2002. – 416 с.
  5. Общая социология: учеб. пособие /Под ред. проф. А.Г. Эфендиева. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 654 с.

 

Информация о работе Общество и личность