Общество и личность

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 20:35, контрольная работа

Описание работы

Цель: рассмотреть общество как социальную макросистему и личность как объект социологического анализа, руководствуясь дедуктивным методом познания.

Задачи:

1.Дать общее понятие общества.
2.Рассмотреть социальные связи и социальное взаимодействие как основы бытия общества.
3.Выявить социальные группы и социальные организации как элементы общественной системы.
4.Изучить ролевое значение социальных институтов в функционировании и развитии общества.
5.Дать общее понятие и общую характеристику личности.
6.Определить социализацию личности с позиции процесса ее формирования.

Содержание

Введение 3

1.Общество как система 5
2.Социальные институты 9
3.Проблема личности в социологии 13
4.Социализация личности 18
Заключение 24

Список литературы 27

Работа содержит 1 файл

общество и личность.doc

— 123.50 Кб (Скачать)

    Процесс институализации общества объективен. Его объективность определяется, прежде всего, тем, что любой институт складывается тогда, когда это необходимо для общества, вызывается какой-то общественной потребностью.

    Создание  социальных институтов означает утверждение и закрепление определенных форм социального взаимодействия в важных сферах жизнедеятельности общества. Чтобы эти формы социального взаимодействия были постоянными и обязательными, для участников данного института разрабатывается система норм и правил их поведения. В социальном институте существует жесткая система социальных ролей, благодаря которой институт представляет собой устойчивый организм. Поведение людей в нем строго регламентировано через систему санкций и норм, закрепленных как юридически, так и в виде традиций (например, для врачей — клятва Гиппократа). Поэтому в рамках каждого института и в обществе в целом достигается предсказуемость в поведении людей, стабильность социальной ситуации, устойчивость социальных связей между людьми.

    Каждый  социальный институт, возникая для  удовлетворения какой-то отдельной общественной потребности, внутренне строится в соответствии с этим предназначением. Каждый институт уникален, неповторим. Вместе с тем все социальные институты обладают общими признаками, отличающими их от других социальных общностей. В ряде учебных пособий по социологии и журнальных статьях эти признаки сводятся в определенную систему.

    В каждом социальном институте вырабатываются установки и образцы поведения для входящих в него людей.

    Во-вторых, наличие культурных символов. Им может быть как материальный, так и нематериальный элемент культуры, выражающий специфику данного института.

    В-третьих, каждый социальный институт обладает некоторыми утилитарными предметно-вещественными чертами.

    В-четвертых, у любого социального института  имеется письменный или устный, существующий в сознании людей и передаваемый от поколения к поколению, кодекс поведения.

    В-пятых, каждому социальному институту  присуща своя идеология, в которой выражается единство взглядов членов института на его роль в обществе, на перспективу его развития, совершенствование его внутренней структуры4.

    В современном обществе функционирует  множество социальных институтов. Это объясняется разнообразием потребностей современной личности, многоплановостью жизнедеятельности общественной системы в целом.

    Социальный  институт независимо от его общественной роли и направленности деятельности имеет две стороны: внешнюю — формальную, материально-вещественную и внутреннюю — содержательную.

    Социальные  институты различаются между  собой не только по содержанию деятельности (что естественно), но и по своей  стабильности, по длительности существования. Одни существуют в основном без изменений веками (институты семьи, здравоохранения, религии), другие — меняют направленность своей деятельности в связи с коренными изменениями в общественном и государственном строе страны (институты собственности, права, гуманитарная сторона образования), третьи — в переходные периоды развития общества утрачивают свое значение и распадаются. Это относится, прежде всего, к институтам политическим: на смену одной системе органов власти приходит другая, изменяется партийная система, институт избирательного права и другие5.

    Каждый  социальный институт играет определенную, только ему присущую роль в обществе. Эту роль он осуществляет через выполнение специфических функций, представляющих собой направления деятельности данного института, по которым он влияет на общественную жизнь, на удовлетворение той общественной потребности, которая его «породила». Наряду со спецификой функций каждого социального института, имеют место некоторые общие функции, присущие всем институтам как социальному феномену.

    Функция закрепления и воспроизводства  общественных отношений через систему правил и норм, закрепляющих и стандартизирующих отношения между людьми в процессе общественной жизни.

    Регулятивная  функция, заключающаяся в выработке шаблонов, стереотипов поведения членов данного института, регламентирующих их деятельность как в рамках института, так и вне его. Ибо любой социальный институт не только решает собственные задачи, но и ведет воспитание своих членов, участвует в формировании их мировоззрения.

    Содержанием интегративной функции является сплочение людей, объединение их усилий для решения определенных задач, стоящих как перед данным институтом, так и перед обществом в целом.

    Транслирующая функция. Эта функция состоит в передаче опыта в какой-то области знания и практики от поколения к поколению.

    Коммуникативная функция. Ее выполнение связано с распространением идей, информации в целом, произведенной в социальном институте, на другие институты и на все общество в целом.

    Латентными  функциями социальных институтов являются: участие в воспитании широких народных масс, удовлетворение потребности людей в повышении собственного престижа, приобретение человеком профессионального опыта с тем, чтобы его использовать в других условиях.

    Каждый  социальный институт должен осуществлять свою деятельность в соответствии с существующими общественными условиями, «подстраиваться» под них. В ином случае стремление к своей стабильности, устойчивости может обернуться консерватизмом и привести к торможению собственного развития и в конечном счете — к своему краху. Это особенно свойственно политическим институтам. 

  1. Проблемы  личности в социологии
 

   Сегодня существует большое число подходов к определению личности, к ее общей  теории, но есть два основных и противоположных  подхода к истолкованию сущности личности. Согласно первому подходу, личностью является каждый человек, за исключением маленьких детей и людей, психически ненормальных. Сторонники другой точки зрения считают личностями только тех людей, которые обладают оригинальными, выдающимися качествами, наделенными от природы или выработанными в процессе своей жизни. Эта точка зрения подвергается в нашей социологической литературе справедливой критике. Дело в том, что при таком подходе исчезают объективные критерии определения личности, становится невозможной разработка теории личности. Ведь по взглядам одного человека данный индивид является выдающейся личностью, а по мнению другого — таковой он не является. При таком субъективизме в теории становится нереальной сама проблема личности. Кроме того, данная точка зрения находится в противоречии с гуманистическим пониманием человека как существа разумного. Общезначимые социальные черты — не привилегия избранных, а естественный атрибут каждого человека, хотя, конечно, выражены они у каждого индивида по-разному, с различной степенью глубины и объема6.

   Личность  «черпает» в окружающем ее мире свою индивидуальность. Чем глубже и объемнее усваивает человек социальную действительность, тем ярче становится его внутреннее содержание, его духовность. И наоборот, чем тоньше, богаче, чувствительнее человек как личность, тем глубже, он воспринимает и усваивает систему общественных отношений, становясь их персонифицированной совокупностью. И чем больше в индивидуальности личности проявляется всеобщее, тем значительнее сама личность. Это всеобщее в каждой личности различно, но оно неизбежно присутствует в ней в силу ее включенности в систему общественных отношений. Человек как социально-биологический объект с рождения предрасположен к восприятию общественной жизни, ее усвоению.

    Надо  сказать, что соотношение биологического и социального в человеке —  проблема чрезвычайно сложная. Ее трактовку давали многие исследователи в прошлом, ее по-разному решают современные социологи, но единого мнения на сей счет пока нет.

    В силу чрезвычайной важности проблемы личности ее изучают почти все общественные и общегуманитарные науки: философия, история, политология, психология, все виды искусства. Одно из центральных мест проблема личности занимает в системе социологического знания. С позиции своего предмета социология изучает личность как социально-типическое выражение системы общественных отношений и социально-типический субъект этих отношений. Как специфическая отрасль социологического знания социология личности имеет своим предметом социально-исторические и социально-культурные типы личности, а также социально-типические проявления ролевой структуры личности, являющиеся отражением многообразных социальных связей и общественно необходимых функций, реализуемых индивидами.

    В социологии личности человек предстает  не только со стороны своих социальных качеств (эта сторона человека является объектом и других гуманитарных наук), но предстает, главным образом, в совокупности его связей с обществом, как представитель, основной элемент социальных институтов. Социальная природа человека — главный объект его социологического познания7.

    Таким образом, социология осуществляет комплексный поход к изучению человека как личности.

    Важной  проблемой социологического анализа  личности является раскрытие структуры ее качеств. Этот вопрос исследовали многие мыслители прошлого, занимает он и современных социологов. 3. Фрейд и Ф.М. Достоевский, Н.А. Бердяев и М. Вебер по-разному трактовали структуру социальных свойств личности. И это понятно. Личность — самый сложный объект исследования, ибо она вбирает в себя два «мира» — биологический и социальный, находящиеся между собой в тесной взаимосвязи. Личность характеризуется качествами социально-политическими, профессиональными, идейными, психологическими, коммуникативными и множеством других.

   Каждая  наука, занимающаяся изучением личности, выстраивает «свою» структуру качеств личности.

    Социологический подход к анализу структуры личности исходит из деятельной стороны человека как субъекта и первичного звена социальных отношений. По мнению ряда ученых-социологов в социологической структуре личности следует выделить две стороны: внешнюю и внутреннюю. Внешняя сторона выражается в социальном статусе (объективном положении в обществе) и в социальной роли, которую человек выполняет в соответствии с этим статусом. Внутренняя сторона социологической структуры личности включает в себя совокупность субъективно осмысленных позиций и ожиданий от своей ролевой деятельности, набор ценностных ориентации личности в конкретных социальных условиях.

    Приведенная выше социологическая структура  личности функционирует на базе трех основных качеств личности: ее социальной памяти, культуры и характера деятельности. Под социальной памятью понимается система знаний, усвоенных человеком в процессе своей жизни и общественной практики. Память (знания) каждого поколения людей, запечатленная в письменных источниках, а также в устной форме, становится достоянием поколений последующих, Это качество личности играет важнейшую историческую роль в общественном прогрессе, особенно в современных условиях, когда информация, знания приобрели первостепенное значение в развитии производительных сил и всех форм жизнедеятельности общества.

    Культура  личности включает в себя совокупность социальных норм и ценностей, которыми руководствуется человек в процессе своей жизни и практической деятельности. Как и приобретение знаний, усвоение человеком культурных ценностей зависит от его внутреннего мира, стремления и индивидуальных способностей к вхождению в мир культуры, осознания необходимости быть культурным человеком.

   Знания  и культура личности реализуется  в ее социальной деятельности.

    Перечисленные качества личности находятся в тесном взаимодействии: не обладая социальной памятью, не усвоив знания и опыт предшествующих поколений, человек не выработает в себе нормы и правила поведения в обществе, а без этого невозможна будет и его практическая деятельность. В свою очередь, в процессе социальной деятельности личность приобретает знания и опыт, вырабатывает в себе нравственные, духовные качества. В результате взаимодействия всех качеств личности и в ходе практической деятельности у нее вырабатываются определенные убеждения, реализуя которые личность проявляет свои социальные качества. Убеждения человека могут стандартизироваться в процессе его жизни. Эти стандартизированные убеждения называются стереотипами — сложившимися в сознании людей духовными образованиями, чаще всего эмоционально окрашенными образами, посредством которых человек подходит к оценке тех или иных общественных явлений. Стереотипы воспринимаются человеком обычно некритически, а усваиваются в процессе взаимодействия с социальной средой или под влиянием пропаганды, обучения, воспитания. Некритическое отношение к стереотипам тормозит творчество человека в восприятии объективной реальности, «подчиняет» его существующим взглядам на социальные события и явления и тем самым ведет к конформизму в духовной жизни личности. 

Информация о работе Общество и личность