Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 22:19, реферат
В современном обществе сознание каждого человека преломляется через систему общественного мнения. Общественное мнение заняло подобающую его природе нишу в социальной жизни и уже не претендует на роль института прямой демократии. При этом люди смело высказываются по самым острым и злободневным проблемам, проводятся многочисленные опросы общественного мнения, результаты которых публикуются в печати и транслируются по электронным средствам массовой информации.
Введение………………………………………………………………....... 3
1. Представление об общественном мнении ……………........................ 5
1.1 История развития…………………………………………………….. 5
1.2Общее понятие………………………………………………………... 8
1.3Сущность, содержание общественного мнения……………….......... 10
1.4Механизм формирования общественного мнения………………….. 14
1.5Функции общественного мнения…………………………………...... 16
2. Представление о современных средствах массовой информации….. 18
2.1 Виды средств массовой информации……………………………….. 18
2.2 Функции СМИ………………………………………………………... 21
Заключение…………………………………………………………........... 23
Список литературы…………
2.1.3 Интернет.
В последнее
десятилетие активно
2.1.4 Телевидение как наиболее значимое и распространённое
средство получения информации.
Телевидение
сегодня - одно из самых массовых средств
информации. Качество телевизионной информации
- ее визуальность. Достоверность и предельная
оперативность вызвали широкое применение
телевидения в промышленности, в транспорте,
в военном деле, в освоении космоса. С помощью
маленького телеэкрана люди получают
доступ к таким произведениям культуры,
которые удалены от них не только в пространстве,
но и во времени.
2.2
Функции СМИ
Функция (лат. functio "обязанность, назначение, характер деятельности, исполнение обязанностей"). Рассмотрение и анализ функций любой системы социальной деятельности – важнейший момент ее теории. Это связано с тем, что процессы, происходящие в каждой системе социальной деятельности, определяются, в конечном счете, тем, что она осуществляет определенную функцию в более широком целом. Вообще у СМИ огромное количество функций в совершенно разных сферах. Например, Е.П. Прохоров, считая журналистику полифункциональной системой, выделяет следующие шесть функций журналистики:
1.коммуникативную - функцию общения, налаживания контакта, которую автор называет исходной функцией журналистики;
2.непосредственно-
3.идеологическую (социально-ориентирующую), связанную со стремлением оказать глубокое влияние на мировоззренческие основы и ценностные ориентации аудитории, на самосознание людей, их идеалы и стремления, включая мотивацию поведенческих актов;
4.культурно-образовательную,
заключающуюся, по мнению
5.рекламно-справочную, связанную с удовлетворением утилитарных запросов в связи с миром увлечений разных слоев аудитории (сад, огород, туризм, коллекционирование, шахматы и т.д. и т.п.)";
6.рекреативную
(развлечения, снятия
Самое простое разделение функций можно встретить в современных исследованиях:
• гуманитарные функции СМИ - информирование, образование, развлечение и т.п.;
• политические функции СМИ - формирование массового общественного сознания и/или направленное влияние на отдельные группы населения.
Выделяют два основных направления влияния СМИ на формирование общественного мнения:
1. Семантическое манипулирование, предполагающее тщательный отбор и специальную компоновку понятий, вызывающих либо позитивные, либо негативные ассоциации, что позволяет влиять на восприятие информации. Поскольку метод основан на определенных ассоциациях, он позволяет легко повлиять на человека в силу его привычек и убеждений.
2. Формирование стереотипов. Стереотипы формируются под воздействием двух факторов: бессознательной коллективной переработки и индивидуальной социокультурной среды, а также, безусловно, при целенаправленном идеологическом воздействии с помощью СМИ. С помощью стереотипов легко манипулировать сознанием человека, поскольку стереотип тесно связан с жизнедеятельностью общества в целом и конкретных групп людей в частности.
Таким
образом, общественное мнение во многом
определяет общественную жизнь и направляет
деятельность некоторых социальных институтов,
в том числе и деятельность СМИ. Однако,
так как СМИ стараются освещать значимые,
актуальные для общества проблемы и во
многом рассматривают их с точки зрения
общественного мнения, можно сделать вывод,
что не только общественное мнение может
определять деятельность СМИ, но и само
общественное мнение формируется под
воздействием различных факторов, в частности
СМИ, например, из-за распространения идеологии
и пропаганды.
Заключение
В условиях тотальной нестабильности системы, резкого политического противостояния все более серьезным фактором борьбы за власть, фактором политики становится и борьба за влияние на СМИ, своего рода «синдром четвертой власти», который перерастает в борьбу за моновлияние как на СМИ-систему, так и на отдельные средства массовой информации. Неудивительно, что при этом проблемы удовлетворения собственно информационных запросов общества уже (или вновь) не являются определявшими и преобладающими в деятельности СМИ и коммуникации.
В то же время для формирования общественного мнения, основанного на информации, адекватной происходящим событиям, важно существование не только разнообразных источников информации, но и условий доступа к ним. В Конституции Российской Федерации (ст. 29) закреплено право граждан искать, получать, передавать, производить и распространять информацию. Однако, как уже отмечалось выше, реальных и законодательно обеспеченных условий для реализации права на информацию, в частности доступа к информации граждан и их организаций, нет. Очевидно, что необходимы действия и властей, и общества, направленные на решение двуединой задачи: с одной стороны, укрепление гарантий свободы слова и свободы доступа к информации, с другой - укрепление гарантий, обеспечивающих защиту самого общества от злоупотреблений этими свободами.
В силу особенностей отечественного экономического и политического развития в России монополия на оперативное распространение информации по-прежнему принадлежит в основном телевидению и радио. Однако она уже не столь безусловна и не носит исключительного характера, как прежде. Многократное повышение стоимости жизни, введение платы за услуги, предоставляемые учреждениями культуры, постоянный рост подписных цен на газеты и журналы ведут к резкому падению уровня информированности, культурной активности населения. Основным каналом приобщения к информации и культурным ценностям для абсолютного большинства населения все больше становится телевизор.
Итак, можно констатировать:
Чтобы
формировать оптимальное
От того, какая форма собственности, какой строй, какая власть и в какие сроки сумеют это сделать, и будет зависеть роль информации в формировании социального настроения населения. Мы находимся на пороге нового этапа в информационном обеспечении населения. Причем, если не уделять внимание специфическим условиям жизни в России, то, несмотря на все сложности реализации этого этапа, он будет характеризоваться следующими особенностями:
Список литературы