Общественное мнение и СМИ

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 22:19, реферат

Описание работы

В современном обществе сознание каждого человека преломляется через систему общественного мнения. Общественное мнение заняло подобающую его природе нишу в социальной жизни и уже не претендует на роль института прямой демократии. При этом люди смело высказываются по самым острым и злободневным проблемам, проводятся многочисленные опросы общественного мнения, результаты которых публикуются в печати и транслируются по электронным средствам массовой информации.

Содержание

Введение………………………………………………………………....... 3
1. Представление об общественном мнении ……………........................ 5
1.1 История развития…………………………………………………….. 5
1.2Общее понятие………………………………………………………... 8
1.3Сущность, содержание общественного мнения……………….......... 10
1.4Механизм формирования общественного мнения………………….. 14
1.5Функции общественного мнения…………………………………...... 16
2. Представление о современных средствах массовой информации….. 18
2.1 Виды средств массовой информации……………………………….. 18
2.2 Функции СМИ………………………………………………………... 21
Заключение…………………………………………………………........... 23
Список литературы…………

Работа содержит 1 файл

Реферат.doc

— 114.50 Кб (Скачать)

      2.1.3 Интернет.

В последнее  десятилетие активно развивается  новый тип каналов информации – всемирная компьютерная сеть (Интернет). Компьютерные сети соединяют в себе возможности всех типов СМИ, правда, печатные тексты могут читаться лишь с монитора.  Также на многих сайтах невозможно увидеть полной структуры новостей, поскольку преобладают так называемые «горячие» темы, сенсации дня.  Сложно сказать, является ли Интернет средством массовой информации. Скорее всего пока не является, но ситуация развивается таким образом, что Интернет как источник информации становится более структурированным, подборка новостей начинает осуществляться менее хаотично, многие новости распространяются официальными источниками. В скором времени, вероятно, Интернет станет полноценным средством массовой информации.

      2.1.4 Телевидение как наиболее значимое и распространённое

средство  получения информации.

Телевидение сегодня - одно из самых массовых средств информации. Качество телевизионной информации - ее визуальность. Достоверность и предельная оперативность вызвали широкое применение телевидения в промышленности, в транспорте, в военном деле, в освоении космоса. С помощью маленького телеэкрана люди получают доступ к таким произведениям культуры, которые удалены от них не только в пространстве, но и во времени. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2 Функции СМИ 

      Функция (лат. functio "обязанность, назначение, характер деятельности, исполнение обязанностей"). Рассмотрение и анализ функций любой системы социальной деятельности – важнейший момент ее теории. Это связано с тем, что процессы, происходящие в каждой системе социальной деятельности, определяются, в конечном счете, тем, что она осуществляет определенную функцию в более широком целом. Вообще у СМИ огромное количество функций в совершенно разных сферах. Например, Е.П. Прохоров, считая журналистику полифункциональной системой, выделяет следующие шесть функций журналистики:

1.коммуникативную  - функцию общения, налаживания  контакта, которую автор называет исходной функцией журналистики;

2.непосредственно-организаторскую,  в которой наиболее наглядно  проявляется роль журналистики как "четвертой власти" в обществе;

3.идеологическую (социально-ориентирующую), связанную  со стремлением оказать глубокое влияние на мировоззренческие основы и ценностные ориентации аудитории, на самосознание людей, их идеалы и стремления, включая мотивацию поведенческих актов;

4.культурно-образовательную,  заключающуюся, по мнению автора, в том, чтобы, будучи одним из институтов культуры общества, участвовать в пропаганде и распространении в жизни общества высоких культурных ценностей, воспитывать людей на образцах общемировой культуры, тем самым способствуя всестороннему развитию человека;

5.рекламно-справочную, связанную с удовлетворением  утилитарных запросов в связи  с миром увлечений разных слоев аудитории (сад, огород, туризм, коллекционирование, шахматы и т.д. и т.п.)";

6.рекреативную (развлечения, снятия напряжения, получение удовольствия).

      Самое простое разделение функций можно встретить в современных исследованиях:

• гуманитарные функции СМИ - информирование, образование, развлечение и т.п.;

• политические функции СМИ - формирование массового общественного сознания и/или направленное влияние на отдельные группы населения.

      Выделяют  два основных направления влияния  СМИ на формирование общественного  мнения:

1. Семантическое манипулирование, предполагающее тщательный отбор и специальную компоновку понятий, вызывающих либо позитивные, либо негативные ассоциации, что позволяет влиять на восприятие информации. Поскольку метод основан на определенных ассоциациях, он позволяет легко повлиять на человека в силу его привычек и убеждений.

2. Формирование стереотипов. Стереотипы формируются под воздействием двух факторов: бессознательной коллективной переработки и индивидуальной социокультурной среды, а также, безусловно, при целенаправленном идеологическом воздействии с помощью СМИ. С помощью стереотипов легко манипулировать сознанием человека, поскольку стереотип тесно связан с жизнедеятельностью общества в целом и конкретных групп людей в частности.

Таким образом, общественное мнение во многом определяет общественную жизнь и направляет деятельность некоторых социальных институтов, в том числе и деятельность СМИ. Однако, так как СМИ стараются освещать значимые, актуальные для общества проблемы и во многом рассматривают их с точки зрения общественного мнения, можно сделать вывод, что не только общественное мнение может определять деятельность СМИ, но и само общественное мнение формируется под воздействием различных факторов, в частности СМИ, например, из-за распространения идеологии и пропаганды. 
 
 

Заключение

     В условиях тотальной нестабильности системы, резкого политического противостояния все более серьезным фактором борьбы за власть, фактором политики становится и борьба за влияние на СМИ, своего рода «синдром четвертой власти», который перерастает в борьбу за моновлияние как на СМИ-систему, так и на отдельные средства массовой информации. Неудивительно, что при этом проблемы удовлетворения собственно информационных запросов общества уже (или вновь) не являются определявшими и преобладающими в деятельности СМИ и коммуникации.

     В то же время для формирования общественного  мнения, основанного на информации, адекватной происходящим событиям, важно существование не только разнообразных источников информации, но и условий доступа к ним. В Конституции Российской Федерации (ст. 29) закреплено право граждан искать, получать, передавать, производить и распространять информацию. Однако, как уже отмечалось выше, реальных и законодательно обеспеченных условий для реализации права на информацию, в частности доступа к информации граждан и их организаций, нет. Очевидно, что необходимы действия и властей, и общества, направленные на решение двуединой задачи: с одной стороны, укрепление гарантий свободы слова и свободы доступа к информации, с другой - укрепление гарантий, обеспечивающих защиту самого общества от злоупотреблений этими свободами.

       В силу особенностей отечественного экономического и политического развития в России монополия на оперативное распространение информации по-прежнему принадлежит в основном телевидению и радио. Однако она уже не столь безусловна и не носит исключительного характера, как прежде. Многократное повышение стоимости жизни, введение платы за услуги, предоставляемые учреждениями культуры, постоянный рост подписных цен на газеты и журналы ведут к резкому падению уровня информированности, культурной активности населения. Основным каналом приобщения к информации и культурным ценностям для абсолютного большинства населения все больше становится телевизор.

Итак, можно  констатировать:

  • во-первых, в России отсутствует действенный законодательный механизм, препятствующий монополизации СМИ и превращению их в бесконтрольный со стороны общества инструмент обслуживания политических либо экономических интересов отдельных коммерческих и политических структур;
  • во-вторых, отсутствует механизм обеспечения прав граждан на информацию, свободный доступ к ней.

Чтобы формировать оптимальное общественное настроение населения, потребуется:                                                                                                                                                                                           

  • вернуть доверие к источникам и к самой информации;
  • создать независимые, подчиненные только «Закону о СМИ»;
  • разработать основы новой информационной политики.

От того, какая форма собственности, какой  строй, какая власть и в какие  сроки сумеют это сделать, и будет  зависеть роль информации в формировании социального настроения населения. Мы находимся на пороге нового этапа в информационном обеспечении населения. Причем, если не уделять внимание специфическим условиям жизни в России, то, несмотря на все сложности реализации этого этапа, он будет характеризоваться следующими особенностями:

  • постоянное обновление средств механизации и автоматизации производства,
  • развитие массовых коммуникаций, увеличение скорости транспорта и связи предъявляют новые повышенные требования к сознанию вообще и психике человека в частности, который должен постоянно адаптировать себя в условиях частой смены ситуации, в самые сжатые сроки успевать осмысливать огромный поток разнородной информации и принимать незамедлительные и вместе с тем нравственно обоснованные решения
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы


Информация о работе Общественное мнение и СМИ