Общественное мнение и СМИ

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 22:19, реферат

Описание работы

В современном обществе сознание каждого человека преломляется через систему общественного мнения. Общественное мнение заняло подобающую его природе нишу в социальной жизни и уже не претендует на роль института прямой демократии. При этом люди смело высказываются по самым острым и злободневным проблемам, проводятся многочисленные опросы общественного мнения, результаты которых публикуются в печати и транслируются по электронным средствам массовой информации.

Содержание

Введение………………………………………………………………....... 3
1. Представление об общественном мнении ……………........................ 5
1.1 История развития…………………………………………………….. 5
1.2Общее понятие………………………………………………………... 8
1.3Сущность, содержание общественного мнения……………….......... 10
1.4Механизм формирования общественного мнения………………….. 14
1.5Функции общественного мнения…………………………………...... 16
2. Представление о современных средствах массовой информации….. 18
2.1 Виды средств массовой информации……………………………….. 18
2.2 Функции СМИ………………………………………………………... 21
Заключение…………………………………………………………........... 23
Список литературы…………

Работа содержит 1 файл

Реферат.doc

— 114.50 Кб (Скачать)

      Итак, не любое групповое, коллективное мнение становится или является общественным, а лишь то, что соответствует критериям: социальный интерес, дискуссионность, компетентность.

Актуальность  как существенный признак объекта  общественного мнения означает, что общественный интерес всегда прикован к жизненно важным проблемам, имеющим принципиальное значение для судеб общества. И если индивидуальный интерес может быть связан как с настоящим, так и с прошлым, общественный интерес всегда связан с явлениями, имеющими значение именно сегодня, прямо относящимися к «злобе дня». Существенным признаком объекта общественного мнения является его дискуссионность. Это связано со спецификой мнения как особого типа суждения, внешними признаками которого является возможность подстановки слов: я думаю, кажется, можно было бы. Исходя из этого, мнениями не являются:

   1) высказывания, которые передают непосредственные чувства, настроения, желания;

   2) высказывания, в которых человек  фиксирует результаты своего  непосредственного восприятия действительности, констатирует очевидные факты;

   3) доказанные истины, религиозные  догматы и тому подобные высказывания.

Третий  критерий объекта общественного  мнения - компетентность. Различают органическую и неорганическую некомпетентность.

   Органическая некомпетентность  связана с тем, что все члены  общества не могут располагать соответствующим объемом и уровнем знания о предмете, а также соответствующими специфически научными средствами его анализа. Такое положение не является ущербным для общественного мнения. Оно складывается в основном на уровне обыденного знания и включает в себя его элементы, хотя, конечно, в нем есть элементы научного знания. И даже если бы общественное мнение в идеале включало в себя только научное знание всегда, при существующей специализации оно не могло быть компетентным по всем вопросам.

   Неорганическая некомпетентность. С ней мы сталкиваемся тогда, когда речь идет об объектах, не требующих для своего освоения научных знаний (мораль, некоторые стороны политики, экономики). Тем не менее, в опросах всегда встречается группа населения, которая в ответ на те или иные вопросы пишет: не знаю, не думал об этом, не слышал об этом. Такая неосведомленность связана с условиями общественной жизни, когда в обществе не развита демократия, когда не предоставляется информация по поводу совершающихся в нем процессов.

      Субъектом общественного мнения могут быть лишь устойчивые структурные элементы общества. Ими в первую очередь являются общности, а также общественные организации. Общности - это такие объединения, вне которых люди не мыслят своего существования. Сюда можно отнести такие     общности,    как   семья,   территориальные     общности     («землячества»), профессиональные объединения (трудовые ассоциации, коллективы), этнические объединения (нации и т. п.), наконец, гражданское общество. Каждый человек является членом этих общностей, которые ему заданы его социальной сущностью. Он не может не быть членом какой-то семьи (как ребенок или как родитель), не проживать в каких-то поселениях (городах, селах), не трудиться вне трудовых объединений (коллективов), не владеть каким-то языком, а также не быть носителем какой-то культуры, не быть

гражданином какого-то государства. Общности - это контактные объединения личностей, т. е. между ними происходит разного рода общение: устное (в небольших общностях), через средства массовых коммуникаций (в больших общностях). У них имеются общие цели (в каждой общности свои), имеются лидеры и механизмы поддержания своей целостности. Общности, как правило, существуют длительное время: чем больше численность общности, тем больше ее "возраст".

    Субъектом вырабатываемых массовых явлений в жизни общества могут считаться также общественные организации. Это добровольные (в отличие от общностей) объединения людей на основании общих интересов, идей, потребностей, без удовлетворения которых нормальная жизнь в обществе невозможна. Общественные организации - контактное образование. Это значит, что они (в отличие от классов, прослоек и т. п.) предполагают общение между своими членами, которые обсуждают интересующие их вопросы, выбирают структурные элементы для функционирования организации и достижения поставленных целей. Их деятельность определяется программами и уставами, члены их платят взносы. Благодаря общению и обмену мнениями, общим интересам, взглядам, потребностям и всему прочему в общественных организациях тоже вырабатывается общественное мнение, которое выполняет те же функции, что и в общностях.

    Таким образом, субъектами общественного  мнения являются общности и

общественные  организации, как устойчивые структурообразующие  элементы общества.

      Общественное  мнение не может существовать вне  системы экономических, социально-политических, идейно-нравственных отношений. Оценочные  суждения, содержащиеся в этом феномене, имеют социальный характер. Еще Г.В. Плеханов в «Очерках по истории материализма» писал, что «общественное мнение» имеет свои корни в социальной среде и в конечном счете в экономических отношениях. 
 
 
 
 
 

1.4 Механизм формирования общественного мнения 

      Процесс формирования общественного мнения является сложным и во многом определяется следующими условиями:

  • общественное мнение формируется там и тогда, когда на обсуждение народа выносится, ставится проблема, имеющая важное практическое значение, т. е. проблема (вопрос), которая затрагивает социальные интересы людей (экономической, социальной, политической, духовной жизни);
  • общественное мнение чаще всего касается вопросов, связанных с политикой, правом, моралью или искусством, где больше спорного и затрагивающего наши интересы. Предметом рассмотрения общественности чаще всего выступают те формы общественного сознания, те вопросы, которые предполагают различия в оценках, характеристиках, т. е. заключают в себе момент дискуссионности;
  • общественное мнение формируется на уровне компетентности. Если человек незнаком с каким-либо обсуждаемым вопросом, то на просьбу высказать мнение чаще всего отвечает: «Я не знаю». Но возможен и такой вариант, когда человеку просто не хватает знаний для спора, обсуждения вопроса.

Выделяют  следующие этапы механизма формирования общественного мнения:

1. Восприятие реформации (объективной, субъективной, тенденциозной и т.д.) на уровне отдельных людей.

2. Выводы  и оценки индивидуума на основе  имеющихся знаний, опыта, умения  анализировать, уровня информированности.

3. Обмен  имеющейся информацией, выводами, дискуссии с другими людьми

4. На  этой основе, формирование определенного  мнения небольшой группы людей.

5. Обмен  между небольшими группами и  формирование мнения социального  слоя.

6. Возникновение  общенародного мнения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1.   Функции общественного мнения
 

      Функции общественного мнения различаются  в зависимости от характера взаимодействия мнения тех или иных социальных институтов или отдельных лиц в первую очередь от характера влияния, воздействия первого на вторых, от содержания высказываемого мнения, от его формы. Для общественного мнения характерны следующие функции: экспрессивная (в более узком смысле контрольная); консультативная; директивная.

      Экспрессивная функция - самая широкая по своему значению. Общественное мнение всегда занимает определенную позицию по отношению к любым фактам и событиям в жизни общества, действиям различных институтов, лидеров государства. Эта особенность придает данному феномену характер силы, стоящей над институтами власти, оценивающей и контролирующей деятельность институтов и лидеров партий, государства. Таким образом, объективным содержанием деятельности общественного мнения государственные институты, их лидеры ставятся в положение контролируемых. Обладая только одной моральной властью, общественное мнение бывает весьма эффективно по своим результатам. Этот эффект будет безусловно выше, если он подкрепляется разнообразными формами контроля со стороны трудящихся.

      Вторая  функция - консультативная. Общественное мнение дает советы относительно способов разрешения тех или иных социальных, экономических, политических, идеологических, межгосударственных проблем. Это мнение будет справедливым, если, конечно, институты власти заинтересованы в таких ответах. Прислушиваясь к этим советам, «руководящие лидеры», группы, кланы вынуждены корректировать решения, методы управления.

      И, наконец, директивная функция общественного мнения проявляется в том, что общественность выносит решения по тем или иным проблемам социальной жизни, имеющие императивный характер, например, волеизъявление народа во время выборов, референдумов. Народ в данных случаях не только дает мандат доверия тому или иному лидеру, но и высказывает свое мнение. Императивные высказывания занимают в политике весьма значительное место. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Представление о  современных средствах  массовой информации

2.1 Виды средств массовой  информации 

      Большую роль в процессе формирования общественного мнения играют средства массовой информации, выполняют многообразные функции: информирование населения о событиях, происходящих в стране и мире; образование и социализация; реклама в различных её ипостасях. СМИ оказывают влияние почти на все сферы и институты общества, включая политику, здравоохранение, образование, религию; являются важнейшими инструментами реализации политического процесса.

      В том числе основной политической функцией СМИ является и формирование массового общественного сознания и направленное влияние на отдельные группы населения. Они воздействуют на общественное мнение,

формируют определённую идеологию в массах, привлекают к политическим идеям  различные группы лиц. Особенно сильно процесс влияния на общественное мнение происходит во время политических выборов, когда

внедряются  установки, стереотипы, навязываются свои цели и человек побуждается к определенному действию. Таким образом, благодаря СМИ формируется общественное мнение - состояние массового сознания, заключающее в себе скрытое или явное отношение различных социальных общностей к проблемам, событиям действительности (С. Г. Корконосенко, 1995).

      СМИ представляют собой учреждения, созданные  для открытой, публичной передачи с помощью специального технического инструментария различных сведений любым лицам – это относительно самостоятельная система, характеризующаяся множественностью составляющих элементов: содержанием, свойствами, формами, методами и определенными уровнями организации (в стране, в регионе, на производстве). Отличительные черты СМИ – это публичность, т. е. неограниченный круг пользователей; наличие специальных технических приборов, аппаратуры; непостоянный объем аудитории, меняющейся в зависимости от проявленного интереса к той или иной передаче, сообщению или статье. 

      2.1.1 Печать.

Печать (газеты, еженедельники, журналы, альманахи, книги) приобрела особое место в системе СМИ. Печатная продукция воспринимается читателем-зрителем без помощи каких-либо дополнительных средств. Во-первых, имеется возможность быстрого, обзорного ознакомления со всем «репертуаром» сообщений, включенных в номер или книгу. Во-вторых, можно пользоваться возможностями «отложенного чтения» - после первичного ознакомления оставить материал для внимательного и подробного прочтения в удобное время и в подходящем месте. Однако, у печати есть свойства, по которым она проигрывает другим средствам коммуникации. Если телевидение и особенно радио способны передавать информацию практически непрерывно и в высшей степени оперативно, то печать самой технологией обречена на дискретность выпуска номеров и книг.

      2.1.2 Радио. 

Радиосвязь  позволяет мгновенно передавать информацию на неограниченные расстояния, причем получение сигнала происходит в момент передачи. Однако, радиовещание в определенном смысле принудительно- передачу можно слушать лишь в то время когда она идёт в эфир, притом в том же порядке, темпе и ритме, которые заданы в студии. Поэтому невозможно отложить прослушивание в  удобное время, делать это быстрее или медленнее, в избранном порядке.

Информация о работе Общественное мнение и СМИ