Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 17:20, курсовая работа
Выполняя функцию планирования, руководители принимают решение о том, какими должны быть цели организации и что должны делать ее члены, чтобы достичь этих целей. По сути, это подготовка сегодня к завтрашнему дню, определение того, что требуется и как этого добиться.
Актуальность темы данной курсовой работы обусловлена тем, что социальное планирование и прогнозирование является основой для эффективного социально-экономического развития любого региона, инструментом формирования и реализации стратегических целей социально-экономического развития территориального образования.
Введение 3
1 ФОРМАЛИЗОВАННЫЕ МЕТОДЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ 4
1.1 Сущность методов экстраполяции 4
1.2 Методы моделирования 9
2 ИНТУИТИВНЫЕ МЕТОДЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ 14
2.1 Сущность интуитивных методов 14
2.2 Методы индивидуальных экспертных оценок 16
2.3 Методы коллективных экспертных оценок 19
Заключение……………………………………………………………………….25
Список использованных источников 26
Организация процедуры экспертной оценки включает несколько этапов: формирование репрезентативной экспертной группы; подготовку и проведение экспертизы; статистическую обработку полученных результатов опроса
Методы индивидуальных экспертных оценок базируются на использовании в качестве источника информации мнения одного человека. К данной группе относятся: метод интервью, метод анкетного опроса, аналитический метод, метод написания прогнозного сценария.
Метод интервью. Основная особенность данного метода заключается в том, что исследователь (опрашивающий) и эксперт находятся в непосредственном контакте. Необходимая информация извлекается в ходе беседы. Направление беседы задает опрашивающей по заранее составленным вопросам относительно перспектив развития прогнозируемого объекта. Ему принадлежит ведущая роль в проведении беседы. Эксперт выступает в роли источника прогнозной информации.
Есть три основные формы проведения интервью: свободная беседа; интервью по типу вопрос-ответ; интервью в форме перекрестного допроса (последняя форма интервью осуществляется с привлечением нескольких интервьюеров, как правило двух. Они стремятся получить максимум информации по проблеме, одновременно проверяя ее на непротиворечивость).
Достоинство метода интервью
заключается в том, что
«Идеальный» интервьюер должен
иметь здоровый вид, быть
Метод анкетного опроса. Для получения информации эксперту предлагается для заполнения анкета, содержащая набор вопросов, каждый из которых логически связан с центральной задачей исследования. Анкета заполняется экспертами самостоятельно, поэтому все вопросы должны быть сформулированы предельно ясно и однозначно.
В
зависимости от целей исследования
при составлении анкет
Достоинство открытых вопросов – возможность обнаружить с помощью эксперта новые, оригинальные варианты решения проблемы, а их недостаткок – трудоемкость анализа ответов, так как возможен широкий диапазон ответов и трудно сформулировать общегрупповое мнение.
Таким образом, использование
анкет с вопросами закрытого
типа обосновано, когда необходимо
получить согласованную
Анкетирование может быть очным и заочным. Плюсы заочного анкетирования – возможность привлечения экспертов, живущих в разных городах, меньшая нагрузка на организаторов. Минусы - возможное неправильное истолкование вопросов, затяжки с ответами. Минус очного анкетирования - влияние организаторов на эксперта.
Аналитический метод предполагает проведение экспертом логического анализа какой-либо прогнозной ситуации, и его результатом является аналитическая докладная записка. Он предполагает самостоятельную работу эксперта над анализом тенденций, состояния и путей развития прогнозируемого объекта.
Метод написания прогнозного сценария основан на определении логики развития экономического процесса во времени при различных условиях. В сценарии указывается генеральная цель развития объекта прогнозирования, выявляются основные факторы (и положительные, и негативные), влияющие на развитие объекта, формулируются критерии для оценки различных процессов, связанных с развитием объекта прогнозирования. Ценность сценария тем выше, чем меньше степень неопределенности, т.е. чем больше степень согласованности мнений экспертов об осуществимости событий, развитии процесса.
Таким
образом, методы индивидуальных экспертных
оценок базируются на возможности максимального
использования индивидуальных способностей
экспертов и минимизации
Методы коллективных экспертных оценок включают: метод коллективной генерации идей, метод Дельфи, метод экспертных комиссий и др.
Метод коллективной генерации идей («мозговой атаки», «мозгового штурма») представляет собой способ получения прогнозных оценок в ходе совместного обсуждения как результата коллективного творчества людей. Он включает два элемента: выявление вероятностных вариантов развития объекта прогнозирования и их оценку.
Следует выделить шесть главных правил проведения «мозговой атаки».
1. Запрещается всякая критика
предлагаемых идей на
2. Время одного выступления
3. Допустимы многократные
4. Приоритет выступления имеет
эксперт, развивающий мысль
5. Обязательная фиксация всех высказанных идей.
6. Оценка идей, выдвинутых на предыдущих этапах.
Метода «мозговой атаки» реализуется шесть этапов:
1 этап - формирование группы
2 этап - составление проблемной
3
этап – генерация идей или
непосредственно опрос
4
этап - систематизация идей, высказанных
на третьем этапе.
5
этап - деструирование (разрушение, критика)
систематизированных идей. На этом
этапе состав экспертов
6
этап – оценка критических
замечаний и составление
Достоинствами
этого метода являются возможность
получения результата за короткий промежуток
времени и возможность
Метод Дельфи - один из наиболее распространенных интуитивных методов прогнозирования. Он был разработан в 1963 г. американской корпорацией «Рэнд» и использован впервые для построения прогноза числа изобретений в различных отраслях науки к 2010 г. В России он начал применятся с 70-х годов.
Метод Дельфи позволяет обобщить мнения экспертов и сформулировать единое групповое мнение. Оценка будущего развития получается в форме ответов на вопросы, задаваемые участникам по несколько раз.
Этот метод имеет три особенности: а) анонимность экспертов, т.е. участники не знакомы, а если знакомы, то не знают, что они участники; б) многотуровая процедура опроса экспертов посредством их анкетирования; в) использование результатов предыдущего тура.
В результате обработки анкет экспертов организаторами формулируется коллективное мнение. Эта информация сообщается экспертам, их просят переосмыслить свои высказывания и в случае несогласия объяснить причины этого. Данная процедура повторяется 3-4 раза, в результате чего организаторы добиваются сужения диапазона экспертных заключений. Статистическая характеристика группового ответа заключается в том, что организаторы составляют прогноз, содержащий точку зрения большинства экспертов.
Американская практика показала, что организация и процедура проведения прогнозов с помощью МД обходится инициаторам в 50% случаев до 5000 долларов, известны случаи и до 100000 долларов. Общее время реализации процедуры составило в 75% случае от 6 до 8 месяцев.
Этапы (туры) метода Дельфи.
1)
определяется коллектив
2)
после сбора и получения анкет
выделяются те варианты, за которые
высказалось большинство.
3)
все участники получают
4) организаторы собирают анкеты
и обрабатывают их. Экспертам
вновь выдаются анкеты с тем
же вопросом по форме 3-го
тура. Задача организаторов - добиться
сужения диапазона
Данный
метод имеет следующие
Информация о работе Общая характеристика методов прогнозирования