Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 17:20, курсовая работа
Выполняя функцию планирования, руководители принимают решение о том, какими должны быть цели организации и что должны делать ее члены, чтобы достичь этих целей. По сути, это подготовка сегодня к завтрашнему дню, определение того, что требуется и как этого добиться.
Актуальность темы данной курсовой работы обусловлена тем, что социальное планирование и прогнозирование является основой для эффективного социально-экономического развития любого региона, инструментом формирования и реализации стратегических целей социально-экономического развития территориального образования.
Введение 3
1 ФОРМАЛИЗОВАННЫЕ МЕТОДЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ 4
1.1 Сущность методов экстраполяции 4
1.2 Методы моделирования 9
2 ИНТУИТИВНЫЕ МЕТОДЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ 14
2.1 Сущность интуитивных методов 14
2.2 Методы индивидуальных экспертных оценок 16
2.3 Методы коллективных экспертных оценок 19
Заключение……………………………………………………………………….25
Список использованных источников 26
В группе методов информационного моделирования рассмотрим два вида: патентный и публикационный.
Патентный метод – это опережающий метод прогнозирования, позволяющий рассчитать момент внедрения в практику изобретений по динамике даты их патентования и даты внедрения.
Для того чтобы построить
1)
дату патентования изобретения;
2)
дату внедрения изобретения в
производство или в любую
3)
разрыв во времени между
Публикационный метод аналогичен и базируется на оценке взаимосвязи между датой опубликования информации о каком-либо достижении НТП и датой внедрения его на практике.
В основу применения методов информационного моделирования положены следующие два допущения:
1) существует связь между
2) научно-техническая информация
на некоторый интервал времени
опережает внедрение
Основными
источниками информации, используемой
в опережающих методах
1) патентная документация (патенты, свидетельства);
2)
патентно-ассоциируемая
3)
публикации в периодической
Ретроспективная обработка названных источников информации позволяет проанализировать динамику патентования и опубликования. В результате анализа исследователи решают две задачи: 1) определяют возможную дату внедрения технического решения в производство; 2) оценивают перспективу различных направлений науки и техники.
В
настоящее время данные методы широко
используются при экономических
прогнозах. С их помощью исследователи-
Методы логического моделирования. К данной группе методов прежде всего относятся методы прогнозирования по аналогии и метод «дерево целей».
Методы прогнозирования по аналогии приемлемы в том случае, когда появление одного события сопровождается появлением другого и эта взаимосвязь носит устойчивый характер - характер закономерности. В группе прогнозирования по аналогии рассмотрим два метода: 1) математической аналогии; 2) исторической аналогии.
Метод математической аналогии основан на установлении аналогии математических описаний различных по природе объектов (например, закона гравитации и торгового тяготения городов). Для математического описания и прогнозирования менее изученного явления (торгового тяготения) используется математическое описание более изученного явления (гравитации).
Метод исторической аналогии – это метод прогнозирования, основанный на выявлении и использовании аналогии объекта прогнозирования с одинаковым по природе объектом, опережающим объект прогнозирования в своем развитии.
Применяя
метод исторической аналогии в прогнозировании,
следует иметь в виду, что этот
метод не основан на неизбежности
и необходимости полного
Применение аналогии в прогнозировании связано со следующими трудностями: часто сложно отличить истинную причину от мнимой, что ведет к ошибкам; для повышения точности прогнозов необходимо обеспечить представительность выборки (наблюдений), достаточно полно отражающей совокупность всех возможных ситуаций, которые могут иметь место в будущем. Прогнозирование по аналогии обычно применяется в сочетании с другими методами (экспертных оценок).
Метод «дерево целей» используется для прогнозирования сложных экономических процессов, систем, в которых возможно выделение многих структурных или иерархических уровней.
Процедура построения «дерева целей» представляет собой формулировку генеральной цели прогноза с последующим разбиением ее на ряд подцелей 1-го уровня, который является результатом реализации подцелей 2-го уровня, и т.д. При этом разбиение генеральной цели происходит как бы из будущего в настоящее с установлением промежуточных событий и фиксацией причинно-следственных связей между ними.
Метод «дерева целей» используется при анализе систем, объектов, процессов, в которых можно выделить несколько структурных или иерархических уровней. “Дерево целей” строится путем последовательного выделения все более мелких компонентов на понижающихся уровнях. На рисунке показано, что каждая ветвь на каждом уровне разделяется на два ответвления следующего, более низкого уровня.
Рис. 2 Дерево целей
Точка разветвления называется вершиной. Из каждой вершины должны исходить не менее двух ветвей, причем число этих ветвей не ограничено сверху, то есть на верхнем уровне их может быть три, пять и более.
В построении «дерева целей» необходимо отметить три условия:
1) исходящие из одной вершины ветви должны образовывать замкнутое множество;
2) ветви, исходящие из одной вершины, должны быть взаимно исключающими, то есть не должно быть частичного совпадения объектов, представленных двумя различными ветвями, исходящими из одной вершины;
3) «дерево целей», используемое при нормативном прогнозировании, следует считать совокупностью целей и подцелей.
«Дерево
целей» формируется с помощью
экспертов, причем при переходе от уровня
к уровню состав экспертов меняется.
При приближении к более
Этапы построения «Дерева целей»: 1) формулировка генеральной цели прогноза; 2) формулировка перечня подцелей различных уровней; 3) непосредственно построение «дерева целей»; 4) установление коэффициентов относительной важности различных узловых моментов «дерева целей» (с помощью экспертов); 5) разработка конкретных мероприятий по реализации поставленных целей прогноза; 6) выбор наиболее оптимальных мероприятий; 7) определение состава и объема ресурсов, необходимых для реализации выбранных мероприятий.
В практике прогнозирования нередки случаи, когда количественная информация об объекте либо отсутствует, либо носит ограниченный характер. В этих условиях применение формализованных методов затруднено, им на смену приходят интуитивные методы или экспертные оценки.
Слово «эксперт» - латинского происхождения и означает опытный, сведущий. Интуитивные методы в отличие от формализованных появились очень давно. Один из наиболее распространенных интуитивных методов - метод Дельфи - получил свое название по названию города Дельфы, который прославился своими мудрецами и предсказателями, жившими в нем еще до нашей эры. Формализованные методы разработаны и нашли свое применение лишь в ХХ веке.
На способность эксперта
При отборе экспертов, как правило, необходимо руководствоваться следующими основными критериями:
1) степень компетентности эксперта. При ее оценке следует учитывать должностное положение эксперта, ученое звание, количество опубликованных работ, количество ссылок на эти работы;
2) стаж работ эксперта в области,
3) устойчивость взглядов
4) способность к нелинейному
Из всего разнообразия методов отбора экспертов можно выделить:
а) документальный метод - предусматривает подбор экспертов с учетом их научных знаний, стажа работы, возраста, количества публикаций и ссылок на них, т.е. изучается вся документально подтверждаемая информация о кандидате в эксперты;
б) экспериментальный метод - заключается в проверке эффективности работы эксперта в прошлом;
в) метод самооценки – эксперту предлагается самостоятельно оценить свою компетентность в области объекта прогнозирования;
г) методы голосования (имеют несколько разновидностей: прием исключения, попарное сравнение кандидатов, метод «приятелей»).
Прием исключения. Несколько специально
подобранных выборщиков (специалистов)
составляют предварительный
Попарное сравнение кандидатов.
Из предварительного списка
Метод «приятелей» предполагает отбор экспертов из числа знакомых. Эксперты-выборщики предлагают свои кандидатуры, дальше эти кандидаты предлагают свои кандидатуры - нарастание числа потенциальных кандидатов происходит по принципу «снежного кома».
Интуитивные методы прогнозирования делятся на индивидуальные и коллективные экспертные оценки. Причем индивидуальные экспертные оценки основаны на обобщении мнений отдельных экспертов, выраженных независимо друг от друга. К ним относятся: метод интервью, метод анкетного опроса, аналитический метод, метод написания сценария. Коллективные экспертные оценки базируются на получении объединенной оценки от всей группы специалистов-экспертов, выработанной при непосредственном контакте. К таким методам относятся метод Дельфи, метод «мозговой атаки», метод экспертных комиссий.
Информация о работе Общая характеристика методов прогнозирования