Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2011 в 15:14, реферат
Образование представляет собой социальную подсистему, имеющую свою структуру. В качестве ее основных элементов можно выделить учебно-воспитательные учреждения как социальные организации, социальные общности (педагоги и учащиеся), учебный процесс кок вид социокультурной деятельности.
Образование как социальный институт…………………………………..2
Социальные функции системы образования…………………………....4
Функции образования в производственно-экономической сфере…….5
Функции образования в сфере культуры…………………………….. 7
Функции образования в социально-политической сфере……………..7
На
сознание и поведение молодых людей большое
влияние оказывает механизм управления
учебным заведением. Строгое соблюдение
норм и принципов демократии, законности,
справедливости, гласности еще в годы
учения становится для них своеобразным
эталоном, с которым они в дальнейшем сверяют
свой жизненный путь.
Однако
стиль работы директора (ректора), педагогических
и ученых советов, классных руководителей,
наставников далеко не всегда содействует
развитию и закреплению позитивного
социального опыта молодежи, недостаточно
противостоит проявлениям нигилизма,
индифферентности, равнодушия к общественным
делам, равно как и демагогии, анархическим
действиям.
Велика
роль и различных форм связи учащихся
со своими сверстниками в зарубежных
странах. Встречи на международных
конференциях, переписка, туристские поездки
способствуют формированию у молодежи
солидарности, приобретению навыков гражданского
общения, невзирая на имеющиеся различия.
Рост
национального самосознания с большой
остротой ставит вопрос формирования
у молодежи правильных ориентиров в
такой важной сфере, как межэтническое
общение. Отсутствие активного противостояния
любым проявлениям национализма и шовинизма,
национальной ограниченности, высокомерия
и чванства, недооценка воспитательной
работы делают некоторые группы молодежи
доступным объектом националистической
пропаганды. Более того, национальный
экстремизм в основном паразитирует на
искренних заблуждениях молодых людей.
Система
образования еще плохо
Совершенствование
народного образования немыслимо без
измерения той ситуации, в которой находится
учительство, значительная часть педагогического
корпуса.
Если
придерживаться формальных критериев
— наличия специального образования,
стажа работы и т.п., то большинство
педагогов отвечают своему назначению.
Но если оценивать их деятельность по
существу, надо признать, что многие из
них отстали от требований времени.
Основная
группа педагогов — женщины, Хотя
давно стало очевидным, что в
воспитании мальчиков, юношей (да и
девочек) школа испытывает острую нехватку
«мужского влияния». Хотя за последнее
время существенно повышена зарплата
учителей, средние размеры заработка у
работников народного образования все
еще намного ниже, чем у рабочих и инженерно-технических
работников промышленности и строительства,
да и в сравнении со средней заработной
платой в стране.
Как
показали специальные обследования
сельских учителей, большинство из
них в материально-бытовом
Многие
педагоги слабо представляют себе процессы,
происходящие в обществе, и в частности
в молодежной среде. Поэтому их работа
идет без должного «прицела». Не избавлены
они от нравственного падения, перерождения:
отдельных педагогов, руководителей учебных
заведений уличают в поборах с учащихся
и их родителей, в различных незаконных
махинациях, пьянстве.
Формирование
педагогических кадров связано со спецификой
их труда. Оно органически не приемлет
ущемления их прав и авторитета,
не терпит и отвергает барски высокомерное
отношение к ним. Упорядочение режима
труда и отдыха педагогов — тоже необходимая
предпосылка их гражданского и профессионального
роста. Улучшения требуют жилищно-бытовые
условия преподавателей. Несмотря на предоставленные
им льготы, обеспечение их жильем, медицинской
помощью, новой литературой остается открытым
вопросом.
И
если в заключение этой темы упомянуть
некоторые проблемы материально-технического
и финансового обеспечения, то можно
утверждать, что господство остаточного
принципа свело на нет всякие возможности
сделать действенный рывок в качественно
новом подходе к нуждам народного образования.
Очевидно, что в ситуации, когда финансирование
народного образования отстало в несколько
десятков раз от финансирования в индустриально
развитых странах, надо решительно менять
позиции. Школа серьезно отстает в насыщенности
оборудованием, компьютерной техникой,
материалами и тем самым ставит своих
воспитанников в положение, когда они
не могут выступать полноценными участниками
соревнования на информационном поле.
Одна
из функций народного образования — стимулирование
самообразования, самоподготовки, постоянной
жажды знаний. Самообразование, самостоятельное
приобретение знаний и навыков отнюдь
не исчерпывается школьной системой. Конечно,
школа может и должна давать человеку
навыки самостоятельной работы с книгой,
документом и т.п. Но самообразование строится
на базе общего и профессионального образования,
а не взамен его. Новые технические и информационные
возможности учебного телевидения, кассетной
видеотехники, персональных компьютеров,
дистанционного обучения предстоит еще
широко использовать для нужд самообразования.
Судьба новых поколений все больше определяется
общей культурой человека: развитостью
логического мышления, языковой, математической,
компьютерной грамотностью.
Актуальным
продолжает оставаться соединение обучения
с производительным трудом. Благодаря
этому не только приобретаются трудовые
навыки, привычка к труду, открываются
возможности применения в трудовой
деятельности знаний основ наук, но
и осознается общественная значимость
производительного труда. Вне такого осознания
выполнение учащимися трудовых функций
оказывается, по словам А. С. Макаренко,
«педагогически нейтральным». Люди трудились
и трудятся во все времена, но только тогда,
когда труд приобретает новое общественное
качество, он становится одним из мощных
факторов формирования духовного богатства
личности.
В
условиях рыночных отношений возрастает
роль непосредственного участия
старшеклассников, учащихся ПТУ, студентов
в решении конкретных научно-производственных
задач. Опыт многих школ свидетельствует,
например, о плодотворных результатах
участия подростков в опытно-экспериментальном
производстве (особенно в сельском хозяйстве),
проверке новых технологий, материалов,
приемов труда и т.п. В средних специальных
и высших учебных заведениях поощряется
участие молодежи в научно-исследовательской
и проектно-конструкторской работе, в
выполнении договоров с предприятиями.
В
последнее время общественность
совместно с работниками
В
этой связи хотелось бы напомнить
некоторые факты из истории. Первые
школьные кооперативы появились
в России в 1910—1912 годах. Именно в 1912
году Всероссийская выставка рассказала
о кооперативах из Киева и Могилева.
Революция детскую кооперацию не
отменила. В 1924 году, по данным Центросоюза,
действовало более 1,5 тыс. ребячьих ассоциаций,
более 50 тыс. мальчишек и девчонок равнялись
в своей работе на взрослых. В 1925 году в
некоторых областях детские кооперативы
объединяли по 10—11% школьников.
Цели
тогдашней кооперации были в основном,
что называется, «снабженческими»: обеспечить
ребят учебной литературой, дешевыми тетрадями
и ручками. Причем иногда удавалось снизить
цену учебника сразу наполовину. Дети
бедняков вообще получали их бесплатно.
Мало того, в больших кооперативах продавали
ребятам горячие завтраки, булки, чай,
создавали буфеты и столовые. Стоит отметить,
что сегодня отнюдь не все школы этим могут
похвастаться.
В
целом существующая система образования,
ее многообразные звенья представляют
собой весьма противоречивую картину,
в которой позитивные сдвиги еще нередко
перемежаются с негативными или неопределенными
тенденциями.
По-прежнему
остро стоит вопрос о концепции
народного образования, его дальнейшем
функционировании. Основной упор делается
на содержание образования, на активные
способы ввода ребенка в мир как единое
целое. Во главу угла ставятся не отдельные
школьные предметы, не количество часов
на те или иные дисциплины и даже не объем
информации, а поиск новых способов организации
образования, при которых в сознании ребенка
установилось бы как можно больше прямых,
личностных связей с мировоззрением. Именно
в этом подлинное богатство, целостность
и единство личности, залог ее истинной
свободы. И напротив, чтобы управлять человеком,
манипулировать им, необходимо расчленить
это единство, разорвать его и противопоставить
личное — общественному, политическое
— нравственному, профессиональное —
человеческому. Это с успехом делала авторитарная
школа, меняя эти части местами, сталкивая
их и устанавливая произвольно их приоритет.
Преодоление
инерции общественного сознания
в оценке образования, возникающих
в нем «перекосов» — дело непростое.
Успех здесь определяется прежде
всего сдвигами в социально-экономических
условиях общества. Но воспитательные
усилия школы могут дать значительный
опережающий эффект, если в пропаганде
профессий, их общественной значимости
социальный идеал органически увязывается
с интересами людей, социальных и демографических
групп населения, если школа работает
в этом направлении в тесном контакте
с родителями, с общественными организациями.
Понятно,
что поиск наиболее рациональных
путей обновления всех ступеней народного
образования потребует от социологии
еще больших усилий по всестороннему
анализу реального положения, определения
тенденций его развития, а также участия
в решении назревших проблем формирования
интеллектуального потенциала страны.
Вместе
с уже известным
Глобальные
социокультурные перемены в мире,
так называемые цивилизационные
сдвиги, все резче обнаруживают несоответствие
между сложившейся системой школьного
образования и формирующимися общественными
потребностями в преддверии новой антропогенной
реальности. Это несоответствие и вызывает
в нашей стране время от времени возникающие
попытки реформирования общеобразовательной
школы. Несмотря на эти попытки, состояние
школьного образования многие исследователи
склонны оценивать как критическое. Школьный
кризис закономерно является отражением
социально-экономических процессов, проявляющихся
в образовании в следующем: