Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 19:02, реферат
Социальный институт - это организованная система связей и социальных норм, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества. Любой функциональный институт возникает и функционирует, выполняя ту или иную социальную потребность.
Велика роль
и различных форм связи учащихся
со своими сверстниками в зарубежных странах.
Встречи на международных конференциях,
переписка, туристские поездки способствуют
формированию у молодежи солидарности,
приобретению навыков гражданского общения,
невзирая на имеющиеся различия.
Рост национального
самосознания с большой остротой ставит
вопрос формирования у молодежи правильных
ориентиров в такой важной сфере, как межэтническое
общение. Отсутствие активного противостояния
любым проявлениям национализма и шовинизма,
национальной ограниченности, высокомерия
и чванства, недооценка воспитательной
работы делают некоторые группы молодежи
доступным объектом националистической
пропаганды. Более того, национальный
экстремизм в основном паразитирует на
искренних заблуждениях молодых людей.
Система образования
еще плохо формирует высокие духовные
запросы и эстетические вкусы, стойкий
иммунитет к бездуховности, «массовой
культуре». Роль обществоведческих дисциплин,
литературы, уроков по искусству остается
незначительной. Изучение исторического
прошлого, правдивое освещение сложных
и противоречивых этапов отечественной
истории слабо сочетаются с самостоятельным
поиском собственных ответов на вопросы,
которые выдвигает жизнь. Но несомненно,
что историческое сознание в сочетании
с национальным самосознанием приобретает
решающую роль в гражданском поведении
учащейся молодежи. Информационная революция
побуждает к непрерывному пополнению
знаний. Правда, они не имеют однородной
структуры. Всегда есть ядро— те знания,
что ложатся в основу наук, и периферия,
где идет процесс накопления и обновления,
который не обесценивает основной капитал.
Для всех эффективно работающих специалистов,
ученых, добившихся успехов, как показывает
их жизненный опыт, главными были два условия:
прочная фундаментальная база знаний
и потребность учиться, уважение общества
к тем, кто жаждет знаний.
Совершенствование
народного образования
Если придерживаться
формальных критериев — наличия специального
образования, стажа работы и т.п., то большинство
педагогов отвечают своему назначению.
Но если оценивать их деятельность по
существу, надо признать, что многие из
них отстали от требований времени.
Основная группа
педагогов — женщины, Хотя давно
стало очевидным, что в воспитании мальчиков,
юношей (да и девочек) школа испытывает
острую нехватку «мужского влияния». Хотя
за последнее время существенно повышена
зарплата учителей, средние размеры заработка
у работников народного образования все
еще намного ниже, чем у рабочих и инженерно-технических
работников промышленности и строительства,
да и в сравнении со средней заработной
платой в стране.
Как показали специальные
обследования сельских учителей, большинство
из них в материально-бытовом отношении
обеспечены значительно хуже других сельских
специалистов. Учителя нередко отвлекаются
от выполнения педагогических обязанностей
для выполнения различных, не связанных
с ними заданий. В результате бюджет времени
учителя оказывается крайне напряженным,
и очень мало его остается на самообразование.
Многие педагоги
слабо представляют себе процессы,
происходящие в обществе, и в частности
в молодежной среде. Поэтому их работа
идет без должного «прицела». Не избавлены
они от нравственного падения, перерождения:
отдельных педагогов, руководителей учебных
заведений уличают в поборах с учащихся
и их родителей, в различных незаконных
махинациях, пьянстве.
Формирование
педагогических кадров связано со спецификой
их труда. Оно органически не приемлет
ущемления их прав и авторитета, не терпит
и отвергает барски высокомерное отношение
к ним. Упорядочение режима труда и отдыха
педагогов — тоже необходимая предпосылка
их гражданского и профессионального
роста. Улучшения требуют жилищно-бытовые
условия преподавателей. Несмотря на предоставленные
им льготы, обеспечение их жильем, медицинской
помощью, новой литературой остается открытым
вопросом.
И если в заключение
этой темы упомянуть некоторые проблемы
материально-технического и финансового
обеспечения, то можно утверждать, что
господство остаточного принципа свело
на нет всякие возможности сделать действенный
рывок в качественно новом подходе к нуждам
народного образования. Очевидно, что
в ситуации, когда финансирование народного
образования отстало в несколько десятков
раз от финансирования в индустриально
развитых странах, надо решительно менять
позиции. Школа серьезно отстает в насыщенности
оборудованием, компьютерной техникой,
материалами и тем самым ставит своих
воспитанников в положение, когда они
не могут выступать полноценными участниками
соревнования на информационном поле.
Одна из функций
народного образования —
Актуальным продолжает
оставаться соединение обучения с производительным
трудом. Благодаря этому не только
приобретаются трудовые навыки, привычка
к труду, открываются возможности применения
в трудовой деятельности знаний основ
наук, но и осознается общественная значимость
производительного труда. Вне такого осознания
выполнение учащимися трудовых функций
оказывается, по словам А. С. Макаренко,
«педагогически нейтральным». Люди трудились
и трудятся во все времена, но только тогда,
когда труд приобретает новое общественное
качество, он становится одним из мощных
факторов формирования духовного богатства
личности.
В условиях рыночных
отношений возрастает роль непосредственного
участия старшеклассников, учащихся ПТУ,
студентов в решении конкретных научно-производственных
задач. Опыт многих школ свидетельствует,
например, о плодотворных результатах
участия подростков в опытно-экспериментальном
производстве (особенно в сельском хозяйстве),
проверке новых технологий, материалов,
приемов труда и т.п. В средних специальных
и высших учебных заведениях поощряется
участие молодежи в научно-исследовательской
и проектно-конструкторской работе, в
выполнении договоров с предприятиями.
В последнее
время общественность совместно
с работниками народного
В этой связи
хотелось бы напомнить некоторые
факты из истории. Первые школьные кооперативы
появились в России в 1910—1912 годах.
Именно в 1912 году Всероссийская выставка
рассказала о кооперативах из Киева и
Могилева. Революция детскую кооперацию
не отменила. В 1924 году, по данным Центросоюза,
действовало более 1,5 тыс. ребячьих ассоциаций,
более 50 тыс. мальчишек и девчонок равнялись
в своей работе на взрослых. В 1925 году в
некоторых областях детские кооперативы
объединяли по 10—11% школьников.
Цели тогдашней
кооперации были в основном, что
называется, «снабженческими»: обеспечить
ребят учебной литературой, дешевыми
тетрадями и ручками. Причем иногда
удавалось снизить цену учебника
сразу наполовину. Дети бедняков вообще
получали их бесплатно. Мало того, в больших
кооперативах продавали ребятам горячие
завтраки, булки, чай, создавали буфеты
и столовые. Стоит отметить, что сегодня
отнюдь не все школы этим могут похвастаться.
В целом существующая
система образования, ее многообразные
звенья представляют собой весьма противоречивую
картину, в которой позитивные сдвиги
еще нередко перемежаются с негативными
или неопределенными
По-прежнему остро
стоит вопрос о концепции народного
образования, его дальнейшем функционировании.
Основной упор делается на содержание
образования, на активные способы ввода
ребенка в мир как единое целое. Во главу
угла ставятся не отдельные школьные предметы,
не количество часов на те или иные дисциплины
и даже не объем информации, а поиск новых
способов организации образования, при
которых в сознании ребенка установилось
бы как можно больше прямых, личностных
связей с мировоззрением. Именно в этом
подлинное богатство, целостность и единство
личности, залог ее истинной свободы. И
напротив, чтобы управлять человеком,
манипулировать им, необходимо расчленить
это единство, разорвать его и противопоставить
личное — общественному, политическое
— нравственному, профессиональное —
человеческому. Это с успехом делала авторитарная
школа, меняя эти части местами, сталкивая
их и устанавливая произвольно их приоритет.
Преодоление инерции
общественного сознания в оценке
образования, возникающих в нем
«перекосов» — дело непростое. Успех
здесь определяется прежде всего сдвигами
в социально-экономических условиях общества.
Но воспитательные усилия школы могут
дать значительный опережающий эффект,
если в пропаганде профессий, их общественной
значимости социальный идеал органически
увязывается с интересами людей, социальных
и демографических групп населения, если
школа работает в этом направлении в тесном
контакте с родителями, с общественными
организациями.
Понятно, что
поиск наиболее рациональных путей
обновления всех ступеней народного
образования потребует от социологии
еще больших усилий по всестороннему анализу
реального положения, определения тенденций
его развития, а также участия в решении
назревших проблем формирования интеллектуального
потенциала страны.
Вместе с уже
известным переосмыслением
Глобальные социокультурные
перемены в мире, так называемые
цивилизационные сдвиги, все резче обнаруживают
несоответствие между сложившейся системой
школьного образования и формирующимися
общественными потребностями в преддверии
новой антропогенной реальности. Это несоответствие
и вызывает в нашей стране время от времени
возникающие попытки реформирования общеобразовательной
школы. Несмотря на эти попытки, состояние
школьного образования многие исследователи
склонны оценивать как критическое. Школьный
кризис закономерно является отражением
социально-экономических процессов, проявляющихся
в образовании в следующем:
- утрате привычных
целей школьного образования;
- остром недостатке
финансирования;
- инертности, присущей
всем образовательным системам
и обществу в целом.
Но если бы кризис
сводился только к данному ряду проблем,
его преодоление было бы лишь делом времени
и успешности реформирования российского
общественного устройства. Однако пристальное
внимание отечественных и зарубежных
ученых к проблемам образования прежде
всего связано с эволюцией мировоззрения
человечества, которое в центр научной
картины мира ставит человека как части
макрокосма. И тогда проблемы школьного
образования выходят на первый план, поскольку
затрагивают фундаментальные общечеловеческие
ценности, требующие цивилизационного
подхода к их рассмотрению. К таким проблемам
относятся:
- проблема оптимизации
взаимодействия личности и
- проблема преодоления
дезинтегрированности
- проблемы согласования
и интеграции педагогических
технологий;
- проблема развития
проблемного мышления у
- проблема преодоления
несводимости результатов обучения в
различных типах образовательных учреждений
через разработку и введение единых образовательных
стандартов на основе комплексного систематического
анализа образовательного процесса.