Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 19:02, реферат
Социальный институт - это организованная система связей и социальных норм, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества. Любой функциональный институт возникает и функционирует, выполняя ту или иную социальную потребность.
Превышение образовательного
уровня над требованиями рабочего места
играет позитивную роль в производстве,
создает резерв творческого потенциала
личности, квалификационного и социального
продвижения человека. В неидеальной ситуации
это же обстоятельство усиливает противоречие
между притязаниями обладателя избыточного
образования и ожиданиями окружающих
людей, может вести к конфликту.
Формирование
потребительских стандартов населения.
Роль образования в экономике
шире производственных аспектов. Она
проявляется в потреблении
Привлечение экономических
ресурсов. Источники ресурсов различны:
от госбюджета до частных инвестиций.
По сути, они представляют заказчика
и неизбежно отражаются на содержании
и формах образования. Опора на госбюджет
рождает унификации, а ориентация на деловые
круги или спонсоров усиливает автономию
образовательных структур. Частичный
перевод школы на местный бюджет вызвал
активную разработку в содержании образования
регионального и местного компонентов.
Внутреннее распределение
экономических и иных ресурсов. Уполномоченные
на то структуры образования распределяют
средства между регионами, отдельными
подсистемами и учреждениями, видами деятельности,
должностями. В итоге обеспечиваются ресурсами
такие направления деятельности, которые
ориентированы и на “внеобразовательное”
пространство (раньше — материальная
помощь учащимся, их семьям, подшефным,
благоустройство площадок, организация
отдыха и т. п., теперь — поддержание коммерческих,
исследовательских, конструкторских и
других структур). Это распределение подчас
усиливает социальное неравенство, закрепляет
отставание групп из-за того, что некоторые
подсистемы образования недополучают
ресурсы. В Российской Федерации часть
сельских детсадов после перевода на местный
бюджет закрывается или не обеспечивает
должный уровень образования. Дети без
дошкольной подготовки неспособны осваивать
программы начальной школы и попадают
в классы коррекции. Нужно ли комментировать
личностные и социальные последствия
такой ситуации?
Система образования
способна модифицировать экономические
стимулы и вносить такие
3 Функции образования
в сфере культуры
Воспроизводство
социальных типов культуры. Образование
придает знанию технологичность, конструктивные
формы, благодаря которым становится возможным
его систематизировать, компоновать, транслировать
и накапливать в возрастающих объемах.
Передача знания и опыта становится динамичной,
массовой, открытой. Но объектом передачи
становятся не все, а избранные (в соответствии
с заказами) типы культуры, например, доминантная,
школьная, профессиональные.
Инновация в
сфере культуры осуществляется через
школу избирательно. Общественная система
образования транслирует лишь часть
инноваций, достигнутых в культуре. Принимаются
инновации из русла доминантной культуры,
не несущие опасности для целостности
данной социальной организации (стабильности
ее управленческих структур). В отношении
других инноваций, даже прогрессивных,
система образования может служить своеобразным
заслоном.
Формирование
и воспроизводство
4 Функции образования
в социально-политической сфере
Формирование
личности — один из жизненно важных
интересов государства и групп,
поэтому обязательным компонентом образования
являются правовые нормы и политические
ценности, отражающие политические интересы
групп, которые диктуют направление развития
в данном обществе и стремятся к контролю
над школой.
Привитие образовательным
общностям приемлемых (разделяемых) правовых
и политических ценностей и норм, способов
участия в политической жизни характерно
для государственного образования, но
проявляется и в сфере неформального образования.
Вряд ли есть примеры, когда бы институт
образования не противодействовал проявлениям
правовых или политических девиаций. Любой
политический строй начинает с того, что
борется за старую школу или создает новую.
Осознание этой функции неизбежно приводит
к идеологизации содержания образования.
В этом смысле формальное образование
обеспечивает поощрение законопослушного
правового и политического поведения,
а также воспроизводство государственной
(доминантной) идеологии. Социальные группы
— носители альтернативных политических
ценностей, стремятся учредить свою школу,
либо внедрить в уже существующую свои
правовые нормы и политические ценности.
Система образования не бывает идеологически
нейтральной, в ней всегда утверждается
идеологический контроль в явной форме
парткомов или в неявной — в установках
на деполитизацию, в кадровой политике,
в учебных планах, рекомендуемых учебниках
и т. д.
В национально-государственной
организации социума школа
В исследовательском
и практическом планах определение
функций образования служит выработке
универсальной системы измеряемых параметров
развития института образования и его
влияния на общество. Вслед за определением
функций предстоит оценить, насколько
соответствуют им сложившиеся структуры
в системе образования.
Проблемы
социологии образования
Молодежь вступает
в жизнь — трудовую, общественно-политическую,
имея, как правило, среднее образование.
Однако оно очень серьезно различается
по качеству. Значительные различия зависят
от социальных факторов: в специализированных
школах с углубленным изучением отдельных
предметов оно выше, чем в обычных массовых;
в городских школах выше, чем в сельских;
в дневных выше, чем в вечерних (сменных).
Эти различия углубились в связи с переходом
страны к рыночным отношениям. Появились
элитные школы (лицеи, гимназии). Система
получения образования явно
становится одним
из показателей социальной дифференциации.
Желаемое разнообразие в образовании
оборачивается социальной селекцией
с помощью образования.
Общество переходит
от сравнительно демократической системы
образования, доступной представителям
всех социальных групп, открытой для контроля
и воздействия со стороны общества, к селективной,
элитарной модели, исходящей из идеи автономности
образования как в экономическом, так
и в политическом аспекте. Сторонники
этой концепции полагают, что образование
— такая же сфера предпринимательской
деятельности, как производство, коммерция,
и поэтому должна функционировать так,
чтобы приносить прибыль. Отсюда неизбежность
внесения платы за образование учащимися,
использование различных систем для определения
уровня интеллектуального развития или
одаренности. Возможность платить и личная
одаренность — таковы струны, из которых
плетется сито селекции, со все уменьшающимися
ячейками по мере продвижения к вершине
образовательной, а затем и социальной
пирамиды.
В 1997/98 учебном
году планировалось принять 82 тыс. студентов
по платной форме обучения и около
60 тыс. — в негосударственные
высшие учебные заведения, что составляет
26% от плана в государственные
вузы (542,6 тыс.), или 40% от дневных форм обучения
(361,1 тыс.). И если учесть, что доля «новых
русских» и примкнувшим к ним относительно
богатых людей не превышает 10%, то становится
очевидным, что высшее образование развивается
в интересах только отдельных социальных
групп.
Аналогичные процессы
происходят в средней школе, хотя там имеются
свои специфические особенности. Ситуация
сейчас такова, что, сломав старую систему
среднего образования и не создав новую,
общество попало в очень затруднительное
положение. Отказ от деятельности детских
общественных организаций, нищенское
положение учителя привели к тому, что
образование потеряло почти все ориентиры,
не обретя новых. В этих условиях подрастающее
поколение лишено устойчивых нравственных
идеалов и ничего не получило взамен. Этот
процесс усугубляется попытками коммерциализации
школы, что отнюдь не всегда сопровождается
повышением качества обучения. Об этом
свидетельствуют серьезные конфликты
между родительской общественностью и
организаторами новых форм образования.
В целом оптимум
сочетания общеобразовательной и профессиональной
подготовки еще не найден. После серьезной
критики, обнажившей многие пороки, уже
не соответствующие духу времени стандарты
и правила, общее и профессиональное образование
становится гораздо более гибким, чем
это было до сих пор. Но его роль и ответственность
в подготовке квалифицированных работников
еще далеки от необходимого уровня.
Профессиональное
образование — важный этап в гражданском
становлении личности, в ее гармоническом
развитии. непонимание объективно необходимой
связи развитости и профессионализма
порождает не только схоластические споры
относительно «противоречия» того и другого,
но и серьезные ошибки в практике работы
с молодежью, когда овладение профессиональными
знаниями и навыками в той или иной форме
противопоставляется общегуманитарной
культуре. В результате возникают либо
пресловутые «технократические перекосы»,
либо попытки формировать гуманитарную
культуру человека в отрыве от жизни, от
труда и общественной практики.
Особое место
в обогащении интеллектуального потенциала
страны принадлежит высшей школе. Однако
изменения и в содержании, и в направлениях,
и в структуре ее деятельности происходят
очень медленно. Данные социологических
исследований свидетельствуют, что студенты
и педагоги высоко оценивают возможность
творчества, ратуют за увеличение доли
самостоятельной работы, совершенствование
форм экзаменов, расширение их участия
в управлении вузом, поддерживают развитие
конкурсной системы аттестации всех кадров.
Вместе с тем к середине 90-х годов высшая
школа вошла в жесточайший кризис, из которого
далеко не все вузы имеют возможность
с достоинством выбраться.
Школа сейчас стоит
перед непростым выбором —
найти оптимальные пути своего дальнейшего
развития. Оценка происходящих изменений
неоднозначна, ибо в общественном настроении,
общественном мнении имеются самые различные,
в том числе и диаметрально противоположные,
точки зрения. Однако предложения и суждения,
какими бы противоречивыми по существу
они ни были, отражают глубокую заинтересованность
людей в обеспечении и дальнейшем наращивании
духовного потенциала общества.
Наряду с воспитанием
уважения к труду и профессиональной
ориентацией существенную роль в
становлении личности играют гуманизация
образования, развитие самоуправления,
выработка у молодежи практических навыков
к организаторской и общественной работе.
На сознание
и поведение молодых людей
большое влияние оказывает
Однако стиль
работы директора (ректора), педагогических
и ученых советов, классных руководителей,
наставников далеко не всегда содействует
развитию и закреплению позитивного социального
опыта молодежи, недостаточно противостоит
проявлениям нигилизма, индифферентности,
равнодушия к общественным делам, равно
как и демагогии, анархическим действиям.