Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 17:42, реферат
Целью социологии является исследование этих связей и отношений на уровне закономерностей, получение конкретного научного знания о механизмах действия и формах проявления этих закономерностей в различных социальных системах. Итак, понятия социального, социальных связей и отношений, способа их организации являются исходными для понимания отличительных особенностей предмета социологического знания, а социальных закономерностей — для понимания его сущности.
Психология исследует человека, его бессознательное, сознание, характер, ментальность и т. п., дает знания, помогающие понять поведение людей в среде себе подобных. Социальная психология изучает закономерности поведения людей в социальных группах, обусловленные бессознательным (индивидуальным и коллективным), сознательным, социальными условиями. Социальную философию интересует общество с точки зрения соотношения, взаимосвязи в деятельности людей объективного (материального) и субъективного (сознательного). Экономика анализирует процесс (деятельность и отношения) производства, распределения, обмена и потребления материальных благ. Политология изучает процесс производства, распределения, обмена и использования государственной власти. Демография исследует процессы воспроизводства, плотности, миграции, длительности жизни людей, поколений, этносов.
Общество представляет собой совокупность общественных сфер (и систем), а также отношений между ними:демографической, экономической, политической, духовной. Каждая из них изучается комплексом наук: антропологией, экономикой, политологией, философией и др. Демография, экономика, политология, психология и философия тоже изучают поведение людей, их взаимосвязь и отношения. В результате возникает пересечение предметов исследования этих наук и связанная с этим проблема их размежевания. Данную проблему по-разному понимают и решают в разных социологических системах.
По мнению Т. Парсонса, социология, в отличие от других общественных наук, рассматривает социальные системы и общества «не как конкретную агрегацию взаимодействующих и проявляющих себя в поступках людей, а как получившую аналитическое определение подсистему всей совокупности социальных действий людей, абстрагированную на основе аналитического вычленения процессов взаимодействия между исполняющими свои роли людьми <...> В противоположность многим современным точкам зрения я не рассматриваю социологию как дисциплину, имеющую дело со всей социальной системой даже в этом аналитически абстрагированном смысле. Ведь это значило бы либо отказать экономической и политической наукам в праве называться социальными науками <...> либо превратить их во вспомогательные отрасли социологии. Поэтому, согласно моему представлению, социология занимается лишь одним, преимущественно функциональным, аспектом социальных систем, а именно изучает структуры и процессы, имеющие отношение к интеграции этих систем, включая, конечно, и случаи неудавшейся интеграции или препятствующие ей». В противоположность этой точке зрения в некоторых наших учебных пособиях в социологию включается основные вопросы почти всего общест- вознания: социальной философии, социологии, политологии, культурологии, — что растворяет предмет социологии в предметах других наук.
Анализ исторических вызовов социологии и в целом обществознанию, сделанный И. Валлерстайном, приводит его к выводу о необходимости преодолеть узкую специализацию обществоведческих дисциплин, воссоединить в культуре социологии гуманитарные, обществоведческие, естественные науки. Основой такого сближения разных типов научного знания он считает, с одной стороны, синергетику, с ее теорией неравновесности, стрелой времени и т. д., а с другой стороны, культурологию, отрицающую универсальные каноны и изучающую культурную систему общества, роль которой в условиях развития информационного общества возросла.
В целом социология представляет собой отрасль науки о человеческом поведении, целью которой является раскрытие причинно-следственных связей, возникающих между индивидами и группами в процессе социального взаимодействия.
Для познания социальных отношений
в области экономической жизни
используется ряд частных социологических
теорий, позволяющих исследовать
экономическое поведение и
Систематизированные характеристики частных социологических теорий в исследовании предмета экономической социологии приведены в табл. 4.1.
Таблица 4.1. Частные социологические теории, их предмет и объект в структуре экономической социологии
Социологическая теория |
Предмет социологической теории |
Объект социологической теории |
Социология труда |
Трудовое поведение |
Трудовые коллективы |
Социология занятости |
Рынок труда и занятости,
экономическое поведение |
Социально-профессиональные группы, занятые любым видом труда: социальные организации, способствующие трудоустройству |
Социология безработицы |
Безработица как социальное
явление и социально- |
Безработные, социальные организации, занимающиеся трудоустройством безработных |
Социология управления |
Управление в сфере труда и производства как социальный процесс и его последствия |
Личность руководителя и подчиненного, социальные организации разных форм собственности |
Социология города |
Город как целостный социальный организм, система расселения и развития горожан |
Горожане как социально- |
Социология села |
Деревня как социальный полис и система расселения, урбанизация и ее социальные последствия |
Сельские жители как социально -территориальная общность |
Социология предпринимательства |
Предпринимательство как социальное явление и социальный процесс, социальные последствия |
Предприниматели как новый элемент социальной структуры |
Социология маркетинга |
Маркетинг как вил социально- |
Потребитель и его потребительские ориентации |
Социология страхования |
Страховое повеление; социальные последствия развития страхового рынка |
Страховые компании и личность в ролевых функциях страховщика и страхователя |
Социология финансово- |
Социальные отношения, процессы и явления на финансовом рынке, их социальные последствия |
Финансовые институты, социально-профессиональные группы и пользователи финансового рынка |
Региональная социология |
Взаимодействие регионов и центра как целостной системы |
Регион как социально- |
Социология домохозяйств |
Деятельность членов домохозяйства по организации своего быта и жизнеобеспечения |
Домохозяйство как вид хозяйствующего субъекта и его члены |
Учитывая динамичное развитие финансового рынка, в целом рынка товаров и услуг, можно предположить, что процесс «атомизации» социологии продолжится и появятся новые частные социологические теории (например, социология риска, социология рынка и т.д.). Однако этот процесс не может быть бесконечен и должен опираться на институциональное и научно обоснованное выделение предмета и объекта новых частных социологических теорий.
Целостность и конкретность
той или иной науки раскрываются
в ее предмете, то есть в понимании
того, что она изучает. Для успеха
познавательной деятельности необходима
субъективная уверенность в том,
что предмет науки есть та особая
реальность, которая обладает специфической,
конкретно-чувственной
Таким образом, предмет есть
то, что обусловливает
Следует заметить, что данное положение в той же мерс, в какой оно оказалось распространенным, является неверным. Идея такой раздвоенности, как известно, разделялась в истории философии и логики представителями различных направлений. Особенно она подчеркивалась Кантом, которого Гегель подверг за это резкой критике, назвав отчаяние, приведшее к различению между тем, что представляют продукты нашего мышления (мысли, понятия), и тем, что веши представляют сами по себе, болезнью века.
По существу, в этой критике Гегель, хотя и на идеалистической основе, отстаивал важный принцип научного познания — принцип тождества бытия и мышления, мысли и предмета мысли. Принцип, который впоследствии получил свое подтверждение и развитие на материалистической основе, в частности, в философии Ф. Энгельса.
Предмет науки так же реален и объективен, как и ее объект. И это положение доказывается, как говорил Энгельс, не парой фокуснических фраз, а долгим и трудным развитием философии и естествознания.
Истинное понимание
Что же касается конкретного научного исследования или каких- либо его отраслевых направлений, то независимо от того, в какой области оно проводится, «разведение» объекта и предмета исследования, их определение является обязательной процедурой, без которой сам исследовательский процесс просто не может начаться. Однако и здесь также следует признать факт их обоюдного объективного бытия.
Что же представляет собой предмет социологии как науки? Несмотря на то, что он исторически постоянно развивался, углублялось его содержание, уточнялись границы, это не меняло, однако, его истинной природы — быть объективной реальностью, выраженной в виде теоретической конструкции. Конг, например, этим предметом считал научное познание общества вообще. Дюркгейм в качестве такового выделял понятие «социального факта», являющегося продуктом коллективного сознания, истинно указывающего на социальное качество. Вебер предмет социологии видел в понятии социального действия, наделяя социальность свойством сознательности. Сорокин расширил трактовку предмета до понятия «социального взаимодействия» и вытекающих отсюда следствий и т.д. Таким образом, понимание предмета науки складывалось постепенно, в ходе его эволюции. Он и сегодня активно обсуждается и уточняется.
Суммируя многообразие взглядов по этому вопросу, можно сделать вывод, что предметом социологии является научное изучение социальных отношении как совместных и сознательных форм жизнедеятельности людей во всем их многообразии и развитии.
Категория «социальное» в
этом определении является субстанциональной,
раскрывающей существенное содержание
и глубину самого предмета социологии.
Включение в определение
Поскольку общество является не простой механической конструкцией, а сложной системой человеческих отношений, то постижение всего их богатства и разнообразия невозможно в рамках какой-либо одной науки. Именно поэтому общество изучается целой совокупностью общественных наук, каждая из которых выделяет в этом объекте (обществе) свою область, свою специфику, свое качество, другими словами, свой предмет, сосредоточиваясь и специализируясь на нем. Экономические отношения, например, изучаются политической экономией, политические — политологией, правовые — целым рядом юридических дисциплин и т.д. Для каждой из этих наук предмет исследования существует объективно, реально, а не только в сознании исследователя. Однако эти отношения, при всем их многообразии и специфике, во-первых, находятся в постоянной взаимосвязи друг с другом, а во-вторых, и это самое главное, все они по сути являются отношениями социальными, то есть различными формами и видами совместной и сознательной жизнедеятельности людей. Таким образом, социология, изучая их, является интегральной наукой, методологией и теорией общество- знания, так как изучает то общее, что выражает их единство, — их системное (социальное) качество.
При всем многообразии проблем, которые решает теоретическая социология, на наш взгляд, особо следует отметитьпроблему общественно-исторического прогресса. Она красной нитью проходит через всю историю социологии. В каждом социологическом учении или направлении она по-разному трактуется, но неизменно присутствует. Однако впервые в мировой социологии она была конкретно сформулирована социологами П.Лавровым и М. Ковалевским. Без идеи прогресса нет и не может быть социологии, подчеркивал М. Ковалевский. Если социология не указывает направления движения общества к прогрессу, не формулирует общественные идеалы и национальную идею, то она превращается в пустую болтовню, констатирует Лавров.
Объект, предмет, структура, место социологии в системе общественных наук
|
Социология — наука о жизнедеятельности общества
как совокупности социальных связей и отношений между его субъектами: социальными общностями, институтами, лично
Соответственно объектом науки социология является общество, обладающее качеством целостности и системности, а предметом — его субъекты: социальные общности, институты и личности.
В структуре социологической науки можно выделить три уровня: