Объект и предмет социологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 17:42, реферат

Описание работы

Целью социологии является исследование этих связей и отношений на уровне закономерностей, получение конкретного научного знания о механизмах действия и формах проявления этих закономерностей в различных социальных системах. Итак, понятия социального, социальных связей и отношений, способа их организации являются исходными для понимания отличительных особенностей предмета социологического знания, а социальных закономерностей — для понимания его сущности.

Работа содержит 1 файл

социология.docx

— 74.51 Кб (Скачать)

Можно привести еще целый  ряд аналогичных определений  предмета социологии. Сравнительный  анализ этих определений даст известное  представление о том, что выступает  в качестве основных объектов социологического знания. Но к единому мнению о  предмете своей науки социологи  еще не пришли.

При вычленении социальной сферы жизнедеятельности общества совершенно недостаточно указать на объекты, которые подлежат социологическому изучению, так как в обществе нет  таких объектов, которые бы социология не изучала. То же самое можно сказать  и об экономике, демографии и других общественных и гуманитарных науках. Следовательно, когда речь идет о  специфических особенностях той  или иной науки, из самых различных  объектов окружающей действительности должны вычленяться те связи и  отношения, которые качественно  отличны от других связей и отношений  и которые тем самым становятся предметом именно данной науки.

Определяющим свойством  предмета социологического знания является то, что он представляет собой всю совокупность связей и отношений, которые носят название социальных. Целью социологии является исследование этих связей и отношений на уровне закономерностей, получение конкретного научного знания о механизмах действия и формах проявления этих закономерностей в различных социальных системах. Итак, понятия социального, социальных связей и отношений, способа их организации являются исходными для понимания отличительных особенностей предмета социологического знания, а социальных закономерностей — для понимания его сущности.

Понятие социального


Чтобы лучше понять содержание понятия «социальное» и его отличие  от понятия «общественное», сделаем  небольшой исторический экскурс. В  трудах К. Маркса и Ф. Энгельса при  анализе общества, его процессов  и отношений используются два  понятия — «общественный» (gesel/schaftlich) и «социальный» (soziale). Маркс и Энгельс использовали понятия «общественный», «общественные отношения», когда речь шла об обществе в целом, о взаимодействии его сторон — экономической, политической, идеологической. Когда же речь шла о природе отношений людей друг к другу, человека к человеку, об их отношении к факторам и условиям их жизнедеятельности, к их собственному положению и роли в обществе и к обществу в целом, то Маркс и Энгельс использовали понятие «социальное» и соответственно говорили о «социальных отношениях».

В трудах Маркса и Энгельса нередко понятие «социальное» отождествлялось  с понятием «гражданское». С последним  связывалось взаимодействие людей  в пределах конкретных социальных общностей (семья, класс и т. д.) и общества в целом.

Поскольку, разрабатывая теорию общества, Маркс и Энгельс главное  внимание уделяли взаимодействию всех сторон ею жизнедеятельности — общественным отношениям, некоторые ученые-марксисты  стали отождествлять понятия  «общественное» и «социальное»; постепенно ушло из научного оборота и понятие  «гражданское общество».

Иное положение сложилось  в странах Западной Европы и США, где значительное развитие получила эмпирическая социология. Вследствие этого во французском и английском языках понятие «социальное», будучи производным от понятия общества(society), традиционно использовалось в узком (эмпирическом) значении, что вызвало известные трудности при обозначении явлений и процессов, относящихся к обществу в целом. Именно поэтому на определенной стадии развития социологии было введено понятие «социетальное» (societal), используемое для характеристики общества в целом, всей системы общественных отношений (экономических, социально-политических и т. д.).

В отечественной науке  отсутствие четкого разграничения  между понятиями «общественное» и «социальное» было в известной  степени обусловлено некоторыми сложившимися языковыми традициями. В русском языке обычно использовались понятия «общественное» и «гражданское». При этом понятие «социальное» рассматривалось  как синоним понятия «общественное», а понятие «гражданское» относилось к юридической науке. Постепенно с развитием социологии понятие  «социальное» приобрело самостоятельное  значение.

Социальное — это совокупность общественных отношений данного общества, интегрированная в процессе совместной деятельности (взаимодействия) индивидами или группами индивидов в конкретных условиях места и времени.

Любая система общественных отношений (экономическая, политическая и др.) связана с отношением людей  друг к другу и к обществу. Поэтому  каждая из этих систем всегда имеет  свой четко выраженный социальный аспект.

Социальное есть результат  совместной деятельности различных  индивидов, проявляющийся в их общении  и взаимодействии.

Социальное возникает  в ходе взаимодействия людей, детерминируется  различиями их места и роли в конкретных общественных структурах, что проявляется, в свою очередь, в различных отношениях индивидов и групп индивидов  к явлениям и процессам общественной жизни.

 

Социология — это наука об общих закономерностях становления, функционирования и развития общества в целом, а также социальных общностей и социальных отношений.

Объект и  предмет социологии


 

Социология как самостоятельная  наука возникла в первой половине XIX в., и ее основателем является французский  философ Огюст Конт. Термин «социология» был введен в 1839 г. и в буквальном переводе означает «наука об обществе» (от лат. societas - общество и греч. logos — учение).

Как и любая научная  дисциплина, социология имеет свой объект и предмет исследования. Под  объектом понимают ту сферу реальности, которая подлежит изучению, и именно на нее направлен исследовательский  поиск. Следовательно, объектом социологии, исходя из названия, является общество. Но общество исследуется многими дисциплинами, такими как история, философия, экономика, политология и т.д. При этом каждая из названных общественных наук выделяет свои специфические аспекты, свойства объекта, которые и становятся предметом ее исследования. Определить предмет социологии достаточно сложно, поскольку на протяжении всей истории ее развития представители различных школ и направлений высказывали и высказывают различные взгляды относительно понимания предмета своей науки.

Так, Огюст Конт полагал, что предметом исследования социологии являются законы общественного развития, которые подобно естественным законам в природе должны распространять свое влияние на человеческое общество.

Французский социолог Эмиль Дюркгейм в качестве предмета социологии выделял социальные факты, под которыми он понимал коллективные привычки, традиции, нормы, законы, ценности и т.д.

Немецкий социолог Макс Вебер предмет социологии видел в так называемых социальных действиях, т.е. таких действиях, которые ориентированы на действия (ожидания) других людей.

Обобщая разнообразные подходы  к рассмотрению предметной области  социологии, можем сделать вывод, что в самом широком смысле предмет социологии — это социальная жизнь общества, т.е. комплекс социальных явлений, вытекающих из взаимодействия людей и общностей, их социальных связей и социальных отношений, обеспечивающий удовлетворение всех основных потребностей.

Функции социологии

Социология выполняет  следующие функции: гносеологическую, прогностическую, социального проектирования, организационно- технологическую, управленческую, инструментальную.

Гносеологическая (теоретико-познавательная) функция обращена к познанию проблем настоящего и будущего данного общества, направлена на получение нового социологического знания, создание и уточнение теорий, концепций, тенденций.

Прогностическая функция призвана осуществлять научное предвидение социального развития общества в целом, а также его отдельных структур и подсистем.

Принято выделять два типа социальных прогнозов: нормативный  и поисковый. Поисковый прогноз отвечает на вопрос: что вероятнее всего произойдет в обществе при условии сохранения существующих социальных тенденций? В нормативном же определяются пути и сроки достижения желаемого состояния объекта.

Социальное проектирование состоит в разработке моделей конкретной организации объекта и определении перспективных параметров ее функционирования.

Организационно-технологическая функция обеспечивает создание и внедрение в практику социальных технологий,которые выступают составным элементом прикладной социологии.

Управленческая функция связана с проблемами управления социальной системой. Исходным материалом для разработки управленческих решений на различных уровнях выступают результаты социологических исследований, прогнозы и методики.

Инструментальная функция состоит в разработке собственно социологических методов познания, анализа социальной реальности.

 

Что изучает  социология


Термин «социология», который  впервые ввел О. Конт (около 1839 г.), буквально означал «науку об обществе, социальной жизни». В то время трудно было ожидать, что рождается наука, имеющая большое будущее. Нужно различать объект и предмет социологии.

Под объектом социологии понимают часть объективной действительности, изучаемую данной наукой. В этом смысле общим объектом социологии является общество. В понимании предмета социологии, который входит в ее определение как науки, существуют разные точки зрения.

«Марксистско-ленинская  социология <...> занимается комплексным  изучением различных социальных явлений и процессов в их взаимосвязи, устанавливая социальные закономерности». Эта социология устанавливает социальные закономерности, подобно тому как естествознание (наука) устанавливает закономерности природные. Закономерность представляет собой необходимую, повторяющуюся, устойчивую связь каких-то сторон. Марксистско-ленинская социология изучает связь между материальными, объективными общественными явлениями, например, производительными силами и производственными отношениями. Она строится так же, как науки о природе, что отчетливо проявляется в ее методологии.

Противоположное понимание  предмета социологии дает феноменологическая социология. «Коренной недостаток позитивистской социологии, — пишет Д. Уолш, — заключается в ее неспособности понять смысловое строение социального мира, вследствие чего позитивизм выработал методологию, совершенно неадекватную природе исследуемого объекта». В отличие от позитивизма разных видов феноменологическая социология делает упор на анализ обыденного сознания в структуре действий (поведения) людей, считая его сущностью общественного бытия. Она разработала феноменологический метод анализа смысловой составляющей социальных фактов, из которых состоит общество. Эта социология изучает необходимые, повторяющиеся, устойчивые связи субъективных явлений.

Наиболее точно, на мой  взгляд, социологию определил П. Сорокин  — как науку, которая изучает  поведение людей, живущих в среде  себе подобных: «социология изучает явления взаимодействия людей друг с другом, с одной стороны, и явления, возникающие из этого взаимодействия, — с другой». Давая такое (реалистическое) определение социологии, мы подчеркиваем, с одной стороны, значение принципа индивидуализма (субъективизма), а с другой стороны, объективизма при определении предмета социологии. Объясняя общественное устройство (строй общества), мы обращаемся прежде всего к деятельности людей, ее мотивам, а также общественным результатам, независимым от индивидуальных усилий и действий.

Из данного определения  социологии следует, что, во-первых, ее интересуют не индивиды, в отличие  от психологии, а субъективная сторона (потребности, интересы, оценки и т. п.) поведения, коллективы людей в  процессе их взаимодействия. Во-вторых, она исследует различные уровни социальной взаимосвязи (взаимосвязи поведения людей) в виде социальных общностей, институтов, организаций, сфер, систем, общественных строев, цивилизаций. В-третьих, социологию интересуют причины и механизмы развития социальных взаимосвязей, институтов, формаций, цивилизаций и т. п. Таким образом, социология изучает образ жизни людей, социальных классов, обществ, человечества.

Реалистическая социология изучает действия людей как единство субъективного и объективного, процесса и результата. Однако она отказывается видеть в закономерностях общественного развития нечто подобное закономерностям природы. Закономерностями общества с точки зрения реалистической социологии являются социальные институты и организации, в которых социальные связи приобретают необходимость, повторяемость, устойчивость, делающую их весьма отдаленно похожими на законы природы.

Социология как научная дисциплина представляет собой логическую конструкцию, которая: (а) претендует на определенную область исследований социальной действительности; (б) имеет общие и специфические методы исследования; (в) включает в себя систему специфических (в данном случае социологических) знаний, гипотез, понятий. В качестве социального института социология включает в себя: совокупность ученых-социологов, обладающих системой социологических знаний; библиотек, где собраны тексты, понятные социологам; научного общения между социологами.

Общество является предметом изучения истории, экономики, политологии, социальной психологии социальной философии и других наук, которые изучают его со своих сторон и в определенной мере различающимися методами. Эти науки используются в социологии для изучения ее предмета. Но социальная философия, социальная психология и другие общественные науки, в свою очередь, много получают от социологии, дающей глубокое понимание взаимосвязи людей, общественных отношений, культуры и прочих категорий как сознательных явлений.

Информация о работе Объект и предмет социологии