Несовершеннолетняя мать как объект социальной работы

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 11:04, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: дать анализ явления подросткового материнства и практик социальной поддержки несовершеннолетних матерей.
Объект исследования: несовершеннолетние матери.
Предмет исследования: условия и возможности реализации материнской роли несовершеннолетними женщинами.
Задачи исследования:
- изучение исторического и социально-культурного контекста юного материнства;
- изучение медико-социальных и психологических составляющих юного материнства;
- изучение правовых и социально-статусных позиций несовершеннолетних матерей в российском обществе.

Содержание

Введение………………………………………………………………………... 3
Глава 1. Несовершеннолетняя мать как объект социальной работы………….5
1.1 Социально-культурный и исторический контекст подросткового материнства…………………………………………………………………… 5-24
1.2 Психологические особенности ранней беременности и их влияние на развитие репродуктивного поведения у подростков ……………………...25-26
1.3 Правовые основы несовершеннолетнего родительства в Российской Федерации ……………………………………………………………………27-32
Вывод …………………………………………………………………………33-36
Список литературы…………………………………………………………..37-38

Работа содержит 1 файл

Курсовая Герман.docx

— 84.89 Кб (Скачать)

   Отрицательной и превалирующей стороной проблемы беременности у юных женщин остаются аборты и их осложнения. Общее количество абортов среди подростков России в последние пять лет несколько снизилось от 252282 в 1996 году до 190264 в 2001 году. Однако доля абортов, произведенных юным женщинам, из года в год остается стабильной. По данным официальной статистики МЗ РФ, в 2001 году частота абортов у подростков составила 10,2%. Более того, каждый второй аборт у юных женщин (52,8%) был сделан при первой беременности. Этот показатель является одним из самых высоких среди экономически развитых стран. В 2001 году в 299 случаях беременность у подростков была прервана криминально, что составило 12,3% из числа всех криминальных прерываний беременности у жительниц России. В указанном количестве не учтены случаи криминального прерывания беременность с помощью частных лиц, либо посредством употребления недопустимых доз и типов лекарственных препаратов. Следует отметить, что частота осложнений после абортов у подростков в 2-2,5 раза выше, а материнская смертность в 5-8 раз выше, чем у женщин репродуктивного возраста. Среди умерших после прерывания беременности матерей в 2001 подростки составили 11,3%[12].

   Если учесть, что более 50% абортов влекут за собой ранние или поздние осложнения, то при отсутствии действенных мер имеет место реальная угроза потери здоровья будущего населения страны. Ситуация усугубляется, а во многом и определяется отсутствием элементарных гигиенических знаний и информированности населения, прежде всего молодёжи, о физиологии и патологии репродуктивной системы, а так же об основах профилактики нарушений функции репродуктивной системы в периоде детства и полового созревания.

   Спонтанные, случайные половые контакты, часто в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, на фоне безграмотности или халатного отношения к интимной гигиене оказываются основной причиной возрастания у подростков частоты инфекций, передаваемых половым путем. В последние годы отмечается увеличение заболеваемости сифилисом, гонореей, хламидиозом, вирусными инфекциями. Фактически в последние годы в России возникла эпидемия этих болезней. Рост венерической заболеваемости в наибольшей степени затронул младшие возрастные группы. В последнее 10 лет число детей и подростков, заболевших сифилисом, увеличилось почти в 60 раз. Впервые стал регистрироваться сифилис у детей 10-12 лет, а доля врождённого сифилиса в настоящее время составляет четвертую часть от всех форм заболевания. Быстрыми темпами растет в последние годы число ВИЧ-инфицированных людей. В начале 2001 года общее число зарегистрированных случаев ВИЧ-инфекции достигло 86 тысяч и 75% новых случаев заражения составила молодежь от 15 до 29 лет[13].

   Не вызывает сомнения, что изменение ситуации возможно только путем совершенствования специализированной образовательной и лечебной помощи детям и подросткам. По-прежнему среди детей и подростков регистрируются инфекции, передаваемые половым путем и СПИД. Всего зарегистрировано ВИЧ инфицированных детей до 14 лет - 516, подростков 15-17 лет- 1637, в том числе, с диагнозом, установленным впервые, соответственно 322 и 1357(1999г.)[13].

   Четко прослеживается взаимосвязь между наличием вредных привычек и ранним началом сексуальной жизни. По данным Научного Центра здоровья детей РАМН Научного Центра акушерства, гинекологии и перинатологии РАМН отмечается рост нарушений состояния репродуктивного здоровья, что ведет к снижению рождаемости и негативно влияет на здоровье будущего поколения. Возрастает распространенность гинекологической патологии среди девушек, частота которой в настоящее время превышает 130 на 1000[20].

   Роды в подростковом возрасте отличаются более частым развитием различных осложнений: аномалий родовой деятельности, несвоевременным излитием околоплодных вод, кровотечениями в родах и раннем послеродовом периоде, травматизмом мягких родовых путей, послеродовыми заболеваниями. Повышенный процент осложнений в родах у несовершеннолетних первородящих связан с отсутствием биологической готовности организма к родам, и может быть обусловлен функциональной “незрелостью” плаценты, вследствие которой не наступает должной гормональной перестройки перед родами, необходимой для создания родовой доминанты.

   Кроме возрастных особенностей имеет значение отягощенный соматический и гинекологический анамнез, осложненное течение беременности, а также неблагоприятные социально-гигиенические факторы, влияющие на течение беременности и родов. Возникающие во время родов осложнения требуют от материнского организма мобилизации всех внутренних резервов для компенсации возникающих патологических состояний, а компенсаторные возможности подростков снижены вследствие функциональной незрелости организма. Поскольку у несовершеннолетних женщин чаще отмечаются аномалии родовой деятельности и другие акушерские и перинатальные осложнения, госпитализация на роды должна проводиться в плановом порядке в срок 36-37 недель беременности. Во время предродовой госпитализации проводится углубленное обследование состояния организма женщины, готовности к родам, состояния фетоплацентарного комплекса.

  На основании полученных данных с учетом имеющихся осложнений течения беременности разрабатывается индивидуальный план ведения родов. В связи с большой частотой аномалий родовой деятельности у несовершеннолетних, в целях их профилактики большое значение имеет своевременная диагностика начала родов у данной группы первородящих. В этой связи важно при проведении дородовой подготовки информировать женщин о субъективных ощущениях, которые могут сопровождать начало родовой деятельности, и о тех действиях, которые следует предпринять для скорейшей госпитализации[16].

   Ввиду часто возникающей у несовершеннолетних интранатальной гипоксии плода, необходим тщательный контроль за его состоянием в родах, желательно обеспечение мониторного наблюдения. Всем несовершеннолетним роженицам необходимо в обязательном порядке проводить соответствующие мероприятия по улучшению маточно-плацентарного кровообращения. В активной фазе родов, учитывая возрастные особенности юной первородящей, ригидность тканей и лабильность нервной системы, для профилактики аномалий родовой деятельности в обязательном порядке проводится медикаментозное обезболивание родов и применяется комплекс лекарственных средств: седативных, анальгетиков, спазмолитиков.

   Необходимость обезболивания родов у юных рожениц не подлежит сомнению. Ориентироваться при решении вопроса о применении обезболивания следует на субъективные ощущения женщины, которые зависят от ряда причин: особенностей личности роженицы, ее культуры, воспитания, информированности о ходе течения родового процесса, настроя женщины, ее взаимоотношений с медперсоналом и т.д. В раннем послеродовом периоде, организм как никогда нуждается в полном физическом и эмоциональном покое. Любые болевые ощущения, испытываемые женщиной в этот период, являются дополнительным стрессовым фактором, совершенно неоправданны и крайне вредны, осложняют процесс компенсации затраченных сил и послеродовой адаптации[15].

   Задачи психопрофилактической работы:

- внушение беременной  мысли о благоприятном исходе  родов и рождении здорового,  полноценного ребенка;

- ознакомление с эмоционально-психологическими  аспектами родов и послеродового  периода;

- развитие необходимых  для материнства женских качеств;

- обучение навыкам ухода  за ребенком, включая общий массаж  и гимнастику;

- подготовка будущей юной  матери к грудному вскармливанию;

- восстановление организма  матери после родов;

- обсуждение психологических  трудностей послеродового периода;

- осознание несовершеннолетними  беременными специфических забот,  конфликтов и проблем юного  материнства и подготовка к  ним;

- подведение юной женщины  к решению самостоятельного воспитания  ребенка;

- психологическая помощь  молодой матери;

- адаптация всей семьи  в новых условиях;

- информация о социальных  источниках поддержки юных родителей[11].

   Основная задача этапа подготовки несовершеннолетних - снятие страха и напряженности в связи с предстоящими родами. Юные роженицы требуют оказания психологической поддержки на всех этапах родового процесса, особого подхода, и внимательного отношения врача, акушерки и всего медицинского персонала. Необходимо считаться с нестандартностью жизненной ситуации, особенностью психоэмоционального статуса несовершеннолетних, легкой истощаемостью гомеостатических механизмов и постоянным высоким риском возникновения осложнений для матери и плода в родах, требующим готовности к оказанию экстренной помощи. Но помимо только медицинских проблем подростковое материнство несет еще и социальные проблемы как для общества в целом, так и для самих несовершеннолетних родителей.

   Проблемы, с которыми сталкиваются подростки во время беременности:

- негативное восприятие  их положения в обществе,

- социальное давление  либо игнорирование,

- испытываемые ими чувства  вины, неуверенности и страха, одиночества,  изоляции,

- трудности принятия новой  социальной роли;

- основные виды мотивации рождения ребенка[17].

 

 

 

 

 

1.2   Психологические  особенности ранней беременности  и их влияние на развитие  репродуктивного поведения у подростков

   Беременность у девочек-подростков (13-17 лет) с психологической точки зрения деструктивно влияет на развитие эмоционально-волевой сферы, ценностно-смысловых ориентаций, формирование полового и материнского поведения. Это относится как к «неблагополучным», так и к «благополучным» (по факторам желанности и «законности») беременностям подростков.

   Репродуктивная сфера включает два компонента: поведение половое и материнское. Потребности, обеспечивающие реализацию репродуктивного поведения, называются «витальными для вида»: индивид без их удовлетворения может существовать, а вид – нет. Стремление удовлетворять потребности репродуктивной сферы обеспечивается мощными мотивационными механизмами, имеющими сложное развитие в онтогенезе. Особенностью «биологического проекта» репродуктивной сферы является несвязанность обоих её блоков в субъективной представленности. Поэтому и логика развития этих форм поведения в онтогенезе самостоятельна.

   Опредмечивание мотивационных основ отношения к ребенку обеспечивается реакцией на ключевые «младенческие» признаки, в результате чего младенец приобретает самостоятельную ценность. При разделенности в субъективной представленности материнской и половой сфер отношение к ребенку не подвергается влиянию со стороны полового поведения. С возникновением сознания и общества положение меняется. Во-первых, социально-культурные ценности полноправно участвуют в развитии материнского и полового поведения. Во-вторых, происходит объединение родительского и полового поведения в единый комплекс. Однако их биологическая разделенность в субъективной сфере провоцирует различную степень дисгармонии получившегося образования. Связывание в сознании образа родившегося ребенка с причиной его появления переводит целостное отношение к младенцу из безусловного в обусловленное, зависимое от полового поведения.

   С этой точки зрения объясняются различия в отношении общества к законно-незаконнорожденным детям, оправдание абортов при беременностях вследствие изнасилования даже ярыми противниками абортов. Утрата ребенком абсолютной ценности может рассматриваться как одна из причин отказа женщины от новорожденного. Наиболее проблемной является ранняя беременность, отягощенная факторами как нежелательности, так и «незаконности». Именно в этом возрасте фактор «незаконности» может стать определяющим, так как он связан с незавершенной сепарацией от родителей и незрелостью эмоционально-волевой сферы и ценностно-смысловых ориентаций личности.

   Можно выделить такой аспект проблемы ранней беременности, касающийся особенностей онтогенетического развития репродуктивной сферы: незавершенность расхождения мотивационных основ полового и родительского поведения, которое должно произойти в этом возрасте. К началу полового созревания формирование мотивационных основ материнского поведения в основном заканчивается. Это происходит в процессе взаимодействия с собственной матерью в пренатальном и раннем постнатальном периоде онтогенеза, в рамках игровой деятельности и т.д. В половом поведении в пубертатном возрасте происходит активное завершение формирования мотивационных основ. Беременность в пубертатном периоде предопределяет грубое нарушение в развитии не только материнского поведения, но и многих личностных образований.

   Это подтверждается и случаями «благополучных» исходов ранней беременности:

- когда родители роженицы  соглашаются взять ребенка;

- когда роженица состоит  в браке.

   Во всех подобных случаях наблюдаются осложнения в психологическом состоянии юной матери и в развитии эмоционального контакта с ребенком. У беременных 15-16 лет, состоящих в браке, отмечается тревожность, неуверенность в успешности выполнения материнской роли, ориентация на обязательную помощь старших, причем свои действия рассматриваются, скорее, как помощь более опытным родственницам в уходе за ребенком. На мужа возлагаются надежды по обеспечению защиты, поддержки, организации всех сторон жизнедеятельности. Это препятствует развитию материнской интуиции, уверенности в собственной компетентности относительно интерпретации поведения ребенка, рефлексии своих чувств. Последнее является одним из существенных факторов развития эмоционального компонента материнского поведения.

   Кроме того, выражен конфликт между актуальным процессом становления собственных ценностно-смысловых ориентаций, характерным для этого возраста, и необходимостью осознать завершенность прошедшего жизненного этапа, перехода в новое качество. Подобные особенности развития материнского поведения и динамики эмоционального состояния во время беременности отмечены у будущих матерей, личность которых имеет черты инфантильности, незрелости эмоционально-волевой сферы и т.п., то есть психологически «еще не ставших взрослыми» к моменту беременности.

 

1.3  Правовые основы несовершеннолетнего родительства в Российской Федерации

   Искусственное прерывание беременности несовершеннолетней. Этот вопрос является немаловажным и весьма часто поднимаемым. Каждая женщина вне зависимости от возраста имеет право самостоятельно решать вопрос о материнстве.

Информация о работе Несовершеннолетняя мать как объект социальной работы