Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 11:04, курсовая работа
Цель исследования: дать анализ явления подросткового материнства и практик социальной поддержки несовершеннолетних матерей.
Объект исследования: несовершеннолетние матери.
Предмет исследования: условия и возможности реализации материнской роли несовершеннолетними женщинами.
Задачи исследования:
- изучение исторического и социально-культурного контекста юного материнства;
- изучение медико-социальных и психологических составляющих юного материнства;
- изучение правовых и социально-статусных позиций несовершеннолетних матерей в российском обществе.
Введение………………………………………………………………………... 3
Глава 1. Несовершеннолетняя мать как объект социальной работы………….5
1.1 Социально-культурный и исторический контекст подросткового материнства…………………………………………………………………… 5-24
1.2 Психологические особенности ранней беременности и их влияние на развитие репродуктивного поведения у подростков ……………………...25-26
1.3 Правовые основы несовершеннолетнего родительства в Российской Федерации ……………………………………………………………………27-32
Вывод …………………………………………………………………………33-36
Список литературы…………………………………………………………..37-38
Можно утверждать, что само по себе несовершеннолетнее материнство не может исключительно квалифицироваться как проблема. Не возраст, а маргинальность социальной среды не позволяет молодой маме социально адаптироваться и выработать для себя, а значит и для будущего ребенка положительный жизненный сценарий. Вероятность, успешного брака в этом возрасте крайне низка, но если юная мать преодолевает трудности первых лет, она вполне может адаптироваться в будущем.
Исследования репродуктивного поведения молодежи [18] показывают, что при равных условиях снижения возраста для юноши первый сексуальный опыт – это приобретение; для девушки – это потеря. Мамы часто намекают выросшим сыновьям на необходимость соблюдать осторожность в сексуальных контактах, кладут на видное место соответствующую литературу и как бы случайно – презервативы. Однако подобная забота о дочерях практически никогда не встречается.
Анализ демографической и социальной структуры несовершеннолетних пациенток женских консультаций показывает, что определить какой-то один социальный слой, из которого выделяются юные мамы, невозможно. Семьи, как правило, немногочисленны. Интересным является тот факт, что в больших семьях, состоящих из 6 и более человек, в которых проживают представители старшего поколения, бабушки и дедушки, несовершеннолетние матери встречаются довольно редко. Если в семьях есть представители старшего поколения, то они, как правило, занимаются воспитанием внуков и являясь в этом отношении более консервативными, они менее терпимы к добрачным половым связям. Юными мамами чаще становятся единственные или старшие дочери в семье. С появлением последующих детей им уделяется все меньше внимания, они вынуждены ухаживать за младшими членами семьи, приобретать взрослые навыки, что в конечном счете делает их в социальном плане старше своих сверстников.
Среди самых младших дочерей в семьях несовершеннолетние матери встречаются очень редко - в 4,3% случаев. Несовершеннолетние матери, как правило, учатся в школе, в редких случаях в училище или техникуме. На момент рождения ребенка они, как правило, не имеют общего среднего образования, так как во время беременности были вынуждены оставить учебное заведение. Большинство девушек довольно спокойно относятся к факту своей беременности, не испытывают ни шока, ни страха. Они спокойно перекладывают все проблемы, связанные с рождением ребенка, на своих родителей, будучи уверенными, что те будут помогать. Отцы детей, родившихся у юных матерей, в большинстве случаев участвуют в воспитании ребенка, либо сразу отказываются от него, либо даже не знают о его существовании. Юные мамы проживают со своими родителями и полностью находятся на их иждивении, т.к. сами не имеют средств существования. Моральная и материальная ответственность за ребенка ложится на родителей девушки. В связи с этим нет ничего удивительного, что большинство девушек ответили, что их жизнь удачно складывается, и на данном этапе они не испытывают трудностей.
Социальный портрет несовершеннолетней матери не содержит каких-либо специфических особенностей. В общем, это обыкновенные девушки из вполне нормальных семей, они не употребляют алкоголь и наркотические вещества и почти не курят. Однако причиной ранней беременности стало, прежде всего, отсутствие ответственного отношения к своему здоровью, включая половое воздержание, неумение сказать «нет», а так же полная контрацептивная безграмотность. Причины распространения подросткового материнства можно определять в двух направлениях: это макросоциальная и микросоциальная среда, в которых происходит социализация и развитие человека. Подростки не готовы к материнству в силу их биологической, а также психологической и социальной незрелости.
С рождением ребенка юные матери оказываются в ситуации полной и длительной психологической и социально-экономической зависимости от родителей; вынужденной изоляции от сверстников и привычного круга общения; с сомнительной перспективой относительно будущей семейной жизни, возможностей образования и профессионального выбора, обеспечивающих удовлетворительные материально-бытовые условия. Вследствие множества кажущихся неразрешимыми проблем юные матери имеют низкое качество жизни, меньшие социально-экономические перспективы, а их дети отличаются низкими показателями здоровья.
Девочка-подросток почти обречена начинать свою «материнскую карьеру» с низкой самооценкой и слабыми личностными ресурсами для нормальной адаптации к драматическим изменениям в своем физическом и социальном статусе. Американские психологи Линдеман, Шиллер и Эбернети провели интересное исследование, в ходе которого сравнивались личностные характеристики девочек подросткового возраста, оказавшихся беременными, со сверстницами, которые этого избежали. Для беременных школьниц по сравнению с контрольной группой оказались характерными сниженная самооценка, ощущения тревоги и неполноценности, конфликты с членами семьи и склонность к «оборонительной позиции» по отношению к окружению. Авторы исследования осторожно подчеркивают, что им в точности неизвестно, порождены ли эти особенности незапланированной беременностью или они были присущи этим девочкам до ее наступления (а может быть - они ей способствовали?!).
Так или иначе, такое психологическое состояние не может быть признано нормальным для формирования благоприятных отношений между юной мамой и ее ребенком. В сочетании с материальными трудностями, конфликтом с родителями и возможным разрывом с отцом первенца оно может в результате породить агрессивную, критичную, раздражительную, нетерпеливую мать, склонную к эмоциональным срывам по отношению к первенцу - «виновнику» всех ее неприятностей. Гораздо меньше, чем проблема подросткового материнства, изучена проблема «подросткового отцовства».
Хотя многие из юных отцов не уклоняются от ответственности за случившееся, заключают брак со своей подругой или хотя бы материально помогают ей, ситуация сама по себе чревата рядом серьезных психологических проблем. Неожиданно ставший отцом подросток испытывает смешанные чувства гордости, тревоги и вины. Он непосредственно сталкивается с тем фактом, что его сексуальное поведение породило серьезный жизненный конфликт и, вероятно, причинило боль близкому существу. Он сталкивается с необходимостью принимать серьезное решение, касающееся его подруги и его самого, решение, к которому он, скорее всего, не готов.
Характерно, что рождение ребенка у матери-подростка весьма часто разрушает ее отношения с отцом этого ребенка. За тот период, когда в одной из клиник произошли роды у 180 матерей-подростков, клинику посетили лишь 30 новоиспеченных отцов. Чуть более двадцати процентов этих девушек вступили в последующем в брак, продержавшийся более двух лет, а 54% юных отцов вообще никак не проявили себя. Система ценностей юных матерей в силу психологической и социальной незрелости еще не сложилась и для них материнство не представляет отдельную ценность[4].
Помимо физической нагрузки незрелая юная мать, как правило, испытывает и глубокие эмоциональные переживания. Боясь отрицательной реакции со стороны родителей, близких, друзей, почти 40% девушек скрывают беременность, сохраняя ее, не обращаясь к гинекологам. Почти для трети юных матерей их материнство является столь нежеланным, что они во время беременности совершают криминальные попытки к ее прерыванию. Беременность девочек-подростков является причиной тяжелых конфликтов в семье. Почти треть родителей отрицательно относятся к подростковой беременности вообще и к беременности своих юных дочерей – в частности. Многие из них настаивали на прерывании беременности, ссылаясь на то, что ребенку в таком возрасте надо получать образование, а не воспитывать детей[4].
На решение юной матери, о сохранении беременности ведущее влияние оказывают такие факторы, как семейное положение, образовательный уровень, наличие работы, жилищно-бытовые условия, психологическая и экономическая поддержка со стороны родителей, а также отношение общества к подростковому материнству.
На Всероссийской конференции детских и подростковых гинекологов “Сохранение репродуктивного потенциала подростков“ было выражено общее мнение врачей о том, что необходимо создание единой обязательной федеральной программы полового воспитания российских школьников, в которой были бы освещены не только собственно вопросы полового воспитания, но и принципы здорового образа жизни, вопросы личной гигиены. Первый опыт внедрения таких программ в Российских школах был неудачным, и Приказом Министерства образования России от 22.041997 N 781 программы полового воспитания российских школьников были приостановлены. При этом пострадало и гигиеническое воспитание. Педагоги ЮАР первые обратили внимание на то, что если какое-то поколение школьников хотя бы на 1 год выпадает из системы гигиенического и полового воспитания, то оно выходит во взрослую жизнь невежественным, со сниженным качеством здоровья. Поэтому ни у медиков, ни у педагогов нет сомнений относительно необходимости возобновить подобную программу с учетом прошлого негативного опыта[28].
В письме заместителя Министра образования Елены Чепурных от 12.05.2000 года, подчеркивается: “Министерство считает формирование здорового образа жизни детей и подростков, подготовку их к будущей семейной жизни одним из важных направлений воспитательной работы, как образовательных учреждений, так и родителей. Министерство приступило к разработке Федеральной междисциплинарной программы обучения здоровью в школе, в которой будут рассмотрены такие аспекты здоровья детей и подростков, как профилактика вредных привычек и социально-обусловленных заболеваний, душевное здоровье, формирование навыков правильного питания, личной гигиены, норм поведения“[28].
“Среди бесчисленного множества факторов, формирующих репродуктивный потенциал у молодого человека, особое внимание привлекает группа социальных факторов: качество медицинских услуг, уровень общей, и, в частности, гигиенической культуры. Гигиеническая культура, в свою очередь, зависит от навыков, приобретенных в семье, знаний, полученных в школе, и от усилий врачей. Приходится считаться и с другими обстоятельствами, но три названия - семья, школа и медики - являются ведущими“, - это фрагмент выступления главного детского гинеколога РФ Юрия Гуркина на Всероссийской конференции, посвященной репродуктивному здоровью подростков. На конференции была представлена программа гигиенического воспитания “О тебе“, прошедшая успешную апробацию в 165 городах России[28].
Статистика, представленная в отчетах главных специалистов и внештатных детских гинекологов субъектов РФ, свидетельствует о наличии неблагоприятных тенденций в состоянии репродуктивного здоровья девочек в большинстве регионов страны. Вместе с тем, не вызывает сомнения, что детей и подростков можно назвать поколением надежды вырастить здоровый народ. Как известно, репродуктивное здоровье мужчины и женщины во многом зависит от особенностей течения периода детства и полового созревания, соматического здоровья детей, их образа жизни. В России в настоящее время около 9,3 млн. девочек-подростков. Через несколько лет, перейдя в когорту женщин репродуктивного возраста, они будут нести основную нагрузку в воспроизводстве населения. Однако, сегодня их состояние, по результатам диспансеризации детского населения страны в 2002 году, характеризуется замедлением темпов физического развития, значительным увеличением доли заболеваний с хроническим и рецидивирующим течением[28].
Доля абсолютно здоровых девочек от 0 до 18 лет не превышает 6-7%. Общая заболеваемость детей до 14 лет в целом по России увеличилась за последнее пятилетие на 21,6%, а подростков 15-17 лет – на 32,2%. В настоящее время до 60% детей подросткового возраста страдают хроническими заболеваниями. По данным выборочных исследований у каждого ребенка в 10-14 лет в среднем диагностируется 2-3, а в возрасте 15-18 лет- 4-5 хронических заболеваний. Важно отметить, что негативные тенденции коснулись практически всех классов болезней. Наибольшую тревогу вызывает прирост болезней эндокринной системы (в 2 раза) и пороков развития матки и яичников у девочек (почти в 10 раз). По выборочным данным, частота гинекологической патологии в популяции подростков (данные профилактических осмотров) увеличилась в среднем с 8% в 1995 до 14,3% в 2001 году. Причем, показатели заболеваемости у девочек-подростков на 10-15% выше, чем у юношей. Следует отметить, что если у девочек дошкольного и раннего школьного возраста наибольшее число обращений к детскому гинекологу обусловлено воспалением нижних половых путей (35-70%), то у старшеклассниц в структуре гинекологических заболеваний преобладают нарушения менструального цикла (20-54%) с потерей трудоспособности (резко болезненные менструации, сопровождаемые выраженными вегетативными реакциями, и маточные кровотечения). Не менее редкой патологией является гипоменструальный синдром, вплоть до аменореи (16-21%), в сочетании с гиперандрогенными проявлениями и метаболическими нарушениями. По данным официальной статистики МЗ РФ за 2001 год, расстройства менструаций зарегистрированы у 153548 подростков. Причем лишь 1 из 10 больных самостоятельно обращаются к детскому и подростковому гинекологу. Результат – уже в первые годы активного репродуктивного периода жизни у каждой третьей женщины имеются отклонения репродуктивного здоровья[3].
Указанные закономерности сохраняются на протяжении последних 10 лет и прослеживается во всех регионах РФ. Наибольшую тревогу вызывает высокая пораженность гинекологическими заболеваниями девочек Еврейской АО (66276,54), Республики Алтай (40386,97), Республики Адыгея (36268,43), Волгоградской области (35337,85), Рязанской области (25997,35), Алтайского края (25489,37), Амурской области (22663,27), Республики Саха (21463,72), Брянской (21,456,92), Курганской (20874,23) и Псковской (20000,00) областей. Приведенные регионы располагаются в явно различных климатогеографических зонах, что не позволяет обосновать неблагополучие гинекологического здоровья детей только влиянием природных факторов. Создается, впечатление о зависимости величины показателей от уровня подготовки специалистов и от организованности службы охраны здоровья девочек в каждом отдельно взятом регионе[12].
Вместе с тем нельзя не учитывать значимость антропогенных и эпидемиологических факторов, образа жизни и условий проживания. Последние вызывают особую тревогу. Группу наибольшего риска составляют дети, чуждые навыкам здорового образа жизни, имеющие социально обусловленные вредные привычки, в первую очередь, пристрастие к алкоголю, наркотическим и токсическим веществам. Статистические данные МЗ РФ от 2001 года свидетельствуют, что алкоголь пробовали 70% подростков, а синдром зависимости от алкоголизма в разных стадиях заболевания имеют 499 девочек до 18 лет. Уровень наркомании среди подростков за 10 лет возрос в 13 раз[12].
В настоящее время имеет место определенная деформация социального портрета современного подростка. Это связано с недостаточным вниманием государства и общества к проблемам здоровья детей и подростков, со слабой информированностью родителей о вредных привычках и о сексуальной активности их детей, а также с неконтролируемой пропагандой в Масмедиа символов «нездорового» образа жизни (табак, пиво, алкоголь, порнография, однополый секс и пр.). На этом фоне не меньшее беспокойство вызывает ослабление установок подростков на создание семьи и деторождение, что является результатом отсутствия должного воспитания с детства. Неосведомленность об основах анатомии и физиологии репродуктивной системы человека и вытекающее из этого недоразвитие осознания образа женщины – продолжательницы рода, имеет место не только у самой девушки, но и у ближайшего ее окружения. Результат – случайная беременность, аборты, сексуальная эксплуатация, малодетность, заниженный уровень «чадолюбия»[5].
Отсутствие данных о сексуальной жизни подростков на национальном уровне не позволяет представить полную картину сексуального поведения подростков в России. Тем не менее, данные выборочных исследований свидетельствуют о значительном возрастании доли подростков, имеющих опыт сексуальных контактов. К середине 1990-х годов возраст приобретения сексуального опыта в России стал сопоставимым с показателями западных стран. Наиболее надежные исследования показывают, что средний возраст сексуального дебюта составляет 17,5 лет для девушек и 16,5 лет для юношей. Несмотря на активную работу врачей, педагогов, религиозных деятелей и прочих специалистов, пропагандирующих гигиенические и сексуальные нормы поведения, здоровый образ жизни и методы планирования семьи, почти каждая десятая жительница России начинает сексуальную жизнь в возрасте до 14 лет. К 18 годам доля имеющих сексуальный опыт достигает приблизительно 70-80 процентов для мужчин и более 50 процентов для женщин[19].
Информация о работе Несовершеннолетняя мать как объект социальной работы