Неопозитивизм и его роль в американской социологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 15:51, контрольная работа

Описание работы

Происходит дальнейшее изменение ортодоксального марксизма, идет усиление вульгаризации и политизации социальной теории (Ленин), с одной стороны, а с другой стороны, появляется направление, которое стремится соединить марксистские идеи с современной наукой (А.А. Богданов) [1, c.48]. В этот период появляется новое определение самого предмета социологии и ее методов.

Содержание

1. Неопозитивизм и его роль в американской социологии…………….. 3
2. Социологическое интервью ……………………………………………
Список использованных источников ……………………………………

Работа содержит 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ НЕОПОЗИТИВИЗМ.docx

— 57.89 Кб (Скачать)

     Теоретические, культурные и процедурные предубеждения  могут определить природу отношений  между интервьюером и интервьюируемым, задаваемые вопросы и то, как они  интерпретируются. Интервьюер должен работать над исключением любых  оценочных суждений и постоянно  проверять свои суждения, сопоставляя  с взглядами других. Необходимо быть внимательным, чтобы не задавать респонденту  вопросов, содержащих подсказки ответов. Важно постоянно переосмысливать свои интерпретации и поведение и фиксировать любые проявления предубеждений.

     Процесс беседы в интервью человек-дневник  организован таким образом, чтобы  поощрить участников событий вспомнить, воссоздать и обсудить моменты опыта  и жизненных проблем. С информантами беседуют несколько раз в течение  исследования. В начале интервью всегда задаются одни и те же вопросы. Затем  вопросы фокусируются на широких  тематических интересах, относящихся  к области изучения. Интервьюер пытается уточнить некоторые моменты, возвращаясь  к ним в процессе интервью, и  просит респондента прояснить их. Как только главные исследовательские  вопросы прояснены, интервьюер переводит  тему на другие вопросы, интересные для  того или иного информанта.

     Главное преимущество группового интервью состоит  в том, что здесь генерируется большой объем информации по теме за короткий промежуток времени. Один из недостатков: люди могут скрывать некоторые взгляды, не желая высказывать  их на публике. Примером группового интервью является фокус - группа.

     Остановимся кратко на методах интервьюирования и процедурных вопросах сбора нарративов (повествование, рассказ). Нарративное интервью включает обмен вопросами и ответами с элементами повествования, причем вопросы могут носить направленный или ненаправленный характер. Формы повествования предполагают содержательные рассказы биографического характера, описание особых случаев или исторических событий. После обычных для начального этапа интервью сообщений интервьюера (информация о цели интервью, согласование вопроса о магнитофонной записи, объяснение судьбы записей, пределов их использования, соблюдения анонимности, договоренность о продолжительности беседы, мотивации интервьюируемого, проговаривание процедурных моментов) социолог побуждает респондента к повествованию с помощью понятного и четкого вопроса, прямо затрагивающего интересы интервьюируемого и позволяющего дать развернутый ответ. Интервьюер после этого должен слушать и лишь иногда подавать те или иные сигналы, поддерживающие ход повествования: выражающие согласие, интерес («очень интересно», «не могли бы Вы побольше рассказать об этом»). Последующие вопросы о том же событии (недирективные, т. е. непрямые, или директивные, позволяющие собрать конкретную информацию в самом конце интервью) будут заданы не ранее, чем респондент приведет к логическому завершению основной ход повествования.

     Базовой категорией в технике любого интервью является вопрос. Очень многое зависит  от того, как и в какой последовательности задавать вопросы. Гид интервью должен следовать цели перевода исследовательских  вопросов в специальные вопросы  для информантов, а также предлагать вопросы, мотивирующие респондента  предоставлять затребованную информацию.

     Принципы  формулировки вопросов интервью по П. Лазарсфельду [11, c.170]:

     1. Необходимо, чтобы все вопросы  попадали в концептуальную область, важную для теории и исследования вопросов социолога.

     2. Следует формулировать и упорядочивать  вопросы таким образом, чтобы  они соответствовали опыту респондентов.

     3 Интервьюер должен открывать  действительные смыслы, которые  лежат позади ответов информанта. Например, если мать говорит, что  её ребёнок «медлительный ученик»,  исследователь не должен предполагать, что он знает, что означает  этот термин. Лучше всего попросить  респондента объяснить, расширить,  привести примеры, сравнить и  противопоставить понятие или  тип с другими понятиями или  типами.

     В неформализованных интервью не весь собранный материал представляет собой  нарратив, поскольку включает также  обмен вопросами и ответами и  другие формы речевых практик. Респонденты  в исследовательском интервью (если их не прерывать стандартизированными вопросами) будут говорить подолгу, порой организуя ответы в длинные  истории. В число задач исследователя  входит выявить предпосылки рассказчика, на которые он или она ориентируются, имея в виду реального или потенциального читателя, адресата текста или собеседника, учесть символическое присутствие  третьих лиц, оказывающих влияние  на автора истории.

     Рассматривая  различные типы интервью, выделим  несколько типов вопросов, используемых на определенных стадиях сбора информации [11, c.172]. Описательные вопросы – очень широкие и вводные. Начиная с «вопросов широкого круга» можно получить от информанта объёмный и богатый нарратив. Затем следуют вопросы малого круга, фокусируясь на меньшей единице опыта. Интервьюер может спросить о примерах или опыте, приобретенном в конкретном месте. Эти типы вопросов позволяют исследователю почувствовать язык и мир информанта. Насколько возможно, следует попытаться использовать тот же язык. Другой тип вопроса – структурный – осуществляет дальнейшую фокусировку на проблеме исследования и позволяет исследователю определить, как информанты организуют культурное знание. А контрольные вопросы применяются для того, чтобы отличить друг от друга понятия, события, процессы, людей в измерениях смысла (значения).

     Сбор  эмпирических данных методом интервью может осуществляться как в учреждении, так и на дому у респондента  или в специально отведенном для  этого офисе.

     Жизненные истории или истории о жизни  относят к жанру нарративов, Рассказами, историями пронизана вся наша повседневная жизнь. Психотерапевты каждый день сталкиваются с нарративами  личного опыта и используют их, чтобы изменить жизнь пациента путем  ее пересказывания и конструирования нового, более удовлетворительного опыта. Рассказывание истории трактуется как важное событие, которое оформляет социальные и психологические процессы, хотя сами истории рассматриваются как появившиеся в результате тех или иных жизненных событий.

     В автобиографических нарративах частная, интимная информация переплетается с более широким контекстом жизненного опыта. Интерес представляет именно то, как сами респонденты упорядочивают отдельные моменты личного опыта, зачастую те, в которых произошел некий перелом, расторжение идеального и реального, разрыв между «Я» рассказчика и его окружением, организацией.

     Помимо  перечисленных, по степени формализации можно выделить еще несколько видов интервью [11, c.173]:

     * полустандартизированное интервью предполагает сочетание в себе особенностей стандартизированного и нестандартизированного интервью.

     В таких интервью предусматривается  менее жесткая структура действий интервьюера. Он уже не обязан строго следовать порядку вопросов, а также может несколько менять их конфигурацию по мере надобности. Часто в таких интервью предусмотрен лишь список основных вопросов, частично их порядок, а получаемая информация служит для формулировки гипотез, выявления социальных проблем, подлежащих далее более систематическому анализу.

     В этом случае прямое общение с респондентом и психологические отношения, возникающие  в ходе проведения интервью, создают  немало преимуществ для получения информации, что представляется малодоступным при использовании строго формализованного интервью.

     Правда, надо сказать, что эти же преимущества оборачиваются временами новыми трудностями. Одна из них заключается  в том, что интервьюер так или иначе оказывает определенное влияние на респондента, а соответственно и на его ответы или рассуждения. Важный момент здесь играет эффект стереотипности, «по одежке встречают». Интервьюерам не чуждо ничто человеческое: это и не совсем тактично заданный вопрос, и первичная неприязнь к респонденту, и чрезмерная навязчивость.

     В силу этих обстоятельств респондент может вообще отказаться от интервью, или «замкнуться» в себе, что приведет к потере нужной информации. Но и  самому интервьюеру не стоит «подстраиваться» под опрашиваемого. Попадаются иногда слишком «активные» респонденты, которые сами начинают задавать ход беседы, не дают возможности вернуть разговор в нужное русло. Но есть и, наоборот, очень меланхоличные люди, которых надо уметь расшевелить, мотивировать их к беседе. Поэтому для сбора массовой информации привлекают по возможности большее число интервьюеров, которые предварительно проходят специальное обучение и тренировки.

     Полуструктурированное интервью предполагает в каждом из тематических блоков перечень тех аспектов, по которым должна быть получена информация. Интервьюер должен уметь в ходе беседы задавать вопросы, которые интересуют его в данном исследовании, но делать это так, чтобы они не нарушали общего хода беседы, а органически, естественно вписывались в рассказ как уточнения. Если это не удается сделать, то прерывать ход беседы не нужно, а лучше вернуться к интересующему вопросу в конце интервью.

     Фокусированное интервью предполагает сбор мнений и оценок по поводу конкретной проблемы, тех или иных явлений и процессов.

     Предполагается, что перед фокусированным интервью респонденты включаются в определенную ситуацию. Например, группа студентов посмотрела фильм, а затем была проинтервьюирована по поводу поднятых в нем вопросов.

     Групповое и индивидуальное - в зависимости от того, кто выступает респондентом. Можно одновременно беседовать с небольшой группой учащихся, семьей, бригадой, причем интервью способно приобретать в таких ситуациях дискуссионный характер.

     Проведение  интервью требует организационной  подготовки, что предполагает выбор места и времени интервьюирования. Место проведения интервью определяется спецификой предмета исследования. В любом случае обстановка, в которой проводится интервью, должна быть спокойной и конфиденциальной, т. е. без присутствия посторонних лиц в удобное для респондента время.

     Работа  же самого интервьюера предполагает осуществление следующих задач [12, c.321]:

     · налаживание контакта с респондентами;

     · правильная постановка вопросов интервью;

     · правильная фиксация ответов.

     Рассмотрим  процесс интервьюирования [12, c.320-325]:

     Интервьюер  представляется, говорит о целях  и задачах исследования, гарантирует полную анонимность. Затем следует установление контакта с респондентом, создание благоприятной атмосферы для интервью.

     Задаются  первые вопросы по содержанию изучаемых  проблем. Когда интервьюер почувствует, что респондент полностью «вошел»  в беседу, он может ее усложнить. Не исключаются и указания на противоречия в суждениях респондента («Вы  только что говорили это, а теперь другое»), и просьбы уточнить или  пояснить позицию («Не могли бы вы пояснить или подробнее рассказать…»), и встречные вопросы («А как вы думаете об этом…»), и вопросы  на понимание («Правильно ли я вас  понял?»).

     В конце интервью подводятся итоги, респондента  благодарят за беседу.

     Время интервью у взрослых - до 1-1,5 часа, учащихся - 45 минут. Однако практика ряда западных социологов (в частности, опыт интервьюирования в Институте Макса Планка по проблемам  развития образования и человека в Берлине) [] показывает, что глубокое интервьюирование в сочетании с использованием метода изучения биографий в ряде случаев длится до 4 часов.

     После окончания работ на объекте по сбору социологической информации интервьюер должен представить в исследовательский центр следующие документы: заполненные бланки интервью, маршрутные листы, отчеты о работе.

     После проверки всех этих документов начинается специальный анализ бланков интервью с целью получения обобщенной информации об изучаемом явлении.

     Следует заметить, что наибольшее распространение  в социологии получило стандартизированное  интервью. Несколько реже используют полустандартизированное интервью. И только опытные социологи (да и то не всегда) применяют свободное и разведывательное интервьюирование.

     Диапазон  требований к интервьюерам, работающим в столь разных ситуациях, естественно, весьма широк как в социологическом, так и в психологическом, педагогическом, конфликтологическом, журналистском и иных отношениях. Для проведения разовых стандартизированных интервью межличностного характера можно не привлекать квалифицированных социологов (порой это даже желательно, чтобы повысить непредвзятость данных). Но без них невозможно получить достоверную информацию во всех иных разновидностях интервьюирования.

Информация о работе Неопозитивизм и его роль в американской социологии