Неопозитивизм и его роль в американской социологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 15:51, контрольная работа

Описание работы

Происходит дальнейшее изменение ортодоксального марксизма, идет усиление вульгаризации и политизации социальной теории (Ленин), с одной стороны, а с другой стороны, появляется направление, которое стремится соединить марксистские идеи с современной наукой (А.А. Богданов) [1, c.48]. В этот период появляется новое определение самого предмета социологии и ее методов.

Содержание

1. Неопозитивизм и его роль в американской социологии…………….. 3
2. Социологическое интервью ……………………………………………
Список использованных источников ……………………………………

Работа содержит 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ НЕОПОЗИТИВИЗМ.docx

— 57.89 Кб (Скачать)

     Колумбийская  школа. Пауль Лазарсфельд (1901—1976). Разрабатывал качественные и количественные методы в социологии. Социологи изучают человека вообще, а методолог — социолога в работе. Лазарсфельд полагал, что такая методология может возникнуть только при развитии социологии. Требовал единства количественных и качественных методов, чтобы не разделять теорию и практику.

     Яков  Леви Морено (1892—1974). Основоположник нового направления на стыке социологии, психологии и философии — социометрия (исследование малых групп). Социальная реальность по Морено — это совпадение внешнего представления общества и социометрической матрицы [7, c. 132].

     Неопозитивизм является одним из популярных течений в зарубежной социологии, возникшим первоначально на базе Венского кружка (О. Найрат) и оказавшим значительное влияние на американскую социологию. Неопозитивизм не представляет собой единой школы, это скорее некая общая ориентация, сторонники которой называют себя представителями научной социологии или естественно-научного направления в социологии [8, c. 29].

     Становление неопозитивизма относится к 20-м годам  ХХ столетия и связано с выработкой «стандартной концепции науки». Она  предполагает реализацию следующих  принципов [9, c.115-116]:

     Основные  принципы неопозитивизма:

  • социальные явления подчиняются законам, общим для всей действительности (природной и культурно-исторической);
  • методы социального исследования должны быть точными и объективными, как и методы естествознания;
  • субъективные аспекты поведения человека можно исследовать только через их открытые проявления;
  • истинность научных понятий и утверждений устанавливается на основе эмпирических процедур;
  • все социальные явления описываются и выражаются количественно;
  • социология как наука должна быть свободна от ценностных суждений и связи с идеологией.

     Неопозитивизм достиг пика своей популярности в 40-50-е  годы, после чего наступает некоторый  спад. Возрождению неопозитивизма в  конце 70-х годов способствовала общественно-политическая обстановка: требование надежной информации, и научной экспертизы социальных явлений стало государственным  заказом. Социология ответила на это  усилением прикладной функции, воплощенной, прежде всего, в социальной инженерии, расширением поля прикладных исследований. Вместе с тем предпринимаются активные попытки преодоления эмпиризма и описательности. На передний план выступают следующие неопозитивистские положения [9, c.115-116]:

    • наиболее  адекватной формой выражения социологической  информации является язык математики;
    • основываясь на методологическом единстве наук, социология должна использовать новые логико-методологические средства для анализа данных;
    • социология - этически нейтральная сфера социальных исследований.

     В рамках неопозитивизма созданы основные требования к проведению социологического исследования (нормы социологической культуры) [9, c.115-116]:

  • отбор понятий и их точная интерпретация;
  • формулирование гипотез;
  • описание методов исследования;
  • описание данных и результатов исследования;
  • аргументация выводов;
  • приглашение к дискуссии по исследуемой теме.

     Благодаря своей прикладной эмпирической ориентации неопозитивизм активно разрабатывал и осваивал различные методы социологического исследования: наблюдение, метод анализа  документов, разнообразные опросы и  др. Одной из первых в этом направлении  была работа американских социологов У. Томаса и Ф. Знанецкого «Польский крестьянин в Европе и Америке» (1918 –1920). В этом исследовании, основанном на методе изучения документов в основном личного характера (дневники, автобиографии, письма), осуществлен глубокий и интересный анализ жизни людей в новых социокультурных условиях. Работа получила большой общественный резонанс и считается хрестоматийной.

     Таким образом, усиление спроса на социальную информацию создает финансовую основу и благоприятный политический климат для развития неопозитивизма. Но нельзя не видеть и ограниченности этого  направления, связанной с отсутствием  фундаментальной теоретической  базы.

     Роль  неопозитивизма в  американской социологии
Неопозитивистский подход двойствен по своему характеру. Во-первых, он методологически ориентируется на положения физической науки, стремящейся к единому взгляду на мир явлений, применяя точку зрения физики ко всем явлениям. В этом отношении он вырабатывает аскетическую методологию, основанную на следующих предпосылках:  
1) общественные явления подчиняются законам природы;  
2) не существует различия между науками, относящимися к людям, и науками, относящимися к другим явлениям.  
3) субъективные аспекты общественных явлений могут изучаться научно только на основе их объективного открытого проявления [8, c.67]. Эта методология, хотя она и подвергалась широкой критике, является ясно выраженной.
 
 

Вопрос 2. Социологическое  интервью 

     Сбор  данных методом формализованного интервью часто называют анкетированием. Этот метод сбора данных подразумевает  стремление к максимальной стандартизации и унификации процедур сбора данных, их обработки и анализа. Соблюдение такой стандартизации и обеспечение  процедурных требований в отношении  составления выборки и контроля за ее соответствием, ввода данных – это те критерии, которые любой исследователь должен делать явными и по которым можно судить о надежности результатов количественного исследования.

     Различают несколько видов сбора данных в количественном исследовании. В зависимости от применяемых процедур это может быть телефонный опрос (вопросы задаются по телефону), по месту работы или учебы (групповой, когда все опрашиваемые находятся в одной комнате для совещаний или учебной аудитории, или индивидуальный), почтовый (анкета рассылается обычной почтой), по электронной почте (анкета рассылается по электронной почте), Интернет - опрос (анкета размещается на веб - сайте), прессовый опрос (анкета размещается в печатном органе СМИ, газете или журнале, читателя просят вырезать, заполнить и прислать ее по указанному адресу).

     Рассмотрим  кратко основные этапы сбора и анализа данных в условиях массового опроса по месту жительства [10, c.215]. Предположим инструмент исследования (вопросник, анкета) уже разработан, выборка определена, т. е. предварительный этап исследования завершен и теперь необходимо собирать данные.

     Первый  этап. Инструмент исследования подвергают внимательному анализу и проводят ряд пробных интервью, чтобы выявить слабые места анкеты. В результате составляется инструкция интервьюеру, сценарий инструктажа интервьюеров, определяются трудозатраты на проведение одного интервью и на поиск респондента. Подбираются анкетеры и интервьюеры, ответственные и способные успешно вступать в коммуникацию с респондентами, определяется нагрузка для каждого интервьюера в соответствии с планом исследования (сроками) и трудозатратами.

     Интервьюер (анкетер), участвующий в опросе, кроме определенного количества анкет, должен всегда при себе иметь  удостоверение личности, удостоверение  интервьюера, лист выборки, запасные шариковые  ручки.

     Второй  этап. Проводится инструктаж по процедуре интервьюирования, основной целью которого является достижение адекватного и более-менее одинакового понимания всех вопросов данной анкеты и принципов поиска респондентов среди всех интервьюеров, участвующих в исследовании. На этом этапе распределяются задания, устанавливаются сроки их сдачи, принципы урегулирования конфликтных или непонятных ситуаций. Организатор опроса, кроме того, часто связывается с органами внутренних дел по месту проведения опроса с тем, чтобы работники милиции были в курсе проводимого исследования, не препятствовали ему и знали, что ответить на вопросы граждан. После завершения опроса организатор осуществляет прием анкет, проверяет их качество.

     Третий  этап. Анкеты просматриваются, тщательно проверяются, открытые вопросы кодируются (каждому выявленному варианту присваивается отдельный код). После этого осуществляется ввод данных –  каждая анкета заносится в компьютер, респонденту присваивается, номер и вносится код того варианта переменной, который выбрал респондент. Например, в вопросе «Ваш пол» мужчины кодируются цифрой 1, а женщины – цифрой 2. Если в ходе исследования опрошено много респондентов (тысяча и более), необходимо провести проверку качества ввода данных и удостовериться, что все они были введены без ошибок и искажений.

     Четвертый этап. В результате ввода данных формируется массив и совокупность ответов всех респондентов на все вопросы анкеты, здесь специалист может начать анализ, чтобы получить распределение ответов на вопросы исследования, и установить связи между переменными и признаками. На этом этапе формулируются и проверяются гипотезы, которые имеют статистическую природу, результаты анализа интерпретируются. Целью такого анализа в прикладном проекте по социальной работе является форма выводов, которые можно было применить на практике.

     Анализ  данных в современных условиях осуществляют, как правило, с применением персональных компьютеров и специального программ много обеспечения. Международным  стандартом в программном обеспечении  для анализа данных социальных исследований является SPSS – статистический пакет для социальных наук. Этот пакет программ позволяет не только ввести данные исследования, но и выполнить анализ при помощи описательной (получить простые, парные н многомерные распределения, установить их статистические параметры и свойства), а также продвинутой статистики, включая факторный, кластерный и регрессионный анализ.

     Попробуем проанализировать описательную статистику, используя результаты исследования доступности окружающей среды инвалидам. На первом этапе необходимо составить  представление о характере распределений  ответов на интересующие вопросы, поэтому  мы дадим программе задание рассчитать таблицы простых распределений (частотные  таблицы) по переменной.

     Простое распределение (частотная таблица) ответов на вопрос «Как часто Вы бываете вне своего дома, квартиры?». В некоторых анкетах можно  встретить вопросы, ответы на которые отсутствуют – это может происходить из-за ошибки интервьюера, нежелания респондента давать ответ на данный вопрос или потому, что этот вопрос к респонденту не относится – например, вопрос об удовлетворенности работой, адресованный безработному. В таких случаях отсутствуют ответы (их называют – пропущенные значения) кодируются специальными знаками (например, «99» или «О»), чтобы программа их различала в ходе анализа [10, c.223].

     Анализ  простого распределения является важным источником информации, однако необходимо иметь в виду, что здесь данные усреднённые, эта таблица не дает ответа на вопрос, какие группы инвалидов более активны, а какие – менее. Для того чтобы получить ответ на этот вопрос, необходимо провести сравнение между различными группами опрошенных, например, между представителями разных групп инвалидности, работающими и неработающими инвалидами, мужчинами и женщинами. Такое сравнение поможет сделать таблицу парного распределения. Ее анализ позволяет выявить различия в ответах на вопрос о мобильности инвалидов в зависимости от пола [10, c.224].

     Все интервью имеют следующие общие допущения: а) открытая природа ответов влечет определения и интерпретации, не обязательно отражающие эмпирическую реальность; б) это ответы, сконструированые в конкретной ситуации с конкретной целью, с расчетом на конкретную аудиторию и во взаимном обмене с интервьюером.

     Интервью  – это ситуация вербального обмена, где один 1 человек – интервьюер – пытается получить информацию или выражение мнения или убеждения от другого человека (от других людей в случае группового интервью).

     Неструктурированное интервью, которое называют так же нестандартизованным или неформальным, больше напоминает дружескую, повседневную беседу. Не существует заготовленного списка или порядка вопросов, которые бы направляли диалог, нельзя применить одинаковый набор стимулов ко всем информантам. Этот тип интервью более подходит для разведывательного исследования, когда мало что известно о конкретной проблеме. В этом случае интервью предоставляет информацию по всему спектру и содержанию проблемы, а также разнообразию и глубине чувств, связываемых людьми с конкретной проблемой или явлением. Техника неструктурированного интервью применяется в сочетании с количественными методами для того, чтобы предоставить интерпретации взаимоотношений переменных и возможные вариации субкультур или факторов.

     Следует упомянуть глубинные интервью, в которых исследователь может затронуть глубоко и широко те области, которые ему интересны. Глубинные интервью полезны для того, чтобы получить интерпретации относительно установок, ценностей и убеждений. Эти интервью чаще всего проводятся с несколькими хорошо информированными респондентами, а не с большим количеством людей. Зачастую выделяется специальная группа «ключевых информантов» тех представителей социальной группы, находящейся в центре исследовательского внимания, которые лучше артикулируют и рефлектируют смыслы, действия и отношения, рассказывая о себе и других. Можно называть этих людей «ключевыми актерами» (действующими субъектами) поскольку они способны исчерпывающе отвечать на вопросы, что связывает конкретный вопрос с более широкими и значимыми темами.

Информация о работе Неопозитивизм и его роль в американской социологии