Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 15:51, контрольная работа
Происходит дальнейшее изменение ортодоксального марксизма, идет усиление вульгаризации и политизации социальной теории (Ленин), с одной стороны, а с другой стороны, появляется направление, которое стремится соединить марксистские идеи с современной наукой (А.А. Богданов) [1, c.48]. В этот период появляется новое определение самого предмета социологии и ее методов.
1. Неопозитивизм и его роль в американской социологии…………….. 3
2. Социологическое интервью ……………………………………………
Список использованных источников ……………………………………
СОДЕРЖАНИЕ
1. Неопозитивизм и его роль в американской социологии…………….. | 3 |
2. Социологическое интервью …………………………………………… | |
Список использованных источников …………………………………… |
Вопрос 1.
Неопозитивизм и
его роль в американской
социологии
Начало XX века связано с наступлением третьего этапа в развитии социологии. В это время происходит четкое самоопределение социологии как общей теории социологии. Ведущей школой становится НЕОПОЗИТИВИЗМ.
Происходит дальнейшее изменение ортодоксального марксизма, идет усиление вульгаризации и политизации социальной теории (Ленин), с одной стороны, а с другой стороны, появляется направление, которое стремится соединить марксистские идеи с современной наукой (А.А. Богданов) [1, c.48]. В этот период появляется новое определение самого предмета социологии и ее методов.
Единицей социального анализа, вместо различных «факторов», групповой психологии и психологии отдельного человека становятся «социальные связи» (А.С. Звоницкая), «взаимодействие» (П.А. Сорокин), «социальное общение» (К.М. Тахтарев) и т.п. Неопозитивисты считали, что главное внимание необходимо обращать на изучение социального поведения и общества, рассматриваемых с точки зрения статичности, организованности. Они считали необходимым в первую очередь изучать социальное поведение, а затем уже существующие социальные структуры постоянных или повторяющихся форм взаимодействия и изменения (воспроизводство, самоподражание, разрушение) социальных процессов. Считали, что в социологии должен быть реализован более полно идеал «описательной науки» и должно идти объективное изучение внешних сторон поведения с помощью эмпирических исследований.
Для последних характерен функциональный тип исследования социального целого, вместо господствующего до этого эволюционного типа. «Задачей социологии является, – указывал П.А. Сорокин, – описание подведомственных ему явлений и установление между ними функционально-корреляционной связи… Объект социологии должен быть транссубъективным и вещественным; таковым является поведение людей» [2, c.64].
Критическое
отношение и отказ от эволюционизма
и сравнительно-исторического
Питирим Александрович СОРОКИН (1889–1968) – виднейший представитель неопозитивизма [2, c.77].
Его творческую деятельность делят на два периода – русский и американский. При этом американцы считают его одним из основателей американской социологии
Объектами изучения неопозитивистской социологии Сорокина являются, прежде всего, социальное поведение и деятельность людей, социальные группы и структура общества в целом, а также происходящие в нем социальные процессы. В то же время вся общественная жизнь и все социальные процессы могут быть разложены, по словам Сорокина, на явления и процессы взаимодействия двух или большего числа индивидов. Вот эти-то взаимодействия людей и объявляются им непосредственным предметом изучения социологии [2, c.81]. Речь идет о «психико-рефлекторном» взаимодействии индивидов, проявляющемся внешне в их поведении и деятельности.
В
этом заключается существенное отличие
неопозитивистской социологии Сорокина
от классического позитивизма
Взаимодействие двух индивидов характеризуется Сорокиным как простейшее социальное явление. Оно имеет место тогда, «когда изменение психических переживаний или внешних актов одного индивида вызывается переживаниями и внешними актами другого» [2, c.81]. Такие взаимодействия называются Сорокиным «социальными клеточками» [2, c.81], из которых образуются все остальные более или менее сложные общественные явления.
Анализу простейших социальных взаимодействий и посвящен по сути весь первый том «Системы социологии» П. Сорокина. Во втором томе исследуются «сложные социальные агрегаты», разного рода социальные группы, их строение и взаимодействия.
П. Сорокин предложил свои критерии классификации социальных групп - односторонние и многосторонние. В соответствии с этими критериями выделяются социальные группы по одному какому-либо признаку, например языку, территории, полу, возрасту, или же по многим признакам. По многим признакам выделяются классы, нации и другие сложные, часто социально неоднородные группы.
Неоднородность общества, его объективное деление на разные социальные группы нашли свое отражение в теории П. Сорокина о социальной стратификации и социальной мобильности. Согласно этой теории, все общество делится на различные слои - страты, которые различаются между собой по Уровню доходов, видам деятельности, политическим взглядам, культурным ориентациям и т. д. К основным формам социальной гратификации (или расслоения общества) Сорокин отнес экономическую, политическую и профессиональную. По его мнению, социальная стратификация - это естественное и нормальное состояние общества [3, c.114]. Она объективно обусловлена существующим общественным разделением труда, имущественным неравенством, разными политическими ориентациями и т. п.
Меняя
профессию или вид
Горизонтальная мобильность означает переход человека из одной социальной группы в другую, Находящуюся в целом на том же уровне социальной стратификации, скажем, когда сельский житель становится городским, однако профессия и уровень доходов у него остаются прежними. Вертикальная мобильность - это переход людей из одного социального слоя в другой в иерархическом порядке, например из низшего слоя общества в более высокий или же обратно - из высшего слоя в низший.
Объективной
основой существования
Как считал Сорокин, социальная мобильность - такое же естественное и неизбежное явление, как и социальная стратификация, на основе которой она существует. Это касается как восходящей, так и нисходящей социальной мобильности, в процессе которых люди перемещаются вверх или вниз по социальной лестнице. Он обосновал такое понятие, как «социальное пространство», суть которого раскрывается через понятие «высшие и низшие классы», «продвижение по социальной лестнице», «социальная дистанция» и др [3, c.111].
Большое значение П. Сорокин придавал вопросам социального равенства. В 1917 г. в Петрограде вышла его книга «Проблема социального равенства». К этой проблеме он постоянно обращался в своих последующих работах. Указывая на сложный и многосторонний характер проблемы социального равенства, он считал, что главное в ней - это предоставление каждому человеку материальных и духовных благ «по его заслугам», т. е. «по степени его личного социально-полезного труда» [3, c.112]. Однако этим экономическим содержанием проблема социального равенства не исчерпывается. Важно, писал Сорокин, чтобы стало реальностью равенство всех перед Законом, равенство для занятия публичных должностей, право на равные политические блага - избирательное право, свобода слова, печати, союзов, совести и т. д. Исключительное значение имеет «более или менее равномерное распределение знаний и образований», без чего, по его мнению, вообще невозможна эгалитарная, т. е. основанная на социальном равенстве, система общества [3, c. 113].
П.
Сорокин был глубоко убежден
в том, что все возникающие
в обществе проблемы следует решать
на основе разумного управления, сознательного
разрешения социальных противоречии и
предоставления каждому человеку возможностей
для творческого самовыражения.
Он был противником всяких социальных
потрясений, в том числе революций,
и выступал за нормальный, как он
писал, эволюционный путь развития. В
своем труде «Социология
В фундаментальном четырехтомном труде «Социальная и культурная динамика» П. Сорокин анализирует развитие культур народов, разрабатывает теорию ценностей. Понятие «ценность» выступает как одно из важнейших в его социологии. С помощью этого понятия объясняется поведение индивидов и социальных групп, их взаимодействия по самым разным направлениям. Большое значение придается общечеловеческим ценностям, на основе которых возможно сотрудничество народов. Именно к этому всегда призывал П. Сорокин как ученый и общественный деятель. На склоне своих лет он выкупил с идеей конвергенции, согласно которой в будущем капиталистический и коммунистический, как он писал, типы общества сольются в некое третье интегральное общество, которое «объединит большинство позитивных ценностей и освободится от серьезных дефектов каждого типа» [3, c.115].
Наибольшее развитие социологические исследования получили в США.
Исследователи истории социологии считают, что если в XIX в. центром социологической мысли была Западная Европа, то начиная с 20-х гг. XXв. США прочно удерживают позиции лидера в мировой социологии [4, c.90]. Решающее влияние на бурное развитие социологии в США оказали два взаимосвязанных фактора: быстрое прохождение социологией всех пяти стадий внешней институционализации и большой объем конкретных эмпирических социальных исследований.
Социология в США с самого начала формируется как прикладная эмпирическая наука. Уже в 1910 г. в стране было проведено более 3 тысяч эмпирических исследований. Сейчас их количество возросло на два порядка. Социологические исследования базируются на большой финансовой основе. В настоящее время на проведение социологических исследований ассигнуется до 2 млрд долларов. Причем, примерно половину суммы ассигнует правительство США, а половину — частный бизнес [5, c.34]. В стране имеется около 100 тысяч специалистов по социологии, которые объединяются в ряд ассоциаций. Правительство и предприниматели рассматривают социологию как важный инструмент преодоления социальных конфликтов и обеспечения социальной стабильности как инструмент социального контроля и управления, повышающий производительность труда и обеспечение благосостояния граждан. Благодаря развитию эмпирических исследований, разработке фундаментальной методологии, использованию математического и статистического аппарата, моделирования и эксперимента социология в США превратилась в точную науку.
Особенность
американской социологии — ориентация
на практическую работу [6, c.17]. Многие отождествляли
социологию с социальной работой. Главная
проблема того периода — отсутствие теоретической
и методологической базы. Две главные
характеристики — эмпиризм и прагматизм.
Первая кафедра социологии в мире появилась
в Чикагском университете.
Чикагская школа. Уильям Томас (1863-1947).
Совместно с Флорианом Знанецким провел
и описал исследование случая (case-study) «Польский
крестьянин в Европе и Америке», которое
стало поворотным в развитии социологии
в США и в мире. Вошёл в историю также благодаря
сформулированной теореме об определении
ситуации: «Если люди определяют ситуации
как реальные, то они реальны по своим
последствиям».
Флориан Знанецкий (1882—1958). Считал,
что социология — наука о социальной организации,
изучающая правила поведения, которые
касаются активных взаимоотношений как
между отдельными членами группы, так
и между каждым её членом и всей группой
в целом. Ядром социальной организации
выступает социальный институт. Изменение
общества трактуется как взаимодействие
с окружающей средой. Общество меняется,
приспосабливаясь к среде, человек — адаптируясь
к обществу. Разработал концепцию социального
действия: социальное действие — это поведение,
которое стремится воздействовать на
других людей. Два основных типа действия
— приспособление и оппозиция.
Роберт Парк (1864—1944). Парк понимал
социологию как науку о коллективном поведении.
Общество — это организация социального
контроля. Социальный контроль — общество
символов, знаков и значений, которое преобразует
коллективное поведение во взаимодействие.
В работе «Город» рассмотрена проблема
социальной экологии: социальная экология
позволяет рассматривать город как своеобразную
органическую целостность, обладающую
структурой, закрепляющую функции за отдельными
социальными институтами и группами. Посредством
порядков в обществе поддерживается динамическое
равновесие, степень свободы уменьшается.
Центральная проблема социальной экологии
— проблема равновесия и кризисов.
Особенности Чикагской школы социологии:
1) методика- анализ личности 2) государственный
заказ 3) конкретика и прагматизм. [7, c.127]
Информация о работе Неопозитивизм и его роль в американской социологии