Немецкая философия и юриспруденция на рубеже XVIII–XIX вв.

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 10:44, контрольная работа

Описание работы

В конце XVIII -- начале XIX в. передовые рубежи европейской морально-правовой философии перемещаются из Франции в Германию. В политическом отношении Германия этого период представляла собой аморфную совокупность сотен самостоятельных государств -- королевств, герцогств, княжеств и вольных городов.

Работа содержит 1 файл

бурлуц.doc

— 149.00 Кб (Скачать)

Право и законопорядок могут существовать только в условиях развитой государственности, где имеет место также «охрана против охранителей», где приняты меры против злоупотреблений властей и используются средства разделения власти на законодательную, судебную и исполнительную.

Непосредственным идейным преемником Шопенгауэра в немецкой философии стал Ницше.

Фридрих Ницше (1844-1900) - немецкий мыслитель с трагической судьбой. Его успешной карьере университетского профессора помешала тяжелая, неизлечимая болезнь, завершившаяся безумием. Основные сочинения философа -- «Так говорил Заратустра», «По ту сторону добра и зла», «Происхождение морали».

Все книги Ницше характеризуются яркой, притчеобразной, афористической формой повествования. Философско-теоретическое и художественно-образное начала слиты в них воедино. Будучи одаренным поэтом и филологом, Ницше был вместе с тем сильным и оригинальным мыслителем моралистического склада.

Как философ Ницше считал своей главной задачей осуществление радикальной переоценки моральных ценностей, реформирование традиционных гуманистических принципов европейской цивилизации.

Ницше резко отрицательно относился к христианской системе нравственных норм. По его мнению, с тех пор, как христианство уравняло всех людей перед лицом единого Бога, началась «порча человеческой природы». Философ отвергает равенство, считая его «ложью толпы». Великая французская революция 1789 г., опиравшаяся на идею равенства, выдвинула ошибочный идеал, за который вряд ли стоило сражаться и умирать.

Как нет равенства, так не может быть единой для всех системы моральных норм. Среди людей всегда были и будут слабые и сильные, рабы и господа. Жизнь -- это трагедия, где одни выказывают слабость и ничтожность, другие проявляют способность возвыситься над обстоятельствами и предрассудками. У каждой из этих категорий имеется своя мораль.

Христианство, защищавшее слабых, провозгласившее идею равенства слабых и сильных, - это идеология рабов, стремившихся компенсировать свою социальную неполноценность.

Противоречие силы и слабости является исходным противоречием бытия. В отношениях людей всегда должны быть конфликты, ибо только они позволяют сильным обнаружить свою силу. Только там, где сталкиваются борющиеся между собой противоположности, есть жизнь и движение.

Нескончаемой борьбой наполнена жизнь природы. Биологический закон борьбы за выживание универсален и охватывает все живое, от клетки до человека. Но, приняв около двух тысяч лет тому назад христианство, человечество изменило этому великому закону. И вот теперь главная задача -- восстановить его господство, отбросить накопившуюся массу христианских предрассудков, придуманных слабыми людьми для защиты от сильных.

Для Ницше главное в человеке -- не его духовность и нравственность, а его витальная, биологическая сила, его воля к жизни и воля к власти. Любая слабость достойна осуждения. Ницше целиком на стороне сильных. Он выдвигает в качестве идеала фигуру сверхсильного и сверхволевого существа, названного им «сверхчеловеком» или «белокурым зверем».

Эта «белокурая бестия» не нуждается в христианских Принципах, в морально-правовых нормах. Она их отбрасывает, чтобы они не сковывали ее витальные силы.

Ницше обосновывает правомерность жизненной позиции «сверхчеловека» еще при помощи тезиса о радикальной исторической смене типов культуры. Осталась в прошлом традиционная теоцентрическая модель миропорядка с главенствующей в ней фигурой Бога. Теперь Бог умер, а это значит, что исчез первоисточник всех моральных норм. Вместе со «смертью» Бога рухнули все былые нравственные ограничения и запреты.

Теперь на место Бога в центр миропорядка должен встать могучий и прекрасный «сверхчеловек», который способен коренным образом обновить одряхлевший мир.

В обновленном мире, где нет Бога, смешны и нелепы моральные предрассудки «маленьких людей», неуместны традиционные представления о добре и зле. «Сверхчеловек» начинает с того, что разбивает «старые скрижали» религиозно-нравственных запретов. Для него этические категории добра и гуманности - не что иное, как «понятия-ублюдки». Его излюбленные состояния - конфликты и антагонизмы. Он повсюду выискивает возможность сразиться с кем-нибудь. Война с ближним для него выше любви к ближнему.

Превознося агрессивную воинственность «сверхчеловека», Ницше утверждает, что мужчина должен воспитываться для войны, а женщина -- для вдохновения воина. Даже интимные отношения между мужчиной и женщиной он трактует как извечный антагонизм: «Пусть мужчина, идущий к женщине, не забудет плетку».

О приближающемся реальном пришествии в обезбоженный мир нового хозяина, «белокурого зверя» вещает пророк Заратустра. Почти каждая из его сентенций - антитеза той или иной христианской заповеди: «Не благословляй проклинающего тебя, а прокляни его», «За одну несправедливость по отношению к тебе плати пятью несправедливостями», «Умей, кому надо, подать не руку, а лапу, и чтобы у этой лапы были когти» и т.д.

Заратустра отвергает гуманность и сострадание, не приемлет традиционных запретов «не убий», «не укради» Многие его проповеди откровенно аморальны.

Произведенная «переоценка ценностей» позволила Ницше именовать способность к злу лучшим человеческим свойством, называть убийство подвигом, тиранию - волей к власти, изнасилование -- волей к жизни, готовность подтолкнуть падающего -- доблестью. Это была одиозная философская попытка обесценить общечеловеческие нравственные нормы и доказать право людей строить свою жизнь на основании биологического принципа борьбы за существование.

Ницше отказывался признавать качественное различие между социокультурной жизнью людей и существованием животных, подчиненным закону борьбы за выживание. Он игнорировал то обстоятельство, что с развитием цивилизации изменился характер эволюции. Первобытное «право сильного» сменилось действенными механизмами религиозной, моральной и правовой регуляции человеческих отношений. В сообществах людей сложились разнообразные средства и способы защиты слабых. Нравственная мудрость всех цивилизованных народов единодушно осуждает и злую силу, и сильное зло.

Трагический опыт XX в., связанный с возникновением ряда тоталитарных режимов, доказал, что любые попытки культивировать антитезу «сверхчеловек» -- «недочеловек», а с нею и практику господства «сильных» над «слабыми» неизбежно влекут за собой распад основ цивилизации и духовную деградацию миллионов людей.

Сходной с ницшеанством была и судьба философии марксизма.

У марксистской философии по существу два автора-создателя -- Маркс и Энгельс, написавшие ряд совместных работ.

Карл Маркс (1818-1883) родился в прусском городе Трире в семье адвоката. Получил юридическое образование в университетах Бонна и Берлина. Значительную часть жизни провел в эмиграции в Англии, где создал свой главный труд «Капитал».

Фридрих Энгельс (1820-1895) родился в г. Бармене. Его отец - текстильный фабрикант, привлек сына с 17 лет к работе в фирме. Энгельс приобрел обширные знания в основном путем самообразования. Совместно с Марксом написал «Святое семейство», «Немецкую идеологию», «Манифест коммунистической партии». Главные философские труды - «Анти-Дюринг» и «Диалектика природы».

Исходная посылка марксистской философии имеет социоморальный характер и напоминает евангельский тезис: «Мир лежит во зле». В марксистском звучании он гласит: общество, разделенное на антагонистические классы эксплуататоров и эксплуатируемых, устроено несправедливо. Социальный мир должен быть объектом не созерцания, а преобразования. Пришло время радикальных, революционных изменений существующего порядка

Человечество долго шло к этому историческому моменту, миновав три ступени, именуемые общественно-экономическими формациями: первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную. Теперь оно находится на этапе буржуазно-капиталистической формации. Капитализм -- это мир зла, эксплуатации и социальной несправедливости.

Высшей ценностью в марксизме является не отдельный человек, а социальная общность. Среди разнообразия возможных общностей наиважнейшей является класс, объединяющий людей по производственно-экономическим признакам, по месту в системе общественного производства. Классы возникают с переходом общества от первобытнообщинного строя к рабовладельческому. В условиях каждой формации социальная жизнь определялась отношениями главных классов-антагонистов. При рабовладельческом строе это были рабы и рабовладельцы, при феодализме -- крестьяне и помещики-землевладельцы, при капитализме -- пролетариат и буржуазия.

Пролетариат занимает центральное место в марксистском учении. Рабочий-пролетарий -- это существо, обреченное при капитализме на вымирание. Ему нечего терять, кроме своих цепей. Поэтому он должен восстать, начать революцию, которая будет праздником для бедных и страшным судом для богатых. Именно пролетарская революция освободит мир от зла и социальной несправедливости.

Главная историческая задача пролетариата состоит в том, чтобы установить собственную диктатуру. Путь к ней пролегает через ожесточенную, кровопролитную борьбу с буржуазией. Это будет борьба не на жизнь, а на смерть, где не будет места никаким компромиссам. После победы над буржуазией открывается возможность движения к бесклассовому обществу, где не будет ни эксплуататоров, ни эксплуатируемых.

Важное место в марксистской доктрине занимает учение о государстве. Государство возникает из недр родового общества, когда в том начинает активно происходить классовое расслоение. Для того, чтобы антагонистические классы не «пожрали» в непримиримой вражде друг друга, создается сила, встающая над ними и стремящаяся удерживать их от столкновений. Этой силой становится государство. При этом государственная власть почти повсеместно сосредоточивается в руках представителей эксплуататорских классов. Государственные институты становятся для них орудием эксплуатации масс. Этому же служит и право, представляющее собой волю господствующего класса, возведенную в закон.

Пролетариат должен в ходе революции заменить буржуазную государственную машину собственной диктатурой и тем самым создать предпосылки для перехода к бесклассовому, коммунистическому строю. Коммунизм -- это, по мысли Маркса и Энгельса, бесклассовый и безгосударственный строй народного самоуправления.

Литература

1. Бачинин В.А, Чефранов В.А. История философии права. - Харьков, 1998

2. Фролов И.Т. Введение в философию. - М., 2004

3. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. - М., 1992

4. Тойнби А. Дж. Постижение истории. - М., 2001

5. Кант И. Метафизика нравов. - М., 2000

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Немецкая классическая философия.

План.

Введение.

1.                  Традиции и новаторство в немецкой классической философии.

2.                  Критическая философия И. Канта.

·       Живое созерцание. Формы чувственности

·       Формы рассудка

·       Учение Канта о разуме и антиномиях

·       Учение о морали и нравственности

3.                  Диалектическая философия Г. Гегеля.

Заключение.

Введение.

Философия Просвещения сумела реализоваться практически – в лозунгах и идеалах Великой французской буржуазной революции 1789-1794 гг. Это крупнейшее событие европейской истории XV111 в. в свою очередь дало мощный импульс процессу обновления самой философии. Принципиально новым этапом ее развития стало творчество классиков немецкого идеализма конца ХV111-Х1Х вв. – Иммануила Канта, Иоганна Фихте, Шеллинга, Георга Гегеля. Важную роль в формировании немецкой философии сыграли достижения естествознания и общественных наук: стали развиваться физика и химия, продвинулось вперед изучение органической природы. Открытия в области математики, поз­волившие понять процессы в их точном количественном выражении, учение Ламарка об обусловленности развития организма окружающей средой, астрономические, геологичес­кие, эмбриологические теории, а также теории развития чело­веческого общества — все это со всей остротой и неизбежностью выдвигало на первый план идею развития как теорию и метод познания действительности. Философия становилась рефлексией, т.е. самопознанием всей многообразной человеческой культуры. А начал это «перевооружение» философии выдающийся немецкий мыслитель И. Кант. Его творчество явилось, с одной стороны, как бы завершением философии Просвещения, а с другой – ее нелицеприятной критикой.

1.      Традиции и новаторство в немецкой классической философии.

Немецкая классическая философия – это значительнейший этап в развитии философской мысли и культуры человечества. Она представлена философским творчеством Иммануила Канта (1724-1804), Иогана Готлиба Фихте (1762-1814), Фридриха Вильгельма Шеллинга (1775-1854), Георга Вильгельмана Фридриха Гегеля (1770-1831), Людвига Андреаса Фейербаха (1804-1872).

Каждый из названных философов создал свою философскую систему, отличающуюся богатством идей и концепций. Вместе с тем немецкая классическая философия представляет собой единое духовное образование, которое характеризуется следующими общими чертами:

1.        Своеобразным пониманием роли философии в истории человечества, в развитии мировой культуры. Классические немецкие философы полагали, что философия призвана быть критической совестью культуры, «конфронтирующим сознанием», «усмехающимся над действительности», «душой» культуры.

Информация о работе Немецкая философия и юриспруденция на рубеже XVIII–XIX вв.