Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 10:44, контрольная работа
В конце XVIII -- начале XIX в. передовые рубежи европейской морально-правовой философии перемещаются из Франции в Германию. В политическом отношении Германия этого период представляла собой аморфную совокупность сотен самостоятельных государств -- королевств, герцогств, княжеств и вольных городов.
Тема: Немецкая философия и юриспруденция на рубеже XVIII–XIX вв.
1) Право и мораль в классической немецкой философии.
2) Философские основания исторической школы права
Этико-правовые идеи в философии И. Канта. Философия права Георга Гегеля. Идеи Фридриха Шеллинга. Густав Гуго – основатель немецкой школы права. Фридрих Карл фон Савиньи – глава немецкой исторической школы. права. Георг Пухта – представитель немецкой исторической школы.
Немецкая философия права XVIII-XIX столетия
В конце XVIII -- начале XIX в. передовые рубежи европейской морально-правовой философии перемещаются из Франции в Германию. В политическом отношении Германия этого период представляла собой аморфную совокупность сотен самостоятельных государств -- королевств, герцогств, княжеств и вольных городов.
Революция 1789 г. в соседней Франции духовно пробудила творческую интеллигенцию немецких государств. Началась чрезвычайно продуктивная эпоха в истории германской культуры, давшая миру Гете, Шиллера, Бетховена, Канта, Гегеля и других выдающихся мыслителей и художников.
Сложное политическое состояние, в котором пребывала Германия, стимулировало поисковую активность немецкой социально-философской и морально-правовой мысли. На этом фоне в духовную жизнь Европы входят такие крупные мыслители, как Кант и Гегель.
Иммануил Кант (1724-1804) безвыездно прожил всю жизнь в Кенигсберге. В качестве доцента, а затем профессора он преподавал в местном университете. Там же вышли его основные труды «Критика чистого разума», «Критика практического разума» и «Критика способности суждения».
Правовая философия Канта основывается на его учении о человеке. Согласно этому учению история не бесцельна, а имеет своей задачей полное развитие человеческих способностей. В смене поколений идет движение к высшему совершенству. Способности достигнут своего полного осуществления не в отдельном индивидууме, в человеческом роде в целом.
Мудрая, но суровая природа выдвинула в качестве основного средства исторического развития антагонизмы между людьми. В результате нескончаемой вражды мир погряз во зле, пороках и преступлениях. Когда древние иранские мудрецы сравнивали землю с клоакой, отхожим местом, куда спускаются нечистоты из других миров, они были, по мнению Канта, недалеки от истины.
Укротить антагонизмы, преодолеть зло можно только путем построения цивилизованного гражданского общества, где право наделяет каждого такой мерой свободы, что она могла бы успешно сочетаться со свободой других.
Но вся беда в том, что люди не умеют распоряжаться предоставленной им свободой. Это происходит из-за того, что человек -- двойственное существо, в котором объединились два разных мира. Как частица природного мира, как живой организм, находящийся во власти естественных потребностей, человек эгоистичен, аморален и склонен злоупотреблять свободой. Но как разумный, мыслящий субъект он способен считаться с морально-правовыми запретами, уважает высший нравственный закон и способен быть независимым от собственной эгоистической природы.
Высший нравственный закон Кант именует категорическим императивом. Под ним он понимает требование, чтобы каждый человек относился к другому всегда бескорыстно, видя в нем не средство достижения своих целей, но только самостоятельную абсолютную самоценность. Буквальная формулировка категорического императива такова: «Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству».
Природа не наделила человека способностью постоянно поступать в соответствии с требованиями категорического императива. Чтобы не стать рабом своего природного эгоизма, он вынужден прибегать к волевому самопринуждению, помня о своем главном долге -- поступать так, как того требует категорический императив.
Взамен человека ждет награда -- возвышающее его дух чувство собственного достоинства.
Готовность человека поступать в соответствии с ведением категорического императива Кант называет нравственностью. Что касается права, то оно, хотя и стоит рядом с нравственностью, существенно отличается от нее по нескольким позициям. Так, если нравственность -- сфера внутреннего личностного выбора, то право по своей сути публично и является средством внешнего принуждения. Учитывая существование правовых норм, люди подчиняются им не из-за осознания внутреннего долга, а из-за страха наказания. Соблюдение правовых норм составляет как бы первую ступень на пути к нравственному поведению. Нормы права содержат в себе тот минимум нравственности, без которого общество не может нормально существовать.
Право не требует от людей взаимной любви. Люди могут недолюбливать, презирать и даже ненавидеть друг друга, но, подчиняясь законам, они не должны давать воли своим чувствам. Взамен же право гарантирует поддержание цивилизованных отношений в обществе. Эти гарантии предполагают:
а) наличие принудительно осуществляемых законов;
б) законодательную защиту собственности и личных прав;
в) равенство граждан перед законом;
г) возможность разрешения споров в судебном порядке.
Успешное функционирование правовой системы требует отлаженного механизма международных отношений. Поэтому лучше всего, если все государства установят отношения вечного мира.
Когда наступит состояние вечного мира, можно будет сказать, что скрытый план природы по созданию наилучших условий для полного развития человеческих способностей осуществился.
Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831) получил богословское образование, работал домашним учителем, редактором газеты, директором гимназии, преподавателем в университетах Германии.
Исходная попытка философии Гегеля -- утверждение о существовании Мирового (Абсолютного) Духа или Мировой Идеи как высшей силы, которая правит миром и направляет ход истории.
Благодаря тому, что Мировой Дух является главным, субъектом культурно-исторического процесса, этот последний разворачивается закономерно и целенаправлен но. Через путаницу событий и хаос случайностей Мировая Идея прокладывает свой путь, воплощая ей одной лишь ведомые замыслы. Существующая на земле цивилизация является созданием Абсолютного Духа. В ней раскрывается его высшая, божественная премудрость.
У Мирового Духа, приводящего в движение историю имеется для того специальное средство -- противоречия. Благодаря возникновению, обострению и разрешению противоречий осуществляется движение природных, социальных и духовных форм в мире, обществе и культуре.
У всемирной истории, развивающейся через противоречия, имеется своя цель. Это, по мнению Гегеля, свобод а. В осуществлении свободы философ видит оправдание того зла, которым пока еще в избытке насыщена социальная жизнь.
Свобода проявляется в таких социокультурных формах, как мораль, религия, искусство, философия. Важным ее воплощением является право. Его предназначение состоит в том, чтобы помогать людям обретать в жизни минимум необходимых социальных свобод.
Праву свойственно развиваться. Гегель трактует его историческую динамику как процесс нарастания меры свободы. Так, в государствах Древнего Востока существовала лишь свобода одного и этот один был правителем, деспотом. В античных государствах Европы имела место свобода немногих, не являвшихся рабами. В современных Гегелю христианских государствах наблюдается стремление к постепенному осуществлению свободы всех.
Право как осуществленная свобода имеет еще одно направление развития и проходит также несколько фаз - первую из них Гегель именует абстрактным правом. На этом уровне свобода человека проявляется как его право владеть собственностью. Именно собственность делает человека личностью, субъектом права, готовым уважать личность в любом другом человеке.
Абстрактное право учитывает только внешнюю предпосылку правового статуса человека в обществе. Внутренние, мотивационные аспекты правосознания на этой, первой ступени пока еще не рассматриваются.
Вторую ступень утверждения прав Гегель называет моралью. Здесь речь идет уже о том, что субъект права должен не только обладать частной собственностью, но и иметь более или менее развитое правосознание. Человек должен сознательно относиться к правопорядку, уметь оценивать свои и чужие поступки с точки зрения добра и зла, законности и справедливости, иметь представление о субъективной, мотивационной стороне преступления. От личности здесь требуется способность к критическому анализу своего отношения к морально-правовой реальности.
Третья ступень именуется нравственностью. Она является высшей и предполагает у личности созидательные способности к жизнестроительству и правотворчеству. Индивидуумы, достигшие в своем правовом развитии этой ступени, активно участвуют в создании таких форм общения, как семья, гражданское общество и государство.
Наиглавнейшим результатом правотворчества является государство. Только в нем, считает Гегель, человек обретает максимальную свободу. Существование государства - это высшее воплощение свободы, разума и права, это «шествие Бога в мире».
Государство преодолевает и снимает противоречия всех предыдущих социальных форм, всех ранних ступеней исторического развития. Среди многообразия конкретных типов государства Гегель ставит на первое место наследственную конституционную монархию.
Предназначение человека состоит в том, чтобы жить в государстве, ибо только государство дает ему возможность вести жизнь не животного, а цивилизованного, морального субъекта. Но, расточая свои блага, оно взамен требует от человека полной самоотдачи, а при необходимости и самопожертвования. Гражданин обязан всегда быть готовым к тому, чтобы пренебречь своими личными интересами во имя интересов государства.
Государство несет в себе самом самоцель своего раз вития. Таковой является его собственное могущество. Индивиды для него - всего лишь средство достижения и сохранения этого могущества. Главная обязанность, моральный долг индивидуума состоит в том, чтобы быть покорным воле государства и с готовностью приносить свои силы, способности, таланты и саму жизнь на жертвенный алтарь во имя процветания и могущества «земного Бога»
Концепция Гегеля содержит в себе глубокое и трагическое противоречие. Начав с утверждения идеи свободы, философ пришел в итоге к ее отрицанию. Мировой Дух Гегеля, воплощенный в государстве, шествует по ступеням прогресса. Человеческие страдания, несчастья, погубленные судьбы, растоптанные жизни - все переплавляется в этом поступательном движении, все перегорает в топке и дает энергию для наращивания государственной мощи. С точки зрения государства жертвы необходимы, и оно принимает их как должное. Отдельный человек не вправе рассчитывать на счастье, Мировому Духу нет до него дела. Столь же равнодушна к человеку Мировая Воля Шопенгауэра.
Артур Шопенгауэр (1788-1860) родился в г. Данциге (современный Гданськ) в семье коммерсанта-торговца. Получил образование в университетах Геттингена и Берлина, впоследствии преподавал в Берлинском университете. Его карьера не сложилась и он оставил преподавательскую деятельность. Поселившись во Франкфурте и имея в качестве рантье средства для жизни, Шопенгауэр целиком посвятил себя философскому творчеству. Основной труд его жизни книга «Мир как воля и представление» вышла в свет в 1819 г., но не была замечена современниками. Лишь спустя сорок лет она привлекает к себе внимание широкого читателя, и с этого момента Шопенгауэр занимает место в ряду крупнейших европейских философов.
Для Шопенгауэра миропорядок лишен разумного содержания. Жизнь как таковая не имеет ни смысла, ни цели. Миром правит не благой сверхразум, как у Гегеля, а неразумная, иррациональная Воля. Будучи слепой, дикой и злой, Воля выступает как источник бед, страданий катастроф, выпадающих на долю человечества. В мире отсутствует справедливость, и существование людей переполнено злом. Воля подталкивает людей к активным действиям. Наделенные жаждой жизни и эгоистическими инстинктами, они чаще причиняют зло друг другу и самим себе, чем достигают благоденствия и истинного счастья. Жизнь большинства похожа на сущий ад. Данте, замечает Шопенгауэр, сочиняя «Божественную комедию», брал материал для своего «Ада» из реальной жизни и в результате у него получился «весьма порядочный ад».
Благодаря всевластию Воли человеческая история предстает как хаос, переполненный конфликтами, войнами и преступлениями. И с этим, как с неустранимой данностью, следует мириться. Шопенгауэр предлагает принять таким, каков он есть, неустроенный миропорядок с отсутствием в нем закона, права, блага и добродетели. Человека с его неистребимой склонностью к порокам и преступлениям Шопенгауэр так же предлагает принять в качестве онтологической реальности.
Философ отвергает идею французских просветителей о том, что человек от природы добр, а во всех его изъянах виновна цивилизация. Для Шопенгауэра человек - это дикое, страшное животное, которое не смогли укротить цивилизации и культура. В периоды социальных катаклизмов, когда ослабевает законопорядок, истинная природа человека прорывается, и тогда обнаруживается, что своей свирепостью он не уступает тиграм и гиенам. Более того, человеческий мозг представляет собой орудие, несравнимо более страшное, чем когти кровожадного зверя. Благодаря ему люди способны не просто мучить Других людей, но видеть в мучительстве самоцель.
Лишь государство и право делают жизнь человека в обществе сравнительно сносной. Государство является сугубо охранительным учреждением и выполняет две основные функции. Первая - это функция внешней охраны: государство оберегает своих граждан от разгула природных стихий. При помощи норм международного права оно упорядочивает свои отношения с другими государствами. Вторая охранительная функция - внутренняя - позволяет предупреждать столкновение граждан между собой, не дает им относиться друг к другу по принципу «человек человеку волк». С ее помощью обеспечивается частное право и поддерживается правопорядок.
Информация о работе Немецкая философия и юриспруденция на рубеже XVIII–XIX вв.