Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 15:58, реферат
Зарождение неформальных движений в странах Европы. Российские неформалы. Байкеры. Панки. Металлисты. Социальные неформальные движения России.
Вступление.
Возраст 11-12-15-16лет мы называем подростковым. Это период развития личности
от детства к зрелости, к юношеству. Особенности этого периода зависимы от
особенностей физического развития подростков. Но этот период обуславливается
не только физическим и половым созреванием, но и развитием личности.
В этот период идет нравственное развитие, формирование убеждений подростка. И
чаще всего эти убеждения не совпадают с общественным мнением.
В этот период ребенок задумывается над собой как над личностью, что приводит
его к процессу самовоспитания. В это время начинается и формирование его
характера, подросток сравнивает себя с окружающими сверстниками. В этот
период и появляются «трудные» подростки, составляющие большинство в различных
неформальных объединениях.
Неформальное движение является, в какой-то мере, социальной группой –
социально организованной общностью людей, объединенных общими интересами,
целями и совместной деятельностью. Правда, многие из них занимают различные
позиции в отношении базовых социальных ценностей. Многие из неформальных
групп являются асоциальными – ориентированными на удовлетворение потребностей
лишь членов этой группы (хиппи, панки, рокеры, брейкеры, металлисты и т.п.),
социально ориентированными (неонацисты, бритоголовые, рэдскины) и
антисоциальными – откровенно преступными группами.
Первостепенная причина ухода подростков в неформалы – это потребность в
друзьях, конфликты дома или в школе, протест против формализма взрослых,
поиск или неосознавание смысла существования (Н. Кофырин).
Откуда же и почему появляются "выпавшие" люди? Здесь два направления. Первое:
в этом выпавшем, неопределенном, "подвешенном" состоянии человек оказывается
в период перехода с позиции одной на позицию другой социальной структуры.
Потом он, как правило, находит свое постоянное место, обретает постоянный
статус, входит в социум и покидает сферу контркультуры. Такие рассуждения
заложены в основе концепций В.Тернера, Т.Парсонса, Л.Фойера.
По Парсону, например, причина протеста молодежи и ее противостояния миру
взрослых - "нетерпение" занять места отцов в социальной структуре А они
некоторое время еще остаются заняты. Но дело кончается втиранием нового
поколения в ту же структуру и, следовательно, ее воспроизводством. Второе
направление объясняет появление выпавших людей сдвигами в самом обществе. У
М.Мид это выглядит так: " Молодежь приходит, взрослея,уже не в тот мир,к
которому ее готовили в процессе социализации. Опыт старших не годится.
Молодых готовили к занятию одних позиций в социальной структуре, а структура
уже другая, тех позиций в ней нет ".
В периоды перемен выпавшими становятся в той или иной мере значительные
прослойки. Иногда это задевает чуть ли не каждого. Не все уходят в хиппи, но
многие проходят через контркультурное состояние (попадают в зону действий
контркультуры).
Причины участия подростков в неформальных группах – это: стремление познать
необычное, особенно современное западное искусство; неуспеваемость в школе и
отчуждение от школьного коллектива; отсутствие интереса к чему-либо,
бездеятельность, равнодушие к учебе; потребность в эмоциональных
впечатлениях; отсутствие
индивидуального подхода в
задержки в умственном развитии отдельных учеников; невнимание к подросткам в
семье, безнадзорность, одиночество, заброшенность, беззащитность;
оригинальность впечатлений, получаемых подростками в группах, внутренняя
свобода; возможность проявить протест против положения молодежи в современных
условиях (И.А. Невский).
В своей работе над неформальными движениями России я решил отталкиваться в
первую очередь не от научно-публицистических изданий (т.к. там либо
практически нет информации непосредственно о неформалах, либо она есть, но
представляет собой скудно изложенный минимум, при ближайшем рассмотрении не
претендующий на объективность), а от непосредственной литературы неформалов и
общения с участниками неформальных молодежных течений, коих в нашей стране
наблюдается немалое количество.
Кроме того я считаю что эта тема "неформалов" очень актуальна в наши дни, она
всегда была актуальна. Неформальные объединения по сути целая система, это
очень своеобразное социальное образование. Его нельзя назвать группой, это,
скорее социальная среда, круг общения, конгломерат групп или даже их
иерархия. Где существует яркое деление на "своих" и "чужих". Проще говоря это
государство в государстве требующее очень глубокого изучения.
Зарождение неформальных движений в странах Европы.
Понятие "неформалы", "неформалы" - кто они? Ответы на эти вопросы
неоднозначны, как неоднозначны и неоднородны сами неформальные объединения. К
тому же, бурная политическая жизнь заставляет изменяться самодеятельные
формирования, причем эти изменения зачастую касаются не только форм и методов
их деятельности, но и провозглашаемый целей. ФОРМАЛЬНОЙ обычно называют
социальную группу, обладающую юридическим статусом, являющуюся частью
социального института, организации, где положение отдельных членов строго
регламентировано официальными правилами и законами. А неформальные
организации и объединения ничего этого не имеют. "НЕФОРМАЛЫ" - это группа
людей, которая возникла по чьей-нибудь инициативе или спонтанно для
достижения какой-либо цели людьми с общими интересами и потребностями.
Неформальные объединения (вопреки распространенному мнению) не является
изобретением наших дней. Они имеют богатую историю. Разумеется, современные
самодеятельные формирования существенно отличаются от своих предшественников.
Однако, чтобы понять
природу сегодняшних
появления.
Обратимся к истории. Неформальные молодежные группы впервые возникли после
второй мировой
войны в странах Европы, как
неприятие молодежью
экономических систем в их странах, социальных и духовных ценностей. Это был
протест против существующих порядков и поиск более справедливых форм
человеческого существования.
Ни одна "Система" не может охватить все без остатка. Неизбежно что то из нее
выпадает. Это остатки прежних мифов, ростки нового, информация проникающая от
чужих и не вписывающаяся в основной миф. Все это оседает в сфере
экстернальной культуры.
В конце 40-х – начале 50-х гг. небольшие группы молодежи пытались
противопоставить себя обществу. Они появлялись с особенными прическами и
одеждой. Их жесты, их язык, поведение, их музыка, интерес к политической жизни
заставляли обращать на них внимание. Это были – битники, обитавшие в
подвалах, в примитивных одеждах; они искали смысл жизни.
В середине 50-х гг. во многих европейских странах появились «сердитые
молодые люди» от 14 до 20 лет в кожаных пиджаках, без работы; многие из них
потеряли в войну отцов. Как протест против своего положения они громили витрины
магазинов и рекламы.
Позднее появилось движение теддов, озлобленные, они обрушивали свою
ярость не только на имущество, но и на случайных прохожих, особенно не белого
цвета кожи (неким их аналогом в современной России стали быдланы).
Юноши от 12 до 20 лет в начале 60-х гг. организовались в группу Tods.
Дети квалифицированных рабочих, сами работающие, они бунтовали по воскресным
дням.
Более массовым было движение хиппи. Они выдвигали человеколюбивую
систему ценностей: «Творите любовь, а не войну». Их одежды представляли разные
национальные культуры; красочные атрибуты: буддийские четки, индийские амулеты
и талисманы, европейские гитары и губные гармошки. Символом движения были –
цветы. Они осуждали отцов за то, что общество отошло от естественных
потребностей человека. Протестовали против уничтожения личности,
индивидуальности каждого, выступали против формальных законов общества.
Длинные волосы помогают контакту с космосом, с космическим разумом. Одеты в
джинсы, свитера, нередко рваные, старомодное пальто; носят украшения, на шее
джинсовый мешочек с документами. Зимой живут в городе, летом путешествуют,
разбивают палаточные городки. В основе их философии – внутренняя свобода
человека, независимость от общества, свобода в любви, что якобы способствует
единению людей. Проповедуют пацифизм, выступают против службы в армии, верят
в иную, высшую реальность, медитацию, которая поможет выйти в эту реальность.
Хиппи – это своеобразный вызов современному обществу.
В 1964 г. под влиянием хипп-движения произошло массовое выступление
студентов: демонстрации, баррикады, столкновения с полицией. Хиппи создавали
небольшие мастерские, сельскохозяйственные фермы, пытались уйти от товарно-
денежных отношений, отдавая продукты в своих магазинах бесплатно, что
приводило к разорению. Это была попытка создать коммуны, как протест
существующему обществу. У хиппи была своя философская платформа, своя форма
поведения. В их клуб мог вступить каждый, участвующий в мероприятиях Системы.
В этот период из движения хиппи отделяется группа Йипи, которые звали
народ к революционным преобразованиям. В 1968 г. 15 тыс. йипи организовали марш
в Чикаго, где обсуждались кандидаты в президенты США. Три дня полиция
демократической Америки, применяя дубинки и слезоточивые газы, жестоко избивала
подростков. После этого движение йипи прекратило свое существование.
Кризис движения хиппи, разочарование и подавленность молодежи привели к
проникновению в их движение идей сексуальной революции. Члены коммун хиппи
вели общее хозяйство, сообща воспитывали детей, некоторые имели общих
сексуальных партнеров.
В 70-е гг. среди
молодежи возникают различные