Национальный характер украинского народа

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2011 в 22:08, реферат

Описание работы

Является ли эта тема чем-то нескромным или антигуманным? Известно, что народы с давних времен, общаясь между собой, присматривались друг к вторых, замечали какие характерные черты своих соседей и давали им определенную характеристику. Так же и каждый народ издавна отличал себя от других народов. Так что попытки познать национальные различия имеют очень давнюю историю.

Содержание

1.Национальный характер и ментальность украинского народа.

2.Понятие национального характера.

3.Социопсихические особенности укринского характера.

4.Язык и национальная психология.

5.«Болезни» национальной психики.

6. Ментальность.

Работа содержит 1 файл

Национальный характер украинского народа..doc

— 115.00 Кб (Скачать)

В национальной памяти кроются глубинные черты  языкового выражения всех аспектов мировосприятия, движения национальной мысли.

В этнопсихологии исследуется такое явление как  влияние иноэтнического языковой среды  на структуру этнического сознания. Установлено, что проживание в зарубежной среде способствует билингвизма (употреблению двух языков) в первом поколении. А уже во втором и особенно в третьем поколениях происходит полная языковая ассимиляция. Не потому ли среди украинцев такой высокий процент тех, кто назвал родным языком русский?

Такое "размывание" этнокультурных особенностей характерно в основном для жителей больших городов. Но в этой ситуации самое страшное, что эти люди живут не в чужой этнической среде, а в зарубежном кругу своего же этноса. Большинство людей совершенно не осознают этого или равнодушно воспринимают этот факт как нечто совершенно нормальное. Тем временем теряется этническая специфика характера украинского народа, что в свою очередь приводит к увеличению определенных тайных, скрытых черт и свойств национальной психики.

Внутренний колониализм  русского языка - не такое уж новое  явление для украинского народа (ср. засилье церковословянщины как общепринятой письменной речи). Но он приводит к неверной понимание массой подлинной культуры личности. Долгое время русский считалась языком высокообразованной и культурной части общества (как французский для россиян XVIII века). Крестьянин, попав в большой город, любой ценой пытался освоить язык "господствующей" нации. Отсюда - все болезни национальной психики: И отсутствие национального самосознания, и комплекс неполноценности, и неуверенность в собственных силах, и пораженчестве, и абсолютное неприятие государства.

Поскольку в  языке отражается национальная психология мышления, то в тайне национальной души мы можем проникнуть только через  ее язык.

Выражая определенное мнение, человек пользуется словами  бессознательно, концентрируя внимание только на содержании самой

1 Эстетика и  поэтика.

Мысли. То есть "Автоматичность" пользование языком должно быть привычкой, как, скажем- ходьба, жестикуляция, мимика и т.д.. По мнению Дмитрия Овсянико-Куликовского, все, что функционирует в бессознательной сфере, экономит нашу энергию. Следовательно, язык и национальность, которые действуют бессознательно, автоматически, выступают как особая форма сохранения и накопления психической энергии нации.

Мнение человека, высказаное на родном языке, оказывается более логичной, глубже, чем ее высказывания с помощью словаря и форм чужого языка.

Говоря о языке  и национальную психологию, следует  отметить и тот отрадный факт, что не всегда в украинском обществе чужая речь (преимущественно русский) убивала чувство национального самосознания. Известно множество примеров, когда украинцы отдавали жизни в боях за свободу Украины, говоря на русском языке. Итак, русификация, направленная на приглушение национального самосознания, далеко не всегда достигала своей цели. Здесь действует некий подсознательный феномен украинского характера, некое глубинное ощущение своей национальной стоимости. Это дает уверенность, что с приходом действительно национальной власти в украинском обществе оживает, возрождается этот феномен, даже если они живут в чужих государствах.

В чем же причина  этого украинского самовозрождения? Вот как отвечает на этот вопрос В. Перхач: "Этот феномен в глубине далекой давности, корни народа, его самобытность, особой генетической устойчивости. Такие качества могут сформироваться только в течение тысячелетий, у народа с праистории. Ведь истоки этого народа где-то в Дотрипилли. Там источники его души, его языка, культуры ".1

                             

                       5."БОЛЕЗНИ" НАЦИОНАЛЬНОЙ ПСИХИКИ.

Д. Сикейрос писал: "Национальное прошлое служит нам  как бы для проверки того, кто  мы есть, и для того, чтобы знать, чем мы станем в будущем. Надо вглядеться на себя в зеркало истории нации  для того, чтобы изучать себя в  этом зеркале, чтобы идти дальше согласно реальности нашего времени, и все время глядя вперед "

При нормальных условиях исторического развития, когда  народ не поддается никаким национальным притеснениям, его психика уравновешенная, действия спокойны, уверены, национальная гордость проявляется как нечто естественное для всей нации.

К сожалению, Украина  была лишена природного культурно-национального  развития. Историческая разорванность  территорий между несколькими господствующими  государствами привела к проявлению в украинском обществе характер двух патологических явлений: атрофии и гипертрофии национальной психики.

Поэтому посмотрим, от которых "болезней" следует избавиться украинскому этносу, чтобы стать самим собой в своем государстве.

1. Человек без  национальных запросов и стремлений - поражен "болезнью" атрофированной национального чувства. Именно существованием большого количества таких людей среди украинского общества оправдывали свою политику наши "старшие братья". Отсюда и мещанское: "вы же сами ведете своих детей в русскую школу", и кажущаяся равнодушие к языковой проблеме: "Говорите на своем украинском, кто вам запрещает?"

Причины атрофии  национальной психики известны:

а) антиукраинская политика Московского государства  на протяжении нескольких веков;

б) ограничение и преследование национальной культуры в украинской среде своими же предателями;

в) притлумление национального сознания и сосредоточение ее на классовых или профессиональных интересах;

г) рост городского населения засчет сельских жителей  и нивелирование их национальных черт, когда своя психика утрачена, а новая не приобретенная и др.

Следовательно, потеря своего национального образа приводит к дезорганизации всей психики. Тогда человеку безразлична и  язык, и политика, и государство. Внимание сосредотачивается на материальных вещах: благополучии, сытости и т.п. Этой "болезни" подвержены преимущественно люди остийского, реже Динарского типа.

2. Если национальность  может быть объектом чувства,  в условиях угнетения нации  другой нацией возникает чувство  обиды и национального унижения, неприятие насилия, возникает озлобление и ненависть к угнетателям. Часто, в противовес существующему среди большинства народа затмение национальных чувств, демонстрирует повышеная, разгоряченная любовь к родному краю, к своему языку, обычаям и т.д.

Это гипертрофия  национальной психики. Ей подвергаются, как правило, люди эмоционального склада - понтийского типа. Нордийцы, которые отличаются сдержанностью, редко проявляют наружу свои чувства, они уверенно делают свое дело ради национальной идеи.

Человека с  гипертрофированным национальным чувствам в СССР называли "буржуазным националистом". По мнению некоторых российских психологов на этой же почве появляется также  и шовинизм, и национальная гордость, и национальная высокомерие, но это не совсем соответствует действительности: эти черты более характерны для наций-захватчиков, которыми украинская никогда не были. Для украинского общества, которое долгое время само находилось в национальном ярме, вряд ли будет характерной национальная гордость или высокомерие. Скорее наоборот - отсутствие национальной наглости часто становится причиной многих поражений даже лучших представителей украинской нации.

Обе "болезни" национальной психики не являются неизлечимыми. Хотя первый (атрофия) требует значительно  больших затрат на "лечение", длительного  времени и больших усилий, поскольку  сами "больные" не осознают своей "болезни" и ее угрожающие последствиям для всей нации. Самым просвитянством здесь не обойтись. Должна быть систематическая программа национального образования на всех уровнях: от родильного дома до детских яслей и садов, школ, техникумов, вузов, а также разработана программа переквалификации самых просвитян, учителей, преподавателей всех уровней.

Но самым эффективным  средством против национальной атрофии  станет укрепление и утверждение самого украинского государства как независимого, признанного в мире, богатой, высококультурной, национально сознательной, гордой и благородной.

В этих условиях исчезнет и гипертрофия национальной психики, которая перейдет в обычный  и естественный для каждой здоровой нации патриотизм.

Важно осознать, что знания о национальных чертах характера, психологические особенности народа нужны прежде всего для самосовершенствования каждого индивида. Древний афоризм "познай самого себя", неоднократно провозглашаемых античными мудрецами и развитый отечественным философом Григорием Сковородой, не потерял своей стоимости и сегодня.

Узнать, какие мы есть, нелегко. Каждый может найти в себе черты понтийца, мирно уживаются с ленью остийца. "Чистых типов, наверное, мы не сможем отыскать. Следовательно, необходимо направлять себя на совершенствование лучших черт личности, одновременно избавляясь от того, что мешает нашему прогрессу.

И хотя национальный характер не является суммой характеров отдельных индивидов, но духовное здоровье нации всецело зависит от здоровья каждой личности. Так что будем  осознавать, что каждый украинский является наследником глубокой и мудрой нации, богатой духовно и морально, и не позорьте память наших предков!

                                                     

                                                  6. МЕНТАЛЬНОСТЬ.

Ментальность  украинского народа формировалась под влиянием сложных исторических обстоятельств. Основную роль сыграло геополитическое расположение Украины на пересечении исторических путей с Востока на Запад и с Севера на Юг. Это обстоятельство предопределило причудливое сочетание в мировоззрении украинцев западной (активно-рационалистической, индивидуалистической, материалистической) и восточной (пассивно-созерцательной, направленной на высшие истины) ментальности. Так, например, современный украинец, как «западэнец» высоко оценивает достижения науки и техники, но одновременно для него важно, чтобы они использовались для гуманистических целей.

       Украинский народ, не отказываясь от рационалистической мысли, большого веса предоставляет проявлениям чувств и эмоций. Иногда он может показаться даже сентиментальным и очень лиричным. Это, в частности, отразилось в фольклорной лексике, в которой часто встречаются формы, даже для отрицательных персонажей ("враги").

       Наряду с лиричностью имеет  место определенная украинская  замкнутость относительно внешнего мира, установка на другую, высшую правду. Если украинцам приходится эмигрировать, они тяжело привыкают к новой обстановке.

       Украинский народ очень привязан к своей семье, в которой пытается строить прочные и чрезвычайно близкие отношения. Для его ментальности характерно заботиться. Украинцы, как правило, окружают близких заботой, своеобразной материнской опекой. Детей поддерживают до зрелого возраста, и часто еще и в зрелом возрасте. Такая плотность родственных отношений определенной степени тоже определяется историческим прошлым: на территории, лежащие на перекрестке западного и восточного миров, практически не прекращались войны и грабительские набеги: Крестьянский быт, который в большей степени делает человека зависимым от природы, чем от другого человека, вызывает высокое эмоциональное переживание природы, спокойную, выдержанную нрав, элегичность, нежность и склонность к рефлексии. Эти черты способствовали также сохранению семейных и родовых групп, дружбы и побратимство.

       Украинцам присущи такие положительные черты как трудолюбие, гостеприимство, стремление к образованию, здоровый оптимизм, мужество, универсальность, развитие крепких семейных отношений.

Для украинской семьи традиционно характерна большая  роль женщины и прежде матери. Со смертью мужа именно она всегда выступала на первый план, становилась главой семьи - даже тогда, когда второй раз выходила замуж. Образ матери-вдовы - здравомыслящей, доброй и одновременно строгой хозяйки - ярко описанный в классической литературе. Украинская женщина участвовала во всех делах семьи не только после смерти мужа, но и за его жизнь. «Мужчина за один угол дом держит, а жена - за три», - говорит пословица. В древности, когда в Европе господствовали патриархальные отношения, в Украине было возможным сватовства девушки к парню.

       Важную роль в становлении  украинской ментальности сыграла  также церковь. Исторически народный  мировоззрение украинских имеет  три основных слоя: демонологический, мифологический и христианский. Христианская религия, которая пришла на украинские земли в конце Х в, Абсолютизировала дохристианскую иерархичность, пытаясь если не разрушить старую мировоззренческую систему, то максимально приспособить ее к своим потребностям. Результатом такого противоборства идей стал религиозный дуализм (двоеверия), элементы которого доныне сохранились в народных обычаях и обрядах. С внедрением христианства в верованиях и поверьях усиливается элемент сверхъестественного. Вместе с тем, фантастическое и сверхъестественное, не связывалось с официальной религией, вытеснялось в сферу фольклорной традиции (поэзии, сказок, легенд и т.д.). 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Национальный характер украинского народа