Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2011 в 22:08, реферат
Является ли эта тема чем-то нескромным или антигуманным? Известно, что народы с давних времен, общаясь между собой, присматривались друг к вторых, замечали какие характерные черты своих соседей и давали им определенную характеристику. Так же и каждый народ издавна отличал себя от других народов. Так что попытки познать национальные различия имеют очень давнюю историю.
1.Национальный характер и ментальность украинского народа.
2.Понятие национального характера.
3.Социопсихические особенности укринского характера.
4.Язык и национальная психология.
5.«Болезни» национальной психики.
6. Ментальность.
Во многих исследованиях, особенно российских, значительно преувеличена роль польских, литовских, венгерских и немецких факторов в украинской этнической психологии и антропологии.
Особого внимания заслуживает рассмотрение российских (московитських) примесей. Юрий Липа отмечает: "Несколько урало-алтайских номадських племен без культуры и государства подвели Киевские, а позже Новгородские культуртрегеры в Х - XII в. и християнизувалы, навязав им богослужебные язык Киева, крепостничество (для лучшего экономического эксплуатации) и название, указывала на принадлежность в Киев-Руси ( "русские"). Монгольское порабощения, которое продолжалось в них дольше всех европейских народов, дало им общее глубокое чувство святости власти, хотя бы и наиболее угрожающих, зато презрение к индивидуальности своих и чужих людей ".1 Далее Юрий Липа делает вывод, что" московиты были заболел индивидуальностью, чтобы влиять и духовно. Импрегнации с их стороны была очень незначительна и не оставила следов "2.
О формировании московского этноса, то об этом есть немало трудов как российских, так и иностранных авторов ХIХ --
1 Липа Ю. Назначение Украины. - С. 153.
2 Там же. - С. 154.
ХХ в, Отмечающих, что национальный характер и психология россиян имеет свои особенности, произведенные под большим влиянием угро-финнського и татаро-монгольского этносов, чем славянского. Самые известные из этих исследований - работы Дж. Флетчера (XVII век), К. Абеля (профессор Оксфордского университета, XIX век), Н. Данилевского, В. Ключевского, М. Грушевского, Г. Федотова, Е. Ильиной, В. Новодворская и др.
По научным
данным примесь антропологическое
чужих первенив исчезает в достаточно
короткий срок. Для примера возьмем
факт, когда желтая раса (китайцы) полностью
очистилась от примесей белой расы.
То же самое можно утверждать о украинский
этнос, среди которого уже нет примесей
татарского типа, которая имела влияние
в относительно недолгом времени, но не
оставила значительных следов в психике.
3.СОЦИОПСИХИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ УКРАИНСКОГО ХАРАКТЕРА
Социопсихические составляющие украинского характера тесно связаны с етнопсихическими. Структура украинской нации сложная. Это четыре типа: нордийский, понтийский, динарский и остийський.
В давно минувшие времена, когда общество развивалось естественным путем, эти типы по своему характеру, врожденными способностями и своей ролью в жизни народа соответствовали четырем кастам или социальным слоям. У каждой из этих слоев существует определенный тип привычек, воспитания, поведения, а, следовательно - своя психология, свой характер.
Рассмотрим эти расовые и социальные типы подробнее, взяв за основу труды Дмитрия Донцова, Юрия Липы, Александра Кульчицкого, Вячеслава Липинского.
1. Нордийский тип характеризуется красивой внешностью, высоким ростом, светлыми волосами, голубыми глазами, длинным лицом с прямым тонким носом, развитым подбородком. Умственная характеристика: выносливость, правдолюбие, сила воли, старание, любовь к порядку, уверенность в себе, рассудительность. Нордиец не терпит в других расхлябанности, сплетничества, несдержанности в поведении, шума: он не умеет прощать, не любит сам каяться. Он не быстро находит себе друзей, сдруживается далеко не с каждым. Очень требователен к обществу, к своему окружению, и, когда не находит такого, предпочитает одиночество. Более всего ценит собственную свободу, но больше предан общественной идеи, чем своей семье. Это тип государственного мужа, аристократа, полководца. Он во всем возвышается над толпой. Нордийская раса наиболее распространена. в Скандинавии, Англии, Бельгии, на севере Германии, во Франции.
1 В Украине иерархия этих каст выглядела так: Князь (король, каган), воины (староукраинские бояре), земледельцы (землевладельцы, работавших на земле), батраки (рабы).
2. Понтийский тип - преимущественно среднего роста, с темными волосами, длинным лицом, узким прямым носом, серыми или синими глазами. По характеру это наиболее творческие натуры, влюбленные в жизнь, в искусство, романтики, революционеры, заговорщики, идеалисты. Среди них много изобретателей, талантливых, страстных, одаренных натур. Им свойственно творческое горение, определенная нематериальная духовная энергия, которая формирует общество. Такую силу имеют одержимы неординарные личности.
Они любят все изысканное, яркие краски, рельефные формы. Это хорошие проповедники, красноречивые ораторы. Этот тип распространен в Пиренеях, на Корсике, в Сардинии, Италии, Франции, на юге Балканского п-ва и в Северном Причерноморье.
3. Динарский тип - это люди тучные, высокие, крепко построены, сильные физически. Они веселые, певучие. Любят свой край, свою усадьбу, свой дом. Честные, гордые и смелые, но очень ранимы, добродушны. Прирожденные воины, но воюют и восстают в крайних случаях. По мнению профессора Вадим Щербаковский, это раса, которая выдержала все нашествия и сохранилась через тысячу лет до наших дней. Этот тип больше отмечается чувствительностью, которая не направлена на преобразование мира, потому динары предпочитают чувством перед познанием и волей. Но при наличии хороших проводников эти люди могут достичь больших успехов в построении государства. Распространена эта раса в Альпах, в Боснии, Герцеговине, Хорватии, Албании, Австрии, Германии, Украине.
4. Остийский тип. Полные, круглолицые, с невыразительными простецкими чертами лица, часто с большим животом. Довольно посредственные умственные способности побуждают остийца приспосабливаться к среде и стараться не выделяться среди массы. Остиец - это типичный мелкий мещанин с вульгарными вкусами. Во всем старается следовать моде, будь то модная одежда или модная книга, или модная идея --
Здесь употребляем термин Юрия-Липы. Другие названия этого типа: средиземноморский, медитеранский.
то есть то, что признано всеми. Он не умеет владеть своими прихотями, всегда расслаблен и нерешительный в поступках, никогда не бывает твердым и отчаянным. Остийцы не бывают наделены какими талантами или одержимы какими идеями. Работают только ради денег, но никогда - ради идеи. У этих людей никогда не вспыхивает искра творческого огня. Эта остийская неспособность к творческому труду вызывает у них ненависть к выдающихся индивидуальностей, талантливых преобразователей мира. По выражению Дмитрия Донцова, научная работа остийца - это описательный, бессистемный жанр. Отсюда - их враждебность к любой систематизации или обобщения.
Самобытные личности, пророки, вожди, поэты, борцы для остийца опасны, потому что он большой лентяй и завистник. Одиночество его пугает, зато в коллективе он чувствует себя комфортно, как овца в стаде. Такие типы могут быть опасными в критические моменты истории.
Соотношение всех четырех типов в украинской истории не всегда было одинаковым. По княжеской эпохи, когда общество было полностью иерархизированым, украинский народ имел свой ведущую слой (княжество, боярство, дружинников), состоявшаых преимущественно из нордийско-понтийских типов. Это была активная прослойка, которая объединяла нацию. Ее не могли уничтожить ни татаро-монгольское нашествие, ни польско-литовское господство. Эта раса принимала участие и в формировании нового ведущего слоя во времена казачества.
Однако известно, что во все времена на войнах и в общественных катаклизмах всегда гибли лучшие представители нации. Так было и с казацкой благородным, храбрым, мудрым слоем, и позже с украинской сознательной интеллигенцией. Если в ХVII - ХVIII вв. среди украинского еще жила память о собственной национальной аристократии, то в XIX и ХХ вв. мы совсем ее потеряли.
Расовая структура Украины изменилась по сравнению с княжеской сутками. Сейчас 44% украинского народа - это Динарский тип, 27% - остийский, остальные 29% - это смешивание этих двух рас и лишь незначительное количество понтийского и еще меньше нордийского расового типа.
Самые современные гении теории подтверждают мысль о том, что украинцы из века в век несли невосполнимые потери лучшей части своего генофонда. Это, безусловно, не могло не оказать негативного влияния на их потомков, особенно по сравнению с теми народами, которые развивались по законам естественного отбора, когда оставались лучше, крепче представители нации.
Наибольший вред украинской нации нанесло господства большевистской диктатуры с ее идеями бесклассового общества, что привело к полному хаосу в обществе, который Юрий Липа справедливо назвал "маскарадом". Во время такого "маскарада" остийцу легко прикрыться маской государственного мужа и успешно играть свою роль, ведь все остатки благородного слоя, если не погибли, то в основном сидят за решеткой. То есть произошло то, что народ метко выразил в пословице: "Не дай, Боже, по хама пана!", Или "Как господин сапожник, то Сечи конец".
Недостаточная дифференциация общественной структуры привела к примитивизации культуры с ее уравнением на среднего потребителя и к упрощению взаимоотношений в пределах одного слоя - "серой массы" с ее серой культурой взаимоотношений. Вульгаризировано само понятие "интеллигент", которое только в ХХ в. приобрело уничижительный оттенок: "Гнилой интеллигент", "корчить из себя интеллигента" и т.п.
А если учесть, что переворот 1917 p. делали пролетарные крестьяне, которые объявили себя диктаторами, то станет понятным причина "мужества" ведущего слоя с ее крестьянской психологией, традициями плебса, неспособного к организации общества.
Существует разница в менталитете не только разных наций, но и внутри одной нации - это отличие в мировосприятии проводников и массы. Если для аристократа Княжеского суток наивысшее наслаждение дают вещи нематериальные - слава,. честь, отвага, гордость, то для рядового мещанина или бедного крестьянина эти понятия теряют ценность. На первое место выступает материальная выгода - богатство, которое обеспечит стабильность и спокойствие, устранит потребность напрягаться, чтобы получить необходимое. "Колбасная" психология может развиться только в плебейский слою с заниженным чувством человеческого достоинства.
Сказанное выше вовсе не означает, что крестьянския труд является неполноценным, а психология крестьянина вредной. Старая крестьянская культура в Украине имеет свои высоконравственные черты: Трудолюбие, любовь к земле, бережное отношение к природным богатствам и т.д. Но не следует забывать, что это лишь крестьянская культура, и ее никак нельзя ставить как общегосударственную, формирующую культуру всей нации. По мнению Ортегов: «деревенство - это характерная черта общества без ведущей касты. Народ, который думает, что может жить без аристократии, в своем мире мыслей, морали, политики и вкуса, сам править, - приходит неизбежно в расписание»
1.Итак, упадок нашего народа начался с вырождения его ведущего слоя, замены ее на менее достойных людей с психологией батраков, лишенных творческой жизненной энергии, которая могла бы формировать нацию.
Но не следует забывать, что черты определенного социального слоя (класса) еще не являются чертами общенародного национального характера.
4.ЯЗЫК И НАЦИОНАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Изменения в украинской психологии значительной мере зависят также и от насильственного насаждения чужой речи. Хотя многие исследователи, преимущественно иностранцы, далеко не всегда могут понять всю глубину этой трагедии для украинской нации.
Самую основательную проблему зависимости культуры народа от его речи разработали американские ученые: Бенджамин Ли Уорф (1897-1941) - инженер, лингвист и антрополог и Эдуард Сэпир (1884-1939) - специалист по этнолингвистике. Их концепции получили название "теории лингвистической относительности Сепира-Уорфа".
Они доказывают, что языки отличаются не только тем, как они строят предложения, но и тем, как они разделяют мир на элементы, которые являются материалом для построения предложения. На ряде конкретных примеров Уорф делает вывод о взаимосвязи языка - с одной стороны, и психической, умственной и практической деятельности людей - с другой. Причем эту зависимость понимается как зависимость мышления, мировоззрения и поведения людей от принятых форм словоупотребления, от природы и характера языка, на котором они выражают свои мысли и чувства.
Логика не отражает действительности, но она видоизменяется с переходом от одного языка к другому.
О том, что языки - это глубоко различные системы приемов мышления, писал известный языковед Александр Потебня.
1 Донцов Д. Дух нашей древности - Мюнхен; Монреаль, 1951. - С. 90.
2 Эстетика и пекане, яркие краски, рельефные формы. Это хорошие проповедники, красноречивые ораторы. Этот тип распространен в Пиренеях, на Корсике, в Сардинии, Италии, Франции, на юге Балканского п-ва и в Северном Причерноморье.
Он откровенно
осуждал двуязычное воспитание детей
в раннем возрасте: "Знание двух языков
в очень раннем возрасте, не является
владением двумя системами
Информация о работе Национальный характер украинского народа