Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2011 в 22:08, реферат
Является ли эта тема чем-то нескромным или антигуманным? Известно, что народы с давних времен, общаясь между собой, присматривались друг к вторых, замечали какие характерные черты своих соседей и давали им определенную характеристику. Так же и каждый народ издавна отличал себя от других народов. Так что попытки познать национальные различия имеют очень давнюю историю.
1.Национальный характер и ментальность украинского народа.
2.Понятие национального характера.
3.Социопсихические особенности укринского характера.
4.Язык и национальная психология.
5.«Болезни» национальной психики.
6. Ментальность.
1.Национальный характер и ментальность украинского народа.
2.Понятие национального характера.
3.Социопсихические
особенности укринского
4.Язык и национальная психология.
5.«Болезни» национальной психики.
6. Ментальность.
1.Национальный характер и ментальность украинского народа.
Черты характера народа имеют влияние и на его историческую судьбу. Национальный характер стал предметом изучения во всех культурных наций.
Игорь Сикорский
2. ПОНЯТИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА.
Не так давно в Украине подобная тема не только не могла быть исследована, но и просто упомянутой. Воспитанные на "интернационалистских принципах" ученые не спешили браться за нее, чтобы не попасть в разряд украинских буржуазных националистов.
Является ли эта тема чем-то нескромным или антигуманным? Известно, что народы с давних времен, общаясь между собой, присматривались друг к вторых, замечали какие характерные черты своих соседей и давали им определенную характеристику. Так же и каждый народ издавна отличал себя от других народов. Так что попытки познать национальные различия имеют очень давнюю историю.
Существуют ли какие-то общие для целой нации черты? Или национальный характер состоит из суммы характеристик отдельных индивидов? Ответы на эти вопросы не найдем ни в философских, ни в психологических словарях или энциклопедиях. Советские исследователи не смогли или просто побоялись дать ответы на них.
Долгое время считалось, что изучение национального характера невозможно, ведь, изучая отдельных индивидов, мы не можем составить представление о нации в целом. Отдельная личность не раскрывает в полном объеме национальный характер. Элементами национального характера (его частями) могут быть отдельные социально-психологические черты, а не характеры отдельных индивидов. Индивидуальная же психология является лишь вспомогательной отраслью психологии народов.
Понятие национальный характер охватывает типичные качества и психологические особенности этнической группы, которая имеет общую территорию, язык, историю, культуру, обычаи, символы, отличающие ее от соседних народов.
От чего зависит тип национального характера? Профессор Александр Кульчицкий (Франция) определяет несколько аспектов в изучении украинцев психической структуры: расовые факторы, геопсихические, исторические, социопсихические, культуро-морфические и глубиннопсихические причины.
Против расовых
факторов, против генетичности национального
характера десятилетиями
Расой здесь называем группу людей, имеющих общее происхождение, определенные унаследованные антропо-биологические, духовные, психологические черты, которые она создала на протяжении своей истории и длительного проживания на общей территории.
Территория каждого
народа имеет свои природные особенности
и в определенной степени влияет
на формирование национального характера.
Богатство земли Украины
Исторические факторы влияют на воинственность украинского народа, поскольку эта богатая страна всегда требовала защиты от многочисленных завоевателей. Итак, образовался "авантурнично-казацкий" тип характера.
Социальные факторы, т.е. различия в психологии разных общественных слоев - почти не исследованная область этнологии. Интересные взгляды на эту проблему высказал Дмитрий Донцов в своем труде "Дух нашей старины" (Мюнхен-Монреаль, 1951), но об этом речь дальше.
Культура нации
создается в течение очень
долгого времени; начиная с прообразов
этнической мифологии и заканчивая
современной поэтическим
Национальные различия - это прежде всего различия в психологии мышления, который выражается прежде всего в языке, а также в умственном творчестве, вытекающий из ментальности этноса. По мнению Дмитрия Овсянико-Куликовского, яркость национальных черт прямо пропорциональна уровню интеллектуальной одаренности, а следовательно, "гений всегда в психологическом смысле глубоко национальный". Отдельные же субъекты, "стоящих в умственном отношении ниже среднего уровня, тем более слабоумного, а также идиоты лишены национальных признаков"
Итак, 'национальный характер наиболее полно отражается именно в культуре, в интеллекте нации. Но не следует забывать, что любые обобщающие характеристики этноса всегда будут относительными по сравнению с другим этносом.
ЭТНИЧЕСКИ Составляющие УКРАИНСКОГО ХАРАКТЕРА
Прежде чем рассмотреть влияние на формирование украинского характера различных этносов, на протяжении тысячелетий жили или просто проходили землями Украины, обратим внимание на следующие факты:
1. "Всякая капля иноэтничной крови через несколько десятков поколений расходится по жилам всего народа. Каждый современный человек лишь на временной глубине 20 поколений (около 500 лет) теоретически имеет 1048576 предков "2.
2. По исследованиям
чешского биолога ХIХ в.
3. Палеоантропологические
данные и гематологические
4. В каждой
нации есть основные
1 Овсянико-Куликовский Д.Н. Психология национальности. - Петербург, 1922. - С.6.
2 Макарчук С., Турий С Украинский этнос. - Львов, 1990. --
С.17.
В Украине ХХ в. бесполезно искать исследований этногенеза и этнопсихологии. Если такие работы были, то их зачастую просто уничтожали. Так случилось и с трудом доктора Юрия Липы, врача, который в 1945 p. был убит «энкэвэдешниками» на пороге своего дома. Его книга "Назначение Украины", которая появилась во Львове в 1938 p., была почти неизвестна в советской Украине. Сейчас имеем издание этого труда, совершенное во Львове в 1992 p. издательством "Просвещение".
Юрий Липа определяет 4 составляющие украинской пракультуры и
подробно характеризует их: это трипольский, понтийский, готский, киевско-руский первени.
1. Трипольская пракультура имеет этнический связь с пракультурою Малой Азии, то есть более южной. Это были люди, закалялись в суровых климатических условиях, чем малоазийци. Именно они оставили в наследство украинского свою терпеливость, молчаливую отвагу, скромность, осторожность, упорство в достижении цели и умение стойко воспринимать неудачи. "Это - характеры, кружащиеся в крови современных украинском, и всегда их дела, их получение в них могут возродиться" 1.
Именно трипольская цивилизация сформировала праукраинские города и села, построила дороги, валы, разбила землю на поля и поля. От них у нас и психология земледельца, и уважение к женщине, и семейные обычаи, и демократический общественный строй.
2. Понтийская пракультура - это культура северного Причерноморья, где население была перемешана с эллинским этническому типу. Ольвия и Пантикапей существовали более тысячи лет. Их культура была тесно связана с культурой трипольцев, т.е. определенной мере унаследовала от них свои культы (ie Коструба, Богини Матери, Полеля, и др..) Понтийская культура близка, а иногда просто отождествляется со скифской. От них украинский унаследовали отвагу, предприимчивость, творческий дух, тяга к красоте. Как писал профессор Щербина, индивидуализм украинский противостоит стадности, но его преданность любимому делу побуждает его находить союзников и единомышленников. Отсюда поезд украинского к различным союзов, обществ, артелей и т.п. Эту черту также унаследовано от понтийского первеня.
3. Готские воздействия, известные во II в. н.э., пришли в Украину через Волынь из империи остроготы. Правда, современные исследования доказывают, что влияние готов в нашей историографии был несколько преувеличенным. От них могли быть унаследованы стойкость характера, военная и государственная дисциплина, соблюдение соглашений, организованность.
1 Липа Ю. Назначение Украины .- Нью-Йорк, 1953 .- С. 131,
Интересное сочетание готизму с еллинством (понтийством) дало тип запорожского казака, который удивлял иностранных историков: Люди военные и одновременно торговые, продают рыбу и меха и др. Екатерина II завидовала казацком умению проводить свою экономическую политику, а польский историк удивлялся, откуда Богдан Хмельницкий имел средства для ведения войны.
4. Киево-руский
первень. Староукраинский
Далее Юрий Липа рассматривает примеси, которые считает второсортный, чем первени в национальном характере, однако отмечает, что пренебрегать ими нельзя.
Примеси могут быть двух типов: Те, которые оказываются в антропологии (физиологические), и те, которые накладывают духовный отпечаток на национальный характер (импрегнацийни).
Большую роль для
импрегнации имеет
Украинская очень неохотно вступали в брак с представителями других этносов. Чтобы соединить свою судьбу с иностранцем, украинской девушке нужно было увидеть общность его норм морали с украинскими обычаями, правопорядком. А также весомую роль имеет еще и отношения этого чужака в Украину. Еще реже женились на чужой украинские мужчины.
. Так для украинского сильной помехой слиянию с кочевниками была абсолютная отвращение и ненависть к разрушителей, насильников, грабителей, и об этом есть немало свидетельств в летописях. Поэтому есть все основания (учитывая также законы Менделя) говорить, что это психологическое неприятие кочевых этносов (татары, печенеги, монголы и т.д.) были чрезвычайно отталкивающей силой чужеродных элементов, которые отмечались и более низким уровнем культуры в сравнении с оседлым людом.
Также препятствием для восприятия иранских и кавказских примесей была их мусульманская религия, хотя незначительное влияние этих этносов остался народ Азовского приморья, Донетчины, Кубани. Характерной чертой оставленным этими этносами считают воинственность, независимость, грубоватость.
Незначительными в украинской нации является примеси кельтского и норманнского этносов, которые также характеризуются как воинственные, мало организованы, но наиболее творческие элементы (кельто-скифы, варяги).
Римская и фракийские примеси отразились преимущественно в области права. "Римское право" пользовалось популярностью и у запорожских казаков, хотя они имели и свои давние правовые нормы. Особенно римские и фракийские этнические влияния ощутимы в характере южных украинском, в Карпатах, Поднестровье, на Буковине.
Еврейские примеси мало сказались на украинском антропологии, поскольку не имеют определенного антропологического типа (например, наличие евреев среди негров, китайцев и др.), однако добавили в психологию украинского некоторые посреднические способности, хотя эти влияния незначительные.
Информация о работе Национальный характер украинского народа