Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 13:52, курсовая работа
Российская социология как мощное течение общественной мысли была и оставила после себя богатейшее наследие, которое только в последние годы стало входить в научный оборот. Конечно, она развивалась в поле мировой социологии, но достаточно самостоятельно, по многим направлениям в чём-то и предугадывая, хотя бы на уровне замыслов, тенденции развития мировой социологии.
Введение 3
Глава 1. Н. Кареев – представитель русской школы классического позитивизма 5
1.1 Позитивизм в русской социологии: представители, основные направления исследований 5
1.2 Этико-социологическая концепция Н. Кареева 7
1.3 Теории личности и общественного прогресса Н. Кареева 9
1.4 Подход Н. Кареева к изучению культуры и ее содержания 12
Глава 2. Историко-критическая концепция Н. Кареева 15
2.1. Методологические особенности историко-критической концепции 15
2.2 Анализ генезиса российской социологии как национальной ветви мировой социологии 18
Глава 3. Общественная и академическая деятельность Н. Кареева 21
Заключение 25
Список литературы 26
Приложение 28
Федеральное агентство по образованию РФ
Новосибирский
государственный университет
Институт менеджмента и коммерции
Кафедра социальных коммуникаций и социологии управления
Курсовая работа
по дисциплине «История социологии»
на тему: Н. Кареев как историограф русской социологии, его вклад в развитие социологической теории
Исполнитель:
студентка гр. 9031 Пермякова А.Н.
Руководитель работы:
Ровбель С.В.
Новосибирск
2010
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Н. Кареев – представитель русской школы классического позитивизма 5
1.1 Позитивизм в русской социологии: представители, основные направления исследований 5
1.2 Этико-социологическая концепция Н. Кареева 7
1.3 Теории личности и общественного прогресса Н. Кареева 9
1.4 Подход Н. Кареева к изучению культуры и ее содержания 12
Глава 2. Историко-критическая концепция Н. Кареева 15
2.1. Методологические особенности историко-критической концепции 15
2.2 Анализ генезиса российской социологии как национальной ветви мировой социологии 18
Глава 3. Общественная и академическая деятельность Н. Кареева 21
Заключение 25
Список литературы 26
Приложение 28
Российская социология как мощное течение общественной мысли была и оставила после себя богатейшее наследие, которое только в последние годы стало входить в научный оборот. Конечно, она развивалась в поле мировой социологии, но достаточно самостоятельно, по многим направлениям в чём-то и предугадывая, хотя бы на уровне замыслов, тенденции развития мировой социологии.
Научная
и практическая деятельность Н. И. Кареева
связана с формированием и
институционализацией профессиональной
социологии в России. Он – автор
первого в России учебника по социологии
«Введение в изучение социологии»,
который дважды переиздавался –
в 1907 и 1913 гг. Так или иначе Кареев
имел отношение ко всем значимым для
социологии теоретико-методологическим
достижениям своего времени. Он занимал
самостоятельную позицию в
Цель исследования в рамках курсовой работы – определить роль научного творчества Кареева в истории социальных идей в России и рассмотреть главные проблемы социологии Кареева.
Задачи исследования:
Объект данного изучения – социологические проблемы, рассматриваемые Н. И. Кареевым в его творчестве.
Предметом исследования являются соответственно основные социологические труды Н. И. Кареева.
В теоретическом
исследовании выбранной темы применялся
аналитический метод –
В данной КР были использованы такие произведения Н. И. Кареева, как «Основы русской социологии», «Общий ход всемирной истории: Очерки главнейших исторических эпох». Теоретической основой являются выводы работ Голосенко И. А., Козловского В. В. «История русской социологии XIX-XX вв.», Зборовского Г. Е. «История социологии», Новиковой С. С. «История развития социологии в России».
Первый период российской социологии, как и на Западе, был тесно связан с господством позитивистских идей. С ними близко соотносились положения субъективной социологии, составлявшей «российскую специфику». Вначале ощущалось довольно сильное влияние концепции О. Конта (работы, П.Л. Лаврова, В.В. Лесевича, Д.И. Писарева), но затем оно оказалось преодоленным. На рубеже 1860—1870-х гг. появляются первые «чисто» социологические работы, выполненные в духе субъективной социологии и позитивизма. Они принадлежали П.Л. Лаврову и Н.К. Михайловскому. С этого времени, пишет известный российский социолог Н.И. Кареев, у нас «началось развитие социологической литературы» [3, 32].
К появлению субъективной социологии и позитивизма как самостоятельных направлений в российской социологии следует относиться, по-видимому, неоднозначно. С одной стороны, нельзя отрицать влияния западно-европейских его основателей и принятия целого ряда их позиций. Это видно из работ российских авторов и в первую очередь из рецензии Лаврова 1868 г. на книгу «О. Конт и положительная философия». С другой стороны, ряд положений «классиков» позитивизма подвергался ими критике.
В первую очередь в позитивизме российских исследователей привлекало стремление его сторонников создать новую науку об обществе, синтезировать научное знание, активно использовать методы естественных наук для анализа социальных процессов и явлений. Социология, вслед за Контом, рассматривалась как высшая наука в системе научного знания о мире, призванная открывать и разрабатывать наиболее общие социальные законы. Поэтому не случайно был проявлен громадный интерес к использованию самых разнообразных эмпирических данных о социальных процессах. Однако при этом объект и предмет социологии российскими исследователями не был выявлен достаточно четко, в результате чего социология и социальная философия оказались «неразмежевавшимися», а зачастую и просто причудливым образом соединенными.
На первой стадии русская социология выступает в виде следующих позитивистских подходов: органицизм (П. Лилиенфельд, А. Стронин и другие), который быстро потерял идейный кредит; географическая школа (А. Щапов, Л. Мечников и другие); психологизм (субъективная школа: П. Лавров, Н. Михайловский, Н. Кареев, С. Южаков и другие; социопсихизм: Е. Де Роберти); историческая социология (В. Ключевский).
Основной идейный источник социологии Кареева — позитивизм, особенно контизм. Он часто подчеркивал свою идейную близость с теоретиками французского позитивизма.
Кареев делил все науки на две группы: феноменологические - науки о явлениях и номологические1 - науки о законах. К первой группе Кареев относит науки, которые должны описывать явления и показывать их взаимную связь, в том числе историю и философию истории, последняя отличается от первой только большей абстрактностью. Во вторую группу - номологических наук - входит социология, задача которой «открывать законы, управляющие общественными явлениями» [4, 23].
Основной предмет социологического интереса Кареева — личность как субъект исторического процесса, взятая в единстве психологического, антропологического и социального начал. Н. Кареев подчеркивал особое значение субъективной школы или на его языке – «этико-социологического направления» [5, 51]. В историю социологии он вошел как последний крупный исследователь, который использовал в своих работах субъективный метод.
Метод социологии Кареев выводит из характера номологических наук. Историческое и сравнительное изучение, говорит он, подготавливает только материал для социологического мышления, в котором «ведущую роль играют идеальные принципы» [6, 24], с последним связан субъективный метод. Отдельные события, как и общество в целом, неизбежно оцениваются с точки зрения определенного идеала. Субъективизм является необходимым методологическим принципом исследования общества.
Кареев различал субъективизм случайный и субъективизм закономерный. Случайный субъективизм зависит от личных особенностей ученого (темперамента, склада ума, вкуса) и его положения в обществе (принадлежность к определенному союзу, партии, группе). Все эти моменты воздействуют на суждения исследователя, искажают истину, поэтому, считал Кареев, для ее достижения необходимо устранить влияние характера отдельной личности и окружающей социальной среды. Сделать это возможно, если ученый преодолеет узкие национальные, религиозные или классовые интересы и поднимется до интересов всего человечества, «со степени существа, выполняющего ту или другую функцию в социальной жизни, на степень разносторонне развитой личности» [7, 235]. Но историк и социолог не могут и не должны избегать «законного субъективизма», заключенного в самом характере процесса познания, при котором «явление не может быть понято без субъективного к нему отношения» [7, 238]. Однако личность вообще, как носитель «законного субъективизма», фактически оказывается представителем определенного класса, определенных социальных сил и ее представление о справедливости, праве, идеале – это представление данной силы.
Центральной проблемой в социологии Кареева стал вопрос о взаимоотношении личности и исторического процесса, рассмотренный с различных сторон: во-первых, в плане выяснения содержания исторического процесса, во-вторых, в плане раскрытия роли личности как двигателя прогресса, в-третьих, через определение существа исторического прогресса.
По утверждению Кареева, всех людей можно разместить как бы на разных ступенях воображаемой лестницы в соответствии с их ролью в истории. «На верхней ступени лестницы мы поставили бы людей, самостоятельно задумывающих совокупное действие и выполняющих его лишь при помощи посторонних сил, на нижней же ступени — людей настолько чуждых самому замыслу и настолько лишенных самостоятельности, что без обиняков мы могли бы говорить о них, как об орудиях чужой воли» [8, 346].
Кареев подходил к личности как системообразующему началу социальной жизни. Последнюю он часто рассматривал как социальную среду, в которой функционирует личность, и поэтому проблема «личность — общество» зачастую превращалась в проблему «личность — социальная среда». Их отношения характеризовались Кареевым в известном смысле как противоборство, в котором личность стремилась к самоопределению, а среда — к ее ассимиляции.
Разрабатывая проблемы взаимодействия личности и группы, показывая его многообразные формы, прежде всего такие как солидарность и борьба, действие и противодействие, Кареев во многом исходил из идей теории героев и толпы Михайловского. Эти идеи не прошли бесследно и были поддержаны Кареевым в рамках анализа им проблемы выдающейся личности в истории, ее особой роли и отношений с массами. Величие выдающейся личности, указывал социолог, заключается прежде всего в том, что она понимает, как двигать массы в нужном направлении, придавать необходимое ускорение и силу их действиям.
Аналогично рассуждал Кареев и о роли личности в культурной истории. Культурная эволюция требует для своего осуществления деятелей, инициаторов движения, остальная масса лишь подражает им.
Наряду
с теорией исторического
Кареев считал, что прогресс как общее понятие включает, в себя пять более частных: прогресс умственный — воспитание способностей к духовным интересам; прогресс нравственный — воспитание способности действовать по убеждению и улучшение принципов этики; прогресс политический — развитие свободы; прогресс юридический — развитие равенства; прогресс экономический — развитие солидарности и кооперации. «Прогрессивный процесс есть нечто весьма сложное, состоящее из отдельных процессов, взаимно один другой обусловливающих» [6, 239]. Кареев стремился охватить понятием прогресса все стороны жизни общества, и в этом его сходство с Де Роберти. По сравнению с народнической социологией Кареев сделал шаг вперед в своей попытке избежать узкого понимания социального прогресса, включив в его содержание важнейшие области человеческой деятельности. Вместе с тем общая направленность его социологии не позволила сделать реалистических выводов, и широкий взгляд на развитие свелся к тощей и крайне субъективной формуле прогресса.
Формула прогресса выводится Кареевым априорным путем и имеет абстрактный характер. В этом он видел залог ее всеобщности. Предлагаемая Кареевым формула заключала в себе три элемента, которые он подчинял главной цели прогресса — развитой и развивающейся личности.
Первый элемент - идеал. Им является развитая личность при наличии индивидуальной свободы и общественной солидарности. Второй элемент состоит в определении путей достижения идеала. Eгo осуществление заключается в переделке посредником критической мысли культуры, быта и социальной организации, «той надорганической среды, которая развивается неразумно, противореча часто и природе, и потребностям человека» [6, 269]. Третий элемент — выражение закона самого прогресса. Состоит он в самоосвобождении личности, в том, что личность подчиняет себе надорганическую среду.
Кареев выделял пять фаз (этапов) общественного прогресса, отличающихся друг от друга уровнем свободы, равенства и солидарности, с одной стороны, ролью насилия в социальной жизни, с другой: 1) первобытные общества, характеризующиеся минимумом свободы, господством грубой силы и антагонизмами; 2) общества централизованные и дифференцированные, в которых деспотизм соединяется с анархией, сохраняется господство грубой силы и практически отсутствуют равенство и солидарность между людьми; 3) общества с заметным ослаблением качеств предыдущего этапа; 4) общества, в которых на передний план выходят правовые способы регулирования, возникает гражданское самосознание, силовые методы заметно ослабевают, появляются свобода и порядок; 5) идеальные общества, в которых господствуют солидарность, истина и справедливость.