Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 17:35, контрольная работа
Муниципальному социальному менеджменту более двухсот лет, он осуществляется практически во всех странах. Возникновение этих отношений было связано с действием многочисленных факторов и проходило в различных формах. В истории России, например, мощная побудительная мотивация местной самоорганизации заключалась в необходимости поддержания престарелых членов общин совместными усилиями семей, первоначального обучения детей, самообороны и т.д. В Германии во главу угла ставилось воспитание энергичной нации, способной решать глобальные и местные проблемы инициативно, предприимчиво, ответственно. Преимущественно бытовая основа характерна для генетической природы английской муниципальной организации; она опирается не столько на формально-юридическую основу, сколько на правосознание населения, которое ценит местные обычаи, бережет их и точно соблюдает.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….. 3
1.Разграничение полномочий между уровнями власти
в сфере социальной политики…………………………………………………
6
2.Основные направления муниципальной социальной политики…………… 9
3. Муниципальный социальный менеджмент: состояние и тен¬денции развития в России………………………………………………………………
11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….. 20
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………… 23
3. Муниципальный
социальный менеджмент: состояние и тенденции
развития в России
Эффективным механизмом корректировки общей стратегии экономических и социальных реформ применительно к специфике ряда регионов и муниципальных образований является широкое использование социального менеджмента в муниципальной сфере.
Последовательное его применение позволяет учесть специфику муниципальных структур в проведении инвестиционной, финансовой, внешнеэкономической и социальной политики, децентрализовать процесс управления реформами с переносом ряда направлений на местный уровень. Активное внедрение менеджмента в муниципальной сфере в направление реформирования социальной сферы на современном этапе позволяет ввести такое понятие, как «социальный менеджмент в муниципальной сфере».
Под социальным менеджментом в муниципальной сфере понимается единство научной концепции и целостной системы управления и технологии работы на муниципальном рынке в целях удовлетворения социальных потребностей населения территории на основе создания, предложения, доведения или трансферта товаров, услуг и денежных средств.
Такое определение отражает двойственный характер самой стратегии социального менеджмента в муниципальной сфере: с одной стороны, как научной концепции (социально-экономического процесса, идеологии, искусства, стиля мышления, ориентированного на рынок, и т.д.), а с другой стороны, как эффективного методического и практического инструмента, применение которого представляется целесообразным использовать для решения важнейших социальных задач, стоящих перед муниципальным образованием на современном этапе .6
Социальный менеджмент является одной из функций стратегического управления. Без стратегии невозможно достичь поставленных целей, в особенности решить сложные социальные проблемы, стоящие перед органами местного самоуправления.
Разработка концепции менеджмента в социальной сфере – это разработка надлежащей философии менеджмента как системы, исходящей из понимания уникальности среды, в которой функционируют организации социальной сферы, особенностей миссии, которую они выполняют, а также специфики предоставляемых услуг, направленных на выполнение, прежде всего социальных функций. Все это свидетельствует о настоятельной необходимости разработки стройной теории социального менеджмента и его теоретико-прикладных аспектов применительно к рынку социальных услуг.
Менеджмент может выступать здесь как базовая технология управления развитием социальной сферы муниципального образования и как новая интегрирующая функция управления социальными процессами по гармонизации потребностей и интересов жителей муниципального образования.
Муниципальная деятельность реализуется благодаря системе социальных услуг, предоставление которых обеспечивает составляющие качества жизни и служит важнейшей составной частью муниципального управления.
Целесообразность применения менеджмента объясняется следующими причинами:
1)
решение вопросов
2)
процесс децентрализации
3)
наблюдается усиление
4)
происходит сокращение
5)
дифференциация спроса на
6) рыночные механизмы проникают в развитие и функционирование социальной сферы ;
7) идет поиск новых подходов к формированию социальных отношений в российском обществе, совершенствование процессов управления социальной сферой, особенно на местном уровне, где сосредоточена основная масса учреждений и предприятий, обеспечивающих удовлетворение жизненно важных потребностей и нужд населения.7
Использование технологии социального менеджмента на муниципальном уровне для руководителей муниципальных образований имеет ряд привлекательных сторон:
1)
ориентация социальной
2) решение социальных проблем на муниципальном уровне позволяет повысить качество методов и технологий процесса социального управления,
сконцентрировать усилия на решении острейших социальных проблем;
3)
маркетинговые технологии по
изучению рынка социальных
многообразные социальные процессы, а также обеспечить их всесторонний
анализ;
4)
при рациональном
местного сообщества;
5)
создаются условия по
6)
формируются твердые гарантии
соблюдения конституционных
С другой стороны, процесс социализации управления экономикой позволяет рассматривать концепцию социального менеджмента как специфическую функцию социально-экономического управления и как особый инструмент планирования. В данном случае строится модель программно-целевого управления социально-экономическими процессами, а концепция менеджмента встраивается в эту модель как на социальном, так и на экономическом уровне.
Целью социального менеджмента должно стать максимальное удовлетворение потребностей граждан в рамках выделенных общественных затрат.
Рынок социальных услуг входит в так называемый общественный сектор экономики, который в отличие от рыночного имеет дело с общественными благами, в большинстве своем не являющимися предметом купли-продажи, в связи с чем доминирующее место здесь занимает деятельность государства. В соответствии с предназначением социальных услуг общество в лице государства как субъекта рынка социальных услуг берет на себя функции финансирования социальной сферы за счет средств, полученных от субъектов хозяйствования и отдельных граждан в виде налогов.
Сфера социальных услуг требует общественных инвестиций, так как частные инвестиции в данную сферу ограничены. «Социальные инвестиции представляют собой вложения ресурсов в человеческий капитал в целях получения нематериального блага, качественного повышения материального благополучия и здорового интеллекта членов общества. При этом основу воспроизводства человеческого капитала составляет инвестирование, выступающее его исходным условием».8
Определение социального менеджмента в муниципальной сфере должно строиться на ряде теоретических предпосылок.
1.
Социальную сферу следует
2.
Отрасли социальной сферы
3.
Услуги, оказываемые отраслями
4. Рынок социальных услуг должен формироваться через целенаправленное регулирующее воздействие субъектов социальной политики с помощью правовых норм, налогов и государственных расходов.
5.
Социальные услуги должны
6.
Необходимо наличие
Под муниципальным рынком социальных услуг понимается целостная и взаимосвязанная система экономических отношений, возникающих по поводу формирования и распределения доходов муниципалитета, взаимоотношений получателей средств бюджета, коммерческих и некоммерческих хозяйствующих субъектов, органов исполнительной и представительной власти и других участников рынка социальных услуг, связанных с производством и движением товаров, работ, услуг и денежных средств, обеспечивающих их обмен и выполняющих специальные (так называемые аллокационные) функции для удовлетворения социальных потребностей жителей территории в форме платежеспособного спроса, трансфертов (обмена) и бюджетного финансирования.
Развивающийся на основе общественного разделения труда и его последующей специализации, определяемый в значительной степени интересами государства и регулируемый не только экономическими, а и в большей степени социально-политическими инструментами и методами, муниципальный рынок социальных услуг становится сегодня очень важной частью единого национального рынка.9
Из этого следует, что муниципальное образование является материальной и институциональной основой использования технологий менеджмента практически на всех уровнях управления им. В соответствии с этим можно говорить о целях, задачах и функциях социального менеджмента в муниципальной сфере, о его стратегии, тактике и особенностях формирования комплекса менеджмента.
Важнейшую роль в понимании содержания социального менеджмента в муниципальной сфере играет категория «обмен». Такие экономические категории, как потребности, обмен, купля-продажа, конкуренция, право выбора и др., не только являются неотъемлемыми чертами социального менеджмента, но и в значительной степени определяют его сущность. Вместе с тем социальный менеджмента имеет характерные особенности, отличающие его от так называемого «классического менеджмента», в частности:
1) присутствие на рынке большого числа получателей бюджетных средств с различными целями, задачами, интересами и сферой деятельности; большие объемы финансовых потоков; использование разнообразных форм безналичных расчетов и рыночных финансовых инструментов;
2)
тесная связь муниципального
рынка с политикой
3)
высокая степень «внешнего»
4)
множественность
5)
высокий уровень
6) оказание и производство участниками муниципального маркетинга помимо известных, традиционных товаров и услуг специфических (специальных), так называемых аллокационных услуг. К ним, например, относятся услуги по муниципальному управлению, обеспечению внутренней