Муниципальный социальный менеджмент

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 17:35, контрольная работа

Описание работы

Муниципальному социальному менеджменту более двухсот лет, он осуществляется практически во всех странах. Возникновение этих отношений было связано с действием многочисленных факторов и проходило в различных формах. В истории России, например, мощная побудительная мотивация местной самоорганизации заключалась в необходимости поддержания престарелых членов общин совместными усилиями семей, первоначального обучения детей, самообороны и т.д. В Германии во главу угла ставилось воспитание энергичной нации, способной решать глобальные и местные проблемы инициативно, предприимчиво, ответственно. Преимущественно бытовая основа характерна для генетической природы английской муниципальной организации; она опирается не столько на формально-юридическую основу, сколько на правосознание населения, которое ценит местные обычаи, бережет их и точно соблюдает.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….. 3
1.Разграничение полномочий между уровнями власти
в сфере социальной политики…………………………………………………
6
2.Основные направления муниципальной социальной политики…………… 9
3. Муниципальный социальный менеджмент: состояние и тен¬денции развития в России………………………………………………………………
11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….. 20
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………… 23

Работа содержит 1 файл

муниципальный менеджмент в социальном управлении.doc

— 110.00 Кб (Скачать)

3. Муниципальный социальный менеджмент: состояние и тенденции развития в России 

    Эффективным механизмом корректировки общей  стратегии экономических и социальных реформ применительно к специфике ряда регионов и муниципальных образований является широкое использование социального менеджмента  в муниципальной сфере.

    Последовательное его применение позволяет учесть специфику муниципальных структур в проведении инвестиционной, финансовой, внешнеэкономической и социальной политики, децентрализовать процесс управления реформами с переносом ряда направлений на местный уровень. Активное внедрение менеджмента  в муниципальной сфере в направление реформирования социальной сферы на современном этапе позволяет ввести такое понятие, как «социальный менеджмент в муниципальной сфере».

    Под социальным менеджментом в муниципальной сфере понимается единство научной концепции и целостной системы управления и технологии работы на муниципальном рынке в целях удовлетворения социальных потребностей населения территории на основе создания, предложения, доведения или трансферта товаров, услуг и денежных средств.

    Такое определение отражает двойственный характер самой стратегии социального менеджмента в муниципальной сфере: с одной стороны, как научной концепции (социально-экономического процесса, идеологии, искусства, стиля мышления, ориентированного на рынок, и т.д.), а с другой стороны, как эффективного методического и практического инструмента, применение которого представляется целесообразным использовать для решения важнейших социальных задач, стоящих перед муниципальным образованием на современном этапе .6

    Социальный  менеджмент является одной из функций стратегического управления. Без стратегии невозможно достичь поставленных целей, в особенности решить сложные социальные проблемы, стоящие перед органами местного самоуправления.

    Разработка  концепции менеджмента в социальной сфере – это разработка надлежащей философии менеджмента как системы, исходящей из понимания уникальности среды, в которой функционируют организации социальной сферы, особенностей миссии, которую они выполняют, а также специфики предоставляемых услуг, направленных на выполнение, прежде всего социальных функций. Все это свидетельствует о настоятельной необходимости разработки стройной теории социального менеджмента и его теоретико-прикладных аспектов применительно к рынку социальных услуг.

    Менеджмент может выступать здесь как базовая технология управления развитием социальной сферы муниципального образования и как новая интегрирующая функция управления социальными процессами по гармонизации потребностей и интересов жителей муниципального образования.

    Муниципальная деятельность реализуется благодаря  системе социальных услуг, предоставление которых обеспечивает составляющие качества жизни и служит важнейшей составной частью муниципального управления.

    Целесообразность  применения менеджмента объясняется следующими причинами:

    1) решение вопросов непосредственного  обеспечения жизнедеятельности населения, ориентированного на удовлетворение его социальных нужд и потребностей, переносится на муниципальный уровень;

    2) процесс децентрализации власти  способствует передаче многих важных полномочий, особенно в социальной сфере, на муниципальный уровень;

    3) наблюдается усиление конкуренции  с частным сектором в сфере предоставления социальных услуг;

    4) происходит сокращение финансирования  сферы социальных услуг из-за постоянного дефицита бюджета;

    5) дифференциация спроса на рынке  социальных услуг определяется социальным расслоением современного общества по доходам;

    6) рыночные механизмы проникают в развитие и функционирование социальной сферы ;

    7) идет поиск новых подходов  к формированию социальных отношений в российском обществе, совершенствование процессов управления социальной сферой, особенно на местном уровне, где сосредоточена основная масса учреждений и предприятий, обеспечивающих удовлетворение жизненно важных потребностей и нужд населения.7

    Использование технологии социального менеджмента на муниципальном уровне для руководителей муниципальных образований имеет ряд привлекательных сторон:

    1) ориентация социальной политики  на конкретных потребителей повышает эффективность реализации соответствующих муниципальных и государственных программ;

    2) решение социальных проблем на  муниципальном уровне позволяет повысить качество методов и технологий процесса социального управления,

    сконцентрировать  усилия на решении острейших социальных проблем;

    3) маркетинговые технологии по  изучению рынка социальных услуг позволят создать информационно-социологическую базу по подготовке концептуальных стратегических решений и разработке целевых и комплексных программ, отражающих протекающие в местном сообществе

многообразные социальные процессы, а также обеспечить их всесторонний

анализ;

    4) при рациональном использовании  социального менеджмента возрастает удовлетворенность деятельностью муниципалитетов со стороны потребителей общественных услуг, т.е. со стороны различных слоев населения, что будет способствовать стабилизации и социальному развитию

    местного  сообщества;

    5) создаются условия по улучшению  материального положения, уровня и качества жизни всех слоев и групп населения местного сообщества;

    6) формируются твердые гарантии  соблюдения конституционных прав граждан в области социальной защиты, образования, охраны здоровья, культуры, обеспеченности граждан жильем и коммунальными услугами.

    С другой стороны, процесс социализации управления экономикой позволяет рассматривать концепцию социального менеджмента как специфическую функцию социально-экономического управления и как особый инструмент планирования. В данном случае строится модель программно-целевого управления социально-экономическими процессами, а концепция менеджмента встраивается в эту модель как на социальном, так и на экономическом уровне.

    Целью социального менеджмента должно стать максимальное удовлетворение потребностей граждан в рамках выделенных общественных затрат.

    Рынок социальных услуг входит в так  называемый общественный сектор экономики, который в отличие от рыночного имеет дело с общественными благами, в большинстве своем не являющимися предметом купли-продажи, в связи с чем доминирующее место здесь занимает деятельность государства. В соответствии с предназначением социальных услуг общество в лице государства как субъекта рынка социальных услуг берет на себя функции финансирования социальной сферы за счет средств, полученных от субъектов хозяйствования и отдельных граждан в виде налогов.

    Сфера социальных услуг требует общественных инвестиций, так как частные инвестиции в данную сферу ограничены. «Социальные инвестиции представляют собой вложения ресурсов в человеческий капитал в целях получения нематериального блага, качественного повышения материального благополучия и здорового интеллекта членов общества. При этом основу воспроизводства человеческого капитала составляет инвестирование, выступающее его исходным условием».8

    Определение социального менеджмента в муниципальной сфере должно строиться на ряде теоретических предпосылок.

    1. Социальную сферу следует понимать  как особый срез общественной жизни, как специфическую сферу развития общества.

    2. Отрасли социальной сферы можно  подразделить на две группы: отрасли и виды деятельности, призванные удовлетворять социальные потребности (образование, культура и искусство, здравоохранение, социальное обеспечение, физкультура и спорт); отрасли и виды деятельности, призванные удовлетворять бытовые потребности, способствующие экономии труда в домашнем хозяйстве и увеличению свободного времени (бытовое обслуживание населения, жилищно-коммунальное хозяйство, пассажирский транспорт и связь в части обслуживания населения).

    3. Услуги, оказываемые отраслями социальной  сферы, должны обладать свойствами несоперничества и неисключаемости, т.е. относиться к категории общественных услуг.

    4. Рынок социальных услуг должен  формироваться через целенаправленное регулирующее воздействие субъектов социальной политики с помощью правовых норм, налогов и государственных расходов.

    5. Социальные услуги должны относиться  к общественным благам, т.е. к тем, потребление которых общество желало бы сделать обязательным для всех своих членов.

    6. Необходимо наличие соответствия  общественных благ потребностям не индивидуального, а общественного потребителя, и не всем сложившимся потребностям, а только общественно признанным.

    Под муниципальным рынком социальных услуг  понимается целостная и взаимосвязанная система экономических отношений, возникающих по поводу формирования и распределения доходов муниципалитета, взаимоотношений получателей средств бюджета, коммерческих и некоммерческих хозяйствующих субъектов, органов исполнительной и представительной власти и других участников рынка социальных услуг, связанных с производством и движением товаров, работ, услуг и денежных средств, обеспечивающих их обмен и выполняющих специальные (так называемые аллокационные) функции для удовлетворения социальных потребностей жителей территории в форме платежеспособного спроса, трансфертов (обмена) и бюджетного финансирования.

    Развивающийся на основе общественного разделения труда и его последующей специализации, определяемый в значительной степени интересами государства и регулируемый не только экономическими, а и в большей степени социально-политическими инструментами и методами, муниципальный рынок социальных услуг становится сегодня очень важной частью единого национального рынка.9

    Из  этого следует, что муниципальное образование является материальной и институциональной основой использования технологий менеджмента практически на всех уровнях управления им. В соответствии с этим можно говорить о целях, задачах и функциях социального менеджмента в муниципальной сфере, о его стратегии, тактике и особенностях формирования комплекса менеджмента.

    Важнейшую роль в понимании содержания социального менеджмента в муниципальной сфере играет категория «обмен». Такие экономические категории, как потребности, обмен, купля-продажа, конкуренция, право выбора и др., не только являются неотъемлемыми чертами социального менеджмента, но и в значительной степени определяют его сущность. Вместе с тем социальный менеджмента имеет характерные особенности, отличающие его от так называемого «классического менеджмента», в частности:

    1) присутствие на рынке большого  числа получателей бюджетных средств с различными целями, задачами, интересами и сферой деятельности; большие объемы финансовых потоков; использование разнообразных форм безналичных расчетов и рыночных финансовых инструментов;

    2) тесная связь муниципального  рынка с политикой формирования  и исполнения доходной и расходной частей муниципального бюджета;

    3) высокая степень «внешнего» регулирования  и управляемости муниципального рынка (обязательными участниками являются центральные, региональные и местные органы исполнительной, представительной и судебной власти, а также коммерческие предприятия и организации);

    4) множественность организационно-правовых  форм субъектов муниципального рынка социальных услуг (учреждения науки, культуры, образования, здравоохранения, спорта, искусства и т.д.);

    5) высокий уровень регламентированности  поведения бюджетополучателей на рынке, жесткий характер привязки финансирования к составленным сметам расходов по объему, структуре и признакам бюджетной классификации. Отсюда – ограниченность муниципального рынка социальных услуг рамками принятого бюджета и низкая эластичность спроса бюджетополучателей по сравнению с классическим рынком;

    6) оказание и производство участниками муниципального маркетинга помимо известных, традиционных товаров и услуг специфических (специальных), так называемых аллокационных услуг. К ним, например, относятся услуги по муниципальному управлению, обеспечению внутренней

Информация о работе Муниципальный социальный менеджмент