Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 17:35, контрольная работа
Муниципальному социальному менеджменту более двухсот лет, он осуществляется практически во всех странах. Возникновение этих отношений было связано с действием многочисленных факторов и проходило в различных формах. В истории России, например, мощная побудительная мотивация местной самоорганизации заключалась в необходимости поддержания престарелых членов общин совместными усилиями семей, первоначального обучения детей, самообороны и т.д. В Германии во главу угла ставилось воспитание энергичной нации, способной решать глобальные и местные проблемы инициативно, предприимчиво, ответственно. Преимущественно бытовая основа характерна для генетической природы английской муниципальной организации; она опирается не столько на формально-юридическую основу, сколько на правосознание населения, которое ценит местные обычаи, бережет их и точно соблюдает.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….. 3
1.Разграничение полномочий между уровнями власти
в сфере социальной политики…………………………………………………
6
2.Основные направления муниципальной социальной политики…………… 9
3. Муниципальный социальный менеджмент: состояние и тен¬денции развития в России………………………………………………………………
11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….. 20
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………… 23
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………… |
3 |
1.Разграничение
полномочий между уровнями в сфере социальной политики………………………………………………… |
6 |
2.Основные
направления муниципальной |
9 |
3. Муниципальный социальный менеджмент: состояние и тенденции развития в России……………………………………………………………… | 11 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………… |
20 |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………… | 23 |
ВВЕДЕНИЕ
Муниципальному социальному менеджменту более двухсот лет, он осуществляется практически во всех странах. Возникновение этих отношений было связано с действием многочисленных факторов и проходило в различных формах. В истории России, например, мощная побудительная мотивация местной самоорганизации заключалась в необходимости поддержания престарелых членов общин совместными усилиями семей, первоначального обучения детей, самообороны и т.д. В Германии во главу угла ставилось воспитание энергичной нации, способной решать глобальные и местные проблемы инициативно, предприимчиво, ответственно. Преимущественно бытовая основа характерна для генетической природы английской муниципальной организации; она опирается не столько на формально-юридическую основу, сколько на правосознание населения, которое ценит местные обычаи, бережет их и точно соблюдает.
Муниципальный
социальный менеджмент понимают в узком
и широком смысле слова. В первом случае
речь идет о практике регулирования социально-экономических
и общественно-политических процессов
в городах и районах, населенных пунктах
силами и средствами органов местного
самоуправления в пределах их компетенции.
Во втором случае муниципальный менеджмент
раскрывается как вся совокупность организационно-экономических
отношений, реализуемых в этих территориальных
системах государственными, региональными,
муниципальными органами власти и управления,
экономическими негосударственными структурами,
политическими партиями и другими общественными
самодеятельными организациями населения,
конфессиями, средствами массовой информации.
Муниципальный менеджмент возник в результате относительного обособления и интеграции интересов жителей поселений для реализации этих интересов и связан с появлением специфического вида управленческого труда, нацеленного на удовлетворение потребностей территориальных сообществ. Муниципальный менеджмент реализуется там и тогда, где и когда существует территориальная общность, в рамках которой происходит взаимодействие людей в повседневной жизнедеятельности, ориентация их на сохранение и развитие ценностей и установок, сложившихся в данном типе поселения.
Социальная
сфера воспроизводит и
В отраслях социальной сферы работает основная часть так называемых бюджетников, т. е. работников, получающих заработную плату из бюджетных средств.
Поэтому одной из главных задач органов местного самоуправления является формирование и реализация муниципальной социальной политики.
Муниципальная социальная политика — это система целей, задач и механизмов их реализации, направленных на обеспечение населения социальными услугами, на содержание и развитие социальной сферы муниципального образования.
Муниципальная социальная политика строится в русле социальной политики государства и во взаимодействии с органами государственной власти, в первую очередь с органами власти субъектов РФ. Через муниципальную социальную политику реализуются как собственные полномочия местного самоуправления, так и переданные на муниципальный уровень государственные полномочия в социальной сфере.
Социальная сфера и социальная политика (государственная и муниципальная) может рассматриваться в широком и в более узком смысле слова. В широком смысле к социальной сфере относят все, что обеспечивает жизнедеятельность человека. В этом понимании вся муниципальная политика является социальной.
В более узком смысле под социальной сферой муниципального образования, как сказано, понимается сфера воспроизводства самого человека, его физических и духовных параметров, тогда как воспроизводство материально-вещественной среды обитания человека относится к градообслуживающей сфере.
В
состав муниципальной политики включены
также вопросы занятости населения и обеспечения
граждан жильем ввиду их огромной социальной
значимости, хотя эти вопросы нельзя напрямую
отнести к вложениям непосредственно
в человека. Вопросы муниципального управления
такими социально важными для человека
сферами, как жилищно-коммунальное хозяйство,
транспорт, общественная безопасность,
торговля, бытовое обслуживание и т. п.
1.Разграничение полномочий между уровнями власти
в
сфере социальной
политики
В задачи федерального уровня власти входят установление основ государственной социальной политики, правовое регулирование отношений в социальной сфере, разработка федеральных программ социального развития страны, разработка и утверждение государственных минимальных социальных стандартов федерального уровня, обеспечение государственных гарантий их реализации.
Субъекты РФ разрабатывают основы региональной социальной политики с учетом исторических и культурных традиций территории; устанавливают региональные социальные стандарты и нормы, учитывающие государственные минимальные социальные стандарты; заботятся о сохранении и укреплении социальной инфраструктуры, находящейся в собственности субъектов РФ; организуют подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников в области образования, культуры, здравоохранения, социальной защиты населения; обеспечивают соблюдение законодательства РФ во всех сферах социальной политики.1
Муниципальный
уровень призван
Компетенция
муниципальных образований
Принцип разделения компетенции между поселениями и муниципальными районами состоит в том, что на уровень муниципальных районов вынесены в основном, вопросы образования и здравоохранения, требующие соответствующей инфраструктуры, сложного оборудования и технических средств, информационного обеспечения, подготовленных кадров и значительных расходов на содержание.
Фактический объем социальных услуг, предоставляемых населению органами местного самоуправления, значительно шире предусмотренного Федеральным законом. В частности, многие муниципальные образования содержат:
• комплексные центры социального обслуживания ветеранов и других социальных групп;
• социально-реабилитационные центры и социальные приюты для несовершеннолетних;
• дома инвалидов и престарелых;
• детские дома;
• учреждения временного проживания для лиц без определенного места жительства или попавших в критические жизненные ситуации (беженцы, погорельцы и т. п.);
• центры психолого-педагогической помощи населению;
• центры экстренной психологической помощи по телефону и т. д.2
Органы
местного самоуправления осуществляют
также мероприятия и содержат
организационные структуры по борьбе
с наркоманией, с детской беспризорностью,
содействуют организации занятости населения,
участвуют в подготовке и регистрации
трудовых соглашений между трудовыми
коллективами и работодателями на территории
муниципальных образований, в разрешении
трудовых споров. В свете Федерального
закона 2003 г. социальные услуги всех перечисленных
учреждений и виды деятельности органов
местного самоуправления, а также выплата
заработной платы педагогических работников
и другие расходы по финансовому обеспечению
образовательного процесса должны рассматриваться
как государственные полномочия. Они могут
возлагаться на органы местного самоуправления
городских округов и муниципальных районов
федеральными законами и законами субъектов
РФ с выделением необходимых для их выполнения
материальных и финансовых средств. Такое
наделение соответствует принципу субсидиарности
и является целесообразным, поскольку
органы местного самоуправления лучше
знают все условия и факторы предоставления
конкретных социальных услуг конкретным
людям.3
2.Основные
направления муниципальной
социальной политики
К основным направлениям муниципальной социальной политики, фактически реализуемым органами местного самоуправления и рассматриваемым в настоящей главе, относятся:
• содействие занятости населения и обеспечению благоприятных условий труда на предприятиях, расположенных на территории муниципального образования;
• содействие обеспечению граждан жильем через создание условий для жилищного строительства и прямое обеспечение жилыми помещениями малоимущих граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий;
•
участие в обеспечении
•
организация муниципальной
• организация предоставления образовательных услуг, содержание и развитие
муниципальных учреждений дошкольного, основного общего и профессионального образования;
• создание условий для деятельности учреждений культуры и досуга в муниципальном образовании, содержание муниципальных учреждений культуры и мест массового отдыха, сохранение памятников истории и культуры, находящихся в муниципальной собственности;
• создание условий для развития физической культуры и спорта в муниципальном образовании, содержание муниципальных физкультурно-спортивных сооружений;
• реализация муниципальной молодежной политики.4
Разработка конкретной системы мероприятий в рамках муниципальной социальной политики должна учитывать тип данного муниципального образования и специфику местного сообщества. Такая разработка осуществляется и реализуется органами местного самоуправления с привлечением широких слоев общественности.
В
представительном органе муниципального
образования, как правило, создаются
комитеты и комиссии по социальной политике.
В структуре местной администрации обычно
есть заместитель главы по социальным
вопросам и структурные подразделения,
курирующие то или иное направление социальной
политики (образование, здравоохранение,
культуру, социальную защиту и т. д.). Данные
структурные подразделения координируют
свою деятельность с соответствующими
государственными органами субъекта РФ.
5