Муниципальный социальный менеджмент

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 17:35, контрольная работа

Описание работы

Муниципальному социальному менеджменту более двухсот лет, он осуществляется практически во всех странах. Возникновение этих отношений было связано с действием многочисленных факторов и проходило в различных формах. В истории России, например, мощная побудительная мотивация местной самоорганизации заключалась в необходимости поддержания престарелых членов общин совместными усилиями семей, первоначального обучения детей, самообороны и т.д. В Германии во главу угла ставилось воспитание энергичной нации, способной решать глобальные и местные проблемы инициативно, предприимчиво, ответственно. Преимущественно бытовая основа характерна для генетической природы английской муниципальной организации; она опирается не столько на формально-юридическую основу, сколько на правосознание населения, которое ценит местные обычаи, бережет их и точно соблюдает.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….. 3
1.Разграничение полномочий между уровнями власти
в сфере социальной политики…………………………………………………
6
2.Основные направления муниципальной социальной политики…………… 9
3. Муниципальный социальный менеджмент: состояние и тен¬денции развития в России………………………………………………………………
11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….. 20
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………… 23

Работа содержит 1 файл

муниципальный менеджмент в социальном управлении.doc

— 110.00 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….. 3
1.Разграничение  полномочий между уровнями власти

в сфере  социальной политики…………………………………………………

 
6
2.Основные  направления муниципальной социальной  политики…………… 9
3. Муниципальный социальный менеджмент: состояние и тенденции развития в России………………………………………………………………  
11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….. 20
СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………… 23
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

    Муниципальному  социальному менеджменту более двухсот лет, он осуществляется практически во всех странах. Возникновение этих отношений было связано с действием многочисленных факторов и проходило в различных формах. В истории России, например, мощная побудительная мотивация местной самоорганизации заключалась в необходимости поддержания престарелых членов общин совместными усилиями семей, первоначального обучения детей, самообороны и т.д. В Германии во главу угла ставилось воспитание энергичной нации, способной решать глобальные и местные проблемы инициативно, предприимчиво, ответственно. Преимущественно бытовая основа характерна для генетической природы английской муниципальной организации; она опирается не столько на формально-юридическую основу, сколько на правосознание населения, которое ценит местные обычаи, бережет их и точно соблюдает.

    Муниципальный социальный менеджмент понимают в узком и широком смысле слова. В первом случае речь идет о практике регулирования социально-экономических и общественно-политических процессов в городах и районах, населенных пунктах силами и средствами органов местного самоуправления в пределах их компетенции. Во втором случае муниципальный менеджмент раскрывается как вся совокупность организационно-экономических отношений, реализуемых в этих территориальных системах государственными, региональными, муниципальными органами власти и управления, экономическими негосударственными структурами, политическими партиями и другими общественными самодеятельными организациями населения, конфессиями, средствами массовой информации.  

    Муниципальный менеджмент возник в результате относительного обособления и интеграции интересов жителей поселений для реализации этих интересов и связан с появлением специфического вида управленческого труда, нацеленного на удовлетворение потребностей территориальных сообществ. Муниципальный менеджмент реализуется там и тогда, где и когда существует территориальная общность, в рамках которой происходит взаимодействие людей в повседневной жизнедеятельности, ориентация их на сохранение и развитие ценностей и установок, сложившихся в данном типе поселения.

    Социальная  сфера воспроизводит и развивает  главное богатство муниципального образования — его человеческий потенциал, человеческий капитал. На содержание и развитие социальной инфраструктуры муниципального образования государство выделяет значительную долю средств для местных бюджетов.

    В отраслях социальной сферы работает основная часть так называемых бюджетников, т. е. работников, получающих заработную плату из бюджетных средств.

    Поэтому одной из главных задач органов местного самоуправления является формирование и реализация муниципальной социальной политики.

    Муниципальная социальная политика — это система  целей, задач и механизмов их реализации, направленных на обеспечение населения  социальными услугами, на содержание и развитие социальной сферы муниципального образования.

    Муниципальная социальная политика строится в русле  социальной политики государства и  во взаимодействии с органами государственной  власти, в первую очередь с органами власти субъектов РФ. Через муниципальную социальную политику реализуются как собственные полномочия местного самоуправления, так и переданные на муниципальный уровень государственные полномочия в социальной сфере.

    Социальная  сфера и социальная политика (государственная  и муниципальная) может рассматриваться в широком и в более узком смысле слова. В широком смысле к социальной сфере относят все, что обеспечивает жизнедеятельность человека. В этом понимании вся муниципальная политика является социальной.

    В более узком смысле под социальной сферой муниципального образования, как сказано, понимается сфера воспроизводства самого человека, его физических и духовных параметров, тогда как воспроизводство материально-вещественной среды обитания человека относится к градообслуживающей сфере.

    В состав муниципальной политики включены также вопросы занятости населения и обеспечения граждан жильем ввиду их огромной социальной значимости, хотя эти вопросы нельзя напрямую отнести к вложениям непосредственно в человека. Вопросы муниципального управления такими социально важными для человека сферами, как жилищно-коммунальное хозяйство, транспорт, общественная безопасность, торговля, бытовое обслуживание и т. п. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1.Разграничение полномочий между уровнями власти

    в сфере социальной политики 

    В задачи федерального уровня власти входят установление основ государственной социальной политики, правовое регулирование отношений в социальной сфере, разработка федеральных программ социального развития страны, разработка и утверждение государственных минимальных социальных стандартов федерального уровня, обеспечение государственных гарантий их реализации.

    Субъекты  РФ разрабатывают основы региональной социальной политики с учетом исторических и культурных традиций территории; устанавливают региональные социальные стандарты и нормы, учитывающие государственные минимальные социальные стандарты; заботятся о сохранении и укреплении социальной инфраструктуры, находящейся в собственности субъектов РФ; организуют подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников в области образования, культуры, здравоохранения, социальной защиты населения; обеспечивают соблюдение законодательства РФ во всех сферах социальной политики.1

    Муниципальный уровень призван конкретизировать методы, способы и механизмы достижения целей, определенных в рамках федеральной и региональной социальной политики, в привязке к особенностям конкретных территорий. Задачей органов местного самоуправления, как наиболее приближенных к населению, является непосредственное предоставление комплекса социальных услуг, обеспечивающих условия для жизнедеятельности человека и его воспроизводства. На основе региональных норм и нормативов органами местного самоуправления могут разрабатываться местные социальные нормы и нормативы, учитывающие специфику конкретного муниципального образования.

    Компетенция муниципальных образований разных типов в сфере социальной политики определена Федеральным законом 2003 г. и приведена ниже. Компетенция городских округов включает в себя сумму компетенции поселений и муниципальных районов.

    Принцип разделения компетенции между поселениями  и муниципальными районами состоит в том, что на уровень муниципальных районов вынесены в основном, вопросы образования и здравоохранения, требующие соответствующей инфраструктуры, сложного оборудования и технических средств, информационного обеспечения, подготовленных кадров и значительных расходов на содержание.

    Фактический объем социальных услуг, предоставляемых  населению органами местного самоуправления, значительно шире предусмотренного Федеральным  законом. В частности, многие муниципальные образования содержат:

    • комплексные центры социального  обслуживания ветеранов и других социальных групп;

    • социально-реабилитационные центры и  социальные приюты для несовершеннолетних;

• дома инвалидов и престарелых;

• детские  дома;

• учреждения временного проживания для лиц без  определенного места жительства или попавших в критические жизненные ситуации (беженцы, погорельцы и т. п.);

• центры психолого-педагогической помощи населению;

• центры экстренной психологической помощи по телефону и т. д.2

    Органы  местного самоуправления осуществляют также мероприятия и содержат организационные структуры по борьбе с наркоманией, с детской беспризорностью, содействуют организации занятости населения, участвуют в подготовке и регистрации трудовых соглашений между трудовыми коллективами и работодателями на территории муниципальных образований, в разрешении трудовых споров. В свете Федерального закона 2003 г. социальные услуги всех перечисленных учреждений и виды деятельности органов местного самоуправления, а также выплата заработной платы педагогических работников и другие расходы по финансовому обеспечению образовательного процесса должны рассматриваться как государственные полномочия. Они могут возлагаться на органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов федеральными законами и законами субъектов РФ с выделением необходимых для их выполнения материальных и финансовых средств. Такое наделение соответствует принципу субсидиарности и является целесообразным, поскольку органы местного самоуправления лучше знают все условия и факторы предоставления конкретных социальных услуг конкретным людям.3 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.Основные направления муниципальной социальной политики 

    К основным направлениям муниципальной социальной политики, фактически реализуемым органами местного самоуправления и рассматриваемым в настоящей главе, относятся:

    • содействие занятости населения  и обеспечению благоприятных  условий труда на предприятиях, расположенных на территории муниципального образования;

    • содействие обеспечению граждан  жильем через создание условий для  жилищного строительства и прямое обеспечение жилыми помещениями малоимущих граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий;

    • участие в обеспечении социальной поддержки отдельных групп населения;

    • организация муниципальной системы  здравоохранения, обеспечение санитарного благополучия населения;

    • организация предоставления образовательных  услуг, содержание и развитие

    муниципальных учреждений дошкольного, основного  общего и профессионального образования;

    • создание условий для деятельности учреждений культуры и досуга в муниципальном образовании, содержание муниципальных учреждений культуры и мест массового отдыха, сохранение памятников истории и культуры, находящихся в муниципальной собственности;

    • создание условий для развития физической культуры и спорта в муниципальном образовании, содержание муниципальных физкультурно-спортивных сооружений;

    • реализация муниципальной молодежной политики.4

    Разработка  конкретной системы мероприятий в рамках муниципальной социальной политики должна учитывать тип данного муниципального образования и специфику местного сообщества. Такая разработка осуществляется и реализуется органами местного самоуправления с привлечением широких слоев общественности.

    В представительном органе муниципального образования, как правило, создаются комитеты и комиссии по социальной политике. В структуре местной администрации обычно есть заместитель главы по социальным вопросам и структурные подразделения, курирующие то или иное направление социальной политики (образование, здравоохранение, культуру, социальную защиту и т. д.). Данные структурные подразделения координируют свою деятельность с соответствующими государственными органами субъекта РФ. 5 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Муниципальный социальный менеджмент