Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 06:55, контрольная работа
Характерной чертой современного менеджмента является признание возрастающей роли человеческого фактора и развитие новых форм и методов управления персоналом. Главный потенциал предприятия (организации) заключен в кадрах. Какие бы прекрасные идеи, новейшие технологии, самые благоприятные внешние условия ни существовали, без хорошо подготовленного персонала высокой эффективности добиться невозможно.
Введение ………………………………………………………………………….3
1. Теории мотивации …………………………………………………………….4
2. Мотивация…………………………………………………………………….10
2.1. Трудовая мотивация……………………………………………………….10
2.2 Мотивирующие факторы………………………………………………….14
2.3 Экономическая мотивация …………………………………………………17
Заключение……………………………………………………………………….19
Список литературы ……………………………………………………………...20
Проведенные исследования подтвердили обоснованность данной теории. На основании полученных данных даются весьма практичные рекомендации. Поскольку оценки справедливости весьма субъективны, рекомендуется иметь четкие критерии вознаграждения, основывающиеся на точных исследованиях и учитывающие психологию людей, что помогает смягчить коллизии в случае расхождения мнений. Кроме того, как показывает практика передовых организаций, позитивную роль играет возможность открыто обсудить спорные вопросы, связанные с вознаграждением, исключение каких бы то ни было тайн в отношении его величины у каждого из сотрудников.
Можно ли использовать представленные «западные» теории мотивации в нашей стране? На наш взгляд не только можно, но и необходимо. Как отмечает В.А. Спивак, « ...из всей совокупности факторов экономического развития сейчас могут быть реально использованы, развиты субъективные социальные ресурсы, а особенно мотивационные». Очень важно то обстоятельство, что управление мотивацией реально осуществимо в любой организации, на любом уровне ее развития, доступно любому управленцу (при наличии желания и понимания ее важности для выживаемости организации в непростых экономико-политических условиях современной России).
Теория потребностей Маслоу и его последователей находит свое выражение в разработанных на предприятиях конкретных системах мотивации (стимулирования) труда.
2. Мотивация
2.1 Трудовая мотивация
Целенаправленное
производственное поведение сотрудников
зависит как от их способностей и
потенциала, так и от мотивации
сотрудников к
Рисунок 2 - Содержание и функции управления персоналом организации
Мотивация труда - это стимулирование работника или группы работников к деятельности по достижению целей предприятия через удовлетворение их собственных потребностей. На предприятии необходимо создавать такие условия, чтобы работники воспринимали свой труд как осознанную деятельность, являющуюся источником самосовершенствования, основой их профессионального и служебного роста.
Главные рычаги мотивации - стимулы - внешние побуждения (например, заработная плата) и мотивы (внутренние установки человека).
Мотивирование труда одновременно означает и его стимулирование, то есть создание условий, при которых работник может удовлетворить свои потребности, достигнув заранее установленных показателей.
Отношение к труду определяется системой ценностей человека, условиями труда, созданными на предприятии и применяемыми стимулами.
Система мотивации на уровне предприятия должна гарантировать:
-
занятость всех работников
-
предоставление равных
- согласованность уровня оплаты с результатами труда;
- создание условий безопасности труда;
-
высокий престиж труда в
-
высокая покупательная
-
поддержание в коллективе
Методы мотивации можно классифицировать на:
1)
экономические (прямые) - повременная
и сдельная оплата труда;
2)
экономические (непрямые) - предоставление
льгот в оплате жилья,
3) неденежные - повышение привлекательности труда, продвижение по службе, участие в принятии решений на более высоком уровне, повышение квалификации, гибкие рабочие графики выхода на работу и др.
Основными формами мотивации (стимулирования) работников предприятия являются следующие.
1.
Заработная плата,
2. Системы внутрифирменных льгот работникам предприятия:
-
субсидированное и льготное
- продажа продукции предприятия своим работникам со скидкой (обычно 10% и более);
- полная или частичная оплата расходов на проезд работника к месту работы и обратно;
-
предоставление своим
-
предоставление права
-
оплата больничных листов
- эффективное премирование, доплаты за стаж работы на предприятии и др.
3. Нематериальные (неэкономические) льготы и привилегии персоналу:
-
предоставление права на
-
предоставление отгулов,
- более ранний выход на пенсию, предоставление права выхода на работу в более удобное для работников время и т.д.
4.
Мероприятия, повышающие
Привлечение
работников к управлению предприятием
также повышает их мотивацию, поскольку
в данном случае решается проблема
отчуждения их от предприятия и его
руководителей. Всемерное развитие
горизонтальных связей и горизонтальных
структур управления является организационной
основой для мотивации
5.
Создание благоприятной
Образование различных неформальных функциональных групп работников (например, кружки качества), участие в которых формирует чувство непосредственной причастности к делам своего предприятия. Моральное поощрение работников.
6.
Продвижение работников по
Данные
мероприятия по повышению мотивации
труда позволяют более
В практической деятельности используются различные типологии мотивации работника. В качестве примера приведем типологию, представленную В.В. Травиным и В.А. Дятловым.
2.2 Мотивирующие факторы
Даже просто с экономической точки зрения, люди являются чрезвычайно дорогим ресурсом, а следовательно, должны использоваться с максимальной эффективностью. Осознание этой проблемы ставит перед менеджером задачу: «Какой должна быть идеальная работа для подчиненных?».
Идеальная
работа должна иметь целостность, т.е.
приводить к определенному
Спроектированная в соответствии с этими принципами работа обеспечивает внутреннее удовлетворение. Это очень мощный мотивационный фактор, т.к. стимулирует качественное выполнение работы, а так же, по закону возвышения потребностей, стимулирует к выполнению более сложной работы.
На основе этих принципов разработана модель характеристик работы с точки зрения мотивации Р.Хекмана и Г.Олдхэма (рис.3).
Рисунок 3 – Характеристики работ
Рассмотрим каждый из этих основных параметров работы и определим как они влияют на «психологическое состояние» людей к работе.
Разнообразие умений и навыков - характеризует степень, в которой работа требует разнообразных действий при ее выполнении и предусматривает использование различных навыков и талантов. Если работник чувствует, что кто-то еще может сделать эту работу так же хорошо, то она вряд ли будет представлять для него ценность и, что он будет испытывать чувство гордости от выполнения задания. Работа, не использующая ценных навыков работника, не вызывает и потребности в дальнейшем обучении.
Целостность работы - под этим параметром понимается завершенность рабочей операции как целой и определенной части работы, т.е. выполнение работы от начала и до конца с видимым результатом. С этим понятием тесно связана определенность задания со стороны менеджера.
Важность работы - под этим параметром понимается степень влияния выполняемой работы на жизнь или работу других людей в организации или во внешнем окружении. Рабочие, затягивающие гайки тормозных устройств самолета расценивают свою работу как очень важную, в отличие от рабочих, заполняющих скрепками бумажные коробочки.
Понятие важности тесно связано с системой ценностей исполнителя. Работа может быть интересной и захватывающей, но люди будут оставаться неудовлетворенными до тех пор, пока они не почувствуют, что их работа представляет важность и ее необходимо выполнить.
Автономия характеризует, насколько работа обеспечивает свободу и независимость служащего при выработке графика выполнения работы и действий, используемых для достижения нужного результата. Если решения принимаются другими людьми, хорошее выполнение работы вряд ли будет рассматриваться как вознаграждение. Человек будет чувствовать, что качество выполнения работы зависит от правильности этих решений, а не от его собственных усилий. Не будет чувства «собственности» на работу.