Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2010 в 16:25, курсовая работа
Цель данного исследования - раскрыть понятие рынка труда и его основные характеристики, исследовать его проблемы, выявить особенности рынка труда в России и Магаданской области , а также проанализировать его состояния в современных условиях.
Введение 3
1. ПОНЯТИЕ РЫНКА ТРУДА. РЫНОК ТРУДА РОССИИ 5
1.1 Понятие рынка труда 5
1.2 Основные характеристики рынка труда 6
1.3 Особенности рынка труда и занятости в России 7
2. МОНИТОРИНГ РЫНКА ТРУДА В МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ 10
2.1. Ситуация на рынке труда Магаданской области в период кризиса 10
2.2. Мероприятия по снижению напряженности на рынке труда в Магаданской области 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
Список использованной литературы 24
В целях защиты регионального рынка труда от массового привлечения иностранных работников в Магаданскую область проводится постоянная работа по организации профессионального обучения (переобучения, повышения квалификации) безработных граждан с последующим их трудоустройством.
В феврале 2009 года разработана и реализуется ведомственная целевая подпрограмма содействия занятости населения "Защита регионального рынка труда от массового привлечения иностранных работников на предприятия горнодобывающей отрасли в 2009-2010 годах", в соответствии с которой в 2010 году планируется обучить и трудоустроить 200 безработных граждан на предприятия горнодобывающей отрасли Магаданской области.
Постановлением
администрации Магаданской
Финансовое
обеспечение мероприятий
Общий контроль за исполнением Программы осуществляет администрация Магаданской области.
Управление
государственной службы занятости
населения администрации
-
организацию выполнения
подготовку
информации и отчетов для администрации
Магаданской области о
- подготовку предложений по корректировке Программы;
-
совершенствование механизма
-
контроль за эффективным и
целевым использованием
Управление
государственной службы занятости
населения администрации
Источниками финансирования мероприятий Программы являются средства федерального бюджета, выделенные в виде субсидии областному бюджету на реализацию мероприятий, организуемых вне рамок переданных полномочий в области содействия занятости населения, а также средства областного бюджета.
Общий объем финансирования Программы в 2009 году составил 36765,75 тыс. рублей, в том числе:
субсидия федерального бюджета - 34815,75 тыс. рублей (94,7% от общего объема финансирования);
средства областного бюджета - 1950,0 тыс. рублей (5,3% от общего объема финансирования).
Общий объем финансирования Программы в 2010 году составит 27564,64 тыс. рублей, в том числе:
субсидия федерального бюджета - 25614,64 тыс. рублей (92,9% от общего объема финансирования);
средства областного бюджета - 1950,0 тыс. рублей (7,1% от общего объема финансирования).
Объем финансирования Программы за счет средств областного бюджета в 2011 году - 1950, 0 тыс. рублей.
Реализация мероприятий Программы в 2010 году будет способствовать расширению возможностей занятости работников, находящихся под риском увольнения, ищущих работу и безработных граждан путем:
трудоустройства на временные рабочие места в рамках общественных работ не менее 483 человек;
организации стажировок не менее 68 выпускников образовательных учреждений, с закреплением 68 наставников;
содействия
предпринимательской
организации опережающего обучения 15 граждан, находящихся в простое, в случаях введения режима неполного рабочего времени, предоставления отпусков без сохранения заработной платы по инициативе работодателей;
содействия трудоустройству 18 инвалидов.
Реализация мероприятий Программы в 2011 году будет способствовать расширению возможностей занятости безработных граждан путем содействия предпринимательской деятельности и самозанятости 47 безработным гражданам.
Реализация дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда в 2010 году позволит сдержать рост безработицы в регионе. Уровень зарегистрированной безработицы в среднегодовом исчислении не превысит 4,4% от численности экономически активного населения.
На реализацию Программы могут негативно повлиять факторы, определяющие ситуацию на рынке труда: экономическая ситуация в области, финансовое состояние хозяйствующих субъектов, социальные, демографические, образовательные и иные причины, влияющие на качественный состав безработных граждан.
К факторам рисков реализации Программы относится: добровольный характер участия во временных работах работников, находящихся под риском увольнения, безработных, а также выпускников образовательных учреждений при направлении их на стажировки, возможность и желание безработных граждан организовать собственное дело.
Существенными рисками являются - отказ предприятий от создания временных рабочих мест.
Работа по снижению рисков будет проводиться на протяжении всего времени реализации Программы.
Таким
образом, можно сделать вывод, что
в Магаданской области существуют программные
мероприятия, направленные на снижение
негативных социально-экономических последствий,
вызванных мировым кризисом. Ситуация
на рынке труда региона постоянно контролируется
со стороны администрации Магаданской
области.
Исследовав понятие рынка труда, а так же особенности рынка труда в России, я могу сделать следующие выводы:
Рынок труда, прежде всего, является механизмом согласования интересов лиц, работающих по найму, и работодателей. Кроме того, на рынке труда проявляются интересы государства, обусловленные необходимостью управления социальными отношениями.
Мировой экономический кризис очень сильно повлиял на ситуацию на российском рынке труда: уровень безработицы в феврале 2009 года составил 9,5% и был на 2,5-2,4% процентного пункта выше, чем в ноябре 2008 г. и феврале 2008 года.
Необходимо отметить, что при длительной рецессии можно ожидать худшего - роста уровня безработицы до 13%, как это было в период финансового кризиса 1998 года.
Правительство принимает все необходимые меры для стабилизации ситуации на рынке труда путём выделения денежных средств в размере 43,7 млрд. рублей. Размер пособия по безработице увеличился в 1,5 раза. Основные действия правительства направлена на: опережающее обучение и переселение людей в другие регионы, где нужна рабочая сила и переобучение работников, и повышение квалификации.
Администрацией Магаданской области постоянно проводиться мониторинг ситуации на рынке труда в целях предотвращения негативных последствий, вызванных мировым кризисом.
В ходе решения поставленных задач, нами сделаны следующие выводы:
Рынок определяет рациональную структуру занятости с точки зрения эффективного распределения ресурсов. Но его структура может быть неэффективна с социальной точки зрения, с позиции удовлетворения потребностей общества в материальных благах, создания условия расширенного воспроизводства.
Рынок труда в настоящее время, несмотря на достаточно жесткое регулирование, является наименее институциализированным элементом в структуре современной отечественной экономики. Институциональные преобразования на рынке труда находятся лишь на начальном этапе, и задача государства состоит в ускорении целенаправленного процесса становления формальных институтов рынка труда.
Для
повышения эффективности и
Федеральный бюджет выделил дополнительно 43,7 млрд. рублей на стабилизацию ситуации на рынке труда. Субъектами Российской Федерации приняты 82 региональные программы, предусматривающие опережающее профессиональное обучение работников в случае угрозы массового увольнения, создание временных рабочих мест, организацию переезда увольняемых на работу в другую местность.
В
Магаданской области существуют программные
мероприятия, направленные на снижение
негативных социально-экономических последствий,
вызванных мировым кризисом. Ситуация
на рынке труда региона постоянно контролируется
со стороны администрации Магаданской
области.
Закон РФ от 19.04.1991 № 1032-1 (ред. от 18.10.2007)"О занятости населения в Российской Федерации" // Российская газета № 84 от 06.05.1996
Постановление
администрации Магаданской
Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учебник. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт-Издат, 2005. - 399 с.
Варданян Р.А. Рынок труда в России: состояние и перспективы // Народонаселение. - 2008. - №4. - С.52-59
Генкин Б.М. Экономика и социология труда: Учеб. для вузов / Б.М. Генкин. - 7-е изд., доп. - М.: Норма, 2007. - 448 с.
Гукасьян Г.М. Экономическая теория. - С-Пб.: Питер, 2004. - 480 с.
Журавлева Г.П. Экономика: учебник / Г.П. Журавлева. - М.: Экономистъ, 2005. - 574с.: ил.
Иохин В.Я. Экономическая теория: Учебник. - М.: Экономисть, 2007. - 861с.
Капелюшников Р.И. Российский рынок труда: адаптация без реконструктуризации. - М.: ГУ ВШЭ, 2001. - 309с.
Кулешов В.В. Мировой финансовый кризис и его последствия для России // ЭКО. - 2009. - №1. - С.2-13
Плакся В.И. Безработица: теория и современная российская практика. - М.: РАГС, 2004. - 384 с.
Станковская И.К., Стрелец И.А. Экономическая теория для бизнес - школ. - М.: ЭКСМО, 2005. - 448 с.
Статистические данные за 2009-2010г. Магаданстат – 2010г.
Экономика: учебник / под ред. д-ра экон. наук, проф. А.С. Булатова. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Экономистъ, 2008. - 831 с.
Экономическая теория: Учебное пособие / Под ред. Р.А. Косовой, Ю.В. Латова. - Тула: Изд-во ТулГУ., 2003. - 292 с.