Мониторинг на рынке труда в кризис

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2010 в 16:25, курсовая работа

Описание работы

Цель данного исследования - раскрыть понятие рынка труда и его основные характеристики, исследовать его проблемы, выявить особенности рынка труда в России и Магаданской области , а также проанализировать его состояния в современных условиях.

Содержание

Введение 3
1. ПОНЯТИЕ РЫНКА ТРУДА. РЫНОК ТРУДА РОССИИ 5
1.1 Понятие рынка труда 5
1.2 Основные характеристики рынка труда 6
1.3 Особенности рынка труда и занятости в России 7
2. МОНИТОРИНГ РЫНКА ТРУДА В МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ 10
2.1. Ситуация на рынке труда Магаданской области в период кризиса 10
2.2. Мероприятия по снижению напряженности на рынке труда в Магаданской области 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
Список использованной литературы 24

Работа содержит 1 файл

мониторинг на рынке труда.doc

— 147.00 Кб (Скачать)

    В первую очередь работодатели сокращают  работников, не имеющих достаточного опыта работы, что привело к  увеличению доли граждан в возрасте от 20 до 24 лет с 13,5 до 14,8%, а граждан в возрасте 25-29 лет соответственно с 13,2 - до 13,5%.

    С октября 2008 года по апрель 2009 года отмечалось значительное (в 4,2 раза) увеличение предполагаемого (заявленного) высвобождения работников из организаций области с 312 до 1325 человек. Ежемесячно высвобождалось в  среднем по 100 человек, фактическое  количество уволенных за семь месяцев возросло в 3,3 раза и составило в конце апреля почти 700 человек.

    С мая текущего года на регистрируемом рынке труда Магаданской области  наметились признаки стабилизации. Рост безработицы, начавшийся осенью 2008 года, сменился ее падением. К сентябрю численность граждан, зарегистрированных в органах службы занятости населения в качестве безработных, и уровень регистрируемой безработицы практически сравнялись с прошлогодними показателями и составили по состоянию на 1 октября 2845 человек и 2,74% соответственно. Снизился показатель нагрузки безработных на одну вакансию до 1,9 за счет увеличения числа вакансий, заявленных в органы службы занятости, что свидетельствует о снижении напряженности на рынке труда.

    Снижение  показателей безработицы обусловлено сохранением (созданием) рабочих мест в ходе реализации программы дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда Магаданской области в 2009-2010 годах, а также сезонной активизацией в горнодобывающей и рыбодобывающей отраслях.

    К концу октября наметился традиционный (сезонный) рост показателей безработицы. По предварительной оценке на 1 января 2010 года численность безработных  граждан, состоящих на учете в  органах службы занятости, составит 3800 человек, уровень безработицы - 3,8%.

    По  данным еженедельного мониторинга (с октября 2008 года по ноябрь 2009 года) о высвобождении работников и  использовании режимов сокращенного рабочего времени в центры занятости  населения заявил 51 работодатель. Численность  предполагаемых к высвобождению работников составила 1645 человек. Общая численность уволенных достигла 1230 человек, из них трудоустроено 417 (или 34%), в том числе 119 - в прежней организации, 354 человек оформили трудовую пенсию (по старости) и досрочную по направлению органов службы занятости. Суммарная численность работников в режиме неполного рабочего времени составляет 31 человек.

    По  прогнозу (по данным комитета экономики  администрации Магаданской области) среднегодовая численность занятых  сохранится на уровне 2009 года и составит 95,0 тыс. человек (по состоянию на 01.01.2010). Среднегодовая численность граждан, зарегистрированных в качестве безработных, составит 4,4 тыс. человек. Уровень зарегистрированной безработицы увеличится с 3,8% в 2009 году (оценка) до 4,4% в 2010 году.

    В 2010 году массового высвобождения  работников в основных отраслях экономики  региона не предполагается. Показатели высвобождения сохранятся на уровне 2009 года. Численность работников, находящихся  в простое по вине работодателей, предположительно составит около 600 человек (ОАО "Усть-СреднеканГЭСстрой"). Не более 60 человек будут работать в режиме неполного рабочего времени по инициативе работодателя (филиал ОАО "Дальмостострой" Магаданский мостоотряд). Численность предполагаемых к увольнению по ликвидации либо по сокращению штата или численности работников составит 1000 человек.

    Администрацией  Магаданской области сформирован  перечень системообразующих предприятий (25 предприятий), финансово-экономическое  положение которых находится  под постоянным контролем. По данным еженедельного мониторинга по состоянию на ноябрь 2009 года из предполагаемых к увольнению (401 человек) на семи системообразующих предприятиях уволено 388 человек, из которых трудоустроено 189, в том числе на прежнем предприятии 33 человека. Населенные пункты с монопрофильной экономической структурой в области отсутствуют9.

 

2.2. Мероприятия по снижению напряженности на рынке труда в Магаданской области

 

    В целях поддержки основных видов  экономической деятельности реализуется  областная адресная инвестиционная программа, что позволяет обеспечить занятость в строительстве, усилен контроль за строительством объектов коммунальной энергетики, произведено перераспределение средств на завершение объектов высокой степени готовности с отказом от финансирования вновь начинаемых объектов. В целях поддержки основной отрасли - золотодобывающей обеспечено своевременное кредитование банками промывочного сезона - 2009 года в объеме намеченного на этот год плана. Ситуация в банковском секторе отслеживается в постоянном режиме. Банковская система области работает стабильно. В 2010 году ожидается ввод трех рудных месторождений и ряда россыпных.

    Проектом  областной целевой программы "Содействие занятости населения Магаданской  области на 2010-2012 годы" в 2010 году предусмотрено:

    1. Трудоустроить при содействии  службы занятости 4580 граждан,  ищущих работу, в том числе  по программам временной занятости  - не менее 1544 человек.

    2. Направить на профессиональное  обучение профессиям, востребованным  на рынке труда, не менее 1003 человек.

    3. Направить на оформление досрочной  пенсии около 100 безработных граждан.

    В целом, государственные услуги в  сфере содействия занятости получат  более 10,0 тыс. жителей Магаданской  области.

    Баланс  рабочих мест по Магаданской области  приведен в приложении № 1.1 к настоящей Программе.

    Реализация  Программы в 2009 году позволила сохранить (создать) почти 1,5 тысяч рабочих  мест и сдержать тем самым уровень  регистрируемой безработицы в пределах 3,6-3,8% (в среднегодовом исчислении).

    Для создания условий по сдерживанию роста безработицы в Магаданской области необходим комплексный подход к разработке дополнительных мероприятий по содействию занятости населения с использованием программно-целевого метода и в 2010 году.

    Цель  Программы - снижение негативных социально-экономических последствий возможного увольнения работников и предупреждение роста безработицы в Магаданской области.

    Задачи  Программы на 2010-2011 годы:

    1. Стимулирование сохранения и  создания рабочих мест.

    2. Создание условий для расширения возможностей занятости в сфере малого бизнеса.

    3. Повышение конкурентоспособности  на рынке труда работников, находящихся  под риском увольнения.

    4. Содействие занятости инвалидов.

    В течение 2010 года Программа будет  реализована в 2 этапа с учетом специфики реализации мероприятий Программы. Первый этап с ноября 2009 года по февраль 2010 года - организационные мероприятия; второй этап с марта по декабрь 2010 года - реализация мероприятий Программы.

    В течение 2011 года Программа будет  реализована в 2 этапа с учетом специфики реализации мероприятий Программы. I этап с ноября 2010 года по февраль 2011 года - организационные мероприятия; II этап с марта по декабрь 2011 года - реализация мероприятий Программы10.

    Программой  предусматривается проведение комплекса  взаимосвязанных мероприятий, которые систематизированы по направлениям, соответствующим основным задачам Программы.

    По  задаче 1 "Стимулирование сохранения и создания рабочих мест" предусмотрено  выполнение двух мероприятий.

    1. Организация общественных работ,  временного трудоустройства работников организаций в случаях простоя, введения режима неполного рабочего времени, предоставления отпусков без сохранения заработной платы по инициативе работодателей, проведения мероприятий по высвобождению работников, а также граждан, признанных в установленном порядке безработными, и граждан, ищущих работу.

    Приоритетными направлениями общественных работ  являются благоустройство и озеленение населенных пунктов, ремонт жилья и  социальных объектов, содержание и  ремонт дорог, социальное обслуживание населения. Перечень организаций, в которых будут реализовываться указанные мероприятия, направления и объемы общественных работ в 2010 году, приведены в приложении № 6.1 к настоящей Программе.

    Финансово-экономическое  обоснование объемов средств, необходимых на мероприятия по организации общественных работ, приведено в приложении № 10.1 к настоящей Программе.

    2. Организация стажировок выпускников  образовательных учреждений в  целях приобретения опыта работы.

    В соответствии с данными прогноза департамента образования администрации Магаданской области в 2010 году выпуск образовательных учреждений профессионального образования Магаданской области составит 163 0 человек, в том числе с высшим профессиональным образованием - 540 человек (имеют риск не быть трудоустроенными ИЗ чел.), со средним профессиональным образованием - 290 человек (58 чел.), с начальным профессиональным образованием - 840 человек (84 чел.).

    Целью мероприятия является организация  при содействии службы занятости  рабочих мест на предприятиях и организациях Магаданской области для приобретения выпускниками профессиональных навыков и умений. Стажировки для молодых специалистов это прекрасная возможность поработать над своим профессиональным багажом в производственных условиях, набраться драгоценного опыта и повысить свою конкурентоспособность на рынке труда.

    На  территории Магаданской области  действует областная целевая  программа "Развитие малого и среднего предпринимательства в Магаданской  области на 2008-2010 годы". В данной программе предусмотрено финансирование в 2010 году следующих мероприятий:

    обеспечение гарантий по кредитам субъектов малого и среднего предпринимательства - 5 млн рублей;

    на  уплату процентов по кредитам банка, привлеченным субъектами малого и среднего предпринимательства, - 3 млн рублей;

    субсидирование  части затрат на уплату стоимости  гарантий, поручительства по кредитам - 0,2 млн рублей;

    субсидирование  части затрат субъектов малого и  среднего предпринимательства на участие  в выставочно-ярмарочной деятельности - 0,525 млн рублей;

    предоставление  субсидий индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам на создание собственного дела - 2 млн рублей;

    развитие  микрокредитования субъектов малого бизнеса - 5 млн рублей.

    В отношении получателей поддержки, зарегистрировавших свое дело, будет обеспечиваться выполнение требований статьи 8 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" в части ведения реестров получателей поддержки.

    Формирование  данных о получателях поддержки на развитие малого и среднего предпринимательства и самозанятости безработных граждан осуществляется на основе сверки реестра малых предприятий - получателей государственной поддержки малого предпринимательства, и регистра получателей государственных услуг в сфере занятости населения, позволяющее исключить двойной счет создаваемых рабочих мест по различным направлениям поддержки малого бизнеса. Сверка будет проводиться на основе Соглашения между налоговыми органами и органами службы занятости.

    Занятость граждан с функциональными нарушениями  остается одной из наиболее острых проблем в социальной сфере. По сравнению  с другими категориями населения  граждане с ограниченными возможностями  менее востребованы на рынке труда, больше подвержены риску увольнения и дискриминации при приеме на работу.

    Процесс трудоустройства данной категории  безработных крайне сложен. Уровень  квалификации инвалидов не соответствует  требованиям, предъявляемым работодателями. Неконкурентоспособность данной категории граждан объясняется недостатком профессионализма и уровня профессиональной подготовки, а также социально-психологическими особенностями инвалидов, нацеленными на получение различных льгот.

    Принимая  во внимание специфичность проблемы, при решении вопросов содействия занятости инвалидов необходим индивидуальный подход к каждому гражданину с учетом его психики, здоровья и показаний к труду. В качестве одной из мер политики занятости населения, направленных на использование потенциала указанных категорий граждан, является субсидирование мероприятий по содействию трудоустройству инвалидов, в том числе возмещение работодателю затрат на приобретение специального оборудованию для оснащения рабочего места.

Информация о работе Мониторинг на рынке труда в кризис