Заключение
Перед нашествием монголо–татар
в Киевской Руси насчитывалось 120
монастырей, из них 99 – в городах,
и лишь 21 – в селах. Эта складывающаяся
система все больше и больше вытесняла
княжеское нищепитательство, становясь
самостоятельным субъектом помощи,
который в полную меру со всеми
противоречиями будет осуществлять
свою деятельность вплоть до становления
государственности в России.
С
принятием христианства была
не только осуществлена административная
и правовая реформа, но и
предприняты попытки социального
реформирования в области помощи
и поддержки. Власть в силу разных причин
– и политических, и военных – отходит
от самостоятельного проведения идей
социального христианского реформирования,
подключая к этой деятельности церковь.
Она не только наделяет ее юридическими
полномочиями, закрепляемыми из поколения
в поколение, но и оказывает ей как нарождающемуся
институту поддержки финансовую помощь.
Власть делегирует и расширяет полномочия
церкви в отношениях с клиентами, которых
со временем становится все больше.
Институт
церкви превращается в носителя
не только новой государственной
идеологии, но и философии помощи, основанной
на христианских канонах милосердия.
В этот период появляется первая официальная
институализированная форма защиты в
виде приходов и монастырей. Они несут
в себе различные функции – от вспомоществования
до лечения, от судебного делопроизводства
до социального и семейного воспитания.
В
итоге в период с XIV по XVIII вв.
происходит смена ориентаций мотивов
помощи и поддержки, изменяются субъекты
поддержки. Ктиторские монастыри сменяются
монастырями – вотчинами. Деятельность
последних начинает приобретать все более
закрытый характер, монастыри несколько
отходят от благотворительности. Государство
постепенно набирает организационную
и законодательную силу, ограничивает
власть Церкви, берет под свой контроль
нуждающихся. Именно в этот период государственная
власть формирует так называемый остаточный
принцип в подходах к социальным проблемам
общества. С утверждением абсолютной монархии
и ориентацией правительства на строительство
системы государственного призрения церковь
в XVIII – XIX вв. утратила ведущую роль в попечительстве
о неимущих, больных, престарелых и других
обездоленных людей. Однако будучи подчиненной
государству и действуя под жестким контролем
его бюрократических органов, церковь
не прекращала оставаться институтом
христианского милосердия и, хотя в ограниченных
рамках, продолжила социальную помощь
нуждавшимся.
Устройство
инвалидов и больных в монастырских
богадельнях и лечебницах, милосердная
поддержка нуждавшихся православными
братствами и церковно-приходскими
попечительствами во второй половине
XIX в., учреждение сиротских приютов, ремесленных
мастерских, приходских школ, бесплатных
столовых, открытие при монастырях госпиталей
и богаделен для увеченных воинов в годы
Первой мировой войны, разносторонняя
социальная помощь семьям военнослужащих,
образование епархиальных общин сестер
милосердия, обслуживающих лазареты и
больницы, - все эти и многие другие человеколюбивые
акты являлись продолжением и развитием
традиций церковной благотворительности.
По удельному весу расходов на больницы
приюты, дешевые общежития, бесплатные
столовые и прочие виды каритативной помощи
православная церковь в России значительно
уступала государственно-общественным
человеколюбивым объединениям, городским,
земским и другим благотворительным общинам.
Сравнительно со своими возможностями
церковь выделяла весьма недостаточные
средства на благотворительную деятельность
и использовала свои капиталы большей
частью для развития церковно-монастырского
хозяйства или накопительства.
По
сравнению с дореволюционной
Россией социальное обеспечение
в советский период поднялось
на качественно новый уровень,
превратившись в единую государственную
систему, которая выступала в нескольких
организационно-правовых формах, обусловленных
спецификой обеспечения отдельных категорий
граждан в связи с особенностями их трудовой
деятельности. В стране было введено полное
социальное обеспечение трудящихся при
всех видах потери трудоспособности, при
безработице, наступлении старости или
инвалидности и других предусмотренных
законом случаях. Вместе с тем огосударствление
социального обеспечения сопровождалось
неоправданной ликвидацией давно возникших
и приносивших большую пользу благотворительных
обществ «старой» России. В результате
общественное призрение свелось к социальному
обеспечению, были утрачены многие виды
социальной поддержки оказавшихся в тяжелом
положении людей, возникшие на почве благотворительности
и меценатства еще в дореволюционной России.
Под давлением господствовавшей идеологической
доктрины и прямыми организационными
мерами официальных властей был полностью
ликвидирован институт монастырской и
церковно-приходской благотворительности.
Список используемой
литературы
- Кузьмин К.В., Сутырин Б.А. История социальной работы за рубежом и в России (с древности до начала XX века). – М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2002. – 480с.
- Мельников В.П., Холостова Е.И. история социальной работы в России: Учебное пособие. – М.: Издательско-книготорговый центр «Маркетинг», 2001. – 344с.
- Фирсов М.В. История социальной работы в России: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 256 с.
- http://bse.sci-lib.com/article077762.html