Монастырская система помощи

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 23:07, контрольная работа

Описание работы

Основными объектами помощи становятся больные, нищие, вдовы, сироты. Появляются документы, регулирующие отношения в области поддержки и помощи различных категорий населения России. К числу древнейших источников права относятся церковные уставы князей Владимира и Ярослава, содержащие нормы брачно-семейных отношений. Возникают и новые субъекты помощи: князь, церковь, приходы, монастыри. Обозначились основные направления помощи и поддержки: княжеская, церковно-монастырская, приходская благотворительность, милостыня.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………….2
1. Церковно – монастырская система благотворительности…………………4
2. Развитие монастырской системы помощи и поддержки
нуждающихся………………………………………………………………..7
3. Милосердная деятельность церкви в годы становления
системы государственного призрения……………………………………..11
4. Активизация церковной благотворительности
Во второй половине XIX – начале XX в. ………………………………….13
Заключение………………………………………………………………………17
Список используемой литературы……………………………………………..20

Работа содержит 1 файл

монастырская система помощи контрольная по истории соцработ.docx

— 44.40 Кб (Скачать)

 

 

Заключение

Перед нашествием монголо–татар  в Киевской Руси  насчитывалось 120 монастырей, из них 99 – в городах, и лишь 21 – в селах. Эта складывающаяся система все больше и больше вытесняла  княжеское нищепитательство, становясь  самостоятельным субъектом помощи, который в полную меру со всеми  противоречиями будет осуществлять свою деятельность вплоть до становления  государственности в России.

        С  принятием христианства  была  не только осуществлена административная  и правовая реформа, но и  предприняты попытки социального  реформирования в области помощи  и поддержки. Власть в силу разных причин – и политических, и военных – отходит от самостоятельного проведения идей социального христианского реформирования, подключая к этой деятельности церковь. Она не только наделяет ее юридическими полномочиями, закрепляемыми из поколения в поколение, но и оказывает ей как нарождающемуся институту поддержки финансовую помощь. Власть делегирует и расширяет полномочия церкви в отношениях с клиентами, которых со временем становится все больше.

        Институт  церкви превращается в носителя  не только новой государственной идеологии, но и философии помощи, основанной на христианских канонах милосердия. В этот период появляется первая официальная институализированная форма защиты в виде приходов и монастырей. Они несут в себе различные функции – от вспомоществования до лечения, от судебного делопроизводства до социального и семейного воспитания.

        В  итоге в период с XIV по XVIII вв. происходит смена ориентаций мотивов помощи и поддержки, изменяются субъекты поддержки. Ктиторские монастыри сменяются монастырями – вотчинами. Деятельность последних начинает приобретать все более закрытый характер, монастыри несколько отходят от благотворительности. Государство постепенно набирает организационную и законодательную силу, ограничивает власть Церкви, берет под свой контроль нуждающихся. Именно в этот период государственная власть формирует так называемый остаточный принцип в подходах к социальным проблемам общества. С утверждением абсолютной монархии и ориентацией правительства на строительство системы государственного призрения церковь в XVIII – XIX вв. утратила ведущую роль в попечительстве о неимущих, больных, престарелых и других обездоленных людей. Однако будучи подчиненной государству и действуя под жестким контролем его бюрократических органов, церковь не прекращала оставаться институтом христианского милосердия и, хотя в ограниченных рамках, продолжила социальную помощь нуждавшимся.

        Устройство  инвалидов и больных в монастырских  богадельнях и лечебницах, милосердная  поддержка нуждавшихся православными  братствами  и церковно-приходскими  попечительствами  во второй половине  XIX в., учреждение сиротских приютов, ремесленных мастерских, приходских школ, бесплатных столовых, открытие при монастырях госпиталей и богаделен для увеченных воинов в годы Первой мировой войны, разносторонняя социальная помощь семьям военнослужащих, образование епархиальных общин сестер милосердия, обслуживающих лазареты и больницы, - все эти и многие другие человеколюбивые акты являлись продолжением и развитием традиций церковной благотворительности. По удельному весу расходов на больницы приюты, дешевые общежития, бесплатные столовые и прочие виды каритативной помощи православная церковь в России значительно уступала государственно-общественным человеколюбивым объединениям, городским, земским и другим благотворительным общинам. Сравнительно со своими возможностями церковь выделяла весьма недостаточные средства на благотворительную деятельность и использовала свои капиталы большей частью для развития церковно-монастырского хозяйства или накопительства.

        По  сравнению с дореволюционной  Россией социальное обеспечение  в советский период поднялось  на качественно новый уровень,  превратившись в единую государственную систему, которая выступала в нескольких организационно-правовых формах, обусловленных спецификой обеспечения отдельных категорий граждан в связи с особенностями их трудовой деятельности. В стране было введено полное социальное обеспечение трудящихся при всех видах потери трудоспособности, при безработице, наступлении старости или инвалидности и других предусмотренных законом случаях. Вместе с тем огосударствление социального обеспечения сопровождалось неоправданной ликвидацией давно возникших  и приносивших большую пользу благотворительных обществ «старой» России. В результате общественное призрение свелось к социальному обеспечению, были утрачены многие виды социальной поддержки оказавшихся в тяжелом положении людей, возникшие на почве благотворительности и меценатства еще в дореволюционной России. Под давлением господствовавшей идеологической доктрины и прямыми организационными мерами официальных властей был полностью ликвидирован институт монастырской и церковно-приходской благотворительности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

 

  1. Кузьмин К.В., Сутырин Б.А. История социальной работы за рубежом и в России (с древности до начала XX века). – М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2002. – 480с.

 

  1. Мельников В.П., Холостова Е.И. история социальной работы в России: Учебное пособие. – М.: Издательско-книготорговый центр «Маркетинг», 2001. – 344с.

 

  1. Фирсов М.В. История социальной работы в России: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 256 с.

 

  1. http://bse.sci-lib.com/article077762.html

 


Информация о работе Монастырская система помощи