Монастырская система помощи

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 23:07, контрольная работа

Описание работы

Основными объектами помощи становятся больные, нищие, вдовы, сироты. Появляются документы, регулирующие отношения в области поддержки и помощи различных категорий населения России. К числу древнейших источников права относятся церковные уставы князей Владимира и Ярослава, содержащие нормы брачно-семейных отношений. Возникают и новые субъекты помощи: князь, церковь, приходы, монастыри. Обозначились основные направления помощи и поддержки: княжеская, церковно-монастырская, приходская благотворительность, милостыня.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………….2
1. Церковно – монастырская система благотворительности…………………4
2. Развитие монастырской системы помощи и поддержки
нуждающихся………………………………………………………………..7
3. Милосердная деятельность церкви в годы становления
системы государственного призрения……………………………………..11
4. Активизация церковной благотворительности
Во второй половине XIX – начале XX в. ………………………………….13
Заключение………………………………………………………………………17
Список используемой литературы……………………………………………..20

Работа содержит 1 файл

монастырская система помощи контрольная по истории соцработ.docx

— 44.40 Кб (Скачать)

        Особенность формирования монастырей – вотчин на Севере связана с укрупнением разрозненных на погостах монастырей. Погост на Севере представлял «из себя пространство земли, где находился храм с прилегающим к нему кладбищем» на этих погостах стояли кельи, где поселялись монахи и монахини. Каждый из них имел свое хозяйство, а общими были храм и игумен, начальствовавший над ними. Однако после постановления Собора 1503 г. об отделении мужских и женских монастырей, происходит их дальнейшее реформирование. Монастыри переходят на общинное общежительство: монахи уже не имеют личной собственности, все принадлежит только монастырю.

        Значительных  успехов добивается митрополит  Макарий, проводивший в жизнь  монастырскую реформу. Так, к  1528 г. отошли от ктиторских принципов жизнедеятельности 16 монастырей (Анониев, Деревеницкий, Благовещенский, Оркат (Аркадьевский) и др.).

        Такой  рост монастырей зависел прежде  всего от прогрессивных для  того времени методов управления  хозяйством (покупка земель, вклады  князей и частных лиц, льготные  условия хозяйствования для крестьян), т.е. развитие монастырей –  вотчин на Севере осуществляется практически по той же логике и по той же схеме, что и в Центральной России.

        Князья  предоставляли право монастырю  отрезать земли кроме своих  для крестьян из других вотчин. Селившимся на монастырские земли давалась свобода от податей на 10 и 20 лет, также свобода от суда княжеской волостей, с подчинением игуменскому суду во всех делах, «опричь душегубства».

        Помимо  льгот для находившихся под  патронажем монастыря имелись  и четкие гарантии защиты от  произвола посадника и тысяцкого,  которые довольно часто нарушали  установленные объемы пошлин  и налогов. Словом, льготные налоги  для крестьян, умелое хозяйствование, всевозможные пожертвования делают  монастыри – вотчины крупнейшими  собственниками (так, Кириллов монастырь владел землями от Белого моря до Москвы).

     

  Разумеется, на этом  призрение не заканчивалось. Монастыри  – вотчины предоставляли посадскому  человеку или крестьянину прибежище  «на старости лет под монашеской  рясой или в качестве бельца, живущего в тиши монастырской  ограды», играя роль своеобразных  страховых учреждений не только  по случаю смерти, но и по  старости. Внесение вклада было  обязательным условием, чтобы   «иметь страховой полис». Со временем  желающим попасть за монастырские  стены предлагалось вносить все большие и большие суммы, т.е. монастыри  становятся своеобразной системой «закрытого призрения».

3.Милосердная деятельность церкви в годы становления системы государственного призрения

        В конце XVII – начале XVIII в. из 967 монастырей в России 544 имели земельные вотчины и крестьян. Церковно-монастырские хозяйства в 1700 г. имели 150 тыс. дворов крепостных крестьян (16% от всех крепостных крестьян России). Располагая таким экономическим могуществом, церковь до петровских реформ имела возможность занимать ведущие позиции в деле социального презрения неимущих, больных и других нуждавшихся.

         С утверждением абсолютной монархии  в России в развитии благотворительной  деятельности православной церкви  начался новый этап. Указом Петра  I от 30 декабря 1701 г. правительство приступило к проведению реформы управления церковью, которая была направлена на ее полное подчинение государству. Как сторонник создания государственной системы социального призрения, он последовательно принимал меры по повышению роли государства в этой сфере общественной жизни, стремился поставить под его контроль учреждения всех видов благотворительности.  По отношению к церкви одним из первых мероприятий на этом пути стало восстановление Указом 1701 г. Монастырского приказа по управлению всеми церковными и монастырскими имуществами. Указами 1721 – 1724 гг. был окончательно установлен порядок государственного управления церковью. Вместо Патриарха во главе церкви ставился «Святейший Правительствующий Синод» или Духовная коллегия. Руководство сферой социального призрения был поручено центральной и местной государственной администрации, Сенату, Синоду, Камер-Конторе, губернаторам и воеводам. Принимая меры по созданию государственной системы социального призрения, Петр I превратил часть монастырей в богадельни, и они стали составным звеном сети «закрытых» благотворительных заведений. Другие монастыри были обязаны принимать по распоряжению Сената и Синода на содержание определенное количество больных, престарелых и других нуждающихся. Петровский указ от 8 июня 1701 г. предписывал размещать в церковных богадельнях «нищих, больных и престарелых».

        В  связи с длительной Северной  войной (1700 – 1721 гг.) монастыри особенно  активно использовались для призрения  отставных раненых и больных  офицеров и солдат. Своим именным  указом от 31 января 1724 г. Петр I повелел «солдат отставных, которые трудиться не могут…расписать по монастырям, по доходам».

        Петровское  правительство обращалось к помощи  церкви, когда нуждалось в средствах  на содержание  госпиталей. Так,  по указу Сената от5 июля 1714 г. в церквях был вдвое увеличен венечный сбор, что объяснялось необходимостью улучшать финансирование лазаретов, лечение и питание раненных воинов.

        В  условиях государственно-бюрократического  управления церковью многие давние  благотворительные традиции регламентировались, добровольные милосердные деяния  превращались в обязанность. В  частности, 29 июля 1723 г. Синод своим  официальным распоряжением включил  в число обязанностей церковных  приходов материальное содержание  бедных прихожан. Церковным старостам  предписывалось собирать благотворительные  пожертвования верующих, продавать  восковые  свечи и использовать эти средства для призрения неимущих членов прихода.

        В послепетровский период еще в течение 40 лет церковь участвовала в социальном призрении в соответствии с законами великого реформатора. Монастыри продолжали служить приютом для увечных, больных и престарелых военнослужащих. Эта повинность была подтверждена указами Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны. Правительство Елизаветы Петровны пыталось  путем «строгого повеления» заставить монастыри выполнять  повинность призрения «служилых людей». В указе от 18 января 1757 г. Елизавета потребовала «отсылаемых от военной коллегии и от команд к монастырям отставных офицеров и прочих чинов в те монастыри принимать, и жалованием, и призрением, и покоем содержать по заслуге их в надлежащем порядке и удовлетворении,… не чиня ни малейшего в содержании их оскорбления, под опасением ее Императорского Величества тяжкого гнева и штрафа». В конце 50-х гг. XVIII в. в монастырях призревалось 1358 отставных офицеров и солдат, на содержание которых расходовалось 112,5 тыс. руб. и 29, 6 тыс. пудов хлеба в год.  Вскоре после воцарения Екатерины II правительство осуществило секуляризацию церковных земель, т.е. передачу монастырских и церковных имений в государственное управление. Они были переданы в ведение Коллегии экономии. Подобная мера значительно ослабила экономическую силу монастырей. Учитывая эти и другие обстоятельства, Екатерина II с 1764 г. прекратила использование монастырей как государственных заведений социального призрения.

        В  то же время екатерининское  правительство продолжало линию  Петра I на преимущественное развитие государственного призрения. Во второй половине XVIII в. еще более усилился контроль за церковной благотворительностью. Апогей бюрократизации государственной жизни в царствование Николая I, гипертрофированный централизм управления, подавление всяких ростков общественной самодеятельности – все это не могло сопровождаться все большим падением роли монастырей и церквей в области благотворительности. Практически до 60-х гг. XIX в. церковно-монастырская отрасль призрения находилась в состоянии кризиса.

 

  1. Активизация церковной благотворительности во второй половине XIX – начале XX в.

Либеральные реформы 60 – 70-х  гг., сделавшие первый шаг на пути создания в России правового государства, создали более благоприятные условия для благотворительной деятельности монастырей и церквей. Во второй половине XIX в. церковь получила возможность развивать давнюю традицию призрения нуждавшихся в монастырских и церковно-приходских богадельнях, странноприимных домах, лечебницах и других заведениях.

        В  70 – 90-е гг. XIXв. в России действовало около 1000 монастырей. К этому времени они укрепили свое экономическое положение, ослабленное секуляризацией их земель екатерининским правительством. В царствование Александра I и Николая I каждый монастырь получил от государства земельный надел. Им было разрешено приобретать недвижимое имущество. В результате монастырское землевладение и их денежные капиталы вновь стали непрерывно расти.

        В  условиях подчинения церкви государству  монастырская благотворительность  регламентировалась официальными  властями. По распоряжению правительства  в 70-е гг. XIX в. создание при обители благотворительных и воспитательных заведений стало обязанностью каждого вновь открываемого монастыря. В своем указе от 6 апреля 1856 г. обер-прокурор Синода граф Л.А. Толстой потребовал от учредителей монастырей обеспечить соединение «с удобствами монашеской жизни цель благотворительную или воспитательную». На основании данного установочно-распорядительного документа в 1866 -1869 гг. духовенство учредило 10 монастырей, при которых были созданы богадельни, приюты и другие благотворительные заведения. После решения Синода в 1808 г. об изъятии из церквей остатков сумм, предназначавшихся на общественное призрение, приходские богадельни и другие благотворительные заведения стали закрываться. Примерно к середине XIX в. деятельность прихода в основном сводилась к исполнению церковных треб и поддержанию здания храма.

        Возрождение  церковно-приходской благотворительности  во многом связано с «Положением  о приходских попечительствах  при православных церквах», утвержденном 2 августа 1864 г. оно находилось  в русле «либеральной оттепели» 60-х гг. и способствовало медленному возрождению приходской социально-каритативной деятельности. Целую отрасль попечительской деятельности церкви, составило создание и развитие сети церковно-приходских школ. Уже вскоре после своего организационного оформления по закону 1864 г. многие Советы при православных церквях стали открывать церковно-приходские школы.

         После выхода в свет правительственных  «Правил о церковноприходских  школах» (1884 г.) церковь была еще  более  тесно привязана в  духе официальной идеологии, строившейся  на принципах «православия, самодержавия  и народности». Православная церковь,  ее монастыри и церковные приходы  оставили о себе добрую память инициативной и творческой  социально-благотворительной работой в тяжелейшие годы  Первой мировой войны. Уже осенью 1914 г. Советы церковно-приходских попечительств начали кампанию по оказанию помощи семьям, из которых мужчины призывного возраста были мобилизованы на войну. Во время осенних полевых работ  1915 г. церковно – приходские попечительства открыли в помощь семьям с малолетними детьми сотни детских яслей, организовали на началах самопомощи коллективную запашку и уборку полей «солдаток», создавали приюты для призрения сирот или определяли их в ремесленные училища.  Создание в Петербурге подвижницами христианского человеколюбия Свято-Троицкой женской общины (1844 г.) и Крестовоздвиженской женской общины (1854 г.), которые готовили сестер милосердия для оказания помощи раненным воинам  в госпиталях и на поле боя, положило  начало  движению сестринского милосердия. Общины сестер милосердия представляли собой своего рода женские монастыри в миру, их жизнь и трудовая деятельность определялись близким к монастырскому Уставом. Они брали обязательство посвятить себя служению страждущим, неукоснительно следовать нормам нравственности, вести аскетический образ жизни. В течение ряда лет члены общины получали медицинскую подготовку, позволявшую профессионально выполнять работу сестры милосердия. Это движение получило довольно широкое распространение. К 1914 г. в России было официально зарегистрировано свыше 100 общин сестер милосердия, действовавших под эгидой православных епархий.

        К  1917 г. в  России насчитывалось  1025 православных монастырей, в которых  было около 100 тыс. монахов,  монахинь и «послушников». Монастыри  в 1910 г. владели 739 тыс. десятин  земли в 50 губерниях Европейской  России, они получали значительный  денежный доход. Монастыри враждебно  встретили Октябрьскую революцию  1917 г., в годы гражданской войны  1918 – 1920 гг. служили оплотом контрреволюции. Декретом Советского правительства  от 20 января (2 февраля) 1918 г. церковь  была отделена от государства,  а имущество монастырей объявлено  народным достоянием. Земли монастырей  были розданы крестьянам, многие  здания монастырей отведены под  школы, больницы, клубы и музеи. В СССР имеется несколько православных монастырей с небольшим числом монахов. Монастыри являются чисто религиозными организациями. Снижение религиозных объединений Русской православной церкви происходило вплоть до 1987 года. К 1987 г. на территории СССР осталось всего лишь 18 монастырей. И лишь проведение ряда демократических реформ в 1985 – 1993 гг. в стране не только остановили дальнейшее уничтожение монастырей и других духовных учреждений, но и начали возрождение. Уже в октябре 1991 года в 93 епархиях Русской православной церкви насчитывалось: 12000 приходов, 117 монастырей, 2 духовные академии, 7 духовных семинарий, 12 духовных училищ и 4 регентские школы. На современном этапе развития Российского государства, с учетом демократического общества, далеко не означает, что Русская православная церковь должна теперь стремиться догнать и перегнать это количество. Строить монастыри и создавать духовные религиозные заведения нужно в зависимости от потребностей не только церкви, а в целом всей России.

Информация о работе Монастырская система помощи