Монастырская система помощи

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 23:07, контрольная работа

Описание работы

Основными объектами помощи становятся больные, нищие, вдовы, сироты. Появляются документы, регулирующие отношения в области поддержки и помощи различных категорий населения России. К числу древнейших источников права относятся церковные уставы князей Владимира и Ярослава, содержащие нормы брачно-семейных отношений. Возникают и новые субъекты помощи: князь, церковь, приходы, монастыри. Обозначились основные направления помощи и поддержки: княжеская, церковно-монастырская, приходская благотворительность, милостыня.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………….2
1. Церковно – монастырская система благотворительности…………………4
2. Развитие монастырской системы помощи и поддержки
нуждающихся………………………………………………………………..7
3. Милосердная деятельность церкви в годы становления
системы государственного призрения……………………………………..11
4. Активизация церковной благотворительности
Во второй половине XIX – начале XX в. ………………………………….13
Заключение………………………………………………………………………17
Список используемой литературы……………………………………………..20

Работа содержит 1 файл

монастырская система помощи контрольная по истории соцработ.docx

— 44.40 Кб (Скачать)

Введение ………………………………………………………………………….2

  1. Церковно – монастырская система благотворительности…………………4
  2. Развитие монастырской системы помощи и поддержки

нуждающихся………………………………………………………………..7

  1. Милосердная деятельность церкви в годы становления

системы государственного призрения……………………………………..11

  1. Активизация церковной благотворительности

Во второй половине XIX – начале XX в. ………………………………….13

 

Заключение………………………………………………………………………17

 

Список используемой литературы……………………………………………..20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

       К началу  IX в. у восточных славян завершилось разложение первобытнообщинного строя, разрушились родоплеменные связи. На смену родоплеменным отношениям пришли территориальные, политические и военные, возникли племенные союзы. Создаются условия для появления государства, объединяющего все племена и союзы племён. В качестве правящей социальной группы, «органов власти» во главе союзов ставились князь и княжая дружина. Данный период характеризуется возвышением княжеской власти, влияниям его дружины на общественную жизнь.

       Развитие  феодальных отношений, интересы  единства страны потребовали  реформирования языческих представлений  Древней Руси, принятия общей  религии. В 988 г. христианство в православном варианте признается официальной государственной религией. С принятием христианства появилась и особая организация – церковь.

       Христианизация  славянского мира оказала решающее  влияние на все сферы жизни  общества, на трансформацию общественных  отношений, что не могло не  отразиться на характере, формах  помощи и поддержки человека. Создавшаяся культурно – историческая  ситуация потребовала иных принципов  интеграции  и иных форм поддержки  и защиты. Именно с этого времени  начинается формироваться христианская  концепция помощи, в основе которой  лежит философия деятельной любви  к ближнему. «Возлюби ближнего  твоего, как самого себя». Любовь и деятельность – неразрывное единство – понимаются не в своей самодостаточности, а только во взаимной связи. В этом смысловом единстве понимается и сущность таких понятий, как «призрение», «милование».

        Основными  объектами помощи становятся  больные, нищие, вдовы, сироты. Появляются документы, регулирующие  отношения в области поддержки  и помощи различных категорий   населения России. К числу древнейших  источников права относятся церковные  уставы князей Владимира и  Ярослава, содержащие нормы брачно-семейных  отношений. Возникают и новые субъекты помощи: князь, церковь, приходы, монастыри. Обозначились основные направления помощи и поддержки: княжеская, церковно-монастырская, приходская благотворительность, милостыня.

        Таким  образом, складывающаяся система  помощи и поддержки в этот  период испытывает на себе  влияние таких факторов, как принятие  христианства, изменение геополитического  пространства славянских племен, разрушение родового общества, изменение  положений в княжьем праве,  оформление новой общественной  стратификации, создание и укрепление  таких институтов, как церковь,  монастырь, приход и др.

 

1.Церковно-монастырская  система благотворительности

        Складывающаяся  система церковно-монастырской помощи  находилась под влиянием факторов, вытекающих из отношений, формирующихся  между церковью и оформляющимся  государством.

        Следует иметь в виду, что православие только призывается на Русь. Оно не имеет ни своих институтов, ни системы финансирования, ни священников. Все это берется под патерналистский контроль государства, т.е. происходит идентификация власти и церкви, складывается такой тип отношений, который привносится из Византийского православия.

Великий князь киевский Владимир Креститель уставом 996г. вменил в обязанность  духовенству заниматься общественным призрением, определив десятину на содержание монастырей, богоделен и больниц. Финансовая поддержка церкви осуществлялась за счет отчислений (ей принадлежит десятая часть). Отличие десятины, которую выделял церкви Владимир I, заключалось в том, что «она не стала общей податью, а шла только с княжих доходов».

        Государство  в лице княжеской власти берет  на себя строительство монастырей  и храмов, оно же на первых  порах готовит кандидатов в  священники. Власть определяет клиентов, т.е. тех лиц, которым, по  ее мнению, необходима помощь. Различные списки Устава князя Владимира по-разному определяют их типологию. Характерно то, что признается необходимость судить их по законам «греческого номоканона», на что ни князья, ни бояре суда не имеют. В Археографическом изводе клиентами являются: люди церкви (игумен, чернец, черница и т.д.), «вдовица, калика, стороникъ, зад(у)шныи ч(е)л(ове)къ, прикладникъ, хромець, слепець…». Можно наблюдать, что постепенно происходит расширение клиентелы, попадающей под судебный патронат церкви «холопы, откупившиеся от холопства, закупы, смерды-общинники» и др.

        В  Синодальном изводе Устава князя  Владимира под церковный контроль  попадают: «больнице, гостинници, странноприимници».

        Одни  типы учреждений – странноприимницы – строила церковь, а другие – больницы – жертвователи, благотворители на свои средства: русские князья, либо церковные деятели (например, Ефрем Переяславский в 1091 г. построил больницу, а годом раньше народную каменную баню).

        К  одним из ранних документов, регламентирующих  деятельность монастырей, можно  отнести устав купеческой организации  князя Всеволода Мстиславича.  Мир выбирал и финансировал  церковный клир, чтобы он служил  «филантропическим целям» на  случай старости, болезней, инвалидности. В уставе закреплялось право  отдельных категорий нуждающихся  на призрение в старости. Таким  образом, патерналистская политика власти по отношении к церкви давала возможность последней оформляться в самостоятельный институт помощи и поддержки.

        Первоначально  христианство в России не являлось идеологией и мировоззрением большинства, ему был присущ изотеризм, что нашло свое отражение в жизни монастырей. Монастыри существовали поначалу как закрытые сообщества. Они не стремились к «общению» с народом, так как монашество являлось подвижничеством, отречением от мирских соблазнов. Однако эта замкнутость, отрешенность, аскетизм становятся притягательным и для языческого сознания. Монастыри воспринимаются как некое таинство, приносящее чудесное исцеление, где «пророчествуют», «умножают мед и хлебы».

        Имея  более высокую культуру жизнедеятельности,  монастыри представляли собой  многофункциональную систему самоподдержки, где образовался особый тип самопомощи человеку, связанный с основными важнейшими сферами его жизни: общением, обучением, совместным проживанием в общности, лечением, ведением хозяйства. Поэтому те функции монастырской жизни, которые для монахов были традиционными, воспринимаются населением Древней Руси как откровение.

        Получив  поддержку со стороны княжеской  власти, окрепнув экономически, монастыри  становятся центрами благотворительной,  социальной деятельности. Они выполняют  четыре основные  функции: лечение, обеспечение неимущих (в виде оказания единовременной помощи натуральными продуктами – милостыни), обучение, контроль. Сообразно этим функциям при монастырях существуют соответствующие формы поддержки. В этом отношении монастыри не «специализируются» в каком-то одном виде помощи, как это присуще западной церкви, а выступают в своей многофункциональности.

        Однако  постепенно начинает оформляться ктиторская монастырская система. Ее особенность заключалась в том, что постригающийся в монашеский сан обязан приносить дар монастырю, что позволяло вести стабильную и «сытую» жизнь в его стенах. Так складывается «пансионная» система поддержки. Дар приносился, как правило, в виде земельных угодий, которые жертвовал новообращенный. Довольно показательны в этом плане духовные новгородские грамоты XII – XIII вв. К примеру, Антоний Римлянин отдает Антониеву монастырю земли у реки Волхов: «А се поручаю богу и святи богородици и крестьяном, и даю в свободу, и се поручаю место се на игуменство». Обычно принявшие постриг часть имущества оставляли жене на тот случай, если она также захочет принять монашеский сан. Таким образом, система помощи через монастыри устанавливает определенные барьеры, где нуждающиеся – вдовы, сироты, бездомные – должны быть субъектами обязательного призрения, но поддержку в той или иной литургической форме получают те, кто имеет средства.

2.Развитие монастырской системы помощи и поддержки нуждающихся

        Парадигма помощи и поддержки в XIV – первой половине XVII в. существенно изменяется. Для этого времени характерны три формы поддержки и защиты нуждающихся: монастырская система помощи, государственная система защиты (она вырастает из традиций княжеского нищепитательства и нищелюбия, как определенных форм княжьего права) и первые светские проявления благотворительности.

        Монастырская  система помощи представляет два основных этапа развития монастырей. Первый – объединение земель вокруг монастырей в центральной части Руси (XIV – XVI вв.), второй – колонизация Севера XVI – XVII вв.).

        Объединение  земель вокруг монастырей происходит  со второй половины XIV в., когда меняется характер монастырского управления, начинается переориентация жизнедеятельности монастырей, которые ставят перед собой, прежде всего, решение хозяйственных задач, превращая эти обители в феодальную вотчину. Во главе нового монастырского реформирования стояли Сергий Радонежский и митрополит Алексий.

        На  смену ктиторским монастырям, основанным  князьями и епископами, приходят  монастыри – вотчины. Ктиторские  монастыри развивались на протяжении  более двухсот лет. Они заложили  основу «пансионной» системы  поддержки не только для мужчин, но и для женщин. Институт вдов  за это время получает юридическое  признание и «учреждение» (что  позволяло вдовам жить в достатке  на протяжении целого ряда  лет). Более того, многие русские  княгини (или их мужья) специально  строили монастыри для проведения  оставшегося срока жизни в  его стенах. Постриги стали неотъемлемой  частью женского жизненного сценария.

        Так,  кн. Василиса, в монашестве Феодора,  скончалась в 1378 г. в своем  «монастыре у св. Зачатья, иже  сама создала при князи своем».

        Конечно  же, ритуал пострига, кроме своей  литургической основы, имел еще  и хозяйственную, связанную с  редистрибуционными принципами  мирской жизнедеятельности. За  получение дара в виде личностной  свободы, не связанной с вдовьей  судьбой, требовался отдар. В  XVI в.  он не ограничивался только милостыней для нищих. Возможно, отдар приобрел форму обряда или даже системы законодательных соглашений.

        Характерным  является тот факт, что средства  от имения идут не только  церкви, но и в казну, и в  монастырскую обитель путь открыт  для женщин всех сословий. Участь  же слуг и «рабов» менее  завидная, так как они, если  не находили себе нового хозяина,  пополняли ряды нищей братии.

        Ктиторские  монастыри еще существуют в  этот период, но они находятся  обычно в средневековом городе, а монастыри-вотчины развиваются  за его приделами. Их более интенсивное развитие связано с тем, что на первых порах они являются более открытыми помогающими системами для всех желающих и у них более выгодная система инвестиций для мирских людей. Прежде всего это достигалось за счет того, что монастыри – вотчины скупали земли, а значит,  становились крупными земельными собственниками, т.е. «уже с XIV в. купля была основным средством скопления кафедрою земель. Покупались не только села и деревни, но и города». Тем самым как субъекты помощи и поддержки монастыри приобретали функции сильных, «могутных», т.е. те функции, которыми раньше обладали только князья. Именно эти функции защиты и поддержки закрепляются в народном сознании (например, поединщиками на Куликовом поле выступили два монаха – Пересвет и Ослабя). Привлекательность монастырской защиты и поддержки для работного люда состояла еще и в том, что они имели более выгодные условия жизнедеятельности, находясь в составе монастырской вотчины. Крестьяне шли к монастырям, ибо они освобождались от пошлин и податей, от юрисдикции местных властей, от проезжающих через села княжеских чиновников, которым необходимо было давать подводы, лошадей и корма, проводников и т.д. Крестьяне находили в монастыре тихое пристанище, «надежную защиту от политических и административных преследований и угнетений, - безопасное убежище от различных неудач и бедствий, скорбей и лишений, не разлучных с жизнью почти каждого человека». Приход работного люда делает монастыри сильными и изобильными. Их богатство приумножали и частные вклады. Они различны – от церковной утвари и предметов культа до земельных. Вклады жертвовались с разными условиями: поминание вкладчиков после смерти, кормление от их имени нищих и т.д. Но  существовали и особые земельные вклады, позволявшие вкладчику при жизни льготное проживание на территории монастыря (не принимать монашеского сана, не вести аскетический образ жизни). Такой проживающий имел статус бельца. Постепенно монастырско-вотчинская идеология привносит новые элементы призрения в стены монастыря: пожертвование некоторого дара в виде натуральных продуктов, собственности, денежных взносов. В этот период появляется некоторый вид «складчины», коллективной финансовой помощи нуждающемуся – на монастырь. Аналогичные тенденции в деле помощи и поддержки наблюдаются в XVI в., когда происходит колонизация Севера монастырями – вотчинами.

Информация о работе Монастырская система помощи