Молодёжная субкультура

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 16:23, доклад

Описание работы

Под культурой понимаются убеждения, ценности и выразительные средства, которые являются общими для определённой группы людей и служат для упорядочения опыта и регулирования поведения членов этой группы. Воспроизводство и передача культуры последующим поколениям лежат в основе процесса социализации-усвоения ценностей, верований, норм, правил и идеалов предшествующих поколений.

Работа содержит 1 файл

реферат социодогия.docx

— 53.29 Кб (Скачать)

Молодёжная  субкультура. 

Под культурой понимаются убеждения, ценности и выразительные средства, которые являются общими для определённой группы людей и служат для упорядочения опыта и регулирования поведения членов этой группы. Воспроизводство и передача культуры последующим поколениям лежат в основе процесса социализации-усвоения ценностей, верований, норм, правил и идеалов предшествующих поколений.

В 1950 году американский социолог Дэвид Райзмен в своих исследованиях вывел понятие субкультуры как группы людей, преднамеренно избирающих стиль и ценности, предпочитаемые меньшинством. Более тщательный анализ явления и понятия субкультуры провел Дик Хэбдидж в своей книге «Субкультура: значение стиля». По его мнению, субкультуры привлекают людей со схожими вкусами, которых не удовлетворяют общепринятые стандарты и ценности. 

Система норм и ценностей, отличающих группу от большинства обществ, называется субкультурой. Она формируется под влиянием таких факторов, как возраст, этническое происхождение, религия, социальная группа или местожительство. Может отличаться от доминирующей культуры языком, манерой поведения, одеждой и т. д.

Основой могут быть стиль музыки, образ жизни, определённые политические взгляды.

Ценности субкультуры  не означают отказа от национальной культуры, принятой большинством, они обнаруживают лишь некоторые отклонения от нее. Однако большинство, как правило, относится  к субкультуре с неодобрением или недоверием.

Под молодежной субкультурой понимается культура определенного молодого поколения, обладающего общностью стиля жизни, поведения, групповых норм, ценностей и стереотипов.

Субкультура молодёжи формируется под непосредственным воздействием культуры «взрослых» и  обусловлена ею даже в своих контркультурных  проявлениях. Формальная молодёжная культура (по определению) базируется на ценностях  массовой культуры, целях государственной  социальной политики и официальной  идеологии. Рассмотрим специфические  черты молодёжной субкультуры.

Специфические черты молодёжной субкультуры

1. Преимущественно  развлекательно-рекреативная направленность

Наряду с коммуникативной (общение с друзьями) досуг выполняет  в основном рекреативную функцию (около  одной трети старшеклассников отмечают, что их любимое занятие на досуге - «ничегонеделание»), в то время  как познавательная, креативная и  эвристическая функции не реализуются  вовсе или реализуются недостаточно. Рекреативные досуговые ориентации подкрепляются основным содержанием  теле- и радиовещания, распространяющим ценности преимущественно массовой культуры. 

2. «Вестернизация» (американизация) культурных потребностей и интересов

Ценности национальной культуры, как классической, так  и народной, вытесняются одноликими образцами массовой культуры, ориентированными на внедрение ценностей "американского  образа жизни" в его примитивном  и облегченном варианте. Любимыми героями, и в определенной степени  образцами для подражания становятся героини так называемых "мыльных  опер" (для девушек) и герои  видеотриллеров (для юношей). Индивидуальное поведения молодых людей проявляются в таких чертах социального поведения, как материализм, жестокость, стремление к материальному благополучию в ущерб профессиональной самореализации. Эти тенденция присутствует в культурной самореализации учащейся молодежи, что обусловлено потоком преобладающей культурной информации (ценности массовой культуры), способствующей поверхностному закреплению ее в сознании. 

Однако вестернизация культурных интересов имеет и более широкую сферу приложения: художественные образы возводятся на уровень группового и индивидуального поведения молодых людей и проявляются в таких чертах социального поведения, как прагматизм, жестокость, неумеренное стремление к материальному благополучию. Эти тенденции присутствуют и в культурной самореализации молодёжи: наблюдается безрассудное презрение таких "устаревших" ценностей как вежливость, кротость и уважение к окружающим в угоду моде. Совсем не безобидной в этом плане является и вездесущая реклама. 

3. Приоритет потребительских ориентации над креативными

Потребительство проявляется как в социокультурном, так и в эвристических аспектах. Еще более эта тенденция присутствует в культурной самореализации учащейся молодежи, что косвенно обусловлено и самим потоком преобладающей культурной информации (ценности массовой культуры), способствующей фоновому восприятию и поверхностному закреплению ее в сознании. Творческая самореализация, как правило, выступает в маргинальных формах. 

4. Слабая индивидуализированность и избирательность культуры

Выбор тех или  иных ценностей связан чаще всего  с групповыми стереотипами ("принцип  селёдки в бочке") достаточно жёсткого характера - несогласные сильно рискуют  пополнить ряды "лохов" - "отверженных", "не интересных", "не престижных" людей с точки зрения "толпы", обычно равняющейся на некий идеал -- "крутого" (иногда в лице лидера данной группы). Групповые стереотипы и престижная иерархия ценностей обусловлена половой принадлежностью, уровнем образования, в определённой мере местожительством и национальностью реципиента, однако в любом случае суть их одна: культурный конформизм в рамках неформальной группы общения и неприятие других ценностей и стереотипов, от более мягкого в среде студенческой молодёжи до более агрессивного в среде учащихся средней школы. Крайним направлением этой тенденции молодёжной субкультуры являются так называемые "команды" с жёсткой регламентацией ролей и статусов их членов. 

5. Внеинституциональная культурная самореализация.

Данные исследований показывают, что досуговая самореализация молодёжи осуществляется, как правило, вне учреждений культуры и относительно заметно обусловлена воздействием одного лишь телевидения наиболее влиятельного институционального источника не только эстетического, но и в целом социализирующего воздействия. 

6. Отсутствие этнокультурной  самоидентификации. 
 

Типы  и виды неформальных молодёжных  группировок.

Существует ряд  молодёжных общественных организаций  позитивной направленности. Все они  имеют большие воспитательные возможности, но в последнее время резко  возросло число неформальных детских  и молодёжных объединений самой  различной ориентации (политической, экономической, идеологической, культурологической); среди них немало структур с ярко выраженной антисоциальной направленностью.

За последние  годы в нашу речь влетело и укоренилось  в ней теперь уже знакомое слово  «неформалы». Пожалуй, именно в нем  аккумулируются ныне подавляющее большинство  так называемых молодежных проблем.

Неформалы – это те, кто выбивается из формализованных структур нашей жизни. Не вписываются в привычные правила поведения. Стремятся жить в соответствии со своими собственными, а не чужими, навязываемыми извне интересами.

Особенностью неформальных объединений является добровольность вступления в них и устойчивый интерес к определенной цели, идее. Вторая особенность этих групп – соперничество, в основе которого лежит потребность самоутверждения. Молодой человек стремиться сделать что-то лучше, чем другие, опередить в чем-то даже самых близких ему людей. Это приводит к тому, что внутри молодежные группы неоднородны, состоят из большого числа микрогруппировок, объединяющихся на основе симпатий и антипатий.  

Они очень разные – ведь многообразны те интересы и  потребности, ради удовлетворения которых  тянутся друг к другу, образуя  группы, течения, направления. Каждая такая  группа имеет свои цели и задачи, иногда даже программы, своеобразные «правила членства» и моральные кодексы.

Существуют некоторые  классификации молодёжных организаций  по направлениям их деятельности, мировоззрения.

Би́тники (англ. Beatnik, от beat generation и суффикса -nik) — представители анархического движения «разбитого поколения» западной молодёжи 50-х — 60-х годов XX века, отвергающего традиционную мораль и общепринятые социальные ценности (преимущественно в США и Великобритании). Порывая с общепринятым, традиционным буржуазным образом жизни, радикализм битников зачастую проявлялся в нарушении элементарных норм человеческого общежития.

Битничество возникло на почве, взрыхленной Второй мировой войной. Именно эта война создала разбитое потерянное поколение людей. Молодые люди, чье время формирования личности пришлось на военные годы, — серьезной переоценки ценностей и серьезных изменений в обществе. Конечно, следует заметить, что Америка никогда не переживала периоды таких кровопролитных войн как Европа, не было ни миллионов погибших, ни сгоревших городов. Вторая Мировая Война территориально не затронула США, поэтому у молодых американцев была возможность взглянуть на эту войну со стороны. И делать то, что не мог себе позволить ни один из европейцев — насмехаться над ней. Относится к ней как элементу интерьера. Волна переоценки ценностей затронула и кинематограф. Люди больше не хотели видеть искусственные картины, где действие было оторвано от настоящей жизни. Зритель хотел увидеть в зеркале кинематографа самого себя. И кинокритики решили не критиковать фильмы, а снять идеальное, по их мнению, кино. Их звали Годар, Трюффо и Шаброль. И они сняли. Первым фильмом новой волны был фильм Жан-Люка Годара «На последнем дыхании» (1959). Потерянность поколения лучше всего отражает Франсуа Трюффо, «400 ударов». Антуан Дуанель (герой) является собирательным образом всех детей того времени. Примерно в то же время появляется возможность передавать музыку на всю страну, и возникает потребность в музыке, которая нравилась бы всей стране. Зарождалось телевидение… Зарождалась Рок-культура. Аллен Гинзберг вспоминает, как он впервые услышал словечко «бит»: его где-то подхватил в 1948 году Джек Керуак. И означало оно "битый, изможденный, на дне мира… Битники идеализировали спонтанность; Дзэн; марихуану, пейот, джин и кофе; дикие путешествия на машинах; жизнь низов; безжалостную честность в превращении частных чувств в общественное искусство; и детский восторг перед мохнатыми словесными шутками. Изначально Бит зарождался как литературное движение. Бит появился, когда встретились Берроуз (1914—1997) Гинзберг (1926—1997) и Керуак (ум. 1969). Это произошло в 1944-45 году. В 40-х годах они экспериментировали с понятиями "дружба", "свобода". На рубеже 50-х годов их идеям не хватает места, и они решают подарить их миру. Благо цензура отступает в 50-55 годах ХХ века. А в 1955—1962 годах их идеи и идеалы достигают своих читателей и последователей.  

 «Буддизм, практика  медитации, психоделики, открытые формы стиха… Это был поиск чего-то более открытого, это исследование его границ. Керуак „горел“ искусством и попивал. Берроуз экспериментировал с морфием и вскоре, к несчастью, втянулся. Мы все немного покуривали марихуану, года с 45-го» — вспоминает Гинзберг.  

Многое написано под действием наркотиков, и это  невозможно читать, не пребывая под  их действием. В его произведениях, как и в произведениях других битников, главное не стиль, а содержание. Впечатления выливаются на читателя необработанными кусками, не думая  сделать их удобоваримыми для  читателя. Движение битников прошло следующие  этапы: появление (40-е годы), развитие (рубеж 40-50-х), становление (конец 50-х), расцвет (рубеж 50-60-х), пост-существование (60-е). Фактически с 60-х наступила новая  культура, пришло новое поколение. Поколение  детей-цветов. Медленно, но упорно наша страна идет к той самой Американской мечте. Все больше молодых людей  тянутся к книгам Керуака и Гинзберга. Джонни Депп покупает плащ Керуака за 15 000 долларов… Все чаще встречаются молодые люди с мрачноватым выражением лица, что строчат в блокноте на пружинке, сидя в кофейне. Бертолуччи снимает скандальный фильм, о тех временах, и тем еще больше подхлестнул интерес к биту. Дорога по-прежнему манит молодых людей. Бит возвращается?.. Вполне возможно…

Хиппи -

Это организация  не такая многочисленная, но имеет  многолетние традиции. Их философия  повлияла на взгляды и жизнь поколения 60-80-х годов. У хиппи свои правила  поведения и своя философия. Они  объединяются в Систему. Это своего рода клуб, в который принимают  не каждого. Система делится на группы (тусовки), где есть два слоя: "пионеры" и "олдовые" (мамонты). "Пионеры" - подростки, "олдовые" - старые члены Системы, серьезно вникающие в проблемы религии, мистики, художественного творчества.

Все хиппи носят  длинные распущенные волосы (хайр), обычно расчесывая их на пробор. Лоб и затылок охватывает тонкая повязка (хайратник). Обычно присутствуют джинсы или джинсовая куртка, иногда балахон неопределенного цвета, на шее – «ксивник» (небольшая кожаная сумочка), украшенная бисером или вышивкой. На руках – «феньки» (от англ. thing – вещь), т.е. самодельные браслеты или бусы, чаще всего из бисера, дерева или кожи.

Многие мужчины  отпускают бороду. Причины, по которым они носят длинные волосы, следующие:

1) это более естественно,  ближе к природе;

2) Иисус Христос  носил длинные волосы и бороду, хиппи ему подражают;

3) длинные волосы  позволяют лучше улавливать излучения  космического разума, являясь своего  рода антеннами.

Форма одежды - джинсы, свитера, футболки, вышедшие из моды пальто. Одежда нередко потрепанная или ей специально придается такой вид: искусственно делаются дырки, ставятся яркие заплаты на джинсах и куртках, делаются надписи на английском языке. В холодное время года хиппи живут в городе, ходят на "тусовки", а летом путешествуют автостопом, разбивают палаточные городки.

Информация о работе Молодёжная субкультура