Молодежные субкультуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 16:39, реферат

Описание работы

Страна, в которой не заботятся о детях и молодежи, не имеет будущего.
В кризисных условиях больше всего подвержены крушению идеалов, обострению нигилизма, апатии молодежи т.к. система ценностей подвижна, мировоззрение не устоявшееся, что приводит к потере нравственного и духовного здоровья нации.
Объектом исследования данной работы является молодежь.
Предметом исследования: молодежные субкультуры.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
1.Понятие “молодежная культура”……………………………………………..4
2.Виды субкультур. Причины появления. Факторы формирования…………8
2.1 Гламур……………………………………………………………………...10
2.2 Толкиенисты………………………………………………………………12
2.3 Натуралисты……………………………………………………………….15
2.4 Аниме………………………………………………………………………17
3.Специфика субкультур России……………………………………………….19
4.Заключение……………………………………………………………………..22
Список использованной литературы…………………………………………...

Работа содержит 1 файл

Cервисная д2. (7).docx

— 47.72 Кб (Скачать)

Если  рассматривать ситуацию в городе Йошкар-Ола, то можно отметить многообразие субкультур. В нашем городе можно  встретить представителей таких  субкультур как: Готы, Эмо, Байкеры, Хип-Хоп, Панки. Крайне редко встречаются представители Аниме. Также можно выделить скинхедов. Конечно их не так часто встретишь на улицах нашего города. Да и по преимущество многие скрывают принадлежность к этой культуре в силу ряда причин

3.Специфика  субкультур Россиии

Что же предопределяет российскую специфику  субкультурных образований в молодежной среде, а точнее — их слабую развитость в традиционном для Запада понимании? Три фактора, как нам представляется, здесь играют основную роль.

Первый  — социальная и экономическая  неустойчивость российского общества на протяжении последних полутора десятилетий  и обнищание основной части населения. В 2000 г., согласно данным Госкомстата России молодежь (16–30 лет) составляла в численности населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума 21,2%, а в своей возрастной группе доля бедных была 27,9%. Среди безработных молодежь в возрасте до 29 лет тогда же составила 37,7%. Хотя в последующие два года отмечался некоторый экономический подъем, принципиально картина не изменилась. Для значительной части молодежи проблема физического выживания отодвигает на задний план потребности, реализуемые в формах молодежных субкультур.

Второй  фактор — особенности социальной мобильности в российском обществе. Каналы восходящей социальной мобильности  в 1990-е годы претерпели коренные изменения, и молодежь получила возможность  достигать престижное социальное положение  в очень короткие сроки. Первоначально (в начале десятилетия) это привело  к оттоку молодежи из системы образования, особенно высшего и послевузовского: для быстрого успеха (понимаемого  как обогащение и достигаемого в  основном в сфере торговли и услуг) высокий уровень образования  был скорее помехой, чем помощью. Но позже вновь усилилась тяга к получению образования как  гаранта личного жизненного успеха. Кроме того, действует фактор укрывания  юношей от службы в армии.

Возможность быстро достичь успеха, стать богатым, в действительности слишком часто  основанная на криминале, является, тем  не менее, основой для социальных установок и ожиданий значительной части российской молодежи. Этим во многом вытесняется идентификация  с субкультурными ценностями в западном смысле, поскольку такая идентификация в российских социокультурных условиях противоречит реализации установок на материальное благополучие.

Третий  фактор — аномия в российском обществе в Дюркгеймовом смысле, т. е. утеря тех нормативно-ценностных оснований, которые необходимы для поддержания социальной солидарности и обеспечения приемлемой социальной идентичности. В молодежной среде аномия ведет к парадоксальному сочетанию актуальных оценок и глубинных ценностных предпочтений.

В плане  актуальных оценок особенно значимо  отношение молодежи к органам  государственной власти, к высшим должностным лицам. В середине 1990-х  годов негативные оценки повсеместно  преобладали, но и исследования последнего времени фиксируют относительно низкие показатели доверия молодежи к государственным структурам. Позитивный сдвиг наметился с начала 2000-х  годов в отношении к Президенту России (по мониторингу ВЦИОМ, в ноябре 2001 г. В. В. Путин вызывал доверие у 39,1% респондентов в возрасте до 29 лет). Но та или иная оценка Президента не ведет автоматически к повышению доверия к власти в целом или ее отдельным институтам. Важным итогом недоверия к власти является распространение уверенности молодых россиян в том, что можно полагаться только на собственные силы.

На фоне социальной аномии широчайшее распространение  приобретает преступность среди  российской молодежи. С 1990 по 2000 г. состав лиц, совершивших преступления, численно увеличился почти в два раза (с 897,3 тыс. до 1741,4 тыс. человек), а в возрастной группе 18–24-летних в 2,5 раз .

В 2000 г. к лицам, совершившим преступления, были отнесены 932,8 тыс. молодых россиян (14–29 лет), т. е. более половины (53,6%) всех преступников. Что это означает для современного состояния молодежной среды в России. Расчет на базе официальной государственной статистики показывает, что число молодых россиян, хотя бы раз совершивших преступление (по установленным фактам), в данное время составляет примерно 6 млн. человек, или одну пятую часть молодежи в возрасте 14–30 лет.

Эти драматические  обстоятельства имеют непосредственное отношение к специфике молодежных субкультур в России. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

4.Заключение

Анализируя  состояние современной молодежной субкультуры, можно сделать вывод  о том, что причины ее возникновения  в основном связываются с кризисом социализации в «обществе потребления», с кризисом воспроизводства социальных качеств человека и способности  культуры к воспроизводству себя как исторически определенной целостности, с кризисом ценностного создания, а также неспособности современной  техногенной цивилизации и массовой культуры удовлетворять все потребности  подрастающего и постоянно эволюционирующего  поколения.

Главными  «объектами отрицания» современной  молодежной субкультуры являются массовая культура и технократический способ мышления как мировоззренческая  основа бытия молодого человека. А  основной целью является попытка  преодолеть навязывание современной  технократической культуры, поставившей  человеческую личность и «среду обитания»  на грань кризиса.

Современная стадия развития молодежной субкультуры  позволяет отнестись к ней  не только как к альтернативе «официальной»  культуры общества индустриального  типа, но и как к одному из приемлемых путей выхода из информационного  тупика и познания себя через познание других. Мировоззренческая, ценностно-ориентационная и переориентационная составляющие молодежной субкультуры являются основными философскими категориями моделирования культурно - досуговых программ. 
 
 
 

Список  использованной литературы.

1.Васильев В.Г., В.О. Мазеин, Н.И. Мартыненко «Отношение студенческой молодежи к религии». Социологические исследования. 2000 г. №1.

2.Запесоцкий  А.С., Файн А.П. “Это непонятная молодёжь…: проблемы неформальных молодёжных объединений” - М: Профизд., 1990г

3.Левикова  С.И. Молодежная субкультура: Учебное  пособие. Москва, 2004.

4.Луков  В.А. Особенности молодежных субкультур  в России // Социологические исследования. 2002.

5.Сикевич  З.В. Молодежная культура: за и  против. 1990.

6.Социология  культуры. Теоретический курс. М. 1993 г. 

7.Социология  молодежи. Под ред. В.Т. Лисовский.  СПб. 1996.

8.Суртаев  В.Я. Молодежная культура. 1999.

9.Уч.пособие  под ред.В. Т. Лисовского “Социология молодежи” Изд-во СПбГУ, 1996г.

10.ЩенниковаЛ.С.”Духовные ориентиры псковских студентов” Социологические исследования №8.1999. 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Молодежные субкультуры