Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 16:39, реферат
Страна, в которой не заботятся о детях и молодежи, не имеет будущего.
В кризисных условиях больше всего подвержены крушению идеалов, обострению нигилизма, апатии молодежи т.к. система ценностей подвижна, мировоззрение не устоявшееся, что приводит к потере нравственного и духовного здоровья нации.
Объектом исследования данной работы является молодежь.
Предметом исследования: молодежные субкультуры.
Введение…………………………………………………………………………3
1.Понятие “молодежная культура”……………………………………………..4
2.Виды субкультур. Причины появления. Факторы формирования…………8
2.1 Гламур……………………………………………………………………...10
2.2 Толкиенисты………………………………………………………………12
2.3 Натуралисты……………………………………………………………….15
2.4 Аниме………………………………………………………………………17
3.Специфика субкультур России……………………………………………….19
4.Заключение……………………………………………………………………..22
Список использованной литературы…………………………………………...
Если рассматривать ситуацию в городе Йошкар-Ола, то можно отметить многообразие субкультур. В нашем городе можно встретить представителей таких субкультур как: Готы, Эмо, Байкеры, Хип-Хоп, Панки. Крайне редко встречаются представители Аниме. Также можно выделить скинхедов. Конечно их не так часто встретишь на улицах нашего города. Да и по преимущество многие скрывают принадлежность к этой культуре в силу ряда причин
3.Специфика субкультур Россиии
Что же предопределяет российскую специфику субкультурных образований в молодежной среде, а точнее — их слабую развитость в традиционном для Запада понимании? Три фактора, как нам представляется, здесь играют основную роль.
Первый — социальная и экономическая неустойчивость российского общества на протяжении последних полутора десятилетий и обнищание основной части населения. В 2000 г., согласно данным Госкомстата России молодежь (16–30 лет) составляла в численности населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума 21,2%, а в своей возрастной группе доля бедных была 27,9%. Среди безработных молодежь в возрасте до 29 лет тогда же составила 37,7%. Хотя в последующие два года отмечался некоторый экономический подъем, принципиально картина не изменилась. Для значительной части молодежи проблема физического выживания отодвигает на задний план потребности, реализуемые в формах молодежных субкультур.
Второй фактор — особенности социальной мобильности в российском обществе. Каналы восходящей социальной мобильности в 1990-е годы претерпели коренные изменения, и молодежь получила возможность достигать престижное социальное положение в очень короткие сроки. Первоначально (в начале десятилетия) это привело к оттоку молодежи из системы образования, особенно высшего и послевузовского: для быстрого успеха (понимаемого как обогащение и достигаемого в основном в сфере торговли и услуг) высокий уровень образования был скорее помехой, чем помощью. Но позже вновь усилилась тяга к получению образования как гаранта личного жизненного успеха. Кроме того, действует фактор укрывания юношей от службы в армии.
Возможность быстро достичь успеха, стать богатым, в действительности слишком часто основанная на криминале, является, тем не менее, основой для социальных установок и ожиданий значительной части российской молодежи. Этим во многом вытесняется идентификация с субкультурными ценностями в западном смысле, поскольку такая идентификация в российских социокультурных условиях противоречит реализации установок на материальное благополучие.
Третий фактор — аномия в российском обществе в Дюркгеймовом смысле, т. е. утеря тех нормативно-ценностных оснований, которые необходимы для поддержания социальной солидарности и обеспечения приемлемой социальной идентичности. В молодежной среде аномия ведет к парадоксальному сочетанию актуальных оценок и глубинных ценностных предпочтений.
В плане актуальных оценок особенно значимо отношение молодежи к органам государственной власти, к высшим должностным лицам. В середине 1990-х годов негативные оценки повсеместно преобладали, но и исследования последнего времени фиксируют относительно низкие показатели доверия молодежи к государственным структурам. Позитивный сдвиг наметился с начала 2000-х годов в отношении к Президенту России (по мониторингу ВЦИОМ, в ноябре 2001 г. В. В. Путин вызывал доверие у 39,1% респондентов в возрасте до 29 лет). Но та или иная оценка Президента не ведет автоматически к повышению доверия к власти в целом или ее отдельным институтам. Важным итогом недоверия к власти является распространение уверенности молодых россиян в том, что можно полагаться только на собственные силы.
На фоне социальной аномии широчайшее распространение приобретает преступность среди российской молодежи. С 1990 по 2000 г. состав лиц, совершивших преступления, численно увеличился почти в два раза (с 897,3 тыс. до 1741,4 тыс. человек), а в возрастной группе 18–24-летних в 2,5 раз .
В 2000 г. к лицам, совершившим преступления, были отнесены 932,8 тыс. молодых россиян (14–29 лет), т. е. более половины (53,6%) всех преступников. Что это означает для современного состояния молодежной среды в России. Расчет на базе официальной государственной статистики показывает, что число молодых россиян, хотя бы раз совершивших преступление (по установленным фактам), в данное время составляет примерно 6 млн. человек, или одну пятую часть молодежи в возрасте 14–30 лет.
Эти драматические
обстоятельства имеют непосредственное
отношение к специфике
4.Заключение
Анализируя
состояние современной
Главными «объектами отрицания» современной молодежной субкультуры являются массовая культура и технократический способ мышления как мировоззренческая основа бытия молодого человека. А основной целью является попытка преодолеть навязывание современной технократической культуры, поставившей человеческую личность и «среду обитания» на грань кризиса.
Современная
стадия развития молодежной субкультуры
позволяет отнестись к ней
не только как к альтернативе «официальной»
культуры общества индустриального
типа, но и как к одному из приемлемых
путей выхода из информационного
тупика и познания себя через познание
других. Мировоззренческая, ценностно-ориентационная
и переориентационная составляющие
молодежной субкультуры являются основными
философскими категориями моделирования
культурно - досуговых программ.
Список использованной литературы.
1.Васильев В.Г., В.О. Мазеин, Н.И. Мартыненко «Отношение студенческой молодежи к религии». Социологические исследования. 2000 г. №1.
2.Запесоцкий А.С., Файн А.П. “Это непонятная молодёжь…: проблемы неформальных молодёжных объединений” - М: Профизд., 1990г
3.Левикова
С.И. Молодежная субкультура:
4.Луков
В.А. Особенности молодежных
5.Сикевич З.В. Молодежная культура: за и против. 1990.
6.Социология культуры. Теоретический курс. М. 1993 г.
7.Социология молодежи. Под ред. В.Т. Лисовский. СПб. 1996.
8.Суртаев В.Я. Молодежная культура. 1999.
9.Уч.пособие под ред.В. Т. Лисовского “Социология молодежи” Изд-во СПбГУ, 1996г.
10.ЩенниковаЛ.С.”Духовные
ориентиры псковских студентов” Социологические
исследования №8.1999.