Молодежные субкультуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 16:39, реферат

Описание работы

Страна, в которой не заботятся о детях и молодежи, не имеет будущего.
В кризисных условиях больше всего подвержены крушению идеалов, обострению нигилизма, апатии молодежи т.к. система ценностей подвижна, мировоззрение не устоявшееся, что приводит к потере нравственного и духовного здоровья нации.
Объектом исследования данной работы является молодежь.
Предметом исследования: молодежные субкультуры.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
1.Понятие “молодежная культура”……………………………………………..4
2.Виды субкультур. Причины появления. Факторы формирования…………8
2.1 Гламур……………………………………………………………………...10
2.2 Толкиенисты………………………………………………………………12
2.3 Натуралисты……………………………………………………………….15
2.4 Аниме………………………………………………………………………17
3.Специфика субкультур России……………………………………………….19
4.Заключение……………………………………………………………………..22
Список использованной литературы…………………………………………...

Работа содержит 1 файл

Cервисная д2. (7).docx

— 47.72 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Марийский Государственный технический университет 

                                                            

                                           Кафедра социальных наук и технологий 
 
 
 
 

РЕФЕРАТ

На тему: Молодежная культура. 
 
 
 
 
 

Выполнил:ст. гр.СКСиТ 21

Бундиков М.В.

                                                                                   Проверила: к.и.н., Доцент

Охотина Н.М. 

Йошкар-Ола

2011 

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………3

1.Понятие  “молодежная культура”……………………………………………..4

2.Виды субкультур. Причины появления. Факторы формирования…………8

    2.1 Гламур……………………………………………………………………...10

    2.2 Толкиенисты………………………………………………………………12

    2.3 Натуралисты……………………………………………………………….15

    2.4 Аниме………………………………………………………………………17

3.Специфика  субкультур России……………………………………………….19

4.Заключение……………………………………………………………………..22

Список использованной литературы…………………………………………...23

 

Введение

Страна, в которой  не  заботятся  о  детях  и  молодежи,  не  имеет будущего.

В кризисных условиях больше всего подвержены крушению идеалов, обострению нигилизма, апатии молодежи т.к. система ценностей подвижна, мировоззрение не устоявшееся, что приводит  к  потере  нравственного  и духовного здоровья нации.

Объектом  исследования данной работы является молодежь.

Предметом исследования: молодежные субкультуры.

Чтобы оказать  помощь  молодежи,  нужны  знания  основных  тенденций развития  молодежной  культуры,  психологических  особенностей  и  т.д. Социология  молодежи  изучает   молодежь   как   социальную   общность, особенности   ее   социализации,   воспитания,    процесс    социальной преемственности  и  унаследования  молодежью  знаний  и  опыта  старших поколений, особенности образа  жизни,  формирование  жизненных  планов, ценностных  ориентаций,  выполнение  социальных   ролей.   Эти   знания необходимы социальным работникам для того, чтобы  эффективно  построить работу.

Молодежь  -  это  социально-демографическая  группа,   переживающая период становления социальной зрелости, адаптации  к  миру  взрослых  и будущие изменения.

Молодежь  имеет подвижные границы своего возраста,  они  зависят  от социально-экономического развития общества,  уровня  культуры,  условий жизни.

В своей  работе я рассмотрю и охарактеризую  молодежную культуру, выделю ряд причин возникновения молодежных культур, выделю несколько наиболее ярких видов субкультур а также рассмотрю специфику формирования Российских субкультур. 
 

1.Понятие  “молодежная культура

Чтобы рассматривать молодежную культуру необходимо представить себе, что же такое молодёжь, чем она отличается от других общественных групп.

В   отечественном   обществознании   долгое   время   молодёжь   не рассматривалась как самостоятельная  социально-демографическая  группа. Выделение такой группы не укладывалось в существовавшие представления о классовой   структуре    общества,    и    противоречила    официальной идеологической доктрине о его социально-политическом единстве.

Одно  из первых    определений понятия  “молодёжь” было дано  в  1968 г.  В.Т.  Лисовским:  “Молодёжь - поколение  людей,  проходящих    стадию социализации, усваивающих, а в более  зрелом  возрасте  уже  усвоивших, образовательные,  профессиональные,  культурные  и  другие   социальные функции; в зависимости от конкретных  исторических  условий  возрастные критерии молодёжи могут колебаться от 16  до  30  лет”1.  Позднее более полное определение было дано  И.С.  Коном:  “Молодёжь -  это социально- демографическая группа, выделяемая на  основе  совокупности  возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств.  Молодость  как  определённая фаза, этап жизненного цикла биологически универсальна, но её конкретные возрастные рамки,  связанный  с  ней  социальный  статус  и  социально- психологические особенности имеют  социально-  историческую  природу  и зависят  от  общественного  строя,  культуры  и  свойственных   данному обществу закономерностей социализации”2.

Сегодня учёные определяют  молодёжь  как  социально-демографическую группу  общества,  выделяемую  на  основе  совокупности  характеристик, особенностей социального положения и  обусловленных  теми  или  другими социально-психологическими  свойствами,  которые  определяются  уровнем социально-экономического,    культурного    развития,     особенностями социализации в российском обществе.

Молодость-это  путь в будущее, который выбирает сам  человек.  Выбор будущего, его планирование- это характерная черта   молодого  возраста; он не был бы таким притягательным, если бы человек заранее знал, что  с ним будет завтра, через месяц, через год.

В  возрастной  психологии  молодость  характеризуется  как   период формирования устойчивой системы ценностей, становление  самосознания  и формирования социального статуса личности. Сознание  молодого  человека обладает  особой  восприимчивостью,   способностью   перерабатывать   и усваивать  огромный  поток  информации.  В  этот   период   развиваются критичность  мышления,  стремление  дать  собственную   оценку   разным явлениям, поиск аргументации, оригинального мышления. Вместе  с  тем  в этом  возрасте  ещё  сохраняются  некоторые  установки  и   стереотипы, свойственные предшествующему поколению. Это связано с тем,  что  период активной деятельности сталкивается у молодого человека  с  ограниченным характером   практической,   созидательной    деятельности,    неполной включённости молодого человека в систему общественных отношений. Отсюда в поведении молодёжи удивительное сочетание  противоречивых  качеств  и черт:  стремление  к  идентификации   и   обособление,   конформизм   и негативизм, подражание и  отрицание  общепринятых  норм,  стремление  к общению  и  уход,  отрешённость  от  внешнего  мира.

Возникновение молодежных субкультур обусловлена рядом причин:

  Возникновение молодежных субкультур обусловлена рядом причин:             1. Молодежь живет всего в социальном и культурном пространстве, поэтому кризис общества не может не отразиться на содержании и направленности молодежной субкультуры. Каково общество – такова и молодежь, следовательно, и молодежная субкультура                                                           2. Кризис института семьи и семейного воспитания, подавление индивидуальности и инициативности ребенка, подростка, молодого человека как со стороны родителей, так и педагогов, всех представителей «взрослого» мира. Это приводит, с одной стороны, к социальному и культурному инфантилизма, а с другой – к прагматизму и социальной неадаптованости и к проявлениям противоправного или экстремистского характера. Агрессивный стиль воспитания порождает агрессивную молодежь                                         3. Коммерциализация средств массовой информации, в какой мере, и всей художественной культуры формирует определенный «образ» субкультуры не менее семья и система образования. Ведь именно просмотр телепередач наряду с общением – наиболее распространенный вид самореализации. Во многих своих чертах молодежная субкультура просто повторяет телевизионную субкультуру. Все мы похожи и внешне, и по образу жизни, и по своим привычкам.                                                                                              

В целом  можно выделить 5 главных характеристик  молодежных субкультур: 1. Специфический  стиль жизни и поведения                                                         2. Наличие собственных норм, ценностей, картин мира, соответствующих требованиям  определенных социальных категорий  молодежи                                 3. Нонконформизм, противопоставление себя остальному обществу                 4. Внешняя атрибутика, которая имеет  символическое значение                      5. Инициативный центр, который генерирует тексты.

Молодежная  субкультура  есть искаженное зеркало взрослого мира вещей, отношений и ценностей. Рассчитывать  на эффективную культурную самореализацию молодого поколения в больном обществе не приходится, тем более что и культурный уровень других возрастных и социально-демографических групп населения России также постоянно снижается. Наблюдается тенденция к дегуманизации и деморализации в  содержании искусства, что проявляется, прежде всего, в  принижении,  деформации  и разрушении образа человека. В частности, это фиксируется  в  нарастании сцен  и  эпизодов  насилия и секса, в усилении их жестокости, натуралистичности (кинематограф, театр, рок-музыка, литература, изобразительное искусство), что противоречит народной нравственности  и оказывает негативное воздействие на молодежную аудиторию. Отрицательное влияние на  аудиторию эскалации сцен насилия и секса в кино, на телевидении и видео доказывается многочисленными исследованиями. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.Виды  субкультур. Причины появления. Факторы  формирования

Субкультура – это общность людей, чьи убеждения, взгляды на жизнь и поведение  отличны от общепринятых или просто скрыты от широкой публики, что отличает их от более широкого понятия культуры, ответвлением которой они являются. Чаще всего субкультуры переходят в отдельное идейное понятие. Иногда определение субкультуры может составлять некоторую трудность так как стиль одежды и музыки со временем адаптируется массовой культурой для коммерческих целей. Чем больше у продукта от той или иной субкультуры, тем круче он считается и тем лучше продается – в бизнесе это известно всем. Такой процесс культурного впитывания может привести к летальному исходу для развития субкультуры, а ее поклонники начнут изыскивать и развивать новые стили, которые бы не вписывались в культуру широкого потребления.

Музыкальные субкультуры очень чувствительны  к внешним изменениям. Интересно, что практически все музыкальные  стили: джаз, готика, хип-хоп, рэйв, когда-то были распространены повсеместно. Каждый раз это был следующий шаг музыкальной моды, который, впрочем, надолго не затягивался.

Многие  субкультуры постоянно страдают от коммерческого интереса, поэтому  их поклонники стараются хотя бы на один шаг обойти доминирующую культуру. В свою очередь, этот процесс помогает создать постоянный поток стилей, которые можно адаптировать для  целей бизнеса и выпустить  в большой мир.

Однако  не все субкультуры своей отличительной  чертой считают внешний вид. Очень  многие современные течение делают особый акцент на моральных или политических убеждений, которые широкой публике  уже не продашь. Кроме того, существуют как ультрареакционные субкультуры, так и те, которые практически  не отходят от основного течения. Если не брать во внимание музыкальные предпочтения, представители субкультур могут отличаться от других людей своими взглядами на природу, человека, искусство, стиль жизни, уклад страны (или стран), моральные ценности и так далее.

Считать принадлежность к субкультуре клеймом  не стоит, если это не перерастает  рамки человеческого общества. Вызывающее поведение представителей некоторых  течений стало настолько стереотипным, что самоназвание субкультуры стало нарицательным.

В современном  мире огромное множество субкультур. Одни многочисленны и распространены по всему миру. Другие встречаются  крайне редко и лишь в отдельном  государстве. Безусловно, нельзя составить  какую-либо определенную типологию  субкультур в силу их многообразия и неоднородности. Можно выделить наиболее известные, такие как Хиппи, Готы, Панки, Скинхеды и т.д.… О  таких субкультурах всем известно и  очень много сказано. Я расскажу о менее известных и менее  многочисленных субкультурах. Однако число их представителей постоянно  растет.  
 
 
 
 
 
 
 
 

2.1Гламур

Гламур – одна из самых спорных субкультур. Дело в том, что именно в субкультуру у нас это течение оформилось совершенно недавно, хотя до того присутствовало во всем, что связано с клубной и светской жизнью. Энциклопедии до сих пор не дают определения этому слову как культурному течению, хотя оно уже вовсю активизировалось с началом нового тысячелетия. Приставку «глэм» получили практически все музыкальные направления: глэм-готик, глэм-гараж, глэм-рок и даже глэм-панк. В мировой культуре,например подполье. В мировой культуре, например в Великобритании возникновение гламурной субкультуры датируется еще семидесятыми-восьмидесятыми годами. Но ввиду некоторых обстоятельств продолжительное.Само происхождение слова возводят либо к английскому glamour («очарование»), либо к французскому glamour («яркий, блестящий»). Однако в русском языке прилагательное гламурный описывает скорее целый комплекс качеств, по которым тот или иной объект можно отнести к этой субкультуре. Среди характерных признаков - следование моде, но такой, которая претендует на утонченность, стремление постоянно приукрашивать одежду, речь, образ жизни, музыкальные предпочтения, в которых нет место другим субкультурам: рэпу, року, хип-хопу, металлу, готике и так далее, чаще всего – просто поп-музыка.

Информация о работе Молодежные субкультуры