Молодежные субкультуры и контркультура

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2010 в 09:46, контрольная работа

Описание работы

Основным противоречием в исследуемой области является противоречие между культурными стереотипами студенческой молодежи и культурными стереотипами взрослых – противоречия между понятиями отцов и детей. Есть «наша» мода, «наша» музыка, «наше» общение, а есть – «папино», которое предлагается институциональными средствами гуманитарной социализации. Здесь прослеживается культурное отчуждение культуры студенческой молодежи от культуры общества в целом.

Необходимо социологическое исследование данной проблемы для определения уровня культуры среди студентов, их культурной самоидентификации. Исследования в области социологии молодежи могут помочь понять причины происходящего в нашем обществе культурного конфликта поколений.

Содержание

Введение …………………………………………………………………… 3

Понятие «молодежная субкультура» ……………………………………. 4

Социально-исторические предпосылки появления

молодежной субкультуры ………………………………………………… 5

Влияние внутренних и внешних факторов на развитие

процессов в молодежной субкультуре …………………………………... 7

Неформальные молодежные объединения ……………………………… 8

Молодежные субкультуры современной России ……………………… 11

Контркультура …………………………………………………………… 17

Заключение ………………………………………………………………. 19

Библиография ……………………………………………………………. 20

Работа содержит 1 файл

Чистовик.doc

— 205.00 Кб (Скачать)

  Брейк – это танцевальный компонент  данной субкультуры, включающий в себя элементы акробатики и пантомимы. Граффити – своеобразная, легкоузнаваемая роспись, сделанная с помощью красок, распыляемых из баллончиков, с почти обязательным присутствием текста. Ди-джеинг – это музыкальное сопровождение для рэпа и брейка, хотя, конечно, ди-джеинг может существовать и отдельно. Ди-джеи создают как свои записи, так и используют чужие, «вырезая» кусочки записей (сэмплы) и вставляя их в свои композиции.

  Байкеры – мотоциклисты, которых у нас часто именовали рокерами, что неточно: рокеры – это любители рок-музыки. Первых

байкеров  называли «харлеистами» – по известной

марке мотоцикла “Harley-Davidson”. Подлинное

признание эти мотоциклы получили в 30-х годах ХХ

века  в США. В 40-х годах ряды байкеров пополнились

за счет ветеранов второй мировой войны. Тогда и

появились первые «дикие» мотоклубы, в частности, знаменитые «Ангелы ада». В 60-е годы байкерское движение приняло на вооружение рок-музыку и испытало в своем развитии очередной бум. Российские байкеры, насколько можно судить, законопослушны и конформны в большей степени, чем американские «Ангелы ада». Любимый напиток байкера – пиво. Одеваются они, как и положено любителям рока, в джинсы, черные футболки, кожаный жилет или куртку. Часто байкеры сплошь покрыты татуировками. Байкеров в большом количестве можно встретить на ежегодном байк-шоу, а на улицах – только ночью, когда есть «свобода передвижения» [1, стр.10].

  «Панк» – так раньше называли на уличном жаргоне проституток. В этом значении слово встречается в пьесе У.Шекспира «Мера за

меру». В Америке в начале ХХ в. его относили к

заключенным-«шестеркам». Позже слово вошло в основной

лексикон  и сегодня употребляется в значении «грязь»,

«гнилье», «отбросы». Движение панков зародилось в

середине  1970-х годов XX века в Англии в период

тяжелого  экономического кризиса. Главный лозунг панков -

«Нет  будущего!». Философия панков – философия

«потерянного  поколения», простая до предела: в свинарнике

лучше и самим быть свиньями. Они окончательно решили, что изменить мир к лучшему  нельзя, и поэтому на жизни и  карьере в старом понимании этого  слова был поставлен крест. По политическим пристрастиям панки считаются анархистами. Отсюда их основной символ – стилизованная буква «А».

  Стандартной панковской прической считается  «ирокез» – полоска длинных вертикально  стоящих волос на стриженой голове. Панки предпочитают рваную, грязную одежду. Панки – самые заядлые тусовщики. Без них не обходится ни один сейшн, даже если панк-группы там не играют.

  В СССР панковская субкультура проникла в 1979 году. Одними из первых панков были известные питерские рок-музыканты  Андрей Панов («Свин») и Виктор Цой. Многие из советских панков поддерживали тесные контакты с хиппи, входили в «Систему», как именовала себя общность российских хиппи. Подобная субкультурная диффузия характерна для молодежных субкультур российской провинции 80-х годах XX века.

  Активность  приверженцев экстремистской молодежной субкультуры  скинхедов (скинов, неонацистов) в России заметно возросла. Быть может, это самые агрессивные из

неформалов. Идеи у них типично нацистские: «Россия –

русским!», «Смерть евреям (неграм, китайцам,

кавказцам…)!». Идеальным политическим деятелем для

них является А. Гитлер. Скины, как правило (но не

всегда), выделяются начисто выбритой головой.

Одеваются скинхеды в подобие военной формы или просто в узкие темные джинсы. На ногах – тяжелые ботинки – «хаки», которыми скинхеды умело действуют в драке. Любимая их музыка – это стиль «oi» (политизированное ответвление хардкора), а также немецкие военные марши. Враги скинхедов – все, кто не скинхеды. Они часто нападают на людей с другим цветом кожи, на бомжей, представителей нетрадиционной сексуальной ориентации. Особая ненависть – к рэперам и всем длинноволосым. Основную массу скинхедов составляют молодые люди от 14 до 22 лет, преимущественно выходцы из рабочих кварталов и окраин, школьники, учащиеся техникумов, студенты вузов. Многие скинхеды, особенно молодые, – фанаты какого-либо футбольного клуба.

  Футбольные  хулиганы (футбольные фанаты) – лица, нарушающие общественный порядок, связывающие свои действия с

футбольными пристрастиями и обосновывающие их

ими. Как правило, преступления на почве футбольного

хулиганства совершаются до или после футбольных

матчей, а также в местах больших скоплений

футбольных  болельщиков. В настоящее время

российский  «околофутбол» можно назвать

сформировавшимся  социальным явлением с ярко выраженными чертами английского стиля поддержки клуба как на домашних, так и на гостевых поединках. Свои банды (на сленге – «фирмы») имеют практически все клубы российского национального футбольного первенства вплоть до команд второй лиги. В среде российских хулиганов очень сильны идеи русского национализма [4, стр.107-138].

  Хакеры – компьютерные пользователи, программисты, придерживающиеся активной, наступательной линии поведения в сетевом пространстве. Объектами атаки хакеров являются

чужие сайты и серверы, которые они  взламывают,

выводят из строя. В 1988 году мир впервые испытал

на себе мощь одного из самых эффективных

хакерских орудий – компьютерного вируса.

Некоторые специалисты предрекают возникновение  веб-мафии, которая займется кибершпионажем и кибертерроризмом. Вместе с тем хакеры как таковые выступают против корпоративности, они превыше всего ценят свободу и своеволие. Хакерами в основном являются студенты вузов, старшеклассники школ с физико-математическим уклоном. 

  Наконец, криминальная молодежная субкультура – гопники. Расцвет ее пришелся на 80-е годы XX века. Основные черты:

  - наличие территории влияния и борьба за ее

    расширение;

  - установление системы прав и  обязанностей

    участников группировок, а также системы

  наказаний за нарушение существующих правил

  и традиций;

  - поддержание иерархии соподчиненности  на основе возрастных различий, авторитетности и права «сильного»;

  - образование союзов, объединений,  поглощение слабых более сильными;

  - планирование противоправных акций;

  - использование приемов и методов  разжигания вражды;

  - сбор денег внутри группировки,  поборы с других подростков, проживающих  на контролируемой территории.

  Начиная с 1991 – 93 годов проблема криминальных молодежных группировок в российских городах становится менее острой, что объясняется как усилиями общественности и МВД (точнее – ОМОНа), так и тем обстоятельством, что деятельность этих группировок стала смещаться в сферу контроля над бизнесом и самого бизнеса.

  В середине 90-х годов появляется новое  поколение гопников, не контролируемое организованной преступностью или контролируемое в меньшей степени. Они быстро проявили себя как «культурные враги» большинства молодежных субкультур: байкеров, рэперов, рейверов, хиппи, готов. Любой подросток, принадлежащий к иной субкультуре, может быть избит, подвергнут сексуальному насилию, ограблен [1, стр.12].

 

Контркультура 

  С 60-х годов ХХ в. понятие «молодежная  субкультура» начинают связывать с  понятием «контркультура». Главная  задача контркультуры – создание «нового человека», формирование новых отношений между людьми, выработка новых социальных, моральных норм, принципов, идеалов, этических и эстетических критериев. Молодежная субкультура начинает перерастать в контркультуру, когда у нее появляется некий общий враг, которым может стать либо общество в целом, либо определенные социальные несоответствия реалиям времени. Молодежная субкультура и контркультура могут:

  1) не иметь ничего общего одна  с другой;

  2) взаимопересекаться;

  3) сливаться в одно целое, создавая  некий симбиоз. Различия между этими типами культур отражены в таблице. 

  Таблица

  Молодежная  субкультура   Контркультура
  основная  атмосфера – игра   основная  стихия – митинг
  наличие оппозиции «они» – «мы»   наличие общего значимого врага
  конструктивная  деятельность, направленная на создание своего мира   деструктивная деятельность, направленная на победу над «врагом»
  борьба  за выживание   борьба  за победу
  закрытость, эскапизм   открытость, противостояние и война
  уход  от встреч с врагом   постоянный  поиск встреч с врагом
  пассивно-оборонительная позиция   агрессивно-наступательная позиция
  цель  – изменение самого себя   цель  – изменение общества
 

  Указанные отличия выведены для «идеальных», «чистых» типов молодежной субкультуры  и контркультуры. В действительности же существует масса переходных типов.

   Контркультура – форма выражения ограниченными  социальными группами, прослойками  своей культурной специфики и образа жизни, отличающихся от общепринятых в данном обществе.

   Контркультура – определенное мироощущение и мировосприятие, схема образа жизни, принципов поведения  молодежи [6, стр.76].

   Существует  три направления молодежной контркультуры:

  1. Левоэксцентристская направленность (критика образа жизни).
  2. Смесь экзистенциализма, фрейдизма, анархизма, марксизма (критика массовой культуры)
  3. Раскрепощение сферы бессознательного, в том числе и с помощью наркотиков; нарушение общественных приличий.

   Выделяют  следующие причины возникновения контркультуры:

  1. Противоречия внутри капиталистической системы
  2. Безработица
  3. Несовершенство системы образования
  4. Духовный разрыв между поколениями
  5. Буржуазно-мещанский образ жизни
  6. Утилитаризм, конформизм массовой культуры
  7. Угнетение индивидуальной свободы
  8. Отсутствие общения с природой
  9. Буржуазное общество – общество организованного насилия
  10. Угнетение творческих порывов, жизненной энергии.

       Ценности  молодежной контркультуры:

   - акцент на бессознательной, эмоциональной  сфере;

   - сексуальные влечения;

   - переоценка кожных и слуховых  чувствований с помощью музыки, наркотиков;

   - отрицание дисциплины и науки;

   - утверждение неограниченной свободы  и любовно-дружеских отношений;

   - общение с природой;

   - выступление против насилия, за  неограниченные творческие порывы, за революцию с помощью сознания.

  В постмодернистском обществе, как  обществе, признающем равнозначность культурных моделей, стилей и образов  жизни, сам термин «контркультура»  теряет смысл. Мы можем говорить лишь о существовании различных субкультур. Более того, в современном постмодернистском обществе бывшая базовая культура сама приобретает субкультурный статус.

Информация о работе Молодежные субкультуры и контркультура