Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2010 в 09:46, контрольная работа
Основным противоречием в исследуемой области является противоречие между культурными стереотипами студенческой молодежи и культурными стереотипами взрослых – противоречия между понятиями отцов и детей. Есть «наша» мода, «наша» музыка, «наше» общение, а есть – «папино», которое предлагается институциональными средствами гуманитарной социализации. Здесь прослеживается культурное отчуждение культуры студенческой молодежи от культуры общества в целом.
Необходимо социологическое исследование данной проблемы для определения уровня культуры среди студентов, их культурной самоидентификации. Исследования в области социологии молодежи могут помочь понять причины происходящего в нашем обществе культурного конфликта поколений.
Введение …………………………………………………………………… 3
Понятие «молодежная субкультура» ……………………………………. 4
Социально-исторические предпосылки появления
молодежной субкультуры ………………………………………………… 5
Влияние внутренних и внешних факторов на развитие
процессов в молодежной субкультуре …………………………………... 7
Неформальные молодежные объединения ……………………………… 8
Молодежные субкультуры современной России ……………………… 11
Контркультура …………………………………………………………… 17
Заключение ………………………………………………………………. 19
Библиография ……………………………………………………………. 20
Брейк – это танцевальный компонент данной субкультуры, включающий в себя элементы акробатики и пантомимы. Граффити – своеобразная, легкоузнаваемая роспись, сделанная с помощью красок, распыляемых из баллончиков, с почти обязательным присутствием текста. Ди-джеинг – это музыкальное сопровождение для рэпа и брейка, хотя, конечно, ди-джеинг может существовать и отдельно. Ди-джеи создают как свои записи, так и используют чужие, «вырезая» кусочки записей (сэмплы) и вставляя их в свои композиции.
Байкеры – мотоциклисты, которых у нас часто именовали рокерами, что неточно: рокеры – это любители рок-музыки. Первых
байкеров называли «харлеистами» – по известной
марке мотоцикла “Harley-Davidson”. Подлинное
признание эти мотоциклы получили в 30-х годах ХХ
века в США. В 40-х годах ряды байкеров пополнились
за счет ветеранов второй мировой войны. Тогда и
появились первые «дикие» мотоклубы, в частности, знаменитые «Ангелы ада». В 60-е годы байкерское движение приняло на вооружение рок-музыку и испытало в своем развитии очередной бум. Российские байкеры, насколько можно судить, законопослушны и конформны в большей степени, чем американские «Ангелы ада». Любимый напиток байкера – пиво. Одеваются они, как и положено любителям рока, в джинсы, черные футболки, кожаный жилет или куртку. Часто байкеры сплошь покрыты татуировками. Байкеров в большом количестве можно встретить на ежегодном байк-шоу, а на улицах – только ночью, когда есть «свобода передвижения» [1, стр.10].
«Панк» – так раньше называли на уличном жаргоне проституток. В этом значении слово встречается в пьесе У.Шекспира «Мера за
меру». В Америке в начале ХХ в. его относили к
заключенным-«шестеркам». Позже слово вошло в основной
лексикон и сегодня употребляется в значении «грязь»,
«гнилье», «отбросы». Движение панков зародилось в
середине 1970-х годов XX века в Англии в период
тяжелого экономического кризиса. Главный лозунг панков -
«Нет будущего!». Философия панков – философия
«потерянного поколения», простая до предела: в свинарнике
лучше и самим быть свиньями. Они окончательно решили, что изменить мир к лучшему нельзя, и поэтому на жизни и карьере в старом понимании этого слова был поставлен крест. По политическим пристрастиям панки считаются анархистами. Отсюда их основной символ – стилизованная буква «А».
Стандартной панковской прической считается «ирокез» – полоска длинных вертикально стоящих волос на стриженой голове. Панки предпочитают рваную, грязную одежду. Панки – самые заядлые тусовщики. Без них не обходится ни один сейшн, даже если панк-группы там не играют.
В
СССР панковская субкультура проникла
в 1979 году. Одними из первых панков были
известные питерские рок-
Активность приверженцев экстремистской молодежной субкультуры скинхедов (скинов, неонацистов) в России заметно возросла. Быть может, это самые агрессивные из
неформалов. Идеи у них типично нацистские: «Россия –
русским!», «Смерть евреям (неграм, китайцам,
кавказцам…)!». Идеальным политическим деятелем для
них является А. Гитлер. Скины, как правило (но не
всегда), выделяются начисто выбритой головой.
Одеваются скинхеды в подобие военной формы или просто в узкие темные джинсы. На ногах – тяжелые ботинки – «хаки», которыми скинхеды умело действуют в драке. Любимая их музыка – это стиль «oi» (политизированное ответвление хардкора), а также немецкие военные марши. Враги скинхедов – все, кто не скинхеды. Они часто нападают на людей с другим цветом кожи, на бомжей, представителей нетрадиционной сексуальной ориентации. Особая ненависть – к рэперам и всем длинноволосым. Основную массу скинхедов составляют молодые люди от 14 до 22 лет, преимущественно выходцы из рабочих кварталов и окраин, школьники, учащиеся техникумов, студенты вузов. Многие скинхеды, особенно молодые, – фанаты какого-либо футбольного клуба.
Футбольные хулиганы (футбольные фанаты) – лица, нарушающие общественный порядок, связывающие свои действия с
футбольными пристрастиями и обосновывающие их
ими. Как правило, преступления на почве футбольного
хулиганства совершаются до или после футбольных
матчей, а также в местах больших скоплений
футбольных болельщиков. В настоящее время
российский «околофутбол» можно назвать
сформировавшимся социальным явлением с ярко выраженными чертами английского стиля поддержки клуба как на домашних, так и на гостевых поединках. Свои банды (на сленге – «фирмы») имеют практически все клубы российского национального футбольного первенства вплоть до команд второй лиги. В среде российских хулиганов очень сильны идеи русского национализма [4, стр.107-138].
Хакеры – компьютерные пользователи, программисты, придерживающиеся активной, наступательной линии поведения в сетевом пространстве. Объектами атаки хакеров являются
чужие сайты и серверы, которые они взламывают,
выводят из строя. В 1988 году мир впервые испытал
на себе мощь одного из самых эффективных
хакерских орудий – компьютерного вируса.
Некоторые
специалисты предрекают возникновение
веб-мафии, которая займется кибершпионажем
и кибертерроризмом. Вместе с тем хакеры
как таковые выступают против корпоративности,
они превыше всего ценят свободу и своеволие.
Хакерами в основном являются студенты
вузов, старшеклассники школ с физико-математическим
уклоном.
Наконец, криминальная молодежная субкультура – гопники. Расцвет ее пришелся на 80-е годы XX века. Основные черты:
- наличие территории влияния и борьба за ее
расширение;
- установление системы прав и обязанностей
участников группировок, а также системы
наказаний за нарушение существующих правил
и традиций;
-
поддержание иерархии
-
образование союзов, объединений,
поглощение слабых более
-
планирование противоправных
-
использование приемов и
-
сбор денег внутри группировки,
Начиная с 1991 – 93 годов проблема криминальных молодежных группировок в российских городах становится менее острой, что объясняется как усилиями общественности и МВД (точнее – ОМОНа), так и тем обстоятельством, что деятельность этих группировок стала смещаться в сферу контроля над бизнесом и самого бизнеса.
В середине 90-х годов появляется новое поколение гопников, не контролируемое организованной преступностью или контролируемое в меньшей степени. Они быстро проявили себя как «культурные враги» большинства молодежных субкультур: байкеров, рэперов, рейверов, хиппи, готов. Любой подросток, принадлежащий к иной субкультуре, может быть избит, подвергнут сексуальному насилию, ограблен [1, стр.12].
Контркультура
С 60-х годов ХХ в. понятие «молодежная субкультура» начинают связывать с понятием «контркультура». Главная задача контркультуры – создание «нового человека», формирование новых отношений между людьми, выработка новых социальных, моральных норм, принципов, идеалов, этических и эстетических критериев. Молодежная субкультура начинает перерастать в контркультуру, когда у нее появляется некий общий враг, которым может стать либо общество в целом, либо определенные социальные несоответствия реалиям времени. Молодежная субкультура и контркультура могут:
1) не иметь ничего общего одна с другой;
2) взаимопересекаться;
3)
сливаться в одно целое,
Таблица
Молодежная субкультура | Контркультура |
основная атмосфера – игра | основная стихия – митинг |
наличие оппозиции «они» – «мы» | наличие общего значимого врага |
конструктивная деятельность, направленная на создание своего мира | деструктивная деятельность, направленная на победу над «врагом» |
борьба за выживание | борьба за победу |
закрытость, эскапизм | открытость, противостояние и война |
уход от встреч с врагом | постоянный поиск встреч с врагом |
пассивно-оборонительная позиция | агрессивно-наступательная позиция |
цель – изменение самого себя | цель – изменение общества |
Указанные отличия выведены для «идеальных», «чистых» типов молодежной субкультуры и контркультуры. В действительности же существует масса переходных типов.
Контркультура
– форма выражения
Контркультура – определенное мироощущение и мировосприятие, схема образа жизни, принципов поведения молодежи [6, стр.76].
Существует три направления молодежной контркультуры:
Выделяют следующие причины возникновения контркультуры:
Ценности молодежной контркультуры:
-
акцент на бессознательной,
- сексуальные влечения;
- переоценка кожных и слуховых чувствований с помощью музыки, наркотиков;
- отрицание дисциплины и науки;
-
утверждение неограниченной
- общение с природой;
-
выступление против насилия,
В
постмодернистском обществе, как
обществе, признающем равнозначность
культурных моделей, стилей и образов
жизни, сам термин «контркультура»
теряет смысл. Мы можем говорить лишь
о существовании различных