Молодежные субкультуры и контркультура

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2010 в 09:46, контрольная работа

Описание работы

Основным противоречием в исследуемой области является противоречие между культурными стереотипами студенческой молодежи и культурными стереотипами взрослых – противоречия между понятиями отцов и детей. Есть «наша» мода, «наша» музыка, «наше» общение, а есть – «папино», которое предлагается институциональными средствами гуманитарной социализации. Здесь прослеживается культурное отчуждение культуры студенческой молодежи от культуры общества в целом.

Необходимо социологическое исследование данной проблемы для определения уровня культуры среди студентов, их культурной самоидентификации. Исследования в области социологии молодежи могут помочь понять причины происходящего в нашем обществе культурного конфликта поколений.

Содержание

Введение …………………………………………………………………… 3

Понятие «молодежная субкультура» ……………………………………. 4

Социально-исторические предпосылки появления

молодежной субкультуры ………………………………………………… 5

Влияние внутренних и внешних факторов на развитие

процессов в молодежной субкультуре …………………………………... 7

Неформальные молодежные объединения ……………………………… 8

Молодежные субкультуры современной России ……………………… 11

Контркультура …………………………………………………………… 17

Заключение ………………………………………………………………. 19

Библиография ……………………………………………………………. 20

Работа содержит 1 файл

Чистовик.doc

— 205.00 Кб (Скачать)

  - в среде безработных, временно (частично) занятых работой молодых  людей (наличие свободного времени  при одновременном отсутствии  возможности самореализации);

  - при несоответствии реального  социального статуса уже приступившего  к работе молодого человека  его желаемому (воображаемому) статусу. Например, не признанные обществом музыканты, поэты, ученые, художники, философы, которые работают дворниками, кочегарами, сторожами.

  Существуют  и другие возможности попадания  молодых людей в неформальные молодежные объединения (отсутствие доступных  форм проведения досуга, приход «за  компанию», избыток свободного времени). Однако базовыми причинами первого  шага, сделанного в сторону молодежной субкультуры, считаются указанные выше предпосылки [3, стр.173 – 183].

  Поскольку любое неформальное молодежное объединение  объединяет тех, кто «не вписался»  в нормальный ход социальной жизни, то, с одной стороны, культивируется протест против общества с целью создать иное (лучшее), а с другой, – именно пребывание в неформальном молодежном объединении призвано способствовать адаптации молодежи к тому же обществу. Молодежная субкультура выполняет целый ряд положительных функций: адаптация молодых людей к обществу, предоставление возможности молодому человеку выработать первичный статус, помощь молодым людям в освобождении от родительской зависимости и опеки, передача специфических для определенного социального слоя ценностных представлений. Как правило, многие молодые люди после выхода из движения уже не страдают подростковыми комплексами, не «бунтуют» по ничтожным поводам, не превращают жизнь в бесконечный поиск приключений [2, стр.37].

  Существует  целый ряд типологий молодежных субкультур. Обстановку в России в конце ХХ в. достаточно точно отражает типология, предложенная казанским исследователем С.А. Сергеевым:

  - романтико-эскапистские субкультуры  (хиппи, ролевики, толкиенисты, с  известными оговорками байкеры);

  - гедонистическо-развлекательные («мажоры», рейверы, рэперы);

  - криминальные («гопники», люберы);

  - анархо-нигилистические (панки, экстремистские  политизированные субкультуры «левого»  и «правого» толка, которые  можно также называть радикально-деструктивными [5, стр.19].

  Заслуживает внимания и типология, предложенная А. Тарасовым в начале XXI века:

  - «золотая молодежь» в столицах;

  - наркоманская субкультура;

  - уголовная среда;

  - «голубая» тусовка;

  - неофашисты и скинхеды;

  - «нацболы» (национал-большевики);

  - футбольные фанаты;

  - «попсовики»;

  - «старая контркультура» (субкультура,  развивающая традиции хиппи 60-х  годов.);

  - сатанисты;

  - «новая контркультура» (оппозиционная  молодежная субкультура, соединившая  традиции старых хиппи, национал-большевизма  и левацкого революционизма [7, стр.31].

  Наконец, типология, разработанная С.И. Левиковой  в 1996 г.:

  - группы, объединяющие приверженцев  музыкальных вкусов и стилей (металлисты, роллинги, брейкеры, битломаны);

  - группы, ценностные ориентации которых  имеют некоторый политический и идеологический оттенок (ностальгисты, анархисты, пацифисты, отклонисты, «зеленые»);

  - группы аполитичного, эскапистского  характера (хиппи, панки, люди  «системы»);

  - эстетствующие группы («митьки»);

  - группировки, исповедующие «культ  мускулов» («качки»);

  - криминогенные группировки, объединяющиеся  по признакам агрессивности, жесткой  организованности и противоправной  деятельности («теляги», гопники, люберы) [3, стр.282 – 283].

  Каждая  из приведенных выше типологий имеет  свои достоинства и недостатки. Однако любая модель и схема – это абстрагирование, реальная жизнь намного богаче любой схемы и не укладывается в нее, можно наметить лишь общий контур.

  На  практике между молодежными субкультурами  не существует жестких разграничений. Принадлежность молодого человека к одной молодежной субкультуре не исключает его членства в других. Это возможно потому, что у молодежи есть нечто общее – возможность «тусоваться». В молодежных субкультурах необязательно разделять то или иное мировоззрение – здесь молодые люди должны разделять внешние формы поведения и символику.

  И все же какая-нибудь типология, пусть  даже самая простая, нужна. Такая  типология уже была приведена  выше – «гуманитарные» и «криминогенные»  субкультуры. К первым можно отнести «стиляг», хиппи, растаманов, толкиенистов, ролевиков, готов, эмокидов, мобберов, рейверов, хип-хоп (рэперов), роллеров и прочих экстремалов, стрейт-эджеров, большинство металлистов. Ко вторым – скинхедов, футбольных хулиганов, гопников, люберов, хакеров, байкеров, панков, сатанистов.

  Однако и это деление достаточно условное: среди первых нередко встречаются радикальные активисты, представляющие угрозу обществу, равно как среди вторых – законопослушные молодые люди. 

 

   Молодежные субкультуры  современной России 

  К началу XXI в. субкультурный бум в нашей стране угас. Но это не означает, что неформальные молодежные объединения исчезли. В современной России продолжают развиваться старые формы молодежных субкультур и даже возникают новые.

  Субкультура хиппи – одна из старейших молодежных субкультур. Движение сформировалось в Сан-Франциско в середине 60-х годов XX века как протест против обывательщины. В основу хиппистской идеологии было положено философское учение, связанное с «движением Иисуса». Они придерживаются пацифистских взглядов (основной

символ  движения хиппи – «пацифик»), исповедуют

идею  «непротивления злу насилием», склонны к

творчеству. Основная форма проведения досуга –

тусовки на флэту (от англ. flat – квартира) с

неугасающими  дискуссиями, постоянной полемикой

и обязательным музицированием. Тусовки

сопровождаются, как правило, употреблением алкоголя и наркотиков. Хиппи нередко порывают с домом, путешествуя практически  без средств к существованию. Известна любовь хиппи к цветам (одно из названий движения – «дети цветов») и к хождению босиком. Частью хипповской идеологии является «свободная любовь» со всеми вытекающими последствиями [1, стр.7].

  В молодежной культуре 90-х годов появились  толкиенистское движение и связанная с ним, порожденная им толкиенистская субкультура. Известный английский филолог и писатель Джон Рональд Руэл Толкиен (на сленге толкиенистов – Профессор) родился в 1892, умер в 1973 году. Его книги «Властелин колец», «Сильмариллион» и другие

относятся к жанру «фэнтези» – сказочной

фантастики. Толкиен – мастер особой,

завораживающей атмосферы повествования, так

что читатель начинает отождествлять себя с

героями книги (эльфы, тролли, гномы, гоблины,

хоббиты). Это стало одним из факторов,

вызвавших к жизни неожиданный для самого

автора  социокультурный феномен – ролевые  игры («хичек» на толкиенистском жаргоне) по книгам Толкиена. Ролевая игра близка к импровизированной театральной  постановке. Готовится реквизит (безопасное оружие, одежда, соответствующая толкиеновскому условному средневековью). Мастера – режиссеры игры – распределяют роли, игроки проходят нечто вроде экзамена на знание фантастического мира Толкиена и предыстории своего персонажа, намечается сюжетная линия [4, стр.63].

  В 1993 – 94-х годах субкультура толкиенистов пережила кризис роста. Он был преодолен путем расширения диапазона ролевых игр, включившего произведения не только Толкиена, но и других писателей-фантастов, а также исторические сюжеты. Организационно отделилось движение ролевых игр, хотя по атрибутике, ценностным ориентациям ролевики близки к толкиенистам. Можно констатировать, что субкультура толкиенистов и ролевиков развивается в последние годы наиболее активно и динамично.

  Готы – результат слияния ностальгии «романтиков» по модной одежде, декларативного нигилизма и могильного юмора панков. Одеваются они во все черное, в крайнем случае, в темно-серое. Прическа гота – настоящее произведение искусства. Из предметов обихода приветствуются кожаные штаны, жилетки, бусы, цепочки, серьги. Многие готы носят древнеегипетские символы – «анки» (анкх – крест с петлей; египтяне использовали его как символ бессмертия, жизни, соединения мужского и женского начал;

копты интерпретировали анкх в качестве символа загробной

жизни). Настоящие готы, помимо забот об одежде, стремятся

поддерживать  и соответствующий образ жизни. Готы обильно

и охотно заимствуют кладбищенскую, вампирическую эстетику.

Приветствуется  все, что относится к темной стороне бытия,

связано со смертью. Излюбленные места сборищ готов -

кладбища. Часто практикуют садомазохизм. Готы склонны превращать свои тусовки в ролевую игру, в некий инфернальный театр, но несхожий с игрищами фанатов Толкиена.

  Эмокиды – поклонники эмо-музыки. Движение сформировалось в 2000-е годы. Как и для субкультуры готов, для них

характерна андрогинность. Кроме яркого прикида,

прически  и макияжа, у эмокидов есть другие способы

выразить  себя: через музыку и обостренные эмоции

по поводу всего, что происходит в их жизни. Самое

главное стремление эмокида – найти большую чистую

любовь. Влюбившись, они целиком отдаются этому всепоглощающему чувству. А если окажется, что они ошиблись и этот человек ненастоящая вторая половинка, то страданиям эмокидов не будет предела, ближайшие дни они посвятят размышлениям о несовершенстве нашего мира. Но поплакав пару дней, они устремляются к дальнейшему поиску. Особенно сильные эмоции вызывает в эмокидах музыка. На эмо-фестивалях толпы эмокидов в яркой одежде не в силах справиться со своими эмоциями и едва ли не заливают слезами танцпол [4, стр.71-95].

   Субкультура рейва возникла в 80-е годы XX века в США и Великобритании. В России начала распространяться с 1990 – 91 годов. Неотъемлемая часть рейверского стиля жизни – ночные дискотеки с мощным звуком, компьютерной графикой, лучами лазеров. Для одежде рейверов характерны яркие краски и использование искусственных материалов (винил, пластик). Развитие субкультуры рейва шло параллельно с распространением наркотиков, в частности, «экстази». Принятие галлюциногенов с целью «расширения сознания» стало, к сожалению, практически неотъемлемой частью рейверской субкультуры. Вместе с тем многие деятели молодежной культуры, в том числе ди-джеи, – ключевые фигуры рейв-субкультуры – высказывали и высказывают крайне негативное отношение к приему наркотиков.

  Рэперы (они же хип-хоперы) – те, что таскают на плече магнитофоны, носят одежду на пару размеров больше и танцуют на улице, а порой неплохо рисуют граффити. К основным составляющим хип-хоп культуры можно отнести: рэп, брейк, граффити, ди-джеинг, некоторые виды спорта. Рэп – или читка – пожалуй, главный способ воздействия этой субкультуры на сознание окружающих. Фактически рэп можно назвать мелодекламацией. Главное в рэпе ритм слов и текст. Хип-хоп зарождался как музыка и субкультура негритянского гетто с резко агрессивным отношением к белому населению. В этом смысле лидеры хип-хопа в России оказались в странном положении. Однако был найден выход из ситуации, и сейчас тексты в духе русского рока приспосабливаются к новым музыкальным формам, то есть к рэпу. Противопоставление строится не на расовом признаке, а по социальным (бедные – богатые), культурным (конформисты – нонконформисты) и другим категориям.

Информация о работе Молодежные субкультуры и контркультура