Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2010 в 09:46, контрольная работа
Основным противоречием в исследуемой области является противоречие между культурными стереотипами студенческой молодежи и культурными стереотипами взрослых – противоречия между понятиями отцов и детей. Есть «наша» мода, «наша» музыка, «наше» общение, а есть – «папино», которое предлагается институциональными средствами гуманитарной социализации. Здесь прослеживается культурное отчуждение культуры студенческой молодежи от культуры общества в целом.
Необходимо социологическое исследование данной проблемы для определения уровня культуры среди студентов, их культурной самоидентификации. Исследования в области социологии молодежи могут помочь понять причины происходящего в нашем обществе культурного конфликта поколений.
Введение …………………………………………………………………… 3
Понятие «молодежная субкультура» ……………………………………. 4
Социально-исторические предпосылки появления
молодежной субкультуры ………………………………………………… 5
Влияние внутренних и внешних факторов на развитие
процессов в молодежной субкультуре …………………………………... 7
Неформальные молодежные объединения ……………………………… 8
Молодежные субкультуры современной России ……………………… 11
Контркультура …………………………………………………………… 17
Заключение ………………………………………………………………. 19
Библиография ……………………………………………………………. 20
-
в среде безработных, временно
(частично) занятых работой молодых
людей (наличие свободного
-
при несоответствии реального
социального статуса уже
Существуют и другие возможности попадания молодых людей в неформальные молодежные объединения (отсутствие доступных форм проведения досуга, приход «за компанию», избыток свободного времени). Однако базовыми причинами первого шага, сделанного в сторону молодежной субкультуры, считаются указанные выше предпосылки [3, стр.173 – 183].
Поскольку любое неформальное молодежное объединение объединяет тех, кто «не вписался» в нормальный ход социальной жизни, то, с одной стороны, культивируется протест против общества с целью создать иное (лучшее), а с другой, – именно пребывание в неформальном молодежном объединении призвано способствовать адаптации молодежи к тому же обществу. Молодежная субкультура выполняет целый ряд положительных функций: адаптация молодых людей к обществу, предоставление возможности молодому человеку выработать первичный статус, помощь молодым людям в освобождении от родительской зависимости и опеки, передача специфических для определенного социального слоя ценностных представлений. Как правило, многие молодые люди после выхода из движения уже не страдают подростковыми комплексами, не «бунтуют» по ничтожным поводам, не превращают жизнь в бесконечный поиск приключений [2, стр.37].
Существует целый ряд типологий молодежных субкультур. Обстановку в России в конце ХХ в. достаточно точно отражает типология, предложенная казанским исследователем С.А. Сергеевым:
-
романтико-эскапистские
- гедонистическо-развлекательные («мажоры», рейверы, рэперы);
- криминальные («гопники», люберы);
-
анархо-нигилистические (панки,
Заслуживает внимания и типология, предложенная А. Тарасовым в начале XXI века:
- «золотая молодежь» в столицах;
- наркоманская субкультура;
- уголовная среда;
- «голубая» тусовка;
- неофашисты и скинхеды;
-
«нацболы» (национал-
- футбольные фанаты;
- «попсовики»;
-
«старая контркультура» (субкультура,
развивающая традиции хиппи 60-
- сатанисты;
-
«новая контркультура» (оппозиционная
молодежная субкультура,
Наконец, типология, разработанная С.И. Левиковой в 1996 г.:
- группы, объединяющие приверженцев музыкальных вкусов и стилей (металлисты, роллинги, брейкеры, битломаны);
- группы, ценностные ориентации которых имеют некоторый политический и идеологический оттенок (ностальгисты, анархисты, пацифисты, отклонисты, «зеленые»);
- группы аполитичного, эскапистского характера (хиппи, панки, люди «системы»);
- эстетствующие группы («митьки»);
-
группировки, исповедующие «
-
криминогенные группировки,
Каждая из приведенных выше типологий имеет свои достоинства и недостатки. Однако любая модель и схема – это абстрагирование, реальная жизнь намного богаче любой схемы и не укладывается в нее, можно наметить лишь общий контур.
На
практике между молодежными
И все же какая-нибудь типология, пусть даже самая простая, нужна. Такая типология уже была приведена выше – «гуманитарные» и «криминогенные» субкультуры. К первым можно отнести «стиляг», хиппи, растаманов, толкиенистов, ролевиков, готов, эмокидов, мобберов, рейверов, хип-хоп (рэперов), роллеров и прочих экстремалов, стрейт-эджеров, большинство металлистов. Ко вторым – скинхедов, футбольных хулиганов, гопников, люберов, хакеров, байкеров, панков, сатанистов.
Однако
и это деление достаточно условное: среди
первых нередко встречаются радикальные
активисты, представляющие угрозу обществу,
равно как среди вторых – законопослушные
молодые люди.
Молодежные субкультуры
современной России
К началу XXI в. субкультурный бум в нашей стране угас. Но это не означает, что неформальные молодежные объединения исчезли. В современной России продолжают развиваться старые формы молодежных субкультур и даже возникают новые.
Субкультура хиппи – одна из старейших молодежных субкультур. Движение сформировалось в Сан-Франциско в середине 60-х годов XX века как протест против обывательщины. В основу хиппистской идеологии было положено философское учение, связанное с «движением Иисуса». Они придерживаются пацифистских взглядов (основной
символ движения хиппи – «пацифик»), исповедуют
идею «непротивления злу насилием», склонны к
творчеству. Основная форма проведения досуга –
тусовки на флэту (от англ. flat – квартира) с
неугасающими дискуссиями, постоянной полемикой
и обязательным музицированием. Тусовки
сопровождаются, как правило, употреблением алкоголя и наркотиков. Хиппи нередко порывают с домом, путешествуя практически без средств к существованию. Известна любовь хиппи к цветам (одно из названий движения – «дети цветов») и к хождению босиком. Частью хипповской идеологии является «свободная любовь» со всеми вытекающими последствиями [1, стр.7].
В молодежной культуре 90-х годов появились толкиенистское движение и связанная с ним, порожденная им толкиенистская субкультура. Известный английский филолог и писатель Джон Рональд Руэл Толкиен (на сленге толкиенистов – Профессор) родился в 1892, умер в 1973 году. Его книги «Властелин колец», «Сильмариллион» и другие
относятся к жанру «фэнтези» – сказочной
фантастики. Толкиен – мастер особой,
завораживающей атмосферы повествования, так
что читатель начинает отождествлять себя с
героями книги (эльфы, тролли, гномы, гоблины,
хоббиты). Это стало одним из факторов,
вызвавших к жизни неожиданный для самого
автора
социокультурный феномен –
В
1993 – 94-х годах субкультура
Готы – результат слияния ностальгии «романтиков» по модной одежде, декларативного нигилизма и могильного юмора панков. Одеваются они во все черное, в крайнем случае, в темно-серое. Прическа гота – настоящее произведение искусства. Из предметов обихода приветствуются кожаные штаны, жилетки, бусы, цепочки, серьги. Многие готы носят древнеегипетские символы – «анки» (анкх – крест с петлей; египтяне использовали его как символ бессмертия, жизни, соединения мужского и женского начал;
копты интерпретировали анкх в качестве символа загробной
жизни). Настоящие готы, помимо забот об одежде, стремятся
поддерживать и соответствующий образ жизни. Готы обильно
и охотно заимствуют кладбищенскую, вампирическую эстетику.
Приветствуется все, что относится к темной стороне бытия,
связано со смертью. Излюбленные места сборищ готов -
кладбища. Часто практикуют садомазохизм. Готы склонны превращать свои тусовки в ролевую игру, в некий инфернальный театр, но несхожий с игрищами фанатов Толкиена.
Эмокиды – поклонники эмо-музыки. Движение сформировалось в 2000-е годы. Как и для субкультуры готов, для них
характерна андрогинность. Кроме яркого прикида,
прически и макияжа, у эмокидов есть другие способы
выразить себя: через музыку и обостренные эмоции
по поводу всего, что происходит в их жизни. Самое
главное стремление эмокида – найти большую чистую
любовь. Влюбившись, они целиком отдаются этому всепоглощающему чувству. А если окажется, что они ошиблись и этот человек ненастоящая вторая половинка, то страданиям эмокидов не будет предела, ближайшие дни они посвятят размышлениям о несовершенстве нашего мира. Но поплакав пару дней, они устремляются к дальнейшему поиску. Особенно сильные эмоции вызывает в эмокидах музыка. На эмо-фестивалях толпы эмокидов в яркой одежде не в силах справиться со своими эмоциями и едва ли не заливают слезами танцпол [4, стр.71-95].
Субкультура рейва возникла в 80-е годы XX века в США и Великобритании. В России начала распространяться с 1990 – 91 годов. Неотъемлемая часть рейверского стиля жизни – ночные дискотеки с мощным звуком, компьютерной графикой, лучами лазеров. Для одежде рейверов характерны яркие краски и использование искусственных материалов (винил, пластик). Развитие субкультуры рейва шло параллельно с распространением наркотиков, в частности, «экстази». Принятие галлюциногенов с целью «расширения сознания» стало, к сожалению, практически неотъемлемой частью рейверской субкультуры. Вместе с тем многие деятели молодежной культуры, в том числе ди-джеи, – ключевые фигуры рейв-субкультуры – высказывали и высказывают крайне негативное отношение к приему наркотиков.
Рэперы (они же хип-хоперы) – те, что таскают на плече магнитофоны, носят одежду на пару размеров больше и танцуют на улице, а порой неплохо рисуют граффити. К основным составляющим хип-хоп культуры можно отнести: рэп, брейк, граффити, ди-джеинг, некоторые виды спорта. Рэп – или читка – пожалуй, главный способ воздействия этой субкультуры на сознание окружающих. Фактически рэп можно назвать мелодекламацией. Главное в рэпе ритм слов и текст. Хип-хоп зарождался как музыка и субкультура негритянского гетто с резко агрессивным отношением к белому населению. В этом смысле лидеры хип-хопа в России оказались в странном положении. Однако был найден выход из ситуации, и сейчас тексты в духе русского рока приспосабливаются к новым музыкальным формам, то есть к рэпу. Противопоставление строится не на расовом признаке, а по социальным (бедные – богатые), культурным (конформисты – нонконформисты) и другим категориям.