Молодежные общественные объединения как форма проявления социальной активности

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 14:29, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - изучить содержание, формы и методы социализации молодежи в условиях общественного объединения.
Задачи исследования:
1. Раскрыть понятие и сущность молодежных объединений.
2. Рассмотреть вопросы государственной поддержки молодежных объединений.
3. Проанализировать практику организованной общественно полезной деятельности молодежи в нашем институте.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….3-4стр
Глава 1. СУЩНОСТЬ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ МОЛОДЕЖНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ В РОССИИ..5-16стр
1.1Понятие и сущность молодежных объединений………………5-12стр
1.2Государственная поддержка молодежных объединений……13-17стр
Глава 2. ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ОБЩЕСТВЕННЫХ МОЛОДЕЖНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ……………………………………………………..…18-23стр
2.1 Студенческое объединение «Социальные инициативы» как средство этнокультурной социализации молодежи………………………….....18-23стр
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………….24-26стр
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………..27стр

Работа содержит 1 файл

МОЛОДЕЖНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ КАК ФОРМА СОЦИАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖИ.doc

— 112.00 Кб (Скачать)
  • государственную;
  • общественную, частную;
  • семейную;
  • деятельность самой молодежи, ее отдельных групп.

В данной социализации очень важная роль принадлежит как  государственным институтам образовательного, культурного, социального, этнического, управленческого и производственного  назначения, так и частным институтам и субинститутам (имеются в виду крупные, средние и малые частные предприятия, фирмы и т. п.), общественным организациям культурного и национального характера. Все это — социальные структуры и формы, при посредстве которых старшие по возрасту группы передают своим молодым членам общества этнокультурную эстафету. В свою очередь, молодые воспринимают этнокультурное наследие, богатство, этнокультурные традиции в быстро изменяющихся исторических условиях современной эпохи под мощным воздействием информационных и товарных потоков, под влиянием людей других этнокультурных сред. Процессы столкновения, борьбы противоречивых этнокультурных сред и традиций особенно наглядно и рельефно наблюдаются сегодня в России, где идет буквально засилье западных стереотипов, западной «массовой культуры». А ведь у нас есть своя, не похожая на других, культура.

Успешность  социализации во многом зависит от развития такого качества, как инициативность. Инициативность – это такое интегративное  свойство личности, которое отражает ее способность к самостоятельным начинаниям, обусловливает достижение социального успеха, характеризует отношение к своему бытию, к социальному и природному окружению. Инициативных людей надо «выращивать», прорабатывая механизмы и создавая условия, реальные возможности, стимулирующие инициативу, побуждающие личность к деятельности.

Одним из способов такого выращивания инициативных людей  на нашем факультете можно рассматривать  студенческое объединение «Социальные  инициативы». Оно существует с 2007 года. Цель объединения: формирование активной гражданской позиции, социализация студентов, стимулирование интереса молодого поколения к решению актуальных проблем российского общества.

Уже на 1 курсе  меня заинтересовало это объединение, ведь многие студенты нашего факультета с удовольствием принимали активное участие в проведении мероприятий. Первая акция с моим участием – «Новогодняя сказка». В ней принимали участие студенты 1-5 курсов. Мы как большая семья собирались на репетиции, помогали друг другу. Выступали со сказкой в приюте в г.Электрогорске и в г. Орехово-Зуево. Я была счастлива и уверенна в том, что хочу участвовать в каждой акции. Ведь дарить детям счастье, улыбку – это прекрасно. Конечно, вначале это объединение я рассматривала как веселое времяпрепровождение, и лишь со временем я поняла, что мы обогащаем не только культуру детей, но и свою.

Ярким примером приобщения к народным традициям  нашей культуры являются акции «Проведение  масленицы» и праздник ко Дню Победы «Дорогами войны»

Масленица – русский народный праздник, который является популярным и сейчас. Мы были очень удивлены, ведь дети из детского дома практически ничего не знают об этом празднике. Поэтому мы рассказали о традициях празднования масленицы, поиграли в игры, как в старину. Однако мы не только рассказали детям о масленице, мы много нового узнали и для себя.

Также было и  с театрализованным представлением ко Дню Победы. Еще со школьной скамьи мы изучаем Великую Отечественную  войну, но проиграть это, передавая  то настроение – было сложно. Дети выступление смотрели затаив дыхание, ведь каждому интересна наша история.  А когда ты ее не читаешь по книжке, а эта «история» происходит на твоих глазах – вдвойне интереснее.

Конечно это  не все наши выступления. Мы из года в год показываем новогоднюю сказку, окунаясь в неизведанный мир волшебства, рассказывая детям о символике следующего года. Осенью у нас традиция проводить игры в детском доме.

Таким образом, обнаруживается, что включаясь в  деятельность студенческого объединения  «Социальные инициативы», мы не только формируем профессиональные умения и навыки, не только интересно проводим время, но и приобщаемся на активной деятельностной основе к родной культуре, ее символам, праздникам, обычаям. Путем раскодирования духовных смыслов этого национального наследия мы формируем свою этнокультурную автономность, постигаем самобытность каждого из нас как представителя великого российского народа.

Этот шанс есть у каждого студента нашего факультета, было бы желание. Недавно мы провели  опрос среди студентов 1-3 курсов с целью выяснить, а есть ли такое желание у студентов и чем оно вызвано. В результате выяснили, что из 54 опрошенных хочет быть членом какого-либо общественного объединения или движения только 13 человек, не хотят 23 человека, не определившихся с ответом - 18 человек.

В качестве мотивов  участия в общественном объединении  были названы:

  • Всесторонне саморазвиваться – 4 человека
  • Помочь людям и обществу – 3 человека
  • Узнать много нового – 2 человека
  • Познакомится с интересными людьми – 2 человека
  • Попробовать свои силы в разных сферах – 1 человек
  • Повеселиться в новой компании – 1 человек

Таким образом, несмотря на то, что всего 24% выразили желание стать членом какого-либо общественного объединения, преобладает  гуманистическая мотивация участия. У студентов есть желание саморазвиваться, и помогать другим, стремиться к знаниям.  Как сказал Антуан де Сент-Экзюпери : «Тебя заботит будущее? Строй сегодня. Ты можешь изменить все. На бесплодной равнине вырастить кедровый лес. Но важно, чтобы ты не конструировал кедры, а сажал семена». Любой наш поступок формирует нас как личность, а любая акция нашего студенческого объединения приобщает к русской культуре и помогает саморазвиваться.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Общественные  объединения представляют собой  особый тип социальных организаций. Под общественным объединением понимается совокупность различных видов социальных организаций, от отдельной гражданской инициативы до массового общественно-политического движения, объединяющих индивидуальных участников и вырабатывающих общие цели внутри своей структуры, регулирующих свою деятельность по принципу выборности, на основе всеми признаваемого устава. Общественные объединения являются неотъемлемой частью гражданского общества. Роль общественных объединений определяется тем, что они: представляют и защищают интересы граждан; объединяют граждан, помогая им обрести сторонников и единомышленников. С их помощью общество постепенно приобретает чёткую структуру; способствуют решению отдельных социальных проблем, ибо не только привлекают внимание общества к негативным явлениям, но и предлагают свои варианты решения, свою помощь; являются посредниками между государственными органами и гражданами и таким образом обеспечивают между ними обратную связь и осуществляют социальный контроль; оказывают влияние на формирование общественного мнения. Традиционные институты социализации, такие как семья и школа, испытывают кризисные состояния, связанные как с влиянием глобализации в общемировом контексте, так и со значительными социальными трансформациями, проходящими в обществе. Общественные объединения, демонстрируя большую мобильность к изменениям, имеют значительный социализационный потенциал для молодежи и обладают инновационным характером социализации как социальный институт. Понятие «молодежь» имеет изменяющийся временной характер, что позволяет говорить о различных определениях этой социальной группы в различных обществах. Основным отличительным признаком молодежи следует считать прохождение процесса активной социализации, заключающегося в развитии личности молодого человека во взаимодействии с окружающим его миром. Природа общественных объединений заключается в защите социально – экономических, культурных и иных прав его членов. Природа молодёжных общественных объединений заключается в реализации мотивационных составляющих, ориентации на создание новых ценностей, самовыражении. Самыми активными молодёжными общественными объединениями являются студенческие. Участие в деятельности общественных объединений дает молодежи навыки и способности, делающие более успешным процесс их социализации, формирует у этой группы молодых людей более позитивный эмоциональный настрой, уверенность в будущем и большую социальную мобильность. Привлечение молодежи в сферу общественной активности должно строиться с учетом трех основных мотивационных составляющих:

    • мотива самореализации (лидерство),
    • рекреационно-коммуникативного мотива (досуг) 
    • прагматического мотива (потребительский интерес).

Сегодня в стране существует ряд детских и молодежных организаций и движений, руководимых, как правило, взрослыми. Среди институтов социализации молодежные объединения, работа которых строится, прежде всего, с учетом интересов детей и предполагает их инициативу и общественную активность, занимают особое место. Кроме удовлетворения потребностей молодежи в общении, совместной деятельности по интересам, эти объединения выполняют и другие социальные, функции. Они включают молодежь в жизнь общества, служат средством формирования социальных навыков, защиты интересов и прав.

Рост количества молодежных объединений, их разнообразие по целям и направлениям деятельности являются признаками конструктивного развития общества, проявлениями инициативы молодого поколения. Но, в то же время, многие объединения пока характеризуются неустойчивостью, недостаточным профессионализмом, «мнимой» активностью. В связи с этим важное теоретическое и практическое значение приобретает вопрос об эффективности существующих на сегодняшний день объединений.

Эффективность их функционирования необходимо рассматривать  комплексно и на разных уровнях:

1) Структурный  уровень (макро-уровень) социальная  эффективность: роль молодежных  объединений в развитии общества  и его отдельных групп, степень  влияния на сознание и поведение  граждан, направленность на преобразование  действительности;

2) Позициональный  уровень (мезо-уровень) организационная  эффективность: молодежные объединения  как представители общественной  сферы деятельности, их структура  и функции, особенности менеджмента,  технологии работы, механизмы взаимодействия;

3) Личностный уровень (микро-уровень) личностная эффективность: возможности реализации актуальных потребностей и интересов личности, развитие потенциала участников молодежного объединения.

Участие в общественных молодежных объединениях позволяет  приобрести социальный опыт, способствует формированию гражданских качеств, необходимых для жизни в демократическом обществе.

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Алиева Л.В. Детское общественное объединение в системе социального воспитания детей и юношества Учебно-методическое пособие М., 2007. – 72
  2. Евлешина, Н. А. Социальное воспитание в детском общественном объединении: учебное пособие/ Н. А. Евлешина.- 1-е изд.- М.: Канон+ОИ "Реабилитация" , 2009 - 320 с
  3. Журнал социальная работа http://soc-work.ru/article/563
  4. Караваева, В. А. Социальный портрет учащейся молодежи: учебное пособие/ В. А. Караваева.- М, 2001
  5. Клипенштейн, Т. Проблема молодежной занятости в современных условиях: учебное пособие/  Т. Клипенштейн.- М.: 2000 г.
  6. Лисовский, В.Т. Социология молодежи: учебник/ В.Т. Лисовский.- СПб, 1996.
  7. Лихачев Д.С. – Книга беспокойств / Статьи, беседы, воспоминания/.- М.: Издательство «Новости», 1991, с 301-302.
  8. Мальцева Э.А. Детская общественная организация как пространство социального воспитания подростков: учебное пособие/ Э.А. Мальцева.- Монография. – Ижевск: УдГУ, 2005. – 352 с.
  9. Мудрик, А.В. Психология и воспитание : учебно-методическое пособие / А.В. Мудрик. – Москва : Московский психолого-социальный институт, 2006. – 472 с.
  10. Развитие социальной инициативности детей и молодежи: Монография/ Под общ. ред. Т.С. Борисовой. – М.: ИСП РАО, 2008.
  11. Шаранов, А.В. Социология молодежи: учебное пособие/ А.В. Шаранов.- М.,1996.- 144с.

 


Информация о работе Молодежные общественные объединения как форма проявления социальной активности