Молодежные общественные объединения как форма проявления социальной активности

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 14:29, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - изучить содержание, формы и методы социализации молодежи в условиях общественного объединения.
Задачи исследования:
1. Раскрыть понятие и сущность молодежных объединений.
2. Рассмотреть вопросы государственной поддержки молодежных объединений.
3. Проанализировать практику организованной общественно полезной деятельности молодежи в нашем институте.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….3-4стр
Глава 1. СУЩНОСТЬ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ МОЛОДЕЖНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ В РОССИИ..5-16стр
1.1Понятие и сущность молодежных объединений………………5-12стр
1.2Государственная поддержка молодежных объединений……13-17стр
Глава 2. ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ОБЩЕСТВЕННЫХ МОЛОДЕЖНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ……………………………………………………..…18-23стр
2.1 Студенческое объединение «Социальные инициативы» как средство этнокультурной социализации молодежи………………………….....18-23стр
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………….24-26стр
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………..27стр

Работа содержит 1 файл

МОЛОДЕЖНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ КАК ФОРМА СОЦИАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖИ.doc

— 112.00 Кб (Скачать)


 

 

«МОЛОДЕЖНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ КАК ФОРМА СОЦИАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖИ»

                                              КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

 

 

Выполнила студентка

3 курса

Коваль М.О.

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….3-4стр

Глава 1. СУЩНОСТЬ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ  МОЛОДЕЖНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ В РОССИИ..5-16стр

1.1Понятие и  сущность молодежных объединений………………5-12стр

1.2Государственная  поддержка молодежных объединений……13-17стр

Глава 2. ИЗ ОПЫТА  РАБОТЫ ОБЩЕСТВЕННЫХ МОЛОДЕЖНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ……………………………………………………..…18-23стр

2.1 Студенческое  объединение «Социальные инициативы»  как средство этнокультурной  социализации молодежи………………………….....18-23стр

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………….24-26стр

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………..27стр

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность

Молодежные общественные объединения, как форма проявления

социальной  активности молодого поколения, развиваются  сегодня на

качественно ином уровне. Переживая в связи с  трансформацией российского общества новый этап становления, они постепенно институционализируются, начинают складываться в единую структуру со специфическими правилами и механизмами функционирования. Развитие молодежных объединений в современных условиях характеризуется неустойчивостью, быстрыми темпами изменений. Им приходится «выстраивать» свою деятельность в обществе, опираясь на новые ориентиры, искать иные, более эффективные формы взаимодействия с молодежью, политической властью, СМИ, коммерческими организациями, а также между собой. Данные объединения, с одной стороны, выступают в качестве субъектов социальной политики, представляющих интересы различных групп молодежи – тем самым они способствуют усилению роли молодежных инициатив, развитию институтов гражданского общества. В то же время, нередко приоритетом их деятельности становится реализация «государственного заказа», сдерживание деструктивных проявлений молодежной активности – в этом случае организации и движения служат инструментом воспитания и контроля молодого поколения.

Объект исследования: молодежные общественные объединения в России.

Предмет исследования: молодежные общественные объединения как форма социализации молодежи.

Цель работы - изучить содержание, формы и методы социализации молодежи в условиях общественного объединения.

Задачи исследования:

1. Раскрыть понятие  и сущность молодежных объединений.

2. Рассмотреть  вопросы государственной поддержки  молодежных объединений. 

3. Проанализировать  практику организованной общественно  полезной деятельности молодежи  в нашем институте. 

Методологическую основу исследования

составили концепции личностно-деятельностного подхода, в контексте которого рассматриваются формы усвоения социального опыта растущей личностью (Б.Г. Ананьев, М.В. Богуславский, Л.С. Выготский, Т.В. Драгунова, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Л.Ф. Обухова, В.И. Слободчиков, Д.И. Фельдштейн, Г.А. Цукерман, Д.Б, Эльконин и другие), а также концептуальные подходы к Детству как особому явлению социального мира, находящемуся под определенным регулирующим воздействием социального начала (А.Г. Асмолов, А.А. Бодалев, В.П. Зинченко, О.В. Лишин, Ф.Т. Михайлов, К.Н. Поливанова, Д.И. Фельдштейн, Д.Б. Эльконин).

 

Структура

Работа состоит  из введения, 2 глав, заключения и списка литературы.

 

СУЩНОСТЬ И СОВРЕМЕННОЕ  СОСТОЯНИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ  МОЛОДЕЖНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ В РОССИИ

1.1.Понятие  и сущность молодежных объединений

Сегодня в России действует более 427 тысяч молодежных и детских общественных объединений. Среди них общероссийские, международные, межрегиональные, региональные, местные. По данным социологов, более половины молодых людей поддерживают их существование, при этом войти в их состав хотели бы вдвое меньше. Реально же членами молодежных общественных объединений является 4% российской молодежи. Под общественным объединением понимается совокупность равноправных граждан, добровольно объединившихся на основе общности интересов для совместной реализации своих прав. Ещё с глубокой древности известны союзы граждан, которые объединяли людей с общими взглядами на различные явления общественной жизни: философские, художественные и литературные школы, масонские ложи, рыцарские ордена, музыкальные салоны и т.д. Появление общественных движений в более или менее современном виде относится к началу XIX века. Их существование было обусловлено определёнными социальными потребностями, прежде всего: в решении той или иной проблемы; в совместной деятельности; в общении с единомышленниками. На современном этапе можно выделить две основные формы объединений: общественные организации и общественные движения. Общественная организация является стабильным социальным образованием, имеющим устав, управленческий аппарат, внутреннюю структуру и постоянное членство с уплатой определённого денежного взноса. Общественное движение не представляет собой чётко организованной структуры, имеет довольно пёстрый состав участников с различными политическими взглядами, в нём отсутствует фиксированное членство и т.д. Спектр общественных объединений широк и мозаичен.

Разнообразие  и большое количество общественных объединений предопределило существование  их различных типологий.

Классификация современных общественных молодежных объединений в науке следующая:

  • по форме объединения: клубно – досуговые структуры, неформальные, политические, религиозные объединения (секты) и др.;
  • по направлению интересов: правозащитные, культурно-спортивные, экстремистские и др.;
  • по доминирующим ценностям: романтико – эскапистские, идеалистско-развлекательные, радикально-деструктивные и др.;
  • по целевой группе: студенческие, школьные и др.

Характерные особенности  общественных молодежных объединений  следующие. Они проявляются в стремлении молодёжи развить какую-то новую точку зрения на своё положение в обществе и на свои права, точку зрения, основанную на желаниях и надеждах. Становление общих социальных движений возникает как процесс нащупывания каких-то новых ценностей и направлений деятельности в форме нескоординированных или слабо координированных попыток. Такие объединения направляют свою деятельность на самые различные сферы общественной жизни. Общие социальные движения развиваются преимущественно неформально и зачастую неофициально.

Главенствующую  роль в развитии молодёжных общественных объединений играет система ценностных ориентаций. Эта система разделяется  на три большие группы: 1) «материнские»  как материально – экономические; 2) «отцовские» как духовно – гуманитарные; 3) символически – интерсубъективные как рациональные.

1. Материально  – экономические ценностные ориентации  студенческой молодежи имеют  двойственный характер. Они располагаются  по двум осям – «приватность  – социальность» и «материализм – постматериализм». Поскольку студенчество является экономически зависимой частью общества и нуждается в всемерной поддержке государства, оно крайне заинтересовано в государственном управлении экономикой и в развитии государственного сектора экономики. Будучи объектом опеки со стороны государства, студенчество ратует за социально ориентированную экономику. Однако «на смену патерналистским и в какой то степени инфантилистским настроениям приходит осознание необходимости прежде всего личностных усилий».

2. Общественно – политические ориентации студенчества, с одной стороны, формируются по широте всего политического спектра. В студенчестве как в проекции представлены все цвета и оттенки этого спектра от крайне правого до крайне левого. Они распределяются по вертикальной оси «левый либерализм – правый консерватизм» и горизонтальной оси «интернационализм – национализм». В соответствии с аристократичностью и элитарностью образования, а также с готовностью в недалеком будущем стать «отцами» общества, руководителями высокого ранга, менеджерами в различных отраслях народного хозяйства студенческие предпочтения формируются в направлении правой, консервативной идеологии правящих классов, сильного государства. Эта идеология основывается на принципах государственности и патриотизма. С другой стороны, традиционной демократизм студенческого сообщества обуславливает либеральные устремления, в которых, по данным многих социологических исследований, усматривается «очевидная демократическая направленность». Оппозиция национализма и интернационализм наиболее проблематична в полиэтнических обществах, и ее значение особенно возрастает в годы реформ, когда начинается борьба за «место под солнцем». Студенчество в этом смысле характеризуют самые крайние позиции по оси «интернационализм – национализм», привлекая как в ряды ярых шовинистов, фашистов, так и в ряды борцов с фашизмом.

3. Духовно –  гуманитарные ценностные ориентации  традиционно делятся на индивидуально  направленные или этические и  коллективно направленные или  политические ценностные ориентации. Этические ценностные ориентации в контексте студенческой транзитивности распределяются по вертикальной оси «утилитаризм – духовность» и горизонтальной оси «коллективизм – индивидуализм». Утилитаризм этических ориентаций студенчества связан со многими факторами как негативного, так и позитивного характера, определяющими тенденции развития современного студенчества. Это, с одной стороны, и «падение нравов», утрата духовных идеалов, засилье бездуховных поделок массового искусства, «которая стала ведущим началом в формировании мировоззренческих установок и определяющим образом влияет на самоидентификацию молодежи». С другой стороны, универсальность получаемого образования, возрастание приоритета науки и образования, рост научного знания, вследствие чего на задний план отходят нерациональные источники гуманизма.

И все-таки, несмотря на утрату духовных ориентиров, традиционная духовность студенчества является его  фундаментальным качеством и  базовой ценностью, поскольку и  высшее образование, и высокий культурный статус студенчества накладывает на него неизгладимую печать образованности и интеллигентности, благодаря которым студенчеству удается «противостоять прагматизму общества и напору массовой культуры». Коллективистская ориентация студенчества связана с общим демократизмом студенческого сообщества, с интенсивностью и экстенсивностью коммуникабельности студентов, а их индивидуализация обуславливается элитарностью высшего образования и его специальностью, особенностью и уникальностью

Таким образом, факторами, актуализирующими общественные объединения современной молодежи являются:

    • неотрегулированность социализационных функций формальных социальных институтов;
    • отсутствие условий в социуме для полноценного участия молодежи в общественной жизни;
    • снижение социальных гарантий на получение образования, профессии;
    • падение уровня жизни и т.д.

Показателями  влияния общественных объединений  на своих участников являются:

    • более высокая социальная мобильность,
    • высокий уровень самооценки и социального оптимизма,
    • большая толерантность и вестернизированность членов молодежных объединений
    • более успешное протекание процесса социализации по сравнению с их сверстниками, не принимающими участие в деятельности общественных объединений.

Типология мотивов  участия и неучастия молодежи в деятельности общественных объединений, включающая три основные группы, следующая:

  1. лидерская (мотив самореализации),
  2. рекреационно-коммуникативная (досуговая мотивация)
  3. прагматическая (материальная заинтересованность и потребительский мотив).

Природа молодёжных общественных объединений заключается  в реализации ценностных установок, самовыражении.

В России более 200 молодежных общественных организаций  и объединений (спортивные, скаутские, творческие и др.). Некоторые из них  называются ассоциациями, лигами, союзами. Современный этап развития общественных молодежных объединений характеризуется переходом от одной в прошлом организации к многообразию (по целям, содержанию, формам и методам деятельности, степени включенности в социальную практику) общественных формирований, отличающихся динамичностью, определенной независимостью от государственных и общественных структур и личностной ориентацией. Они отражают все те инновационные процессы и явления, которые происходят в сферах жизни нашего общества. Но, будучи явлением социальным, молодежное объединение выступает как фактор развития личности, как педагогическое средство.

В общественном объединении  сложились на основе опыта некоторые  принципы, определяющие его влияние  на молодежь. Среди них следует выделить принцип самоорганизации, что обусловливает особенность молодежных формирований — создание и становление их по инициативе «снизу», их деятельность основывается на волеизъявлении членов, программы носят поисковый характер, отражая результаты самодеятельности и коллективного творчества.

Ведущим направлением, целью общественного объединения  является развитие личности посредством  включения в деятельность, способствующую вхождению, адаптации, интеграции личности в социальную среду. Этим определяются основные функции, задачи молодежных объединений:

•    широкое  разностороннее включение личности в систему общественных отношений, в социальную жизнь;

•  организация  жизнедеятельности, удовлетворяющей  потребности в развитии, отвечающей эмоционально-нравственному состоянию и возрастным особенностям;

•  защита прав и свобод личности от негативных влияний  социальной среды;

•   корректировка  различных влияний на личность, ее сознание и поведение (формирование социально-нравственных идеалов, ценностей, потребностей).

Информация о работе Молодежные общественные объединения как форма проявления социальной активности