Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 19:42, курсовая работа
Цель настоящей работы – выявить основные черты молодежного движения во Франции во второй половине XX – начале XXI века.
В соответствии ставятся следующие задачи:
Дать определения понятиям социальные и молодежные движения.
Выделить характерные черты молодежных движений.
Показать особенности различных молодежных движений во Франции во второй половине XX – начале XXI века.
- рациональностью и
- наличием органа власти и аппарата управления.
Формальная организация представляет собой способ организованности, построенный на социальной формализации связей, статусов, норм. В таких организациях не предусмотрены никакие другие отношения между индивидами, кроме служебных, никакие другие цели, кроме функциональных.1 У каждой формальной организации, как правило, есть свой устав (приложение 1).
В России – это «Молодая гвардия» и движение «Наши», одни из многочисленных видов молодежных движений в нашей стране.
Во Франции – это широко распространённое студенческое движение, которое имеет давнюю историю. Участники этого движения выступают против законов или реформ образования, с требованиями улучшения условий жизни (повышение пособий, проблема жилья и другое) или по политическим мотивам, не относящимся непосредственно к студентам.
Другой формой молодежных субкультур являются неформальные объединения молодежи, неформальные группы.
«Неформальные объединения» - это неюридическое понятие,
____________________
1 Википедия http://ru.wikipedia.org/wiki/
пришедшее из газет в 80-е годы как противовес «формальным», то есть официально определенным (зарегистрированным) организациям. У неформального объединения отсутствуют учредители, устав, часто отсутствует сам факт объединения, так как под одним и тем же названием могут существовать разные формирования. Однако часть этих объединений имеет свои, неофициальные, «уставы», правила, обязательные для всех членов объединения.
Неформальными молодежными объединениями можно назвать официально незарегистрированные стихийно образующиеся группы молодых людей, возникающие по инициативе «снизу» на основе общего типа поведения, образа жизни, ценностных установок.1
В настоящее время существует достаточно много видов неформальных
движений: готы, панки, эмо, анимешники (или косплееры), хиппи, байкеры, растаманы, металлисты, скинхеды, гопники, рэперы и много других. Здесь названы наиболее распространённые разновидности неформальных объединений на сегодняшний день.
Готы – представители молодёжной субкультуры, зародившейся в конце 70-х годов XX века на волне пост-панка. Готическая субкультура достаточно разнообразна и неоднородна, однако для неё в той или иной степени характерны общие черты: специфический мрачный имидж – преобладание черного цвета в одежде, использование металлических украшений с символикой готической субкультуры и специфический макияж; интерес к хоррор-литературе и фильмам, готической музыке, деккансу и мистике (приложение 2).
Типичная атрибутика готов – анкх (древнеегипетский символ жизни), черепа, кресты, прямые и перевернутые пентаграммы, летучие мыши.2
Панки (punk) – молодежная субкультура, возникшая в середине 60-х в
____________________
1 Ковальчук С.Ю. «Особенности изучения неформальных молодежных объединений: история и современность». – С.99 - 100
2 Википедия http://ru.wikipedia.org/wiki/
Великобритании, США, Канаде и Австралии, характерными особенностями которой являются критическое отношение к обществу и политике.
Панки отличаются пёстрым эпатажным имиджем. Многие красят волосы в яркие неестественные цвета, начёсывают и фиксируют лаком или пивом, чтобы они стояли торчком. Панки носят заправленные в тяжелые ботинки джинсы, кеды или тяжелые ботинки, куртки-косухи. В одежде преобладает стиль «DEAD», то есть мертвый стиль. Панки носят черепа, знаки на одежде, цепи, напульсники, кожаные ошейники с шипами.1 (приложение 3).
Эмо (англ. Emo, сокращение от «эмоциональный») – термин, обозначающий особый вид хардкор-музыки, основанный на сильных эмоциях в голосе вокалиста и мелодичной, но иногда хаотичной или полностью отсутствующей музыкальной составляющей. Отличительные особенности этого стиля – манера вокала, включающая в себя зачастую визг, стоны, шепот, рев. Тексты песен носят в основном личностный характер.
Соответственно, молодежная субкультура эмо образовалась на базе поклонников одноименного музыкального стиля. Её представитлей называют эмо-киды(emo + англ.kid – ребенок), и в зависимости от пола эмо-бой и эмо-гёрл.
Выражение эмоций – главное
правило для эмо-кидов. Зачастую
эмо-кид – ранимый и
Традиционной прической для эмо является косая, рваная челка до кончика носа, закрывающая один глаз, а сзади короткие волосы, торчащие во все стороны. В одежде характерен розово-черный тон с двуцветными узорами и стилизованными значками. Эмо-киды носят кеды типа Converse или скейтерские кеды, а также флипы (трипичые тапочки в ромбик), слипоны
(обувь, похожая на тапочки, но с подошвой, как у кед), вэнсы с узором в шашечку (приложение 4).
____________________
1 Википедия http://ru.wikipedia.org/wiki/
Типичной атрибутикой является почтольонка через плечо, значки на одежде, очки в широкой яркой оправе, яркие разноцветные браслеты, крупные бусы ярких цветов, мягкие игрушки в виде мишек, которым эмо вспарывают животы и зашивают толстыми нитками.
Символика эмо-кидов –
розовое сердце с поперечной трещиной,
череп с костями, розово-черная шаховница,
футболки с героями детских мульфильмов.
Анимешники (косплееры) – молодежная субкультура, представители которой увлекаются аниме – японскими мультфильмами, и копируют стиль героев аниме.
Анимешники одеваются в яркую нестандартную одежду, часто создавая образ любимого анимешного героя (приложение 5). У них существует свой язык – сленг, в котором многие представители этой субкультуры используют японские слова и фразы.
Атрибутикой в субкультуре аниме являются: статуэтки и игрушки героев аниме, неко-ушки (кошачьи ушки), разного рода украшения (кольца, браслеты, подвески) с символикой какого-либо аниме, сумки с изображенными на них героями и многое другое. Популярностью эта субкультура пользуется как среди подростков, так и среди молодых людей.
Неформальные объединения молодежи – это группировки, течения, инициативы, кружки единомышленников, чья активность чрезвычайно высока.2
В истории общества молодежные субкультуры существуют столько же, сколько социальная дифференциация в обществе. Каждая субкультура недолговечна. Вместе с тем вновь возникающие субкультурные образования повторяют ряд характерных черт субкультур, существовавших ранее.
____________________
1 Википедия http://ru.wikipedia.org/wiki/
2 Ковальчук С.Ю. «Особенности изучения неформальных молодежных объединений: история и современность». – С. 100
В современном мире молодежных неформальных объединений существует достаточно много и у каждого объединения есть как свои особенности, так и сходные с другими объединениями черты. При всем при этом молодежные неформальные организации настолько смешаны, что порой трудно определить специфику той или иной неформальной группы.
Глава 2
§ 1 Студенческие волнения во Франции
Франция – одна из ведущих западноевропейских стран, с хорошо развитой экономикой, богатым культурным и историческим наследием. Эта страна - законодательница моды. Французская Республика является родоначальницей современной демократии и прав человека. На протяжении последних 250 лет это государство позиционирует себя как мировой лидер в вопросах либерализации и демократизации общества.
Тем не менее в этой стране имеет место одна из форм формальных молодежных движений – студенческие волнения.
Студенческие волнения – борьба студентов в защиту своих интересов, а также их участие в общеполитической борьбе.1
Движения студентов во Франции сейчас представляются одним из важнейших эпизодов классовой борьбы за последние 15 лет, по своему значению сопоставимых с протестами осени 1995 года против реформы социального обеспечения и выступлениями бюджетников весны 2003 года по вопросу о пенсиях. Это утверждение может показаться парадоксальным в том смысле, что сейчас на борьбу поднялись в основном не наемные работники, а те, кто еще не влился в ряды трудящихся – учащаяся молодежь.
Тому есть ряд причин:
____________________
1 Грачев А.С. Студенческое
движение.-http://.cultinfo.ru/
работать для того, чтобы иметь возможность продолжать учебу хотя бы в какой-то степени не зависеть от своих родителей.
Политически активные студенты, выходцы из буржуазных и мелкобуржуазных слоев, участвовали в борьбе против феодально-монархической реакции, в частности во Франции они участвовали в деятельности тайных республиканских обществ и студенческих клубов. В начале ХХ века передовые студенты принимали активное участие в формировании международного социалистического молодежного движения.
60-е года ХХ века
ознаменовались подъёмом
Майские студенческие выступления во Франции в 1968 году явились одним из важных факторов того мощного подъема борьбы трудящихся против монополий и голлистского режима, высшим проявлением которого была всеобщая забастовка (май – июнь 1968 г.), охватившая около 10 миллионов человек.2
После прихода в 1958 году к
власти во Франции Шарль де Голль
установил авторитарный режим. Он проводил
конституционные реформы, все более
ослабляющие значение парламента и
все более усиливающие власть
президента. Вместе с тем де Голль
проводил самостоятельную внешнюю
политику, которая укрепляла
____________________
1 Тезисы о студенческом
движении весны 2006 года.- http://internationalism.org/
2 Грачев А.С. Студенческое
движение.- http://cultinfo.ru/fulltext/1/
международной арене.
Послевоенный период был отмечен стабильным ростом экономики, притом, что социальная сфера отставала. Относительно ухудшились условия жизни и учебы студентов. Выходцам из малообеспеченных семей становилось сложнее получить высшее образование. В университетах действовали жесткие внутренние уставы. Молодежь бурлила, постоянно проходили студенческие манифестации.
В начале учебного 1967-1968 года проявилось давно копившееся недовольство студентов – недовольство жестким дисциплинарным уставом в студенческих городках, переполненностью аудиторий, бесправием студентов перед администрацией и профессорами, отказом властей допустить студентов до участия в управлении делами в высшей школе.
9 ноября 1967 года несколько
тысяч студентов провели
21 ноября студенты в
Нантере, городе-спутнике
С февраля по апрель 1968 года во Франции произошло 49 крупных студенческих выступлений. Возникли новые формы студенческой борьбы – бойкот экзаменов и лекций, которая стала быстро распространяться по стране.
Эти протесты перерастали в открытые столкновения с полицией на улицах университетских городков.
1 мая сто тысяч человек
вышли на улицы Парижа. Забастовки
и демонстрации студентов,
21-22 мая в Национальном
Собрании обсуждался вопрос о
недоверии к правительству.