Молодежные движения во Франции

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 19:42, курсовая работа

Описание работы

Цель настоящей работы – выявить основные черты молодежного движения во Франции во второй половине XX – начале XXI века.

В соответствии ставятся следующие задачи:
Дать определения понятиям социальные и молодежные движения.
Выделить характерные черты молодежных движений.
Показать особенности различных молодежных движений во Франции во второй половине XX – начале XXI века.

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа. Чистовик.docx

— 56.31 Кб (Скачать)

 

Введение

Возрастание роли молодежи в общественной жизни по мере её усложнения и интенсификации – общесоциологический  закон, действующий в любом обществе. Молодежь выполняет одну исключительную функцию – она является проводником  новых идей, инициатив, выступает  носителем новейших знаний. Она имеет  повышенную способность к творчеству, более раскованное, свободное от догм мышление, обостренное воображение, стремление к фантазии, у нее более  острая, емкая память. Молодежь –  это своеобразный жизненный потенциал  общества.

В современную эпоху молодежь является и активной политической силой. Об этом свидетельствуют политические бунты во Франции весны 2006 года, выступления  антиглобалистов, участие молодежи в цветных революциях. Не стоит  упускать из внимания различные молодежные организации, неформальные объединения, субкультуры, которые получают все  большее распространение в молодежной среде.

Все эти молодежные активы влияют на жизнь не только молодых  людей, но и затрагивают сферу  социальных и творческих предпочтений общества в целом. В связи с  этим проблеме молодежных движений уделяется  большое внимание как со стороны  политики, так и со стороны общественных деятелей.

Хорошо изученные молодежные движения и полученная и проанализированная информация о них позволит:

- лучше ориентироваться  в проблемах молодежи;

- понять молодежь;

- избежать ошибок в  воспитании подрастающего поколения;

- решить проблему «отцов  и детей», обострившейся в последнее  время.

В этом состоит актуальность темы данной работы.

При изучении темы курсовой работы использовалась различная

 

литература, в том числе справочного характера1, учебная литература, статьи, посвященные проблеме молодежных движений3, а так же использовались документы, касающиеся молодежных движений и организаций4: уставы организаций, проекты законов.

Цель настоящей работы – выявить основные черты молодежного движения во Франции во второй половине XX – начале XXI века.

В соответствии ставятся следующие задачи:

  1. Дать определения понятиям социальные и молодежные движения.
  2. Выделить характерные черты молодежных движений.
  3. Показать особенности различных молодежных движений во Франции во второй половине XX – начале XXI века.

Для изучения данной темы использовались методы системного анализа, систематизации и метод изучения документов. Так с помощью системного анализа была систематизирована и проанализирована вся имеющаяся информация о молодежных движениях и выявлены их особенности.

Представленная работа состоит  из двух глав. Первая глава представляет собой теоретическую часть, в  которой раскрыты понятия социальных и молодежных движений и дана характеристика и описание молодежным движениям.

Вторая глава – практическая, в которой описываются и анализируются  молодежные движения во Франции в  конце XX – начале XXI века.

____________________

1 Социология молодежи. Энциклопедический словарь./Отв.ред. Ю.А. Зубок, В.И. Чупров – Москва,2008; The Great Soviet Encyclopedia (Russian) Article 44820.- http://www.diclib.com/cgi-bin/d1.cgi?|=en&base=bse&page=showid&id=44820;

Википедия.- http://ru.wikipedia.org/wiki/Молодёжь, http://ru.wikipedia.org/wiki/Субкультура.

2 Гуревич П.С. «Культурология» - Москва, 1996; Добрынина В.И., Киселёва М.С. «Культурология. История и теория культуры» - Москва, 1993; Лазебникова А.Ю., Савельева О.О. «Массовая культура» - Москва, 2005.

3 Ворожцов Е.В. «Молодежные волнения во Франции: проблемы иммиграции и образования».-vo.nse.ru//attachment.aspx?|d=101; Мастерова Ю. И. «Молодежные субкультуры как средство политической социализации» http://www/journal.org/articks/2009/polit5.html; Оврах Н.К. Социология. – Владивосток, 2001. http://window.edu.ru/window catalog/files/r40987/dvgu108.pdf; Ковальчук С.Ю. «Особенности изучения неформальных молодежных объединений: история и современность»; Тезисы о студенческом движении весны 2006 года http://internationalism.org/icconline/2006/theses-franse-cpe; Грачев А.С. http://cultinfo.ru/fulltext/1/001/008/107/138.html; Глава 6. «Красный май» Студенческий мятеж 1968г. во Франции http://www.kara-murza.ru/books/export/Chapter006.html

 

4 Сайт Docstoc http://translate.google.ru/translate?h|=ru&langpair=en%7Cru&ru=http://css.docstoc.com/search/Youth Organithations;  Lurkmore - http://lurkmore.ru /готы; http://lurkmore.ru/фрик;

 

Глава 1.

§ 1 Молодежные движения как разновидность социальных движений.

 

Подростки и молодые люди, являющиеся совершеннолетними, по своему социальному и возрастному положению относятся к одной из важнейших социальных групп, к молодёжи.

Существует достаточно много  определений понятия «молодежь». Все их можно свести к следующему:

Молодежь, в широком смысле, – это обширная совокупность групповых общностей, образующихся на основе возрастных признаков и связанных с ними видов деятельности. В более узком, социологическом смысле, - это социально-демографическая группа, выделяемая на основе обусловленных возрастом особенностей социального положения молодых людей, их места и функций в социальной структуре общества, специфических интересов и ценностей.1

Молодежь является активной частью общества, особенно современные  молодые люди, и принимает участие  в разного рода социальных движениях, которые довольно часто возникают  в развитии общества.

Американский социолог Р. Тернер в своей работе «Коллективное  поведение» определяет социальное движение как «совокупность коллективных изменений или поддержку сопротивлениям социальным изменениям в обществе или  в социальной группе». Несколько  иную интерпретацию данного понятия  дает французский социолог А.Турэн. Он утверждает, что «социальное движение является особым типом борьбы…, это  конфликтное коллективное действие, посредством которого агенты противоположных  классов противостоят друг другу  в борьбе за социальный контроль над  культурными ориентациями их сообщества..».2

____________________

1 Социология молодежи. Энциклопедический словарь-С.267-269

2 Оврах Н.К. Социология. –http://window.edu.ru/window catalog/files/r40987/dvgu108.pdf

В общем смысле, социальное движение – это широкий социальный союз людей, объединенных стремлением осуществить или блокировать аспект социального изменения внутри общества. Такие движения могут быть только неофициальными.

Под такие определения  попадает широкий круг социальных движений: политических, экспрессивных, революционных, реформистских, оппозиционных, экологических, феминистских, национально-освободительных, движений в защиту мира и молодежных.

Молодежные движения – это массовые действия, в которые включены молодые люди, выступающие за создание для них условий достойной жизни, автономии, свободы выбора профессии, места жительства, образа и стиля жизни.1

В современном мире молодежные движения получают все большее распространение. Широкой популярностью они пользуются среди подростков. В связи с чем все чаще встречаются понятия субкультура и молодежная субкультура.

Субкультура (лат. подкультура) в социологии и культурологии – часть культуры общества, отличающаяся от преобладающей, а также социальные группы – носители этой культуры. Она может отличаться от доминирующей культуры собственной системой ценностей, языком, манерой поведения, одеждой и другими аспектами.

Молодежная субкультура – это система ценностей и норм поведения, вкусов, форм общения, отличная от культуры взрослых и характеризующая жизнь подростков, молодежи примерно от 10 до 20 лет.2

Указанные виды социальных движений высокодинамичны, изменчивы  и имеют определённые жизненные  циклы. Кроме того, они не обладают устойчивым институциональным статусом. Они не направлены на

____________________

1 Добрынина В.И., Киселёва М.С.  «Культурология. История и теория культуры» - С.120-124

2 Википедия http://ru.wikipedia.org/wiki/Субкультура

 

сохранение существующей системы в неизменном состоянии, а наоборот, ориентированы на социальные изменения.

Молодежные движения и  субкультуры возникают в благоприятствующих этому ситуациях. К числу таких  относятся, прежде всего, существенные изменения в ценностях и нормах поведения людей, иначе говоря, культурные изменения. Ещё одним не менее  важным фактором является социальная дезорганизация. Любое общество, входящее в полосу социально-экономических, политических, социокультурных трансформаций оказывается в той или иной степени подверженным дезорганизации, а порой и хаосу. В обществе многие индивиды утрачивают привычные ориентиры, ценностные ориентации, традиционные способы идентификации. У них растет убеждение в том, что тщетно рассчитывать на какую-либо экономическую, социальную и психологическую  поддержку со стороны государства и других социальных институтов общества. Нарастающее недовольство и озлобленность подталкивают их к консолидации в различные социальные движения.

На явление субкультуры  сегодня единой устоявшейся системы  взглядов нет. Тем не менее, в педагогической литературе возникновение молодежных субкультур связывают с трудностями социализации в семье, школьном коллективе, психологи говорят о дезадаптации.1

На возникновение и  развитие субкультур влияет изменение  и образа и уровня жизни общества, крупные социальные события и  потрясения. В среде субкультур известно такое явление, как «субкультуры кризиса», появление которых связано с ухудшением социально-экономического положения. На их возникновение влияют внешние условия кризисов: безработица, скучная или малооплачиваемая работа, неполные (неблагополучные) семьи, недостатки системы образования, кризис экономической, социальной и духовной жизни

____________________

1 Мастерова Ю. И. «Молодежные субкультуры как средство политической социализации» http://www/journal.org/articks/2009/polit5.html

общества. В условиях кризиса молодым людям крайне сложно достичь успеха, получить профессиональное продвижение, обеспечить семью, получить жилье. Молодежные группы становятся компенсацией жизненных «неудач», тем социальным пространством, в котором молодежь получает возможность самоутверждения, социального признания собственными усилиями.

Но на ряду с «субкультурами кризиса» существует другой тип субкультур, появляющийся и активизирующийся при  улучшении условий жизни какой-либо социальной группы (повышение доходов, образовательного и культурного  уровня и т.п.).

Необходимо признать за молодежными  субкультурами способность помогать молодежи в решении её специфических проблем – без такого признания невозможно объяснить регулярное появление все новых и новых молодежных структур и их исключительную притягательность для некоторой части подростков и юношества. Субкультура помогает, пусть и иллюзорно, решать молодежи её психологические проблемы.

Следует отметить и другие функции молодежной субкультуры:

  1. Она предлагает стиль, ценности, идеологию, которые могут быть использованы для формирования собственной идентичности, выходящей за пределы, предписанные социальным происхождением и статусом.
  2. Субкультура, имея классовые корни, как альтернативная форма социальной активности, осваивается через ближайшее социальное окружение или под влиянием средств массовой информации.
  3. Экспрессивные элементы субкультуры позволяют сформировать осмысленный и значимый досуг, резко отделённый от инструментального мира работы.
  4. Наконец, субкультура предлагает индивиду, входящему в неё, решение

его внутренних, экзистенциальных проблем.

 

В истории общества молодежные субкультуры существуют столько  же, сколько социальная дифференциация в обществе. Каждая отдельно взятая субкультура недолговечна. Вместе с  тем вновь возникающие субкультурные  образования обязательно повторяют  ряд характерных черт субкультур, существовавших ранее.

Нередко акцентируется опасность, антисоциальность молодежных движений, и практически игнорируется их позитивная роль в процессе молодежной социализации.

Вопреки сложившемуся мнению, молодежные субкультуры неагрессивны и в принципе открыты к диалогу  с обществом. Другое дело, что молодежь пока ещё имеет право и располагает  свободой не участвовать в том, что  ей не интересно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§2 Классификация  молодежных субкультур.

 

Существует две основных формы молодежных субкультур – официальные (формальные) молодежные организации и неофициальные (неформальные). Примером официальных молодежных движений могут служить политические молодежные организации, различные молодежные движения (за права человека, в защиту мира и другие).

Формальная организация  – организация, характеризующаяся:

- строго предписанными  и документально зафиксированными  целями, правилами и ролевыми  функциями;

Информация о работе Молодежные движения во Франции