Молодежь на рынке труда. Проблема трудоустройства

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2011 в 18:05, курсовая работа

Описание работы

Целью написания данной курсовой работы является теоретическое изучение проблемы трудоустройства молодёжи и анализ ситуации молодёжного рынка труда в России, а также изучение форм и методов регулирования занятости молодёжи, как одного из слабозащищённого слоя населения, нуждающегося в государственной поддержке.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….............3

Молодёжь на рынке труда…………………………………………………...7
1.1 Особенности положения молодёжи на российском рынке труда…....10

1.2 Безработица как социально-экономическое явление, её сущность.....20

Решение проблемы занятости молодёжи.....................................................23
2.1 Социальная поддержка безработной молодёжи....................................28

2.2 Нормативно-правовые основы регулирования занятости....................30

Заключение................................................................................................................31

Литература.................................................................................................................

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 152.00 Кб (Скачать)

Для достижения этой цели предусматривается решение  следующих задач:

  • создание правовых и организационных условий для предотвращения значительного роста безработицы среди молодёжи;
  • социально-психологическая адаптация молодых людей к рыночным условиям;
  • обеспечение занятости с ориентацией на интересы и способности человека;
  • создание системы информации, способствующей принятию решения о трудоустройстве, обучении и переквалификации;
  • правовое просвещение молодёжи;
  • профилактика правонарушений среди подростков и молодежи;
  • содействие системе поддержки молодой семьи.

Поставленные  задачи реализуются на основе соответствующих региональных социальных программ. 

Эффективным средством социальной защиты молодёжи в условиях рыночной экономики является страхование от безработицы. В России в соответствии с действующим законодательством государство гарантирует:

  • свободу выбора рода деятельности, в том числе с разным режимом труда;
  • охрану труда, правовую защиту от необоснованного увольнения или необоснованного отказа в приеме на работу в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде;
  • бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве при посредничестве органов службы занятости.
 

Безработным гражданам в возрасте от 18 лет  гарантируются:     

    • бесплатное получение услуг по профессиональной ориентации,

     профессиональной  подготовке, переподготовке и повышению квалификации, психологической поддержке по направлению органов службы занятости;

  • обеспечение социальной поддержки;
  • компенсация в соответствии с законодательством Российской
 

     Федерации материальных затрат в связи с  направлением на работу (обучение) в другую местность по предложению органов службы занятости;

  • бесплатное медицинское обслуживание и медицинское освидетельствование при приеме на работу и направление на обучение;
  • возможность заключения срочных трудовых договоров на участие в оплачиваемых общественных работах, организуемых с учетом возрастных и иных особенностей граждан.
 

Важной  составляющей государственной социальной поддержки для молодёжи является выплата пособий и компенсаций вследствие безработицы. Государство гарантирует безработным:

  • выплату пособий по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности безработного;
  • выплату стипендии в период профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки по направлению органов службы занятости;
  • возможность участия в оплачиваемых общественных работах;
  • возмещение затрат в связи с добровольным переездом в другую местность для трудоустройства по предложениям органов службы занятости.
 

Граждане, обратившиеся в службу занятости, имеют  право проконсультироваться по вопросам выбора сфер деятельности, трудоустройства, профессионального обучения. Работающие молодые люди, желающие сменить место работы, также могут обратиться в службу занятости в целях поиска подходящей работы. 

Служба  занятости решает не только социальные, экономические, но и психологические проблемы безработного. Прогнозирование поведения безработных на рынке труда, диагностика и коррекция негативных психологических состояний — одни из основных направлений деятельности службы занятости по работе с молодёжью. Стабильное эмоциональное состояние способствует быстрому трудоустройству[17]. 

      Содействие занятости и трудоустройству молодёжи может быть организовано по нескольким направлениям: 

                    1. Образование молодёжи — проблема комплексная, её решение предполагает взаимодействие и сотрудничество разных структур: государственных органов власти, службы занятости населения, сферы образования и комитетов по делам молодёжи. Одним из направлений деятельности является содействие дополнительному образованию молодёжи через организацию и функционирование профильных клубов и центров дополнительного образования. Чтобы предотвратить появление новых безработных, необходимо вести систематическую профориентационную работу с абитуриентами, которая должна содействовать личности в профессиональном самоопределении с учетом не только потребностей и возможностей, но и ситуации на рынке труда. Основная проблема выпускников не в том, что они получили несоответствующее образование, а в том, что они не умеют грамотно строить отношения с работодателем при трудоустройстве. Известно, что работодатели охотнее берут на работу коммуникабельных, уверенных в себе, инициативных людей, а самой главное — умеющих творчески подходить к решению проблем[22]. 

Реализация  различных программ профориентации и содействия трудоустройству даёт молодёжи возможность эффективно адаптироваться к современным условиям рынка труда. 

  2. Содействие профессиональной подготовке молодёжи.

  Профессиональное становление личности начинается еще во время учебы в школе – именно тогда формируются предпосылки, определяющие выбор будущей профессии. К сожалению, учебные программы оторваны от реальных проблем, которые молодым людям придется решать в жизни. Многие необходимые знания они вынуждены осваивать самостоятельно.

     Стремясь всемерно содействовать успешному профессиональному самоопределению молодежи, служба занятости активно использует в своей практике результаты теоретических разработок, посвященных профессиональному становлению личности. Исходной позицией при этом является применение формулировки понятия профессионального самоопределения, данной авторитетным российским ученым Е.Климовым, который рассматривал самоопределение как важное проявление психического развития, формирование себя как полноценного участника сообщества «деятелей» чего-то полезного, сообщества профессионалов. Климов предложил следующую периодизацию профессионального становления: 

- стадия оптации  (12-17 лет) - подготовка к сознательному  выбору профессионального пути; 

- стадия профессиональной подготовки (15-23 года) - овладение знаниями, умениями и навыками, необходимыми для будущей профессиональной деятельности; 

- стадия развития  профессионала (от 23 лет) - вхождение  в систему межличностных отношений  и профессиональных общностей и дальнейшее развитие субъекта деятельности. 

    Согласно данной периодизации процесс профессионального самоопределения наиболее успешен на стадии оптации. В период же профессиональной подготовки профориентационные мероприятия значительно менее эффективны.  

     Однако, несмотря на активные меры по профобучению и профориентации, доля молодежи в общей численности безработных остается высокой. Школа, к сожалению, не предоставляет молодым людям возможностей сознательного выбора профессионального пути. В целях облегчении ситуации и экономии государственных средств служба занятости во многих регионах вынуждена «вторгаться» в сферу школьного образования и проводить серьезную профориентационную работу среди выпускников, поскольку профессиональное самоопределение влияет не только на трудовую биографию конкретной личности, но в первую очередь на формирование трудового потенциала страны.

     Очень важное направление снижения негативных последствий структурных несоответствий спроса на рабочую силу и профессиональных предпочтений будущих студентов - развитие систем профессионального отбора и профессионально-ценностных ориентаций для выпускников средних образовательных школ. Именно в этот период можно сориентировать молодого человека на получение такой профессии, которая бы отвечала его человеческим качествам и возможностям и возможностям, не входя при этом в противоречие с потребностями рынка труда. Одновременно необходимо повысить ответственность самих молодых людей при выборе той или иной профессии. Государство, затратившее средства на профессиональную подготовку, вправе рассчитывать на то, что молодой специалист будет трудиться в нужной для страны отрасли. Сегодня же так поступает лишь незначительная часть выпускников вузов, обучающихся за счет бюджета. Низкая заработная плата работников бюджетной сферы делает работу в ее организациях непривлекательной для выпускников профессиональных учебных заведений, поэтому они часто трудоустраиваются в коммерческие структуры. Иными словами, государство оплачивает профессиональную подготовку кадров для негосударственной сферы; работодатели же практически в ней не участвуют[2]. 

     Сегодня многие высшие учебные заведения не готовы учитывать реальные перспективы трудоустройства своих выпускников, необходимо заранее готовить студентов к возможным проблемам, с которыми они могут столкнуться на рынке труда (информировать их о реальном положении на территориальном рынке труда, спросе на рабочую силу по конкретным профессиям, об основных гарантиях, которые государство может предоставить им в области трудоустройства). 

     На последних курсах учебных заведений силами своих структур содействия трудоустройству (в тесном контакте с территориальными органами службы занятости) должны определяться направления трудоустройства студентов. 

Весьма полезен в этом отношении опыт многих регионов, где действуют системы профессионального информирования, консультирования и психологической поддержки. Их назначение - повысить конкурентоспособность и содействовать переориентации граждан на профессии, востребованные на рынке. В рамках такой системы могут быть реализованы как индивидуальные, так и групповые формы работы (информационно - обучающие курсы, групповые занятия в бизнес-клубах с ориентацией на предпринимательскую деятельность и самозанятость, социально-психологические программы, развитие навыков коммуникативной культуры, обучение технологии поиска работы). Могут использоваться хорошо зарекомендовавшие себя социально-психологические адаптационные программы, предназначенные для различных категорий граждан и учитывающие их особенности. В системе мер социальной защиты населения от безработицы важное место занимает право молодёжи на бесплатную профессиональную подготовку, повышение квалификации и переподготовку по направлению органов службы занятости[28]. 

Профессиональная  подготовка, переподготовка и повышение  квалификации безработной молодёжи осуществляются в образовательных учреждениях профессионального и дополнительного образования, учебных центрах органов службы занятости, образовательных подразделениях организаций или в иных учебных заведениях в соответствии с заключаемыми органами службы занятости договорами. 

Право в приоритетном порядке пройти профессиональную подготовку, переподготовку и повышение  квалификации имеют молодые инвалиды, длительно не работающие граждане (по истечении шестимесячного периода безработицы), уволенные с военной службы, выпускники образовательных учреждений, а также граждане, впервые ищущие работу (ранее не работавшие) и при этом не имеющие профессии (специальности), и др. 

Эффективность системы профессионального образования  молодёжи подтверждается высокой долей трудоустройства по окончании обучения граждан. 

                           3. Изменение порядка приёма молодёжи на работу.

Работодатели  сегодня предъявляют завышенные требования к молодым специалистам. Многие компании не видят перспектив применения труда подростков и молодёжи и относятся к их способностям и возможностям с большим неуважением, не видят для них условий карьерного роста в рамках своего предприятия. Следовательно, основной мерой по социальной поддержке молодёжи может стать смягчение критериев приема на работу, трудоустройство без опыта работы, создание гибкого графика работы для студентов дневной формы обучения и др. 

Сегодня есть возможность совместить вторичную занятость несовершеннолетних с ориентацией на будущую профессию. При разумной организации данная форма занятости молодёжи может быть экономически выгодна компаниям и предприятиям и ориентирована на выполнение социальных функций. Социальный эффект от реализации программы вторичной занятости подростков может полностью оправдать экономические затраты на её реализацию, поскольку приобщение подростков к трудовой деятельности, безусловно, оказывает позитивное влияние. 

         4. Квотирование мест для молодёжи.

Для усиления социальной защищённости молодых людей в некоторых муниципальных образованиях уже приняты постановления о квотировании рабочих мест для молодёжи. Однако вследствие отсутствия закона о квотировании рабочих мест для молодёжи социально незащищенным категориям молодых людей не гарантируется получение рабочих мест. 

Информация о работе Молодежь на рынке труда. Проблема трудоустройства