Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2011 в 18:05, курсовая работа
Целью написания данной курсовой работы является теоретическое изучение проблемы трудоустройства молодёжи и анализ ситуации молодёжного рынка труда в России, а также изучение форм и методов регулирования занятости молодёжи, как одного из слабозащищённого слоя населения, нуждающегося в государственной поддержке.
Введение…………………………………………………………………….............3
Молодёжь на рынке труда…………………………………………………...7
1.1 Особенности положения молодёжи на российском рынке труда…....10
1.2 Безработица как социально-экономическое явление, её сущность.....20
Решение проблемы занятости молодёжи.....................................................23
2.1 Социальная поддержка безработной молодёжи....................................28
2.2 Нормативно-правовые основы регулирования занятости....................30
Заключение................................................................................................................31
Литература.................................................................................................................
1.1 Понятия «занятость» и «рынок труда». Особенность положения молодёжи на российском рынке труда.
В условиях рыночных отношений проблема занятости молодёжи приобретает новые свойства. С одной стороны, вопросы трудоустройства чрезвычайно значимы для молодых людей, с другой — реализовать свои потребности в профессиональной сфере удается далеко не каждому.
Положение молодежи в обществе определяет ряд объективных и субъективных факторов: уровень материальной обеспеченности, возможность реализовать себя в профессиональной сфере, получить образование, сделать карьеру, обеспечить свои гражданские права и социальные гарантии. Молодёжная безработица выделяется при рассмотрении проблем занятости населения в силу особой остроты её негативных последствий[30].
Выходящие на рынок труда молодые люди (14-30 лет) различаются по возрасту, полу, образовательному уровню, жизненным установкам. В данной социальной группе можно выделить по меньшей мере три подгруппы, каждая из которых имеет свои специфические черты.
Молодёжь в возрасте от 14 до 18 лет представляют в основном учащиеся школ, училищ, колледжей и вузов. Именно в этот период человек усваивает основные жизненные ценности, нормы поведения в обществе и стремится адаптироваться к существующим условиям. Одной из важнейших задач этого периода является выбор будущей профессии.
В основном она не вовлечена в трудовую деятельность. Однако в отличие от молодёжи наиболее развитых стран, где возраст вступления в трудовую жизнь объективно повышается, российская молодёжь вынуждена начинать социально-экономические отношения значительно раньше. Уже сейчас почти 80% молодых людей заработали свои первые деньги до 18 лет. Казалось бы, это должно привести к положительным результатам, так как у подростка вырабатывается установка на труд, самостоятельность, инициативность. Однако это не так: ранняя трудовая деятельность не позволяет в полной мере получить должное образование, что изначально предполагает низкий уровень квалификации.
При этом различные отрасли экономики принимают молодые трудовые ресурсы крайне неравномерно. В основном работодатели не заинтересованы в подростковом труде. В большей степени молодёжь представлена в сфере услуг и предпринимательстве; ощущается нехватка квалифицированных молодых кадров в бюджетной сфере, на производстве. Это может усложнить вопросы кадрового обеспечения, сделать невозможным проведение государством ряда реформ и привести к кризису в определенных сферах. Продолжается уход молодёжи в сферу "теневой" экономики, что может привести к деградации трудового потенциала страны. Для государства это означает потерю большого числа квалифицированной рабочей силы, способной эффективно участвовать в развитии страны.
Вторая категория — молодые люди 18-24 лет, завершающие или завершившие профессиональную подготовку, а также отслужившие в армии. Данная группа достаточно уязвима на рынке труда, так как не имеет должного профессионального и социального опыта и, как следствие, менее конкурентоспособна.
Трудоустройству
мешают уровень и качество полученного
образования и
Молодые люди, принадлежащие к первым двум подгруппам, как правило, выходят на рынок труда впервые и отличаются более низким образовательным и профессиональным уровнем, не имеют стажа работы. Все эти факторы обуславливают более низкую их конкурентоспособность. Вместе с тем именно на этот период приходится начальный этап карьеры.
В
возрасте от 25 до 30 лет молодые люди в основном
уже определили свою профессиональную
стратегию и имеют определенный опыт работы.
В данный период жизни у большинства из
них уже есть семья, и они предъявляют
высокие требования к предлагаемой (будущей)
работе. При этом отсутствие работы данной
категорией воспринимается более болезненно,
что ведёт к тяжелым социальным и психологическим
последствиям (распаду семьи, брошенным
детям, уходу в криминальную среду, приобщению
к наркомании, алкоголизму и др.)[19].
Особенность положения молодёжи на российском рынке труда определяется рядом факторов:
1.
Сохранение стереотипов.
2.
Необоснованное представление
3.
Падение престижа
1.2. Безработица как
социально-экономическое
явление, её сущность.
Безработица — сложное социально-экономическое явление, при котором часть экономически активного населения, желающая работать на условиях найма или создания собственного дела, не может реализовать (применить) свою рабочую силу из-за отсутствия подходящих рабочих мест (предложений) и лишается вследствие этого основного дохода (заработной платы). По данным Госкомстата Российской Федерации на долю работников в возрасте от 16 до 29 лет в настоящее время приходится более одной трети общей численности трудоспособных, а удельный вес молодёжи среди безработных колеблется по регионам страны в среднем от 25 до 40 %[6].
К безработным в соответствии с законодательством Российской Федерации относят трудоспособных граждан, не имеющих работы и заработка (трудового дохода), проживающих на территории России, зарегистрированных в органах службы занятости по месту жительства в целях поиска подходящей работы, ищущих её и готовых приступить к ней.
На основании
российского законодательства безработными
не могут быть признаны граждане, не
достигшие 16-летнего возраста, и трудоспособные
граждане, проходящие очный курс обучения[27].
Проблемы выпускников на рынке труда.
1. Отсутствие опыта и стажа работы
Наличие опыта работы и стажа работы, желательно по специальности, на сегодняшний день является одним из существенных требований к кандидатам на замещение предлагаемых на рынке труда вакансий. Соответственно, не имеющих опыта работы и стажа выпускников вузов в этом случае на работу зачастую берут неохотно. Следовательно, выпускники не имеют не только опыта работы, но и возможности получения такого опыта.
2. Проблема дисбаланса спроса и предложения на рынке труда
Проблема заключается в том, что существует несоответствие между тем, какие специальности на конкретный момент требуются на рынке труда, и тем, специалистов каких специальностей выпускают вузы. В данном случае речь идет о том, что рынок труда в настоящее время даже приблизительно сложно прогнозировать на те же пять-шесть лет, поскольку экономическая ситуация в обществе нестабильна. Приобретая, казалось бы, престижную специальность, выпускник рискует оказаться невостребованным по окончании вуза в связи с резко изменившимся рейтингом престижных специальностей.
3. Проблема адаптации на рынке труда выпускников вузов, являющихся рядовыми запаса российской армии
Проблема "вуз - армия - рынок" состоит в том, что молодые люди, получившие специальность в вузе, при прохождении военной службы теряют квалификацию и, возможно, уже имевшееся место работы. После возвращения со службы эти граждане зачастую в силу различных причин не имеют возможности возобновить свою квалификацию. В результате рынок труда теряет квалифицированных специалистов, а граждане, отслужившие в армии - возможность получить достойную работу. Частично это связано с тем, что в данной ситуации, оказывается, практически невозможно получить статус безработного и встать на учёт на бирже труда.
4. Инфантилизм молодёжи в поиске работы
Молодые люди зачастую не имеют активной позиции в поиске работы, а соответственно не используют многие из существующих возможностей нахождения работы. В немалой степени это связано с нежеланием попадать в некомфортные и жесткие ситуации рынка труда.
Для решения этой проблемы предложено, прежде всего, раннее привлечение подростков к труду, необходимость формирования у выпускников вузов высокого уровня самоорганизации с тем, чтобы в поиске работы иметь возможность соответственно встречать и преодолевать трудности, связанные с не комфортностью предлагаемого труда.
5. Проблема неосведомленности населения о своих правах и возможностях в поиске работы.
В настоящее время население крайне неудовлетворительно информировано о возможностях поиска работы. При этом играют роль как уже упоминавшаяся пассивная позиция в поиске работы, так и определенного рода предрассудки, неверная интерпретация ищущими работу гражданами своего положения как неудачника и просителя. Кроме того, оказалось, что информационных каналов о спросе на рынке труда явно недостаточно[24].
Широкое
информирование граждан о существующих
возможностях и правах в поиске работы
позволить частично снять каждую из названных
проблем.
Глава 2 Решение проблемы занятости молодёжи.
Регулирование
занятости населения можно
1.Путем
изменения потребности самого производства
в рабочей силе, что и достигается вводом
новых мест, предусмотренным соответствующими
национальными и региональными программами.
2.Путем
изменения (уменьшения) потребности
в рабочих местах со стороны
рабочих, что происходит в
Важное
значение в разработке и осуществлении
планов по регулированию занятости
имеет уяснение закономерностей
её динамики.
2.1. Социальная поддержка безработной молодёжи.
Для создания
эффективных условий
Для эффективной работы в системе занятости во многих регионах были открыты молодёжные биржи труда (МБТ), которые оказывают содействие подросткам и молодёжи в постоянном или временном трудоустройстве.
Функционируют молодёжные центры трудоустройства и информации (МЦТИ), которые являются многопрофильными социальными учреждениями, осуществляющими психологическую, профконсультационную, юридическую и информационную помощь[13].
Основной
целью деятельности данных организаций
является создание благоприятных условий
для интеграции молодёжи на рынке труда,
адаптации её к современным требованиям
профессиональной подготовки и квалификации,
снижение социальной напряжённости в
молодёжной среде.
Информация о работе Молодежь на рынке труда. Проблема трудоустройства