Молодежь на рынке труда. Проблема трудоустройства

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2011 в 18:05, курсовая работа

Описание работы

Целью написания данной курсовой работы является теоретическое изучение проблемы трудоустройства молодёжи и анализ ситуации молодёжного рынка труда в России, а также изучение форм и методов регулирования занятости молодёжи, как одного из слабозащищённого слоя населения, нуждающегося в государственной поддержке.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….............3

Молодёжь на рынке труда…………………………………………………...7
1.1 Особенности положения молодёжи на российском рынке труда…....10

1.2 Безработица как социально-экономическое явление, её сущность.....20

Решение проблемы занятости молодёжи.....................................................23
2.1 Социальная поддержка безработной молодёжи....................................28

2.2 Нормативно-правовые основы регулирования занятости....................30

Заключение................................................................................................................31

Литература.................................................................................................................

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 152.00 Кб (Скачать)

            1.1 Понятия «занятость» и «рынок труда». Особенность положения молодёжи на российском рынке труда.

В условиях рыночных отношений проблема занятости  молодёжи приобретает новые свойства. С одной стороны, вопросы трудоустройства чрезвычайно значимы для молодых людей, с другой — реализовать свои потребности в профессиональной сфере удается далеко не каждому.

Положение молодежи в обществе определяет ряд  объективных и субъективных факторов: уровень материальной обеспеченности, возможность реализовать себя в  профессиональной сфере, получить образование, сделать карьеру, обеспечить свои гражданские права и социальные гарантии. Молодёжная безработица выделяется при рассмотрении проблем занятости населения в силу особой остроты её негативных последствий[30].

Выходящие на рынок труда молодые люди (14-30 лет) различаются по возрасту, полу, образовательному уровню, жизненным установкам. В данной социальной группе можно выделить по меньшей мере три подгруппы, каждая из которых имеет свои специфические черты.

        Молодёжь в возрасте от 14 до 18 лет представляют в основном учащиеся школ, училищ, колледжей и вузов. Именно в этот период человек усваивает основные жизненные ценности, нормы поведения в обществе и стремится адаптироваться к существующим условиям. Одной из важнейших задач этого периода является выбор будущей профессии.

В основном она не вовлечена в трудовую деятельность. Однако в отличие от молодёжи наиболее развитых стран, где возраст вступления в трудовую жизнь объективно повышается, российская молодёжь вынуждена начинать социально-экономические отношения значительно раньше. Уже сейчас почти 80% молодых людей заработали свои первые деньги до 18 лет. Казалось бы, это должно привести к положительным результатам, так как у подростка вырабатывается установка на труд, самостоятельность, инициативность. Однако это не так: ранняя трудовая деятельность не позволяет в полной мере получить должное образование, что изначально предполагает низкий уровень квалификации.

При этом различные отрасли экономики  принимают молодые трудовые ресурсы  крайне неравномерно. В основном работодатели не заинтересованы в подростковом труде. В большей степени молодёжь представлена в сфере услуг и предпринимательстве; ощущается нехватка квалифицированных молодых кадров в бюджетной сфере, на производстве. Это может усложнить вопросы кадрового обеспечения, сделать невозможным проведение государством ряда реформ и привести к кризису в определенных сферах. Продолжается уход молодёжи в сферу "теневой" экономики, что может привести к деградации трудового потенциала страны. Для государства это означает потерю большого числа квалифицированной рабочей силы, способной эффективно участвовать в развитии страны.

     Вторая  категория — молодые люди 18-24 лет, завершающие или завершившие  профессиональную подготовку, а также  отслужившие в армии. Данная группа достаточно уязвима на рынке труда, так как не имеет должного профессионального и социального опыта и, как следствие, менее конкурентоспособна.

Трудоустройству мешают уровень и качество полученного  образования и невостребованность выпускников учебных заведений  на рынке труда. Сейчас более половины выпускников не могут найти работу по специальности, что негативно влияет на профессиональное становление человека и определение его жизненного пути.

Молодые люди, принадлежащие к первым двум подгруппам, как правило, выходят  на рынок труда впервые и отличаются более низким образовательным и профессиональным уровнем, не имеют стажа работы. Все эти факторы обуславливают более низкую их конкурентоспособность. Вместе с тем именно на этот период приходится начальный этап карьеры.

     В возрасте от 25 до 30 лет молодые люди в основном уже определили свою профессиональную стратегию и имеют определенный опыт работы. В данный период жизни у большинства из них уже есть семья, и они предъявляют высокие требования к предлагаемой (будущей) работе. При этом отсутствие работы данной категорией воспринимается более болезненно, что ведёт к тяжелым социальным и психологическим последствиям (распаду семьи, брошенным детям, уходу в криминальную среду, приобщению к наркомании, алкоголизму и др.)[19]. 

     Особенность положения молодёжи на российском рынке труда определяется рядом факторов:

     1. Сохранение стереотипов. Многие  работодатели негативно оценивают  такие качества молодых работников, как отсутствие навыков трудовой  деятельности и неумение выстраивать  взаимоотношения в рабочем коллективе, излишняя эмоциональность и неустойчивость поведения, т. е. все то, что свидетельствует о социальной незрелости человека, недостаточном уровне его социализации в обществе. Масштабность и устойчивость влияния стереотипов такого рода приводят к дискриминационному отношению к молодежи на рынке труда.

     2. Необоснованное представление молодежи  о путях адаптации в сфере  труда и занятости. Это проявляется  в выборе будущей профессии,  а в дальнейшем — в определении  перспектив собственного трудоустройства. Выбор направления или специальности, по которым будет осуществляться обучение, часто делается абитуриентом исходя из идеальных представлений о будущей работе, а не в результате анализа реальной ситуации на рынке труда, информация о которой к настоящему моменту стала широко доступной для населения.

     3. Падение престижа производительного  труда для значительной части  молодых людей. Особое беспокойство  вызывает то, что 25% безработной  молодёжи составляют выпускники высших учебных заведений. Наибольшим спросом у молодёжи пользуются такие профессии, как экономист и бухгалтер, менеджер, юрист, творческий работник, программист, предприниматель. Современный российский рынок квалифицированного труда характеризуется значительными сложностями трудоустройства молодых специалистов. Особенно остро данная проблема стоит в малых городах и сельской местности. Квалифицированные молодые кадры часто меняют специальность, что в дальнейшем может привести к дисбалансу в профессиональной структуре рабочей силы. Приоритет отдаётся не содержательному труду на производстве, а работе, направленной на получение значительной материальной выгоды. Все это, конечно, не может способствовать подъему экономики страны[14]. 

           1.2. Безработица как социально-экономическое явление, её сущность.           

Безработица — сложное социально-экономическое явление, при котором часть экономически активного населения, желающая работать на условиях найма или создания собственного дела, не может реализовать (применить) свою рабочую силу из-за отсутствия подходящих рабочих мест (предложений) и лишается вследствие этого основного дохода (заработной платы). По данным Госкомстата Российской Федерации на долю работников в возрасте от 16 до 29 лет в настоящее время приходится более одной трети общей численности трудоспособных, а удельный вес молодёжи среди безработных колеблется по регионам страны в среднем от 25 до 40 %[6].

К безработным в соответствии с законодательством Российской Федерации относят трудоспособных граждан, не имеющих работы и заработка (трудового дохода), проживающих на территории России, зарегистрированных в органах службы занятости по месту жительства в целях поиска подходящей работы, ищущих её и готовых приступить к ней.

На основании  российского законодательства безработными не могут быть признаны граждане, не достигшие 16-летнего возраста, и трудоспособные граждане, проходящие очный курс обучения[27]. 

     Проблемы  выпускников на рынке  труда.

1. Отсутствие опыта и стажа работы

Наличие опыта работы и стажа работы, желательно по специальности, на сегодняшний день является одним из существенных требований к кандидатам на замещение предлагаемых на рынке труда вакансий. Соответственно, не имеющих опыта работы и стажа выпускников вузов в этом случае на работу зачастую берут неохотно. Следовательно, выпускники не имеют не только опыта работы, но и возможности получения такого опыта.

2. Проблема дисбаланса  спроса и предложения  на рынке труда

Проблема  заключается в том, что существует несоответствие между тем, какие  специальности на конкретный момент требуются на рынке труда, и тем, специалистов каких специальностей выпускают вузы. В данном случае речь идет о том, что рынок труда в настоящее время даже приблизительно сложно прогнозировать на те же пять-шесть лет, поскольку экономическая ситуация в обществе нестабильна. Приобретая, казалось бы, престижную специальность, выпускник рискует оказаться невостребованным по окончании вуза в связи с резко изменившимся рейтингом престижных специальностей.

3. Проблема адаптации  на рынке труда  выпускников вузов,  являющихся рядовыми запаса российской армии

Проблема "вуз - армия - рынок" состоит в  том, что молодые люди, получившие специальность в вузе, при прохождении  военной службы теряют квалификацию и, возможно, уже имевшееся место  работы. После возвращения со службы эти граждане зачастую в силу различных причин не имеют возможности возобновить свою квалификацию. В результате рынок труда теряет квалифицированных специалистов, а граждане, отслужившие в армии - возможность получить достойную работу. Частично это связано с тем, что в данной ситуации, оказывается, практически невозможно получить статус безработного и встать на учёт на бирже труда.

4. Инфантилизм молодёжи  в поиске работы

Молодые люди зачастую не имеют активной позиции  в поиске работы, а соответственно не используют многие из существующих возможностей нахождения работы. В немалой степени это связано с нежеланием попадать в некомфортные и жесткие ситуации рынка труда.

Для решения  этой проблемы предложено, прежде всего, раннее привлечение подростков к  труду, необходимость формирования у выпускников вузов высокого уровня самоорганизации с тем, чтобы в поиске работы иметь возможность соответственно встречать и преодолевать трудности, связанные с не комфортностью предлагаемого труда.

5. Проблема неосведомленности  населения о своих правах и возможностях в поиске работы.

В настоящее  время население крайне неудовлетворительно  информировано о возможностях поиска работы. При этом играют роль как  уже упоминавшаяся пассивная  позиция в поиске работы, так и  определенного рода предрассудки, неверная интерпретация ищущими работу гражданами своего положения как неудачника и просителя. Кроме того, оказалось, что информационных каналов о спросе на рынке труда явно недостаточно[24].

Широкое информирование граждан о существующих возможностях и правах в поиске работы позволить частично снять каждую из названных проблем. 
 

                

           Глава 2 Решение проблемы занятости молодёжи.

Регулирование занятости населения можно осуществлять различными путями: 

     1.Путем  изменения потребности самого производства в рабочей силе, что и достигается вводом новых мест, предусмотренным соответствующими национальными и региональными программами. 

     2.Путем  изменения (уменьшения) потребности  в рабочих местах со стороны  рабочих, что происходит в связи с осуществлением государством масштабных социальных и социально-экономических мероприятий (расширение контингентов молодежи, обучающейся с отрывом от производства, льготные отпуска женщинам с малолетними детьми, сокращение возраста выхода на пенсию отдельным группам работников). 

Важное  значение в разработке и осуществлении  планов по регулированию занятости  имеет уяснение закономерностей  её динамики. 

     2.1. Социальная поддержка  безработной молодёжи.

Для создания эффективных условий обеспечения  занятости, решения адресных проблем безработного и членов его семьи были созданы службы занятости, осуществляющие комплексное регулирование вопросов трудовой сферы. Оказание помощи в трудоустройстве молодёжи — одно из приоритетных направлений деятельности центра занятости населения.

Для эффективной  работы в системе занятости во многих регионах были открыты молодёжные биржи труда (МБТ), которые оказывают содействие подросткам и молодёжи в постоянном или временном трудоустройстве.

Функционируют молодёжные центры трудоустройства и информации (МЦТИ), которые являются многопрофильными социальными учреждениями, осуществляющими психологическую, профконсультационную, юридическую и информационную помощь[13].

Основной  целью деятельности данных организаций  является создание благоприятных условий для интеграции молодёжи на рынке труда, адаптации её к современным требованиям профессиональной подготовки и квалификации, снижение социальной напряжённости в молодёжной среде. 

Информация о работе Молодежь на рынке труда. Проблема трудоустройства