Модели социальных процессов

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 04:59, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является рассмотрение методологии и методик разработки и построения моделей социальных процессов для определения сущности, областей применения и наиболее эффективных методов моделирования. Для этого необходимо решить следующие задачи: определить сущность метода моделирования социального прогнозирования и области его применения в ходе изучения теоретико-методологических основ методологии прогнозирования; дать характеристику методов моделирования социальной системы.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Основные понятия и особенности моделирования социальных процессов
1.1 Сущность социальных отношений…………………………………………7
1.2 Сущность и отличительные признаки управления социальными процессами……………………………………………………………………….10
1.3 Особенности моделирования социальных процессов……………………12
Глава 2 Значение построения моделей социальных процессов и проблемы их использования
2.1 Роль моделирования в социологии…………………………………………16
2.2. Проблемы социального проектирования в России……………………….18
Заключение…………………………………………………………………….....24
Список использованной литературы…………………………………………...26

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа. модели социальных прцессов.doc

— 121.50 Кб (Скачать)

Социальные  взаимоотношения связывают не человеческие личности, это сплетение идей, правил, действий и интересов (четыре вида ткани существующей в обществе). Взаимосвязанная сеть идей составляет идеальное измерение поля, его "социальное сознание". Взаимосвязанные сети правил, норм, ценностей образуют нормативное измерение поля, его "социальные инструкции". Взаимосвязанные сети действий составляют "социальную организацию" общества, а сети интересов - измерение поля по шкале возможностей, его "социальную иерархию". На всех четырех уровнях процессы идут не независимо друг от друга, а наоборот, находясь в многочисленных и многомерных взаимосвязях.

1.2 Сущность и отличительные признаки управления социальными процессами

Социальная  деятельность осуществляется при помощи исторически сложившихся типов  и форм взаимодействия и отношений  человека с другими людьми. Она может осуществляться в различных сферах и на различных уровнях социальной организации общества. Любую деятельность можно рассматривать состоящей из четырех взаимосвязанных подсистем:

   1. объективно-предпосылочная (потребности  и интересы);

   2. субъективно-регулятивная (диспозиция);

   3. исполнительская (совокупность  поступков, совершаемых во имя  реализации поставленной цели);

   4. объективно-результативная (результаты  деятельности).

Социальные  процессы достаточно многообразны. Они связаны с социальными отношениями между индивидами и социальными группами как носителями различных видов деятельности, различающимися социальными позициями и ролями в жизни общества, т.е. связаны с определенными видами общественных структур и соответствующих им общественных отношений. При этом под общественными отношениями понимается совокупность всех видов отношений данного общества. Люди, функционирующие в той или иной структуре, осуществляют свои функции, взаимодействуя друг с другом.

Управление  социальными процессами - одно из наиболее сложных. Это связано с тем, что каждый вид общественных отношений играет определенную роль в общей системе. Общество, являясь социентальной системой; обладает свойством самовоспроизводства, что осуществляется через ряд необходимых, дифференцированных функций. Эти функции - прежде всего следствие разделения общественного труда, но, дополняя друг друга и взаимодействуя, они придают обществу характер особого социального организма.

Дифференциация  общественных функций сопровождалась возникновением различных безличностных структур (экономических, социальных, политических и других институтов). Функции, связанные с обеспечением функционирования этих структур, выполняют люди, обладающие профессиональными знаниями и другими необходимыми качествами. Каждая из структур социентальной системы придает ей в процессе ее отношений с другими структурами новое (системное) качество. При этом социентальная система постоянно воспроизводит социальное качество своих структур и социальные качества индивидов и групп индивидов, включенных в их функционирование, т.е. субъектов социальных отношений. Это одна сторона функционирования социентальной системы.

Другая  сторона отражает процесс поведения  социентальной системы. Например, субъекты социальных отношений могут выполнять несвойственные им функции (административно-приказные методы регулирования экономической жизни со стороны политической системы). Может быть также некомпетентность личностных элементов данной структуры. В результате нарушается баланс в функционировании структурных и личностных элементов системы, поведение становится дисфункциональным и это может привести к социальной напряженности.

Все вышеизложенное предопределяет особенности управления социальными процессами. 

1.3 Особенности моделирования социальных процессов

Моделирование социальных процессов преследует множество  различных целей и задач. Моделирование  позволяет определить оптимальные  размеры, а также предсказать  поведение системы (например, системы  социальной защиты многодетных семей в условиях рыночных отношений). В процессе моделирования анализируется целый ряд факторов, в результате которых обосновываются разные уровни жизни. В отечественной и зарубежной практике принято различать 4 уровня жизни: прожиточный минимум, достаточный, социально необходимый и социально комфортный. Каждый из уровней жизни содержит в себе ряд показателей, в связи с чем при моделировании рассчитываются возможности их осуществления (экономические, организационные, духовные и т.д.); определяются предполагаемые сроки реализации, их прогнозное видение.

Моделирование в социологии это метод исследования социальных явлений и процессов  на их моделях, т. е опосредованное изучение социальных объектов, в процессе которого они воспроизводятся во вспомогательной  системе (модели) замещающей в познавательном процессе оригинал и позволяющей получать новое знание о предмете исследования.

Имеется два подхода к построению модели общественных процессов: локальный  и глобальный. В локальном случае рассматриваются поведение нескольких индивидов (личностей) или групп и на основе их локального взаимодействия показывается общее развитие общества. Описываются объекты исследования: человек, семья, группа. Задаются возможные состояния объектов, перечислятся факторы внутреннего и внешнего воздействия и определяются правила, по которым объекты моделирования развиваются и взаимодействуют друг с другом и с внешней средой.

При глобальном подходе рассматривается весь социум (этнос, государство, все человечество), исследуются общие для всех характеристики (например политическая система). Как правило, при глобальном подходе исследуются большие промежутки времени (несколько десятков или сотен лет), так как тогда на динамике социума менее сказывается поведение отдельного человека, партии и т.п. Для изучения выбирается объект исследования, выделяется его структура (элементы, функциональные зависимости, определяется интервал времени век, тысячелетие).

Западные  исследователи рассматривают данные подходы с точки зрения различных  уровней абстракции, говоря о "восходящей" (bottom up) и "нисходящей" (top-down) моделях. В восходящей модели идут от модели индивидуального взаимодействия к модели группового, что в свою очередь ведет к модели общества в целом. А в нисходящем случае, наоборот, от модели общества в целом "спускаются" к моделям группового и индивидуального взаимодействия.

Исходя  из вышесказанного строятся соответствующие  математические модели. Выделяются следующие  критерии классификации математических моделей социальных процессов:

   1. тип математического аппарата, посредством которого осуществляется формализация процесса. Основное различие связано с тем, является ли модель стохастической вероятностной, случайной, то есть характер изменения точно предсказать невозможно, или детерминистской (определенной, причинно-обусловленной). Другие подклассификации относятся к типу используемых переменных: непрерывное или дискретное время; является ли зависимая переменная непрерывной, или лее представляет дискретные состояния;

   2. основная функция моделей процессов в теоретическом и эмпирическом исследовании. В соответствии с этой основной функцией модели делятся на теоретические эмпирические;

   3. содержание анализируемых процессов:  процессы в малых и больших  группах, процессы индивидуального  и группового принятия решений, динамика групповой структуры и т.д.;

   4. тип концептуализации социального  процесса: рассматривается ли данный  процесс как процесс без управления  или как управляемый процесс  Управляемые процесс можно разделить  на процессы целесообразного поведения рефлексного типа и процессы целенаправленного поведения не рефлексного типа.

Использование компьютерного моделирования в  социальных науках довольно новая идея, хотя первые работы в этом направлении  были осуществлены в 1960х, а широкое  использование компьютеров началось в 1990-х. Эта идея имеет огромный потенциал потому, что моделирование представляет собой превосходный путь прогнозирования и понимания социальны процессов.

Компьютерное  моделирование предоставляет возможность  реализовать идею рождения сложного социального поведения из сравнительно простых действий индивидов

Процесс компьютерного моделирования социальных процессов включает в себя следующие  этапы:

   1. ознакомление с социологической  теорией, на основе которой  строится модель;

   2. поиск основных элементов структуры  объекта, взаимосвязей, управляющих  факторов;

   3. построение информационной модели  и аналитических схем на основе  социологической теории объекта  моделирования;

   4. теоретическое изучение готовой  информационной модели и построение математической модели (выбор математического аппарата, формализация структуры, взаимосвязей и элементов);

   5. Построение компьютерной реализации  математической модели (выбор метода  компьютерного моделирования и  алгоритма моделирования);

   6. Практическое изучение готовой  компьютерной модели (работа с  компьютерными моделями как с  объектами исследования: введение  начальных данных, получение результатов  в виде графиков и диаграмм, анализ и интерпретация полученных  данных, изменение начальных условий на основе имеющихся результатов для нахождения оптимального решения).

В результате анализа компьютерной модели приходим к выводу об адекватности построенной  модели моделируемому социальному  процессу. Далее принимается решение: либо изменить структуру построенной модели с целью ее совершенствования и улучшения, либо произвести дополнительный анализ социологического объекта, либо собрать недостающие сведения об исследуемом социальном процессе. 

 

    Глава 2 Значение построения моделей социальных процессов и проблемы их использования

      2.1 Роль моделирования в социологии

Моделирование давно уже стало неотъемлемым элементом экономического образа мышления. Экономисты рассматривают модели как  упрощенные теории, позволяющие изучать  взаимосвязи между различными экономическими индикаторами [10]. "Экономическая модель обычно принимает во внимание только небольшое число факторов, влияющих на переменные, которые она стремится объяснить; она связывает эти переменные, делая определенные предположения о поведении людей и об ограничениях, при которых люди должны делать выбор. Экономическая модель похожа на светокопию или схематический рисунок сложного механизма, на котором пытаются показать, что происходит, когда нажимают на определенные кнопки и дергают рычаги" [20, с. 12].

 Какую  же роль играет моделирование  в общепринятой методологии социологического  исследования? Как указывается в  учебном пособии В.А. Ядова  [22], программа теоретико-прикладного  социологического исследования  должна включать следующие методологические элементы:

1) формулировку  проблемы, определение объекта и  предмета исследования;

2) определение  цели и постановку задач исследования;

3) уточнение  и интерпретацию основных понятий;

4) предварительный  системный анализ объекта исследования;

5) развертывание рабочих гипотез.

 Четвертый  этап программы должен "проявить  образ предмета, сделать его ясно  выраженным (эксплицированным), более  четким и определенным. Предмет  должен быть подвергнут своего  рода системному анализу", который  в данном случае понимается как синоним всестороннего подхода к объекту [22, с.56]. "Предварительный системный анализ предмета исследования - это, по существу, "моделирование" исследовательской проблемы". В результате объект изучения может быть представлен как "расчлененный на качественно различные элементы, связанные воедино в некоторую гипотетическую систему". Результат предварительного анализа может быть представлен в виде графической схемы.

 Таким  образом, в терминах данной  главы, четвертый этап общепринятой  программы социологического исследования может быть назван моделированием - процессом построения модели.

 Учитывая  разрастающийся кризис в современной  социологической теории, именно  модельный подход способен сцементировать  теоретические и прикладные социологические  исследования. Вместо фрагментарного анализа отдельных переменных рассмотрение их взаимосвязи, т.е. модели, обеспечит целостность подхода, так как модель безусловно обладает определенной степенью целостности и в этом смысле является системой.  

    2.2. Проблемы социального проектирования в России

    Конкретные  социальные проблемы определяются особенностями  развития мировых социальных систем общественно-экономических формаций. Эти процессы происходят ныне в условиях научно-технической революции ее социально-экономических последствий. Они и определяют общую (в относительном смысле) проблематику социологических исследований: наблюдаемые, ожидаемые и желательные изменения в системе социальных потребностей, в социальной структуре, в социальной организации и управлении, в структуре времени и в жизненной среде общества, в образе жизни людей: повышение эффективности общественного производства и улучшение качества выпускаемой продукции; ускорение темпов роста производительности труда; создание изобилия материальных и культурных благ; развитие общества в направлении социальной однородности; активизация участия трудящихся в управлении производством, обществом; повышение культуры быта, досуга, рост свободного времени; ликвидация существенных различий между городом и деревней, между людьми умственного и физического труда; эффективная охрана окружающей среды; ликвидация антиобщественных явлений. В отличие от более развитых направлений прогнозирования в социологии относительно слабы исходные информационные массивы, необходимые для построения динамических рядов, значительно ниже уровень математизации исследований, что сужает возможность применения методов моделирования, существенно сложнее сами прогнозируемые явления, это приводит к уменьшению периода упреждения, вообще диапазона между кратко- и долгосрочными прогнозами, к преобладанию пока еще сугубо предварительных, ориентировочных, преимущественно качественных оценок, сравнительно слаба еще и организационная база социологического прогнозирования. В России разработкой таких прогнозов занимается лишь несколько отделов различных научных учреждений и сравнительно незначительное число исследователей. Требование комплексности социально-экономических прогнозов заставляет подтягивать период упреждения, точность и конкретность количественных и качественных прогнозных оценок в социологии до стандартного уровня передовых в данном отношении общественных дисциплин. Социологи - прогнозисты пытаются компенсировать суженные возможности экстраполирования и моделирования расширением практики анкетирования, в частности совершенствованием методик опроса экспертов и развитием практики опроса населения специально в целях прогнозирования, что почти не всречалось до настоящего времени в других отраслях прогнозирования. Продолжая эту линию, необходимо позаботиться о форсировании математизации социологических исследований, что создаст возможность более широкого применения методов моделирования.

Информация о работе Модели социальных процессов