Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 04:59, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является рассмотрение методологии и методик разработки и построения моделей социальных процессов для определения сущности, областей применения и наиболее эффективных методов моделирования. Для этого необходимо решить следующие задачи: определить сущность метода моделирования социального прогнозирования и области его применения в ходе изучения теоретико-методологических основ методологии прогнозирования; дать характеристику методов моделирования социальной системы.
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Основные понятия и особенности моделирования социальных процессов
1.1 Сущность социальных отношений…………………………………………7
1.2 Сущность и отличительные признаки управления социальными процессами……………………………………………………………………….10
1.3 Особенности моделирования социальных процессов……………………12
Глава 2 Значение построения моделей социальных процессов и проблемы их использования
2.1 Роль моделирования в социологии…………………………………………16
2.2. Проблемы социального проектирования в России……………………….18
Заключение…………………………………………………………………….....24
Список использованной литературы…………………………………………...26
Социальные взаимоотношения связывают не человеческие личности, это сплетение идей, правил, действий и интересов (четыре вида ткани существующей в обществе). Взаимосвязанная сеть идей составляет идеальное измерение поля, его "социальное сознание". Взаимосвязанные сети правил, норм, ценностей образуют нормативное измерение поля, его "социальные инструкции". Взаимосвязанные сети действий составляют "социальную организацию" общества, а сети интересов - измерение поля по шкале возможностей, его "социальную иерархию". На всех четырех уровнях процессы идут не независимо друг от друга, а наоборот, находясь в многочисленных и многомерных взаимосвязях.
1.2 Сущность и отличительные признаки управления социальными процессами
Социальная деятельность осуществляется при помощи исторически сложившихся типов и форм взаимодействия и отношений человека с другими людьми. Она может осуществляться в различных сферах и на различных уровнях социальной организации общества. Любую деятельность можно рассматривать состоящей из четырех взаимосвязанных подсистем:
1. объективно-предпосылочная (потребности и интересы);
2. субъективно-регулятивная (диспозиция);
3. исполнительская (совокупность поступков, совершаемых во имя реализации поставленной цели);
4. объективно-результативная (результаты деятельности).
Социальные процессы достаточно многообразны. Они связаны с социальными отношениями между индивидами и социальными группами как носителями различных видов деятельности, различающимися социальными позициями и ролями в жизни общества, т.е. связаны с определенными видами общественных структур и соответствующих им общественных отношений. При этом под общественными отношениями понимается совокупность всех видов отношений данного общества. Люди, функционирующие в той или иной структуре, осуществляют свои функции, взаимодействуя друг с другом.
Управление социальными процессами - одно из наиболее сложных. Это связано с тем, что каждый вид общественных отношений играет определенную роль в общей системе. Общество, являясь социентальной системой; обладает свойством самовоспроизводства, что осуществляется через ряд необходимых, дифференцированных функций. Эти функции - прежде всего следствие разделения общественного труда, но, дополняя друг друга и взаимодействуя, они придают обществу характер особого социального организма.
Дифференциация общественных функций сопровождалась возникновением различных безличностных структур (экономических, социальных, политических и других институтов). Функции, связанные с обеспечением функционирования этих структур, выполняют люди, обладающие профессиональными знаниями и другими необходимыми качествами. Каждая из структур социентальной системы придает ей в процессе ее отношений с другими структурами новое (системное) качество. При этом социентальная система постоянно воспроизводит социальное качество своих структур и социальные качества индивидов и групп индивидов, включенных в их функционирование, т.е. субъектов социальных отношений. Это одна сторона функционирования социентальной системы.
Другая сторона отражает процесс поведения социентальной системы. Например, субъекты социальных отношений могут выполнять несвойственные им функции (административно-приказные методы регулирования экономической жизни со стороны политической системы). Может быть также некомпетентность личностных элементов данной структуры. В результате нарушается баланс в функционировании структурных и личностных элементов системы, поведение становится дисфункциональным и это может привести к социальной напряженности.
Все вышеизложенное
предопределяет особенности управления
социальными процессами.
1.3 Особенности моделирования социальных процессов
Моделирование социальных процессов преследует множество различных целей и задач. Моделирование позволяет определить оптимальные размеры, а также предсказать поведение системы (например, системы социальной защиты многодетных семей в условиях рыночных отношений). В процессе моделирования анализируется целый ряд факторов, в результате которых обосновываются разные уровни жизни. В отечественной и зарубежной практике принято различать 4 уровня жизни: прожиточный минимум, достаточный, социально необходимый и социально комфортный. Каждый из уровней жизни содержит в себе ряд показателей, в связи с чем при моделировании рассчитываются возможности их осуществления (экономические, организационные, духовные и т.д.); определяются предполагаемые сроки реализации, их прогнозное видение.
Моделирование в социологии это метод исследования социальных явлений и процессов на их моделях, т. е опосредованное изучение социальных объектов, в процессе которого они воспроизводятся во вспомогательной системе (модели) замещающей в познавательном процессе оригинал и позволяющей получать новое знание о предмете исследования.
Имеется
два подхода к построению модели
общественных процессов: локальный
и глобальный. В локальном случае
рассматриваются поведение
При глобальном подходе рассматривается весь социум (этнос, государство, все человечество), исследуются общие для всех характеристики (например политическая система). Как правило, при глобальном подходе исследуются большие промежутки времени (несколько десятков или сотен лет), так как тогда на динамике социума менее сказывается поведение отдельного человека, партии и т.п. Для изучения выбирается объект исследования, выделяется его структура (элементы, функциональные зависимости, определяется интервал времени век, тысячелетие).
Западные
исследователи рассматривают
Исходя из вышесказанного строятся соответствующие математические модели. Выделяются следующие критерии классификации математических моделей социальных процессов:
1. тип математического аппарата, посредством которого осуществляется формализация процесса. Основное различие связано с тем, является ли модель стохастической вероятностной, случайной, то есть характер изменения точно предсказать невозможно, или детерминистской (определенной, причинно-обусловленной). Другие подклассификации относятся к типу используемых переменных: непрерывное или дискретное время; является ли зависимая переменная непрерывной, или лее представляет дискретные состояния;
2. основная функция моделей
3. содержание анализируемых
4. тип концептуализации
Использование компьютерного моделирования в социальных науках довольно новая идея, хотя первые работы в этом направлении были осуществлены в 1960х, а широкое использование компьютеров началось в 1990-х. Эта идея имеет огромный потенциал потому, что моделирование представляет собой превосходный путь прогнозирования и понимания социальны процессов.
Компьютерное
моделирование предоставляет
Процесс
компьютерного моделирования
1. ознакомление с
2. поиск основных элементов
3. построение информационной
4. теоретическое изучение
5. Построение компьютерной
6. Практическое изучение готовой
компьютерной модели (работа с
компьютерными моделями как с
объектами исследования: введение
начальных данных, получение результатов
в виде графиков и диаграмм,
анализ и интерпретация
В результате
анализа компьютерной модели приходим
к выводу об адекватности построенной
модели моделируемому социальному
процессу. Далее принимается решение:
либо изменить структуру построенной
модели с целью ее совершенствования и
улучшения, либо произвести дополнительный
анализ социологического объекта, либо
собрать недостающие сведения об исследуемом
социальном процессе.
Глава 2 Значение построения моделей социальных процессов и проблемы их использования
2.1 Роль моделирования в социологии
Моделирование давно уже стало неотъемлемым элементом экономического образа мышления. Экономисты рассматривают модели как упрощенные теории, позволяющие изучать взаимосвязи между различными экономическими индикаторами [10]. "Экономическая модель обычно принимает во внимание только небольшое число факторов, влияющих на переменные, которые она стремится объяснить; она связывает эти переменные, делая определенные предположения о поведении людей и об ограничениях, при которых люди должны делать выбор. Экономическая модель похожа на светокопию или схематический рисунок сложного механизма, на котором пытаются показать, что происходит, когда нажимают на определенные кнопки и дергают рычаги" [20, с. 12].
Какую
же роль играет моделирование
в общепринятой методологии
1) формулировку проблемы, определение объекта и предмета исследования;
2) определение
цели и постановку задач
3) уточнение
и интерпретацию основных
4) предварительный
системный анализ объекта
5) развертывание рабочих гипотез.
Четвертый этап программы должен "проявить образ предмета, сделать его ясно выраженным (эксплицированным), более четким и определенным. Предмет должен быть подвергнут своего рода системному анализу", который в данном случае понимается как синоним всестороннего подхода к объекту [22, с.56]. "Предварительный системный анализ предмета исследования - это, по существу, "моделирование" исследовательской проблемы". В результате объект изучения может быть представлен как "расчлененный на качественно различные элементы, связанные воедино в некоторую гипотетическую систему". Результат предварительного анализа может быть представлен в виде графической схемы.
Таким
образом, в терминах данной
главы, четвертый этап
Учитывая
разрастающийся кризис в
2.2. Проблемы социального проектирования в России
Конкретные
социальные проблемы определяются особенностями
развития мировых социальных систем
общественно-экономических