1) рассматривать
управление с точки зрения:
• социальных критериев;
• анализировать социальные последствия
принимаемых решений и их влияние
на жизнедеятельность людей, их
интересы, потребности, мнения;
2) подходить
к изучению системы управления
с позиции социального анализа,
учитывая:
• взаимоотношения между людьми
при выполнении ими определенных
функций;
• ответственность и исполнительность,
дисциплину и результативность
труда как отражение определенных
отношений, которые возникают
в процессе управления;
• влияние управления на подбор,
расстановку персонала организации,
на создание необходимых условий
трудовой деятельности;
3) изучать
управление со стороны внутригруппового
регулирования и социальной самоорганизации
в отдельных социальных группах,
трудовом коллективе в целом,
для чего необходимо анализировать:
• отношения «руководство-подчинение»;
• социальную структуру организации
во взаимосвязи формальной и
неформальной структуры, социальные
роли и статусы в процессе
управления;
• организационную культуру;
• организационные конфликты;
• реальное место индивидуальных,
индивидуально-коллективных мотивов,
потребностей и интересов в
системе управления, учитывать возможности
их реализации.
Методы
социального управления персоналом
показаны в таблице 1.
Таблица 1. Методы социального
управления
|Административные
|Социально - экономические
|Социально - психологические
|
|Формирование структуры
органов управления
|Социально - экономический анализ
|Социально-психологический анализ
|
|Утверждение административных
норм инормативов |Социально-экономическое
обоснование |Социально-психологическое
планирование
|
|Правовое регулирование
|Социально-экономическое планирование
|Создание творческой атмосферы
|
|Издание приказов,
указаний и распоряжений
|Экономическое стимулирование
|Участие работников в управлении
|
|Инструктирование
|Мотивация трудовой деятельности
|Социальное и моральное стимулирование
|
|
|Оплата труда
|Удовлетворение культурных и
духовных потребностей |
|Отбор, подбор
и расстановка кадров
|капиталовложения в человеческий
капитал |
|
|
|Участие персонала в капитале
и прибылях |Формирование коллективов,
групп, создание
|
|
|
|нормального психологического климата
|
|Разработка положений,
стандартов и должностных |Участие
персонала в собствености
|Установление социальных норм
поведения
|
|инструкций
|
|
|
|
|Налогооблажение
|
|
|Разработка другой
регламентирующей документации|установление
экономических норм и
|Развитие у работников инициативы
и ответственности |
|
|нормативов
|
|
|
|страхование
|
|
|установление административных
санкций и |Установление
материальных санций и
|Установление моральных санкций
и поощрений
|
|поощрений
|поощрений
|
|
Административные
методы носят прямой характер
воздействия: любой регламентирующий
или административный акт подлежит
обязательному исполнению. Для административных
методов характерно их соответствие
правовым нормам, действующим на
определенном уровне управления,
а также актам и распоряжениям
вышестоящих органов управления.
Административные методы управления основываются
на отношениях единоначалия, дисциплины
и ответственности, осуществляются в форме
организационного и распорядительного
воздействия.
Социально-экономические
методы – это элементы механизма,
с помощью которого обеспечивается
социально-экономическое развитие
организации. Важнейший метод
– социально-экономический анализ
и планирование, которое объединяет,
по существу, все другие методы
этой группы. Для достижения поставленных
целей необходимо четко определить
критерии эффективности и конечные
результаты деятельности организации
в виде совокупности показателей,
установленных в плане социально
– экономического развития коллектива.
Социально-психологические
методы основаны на активации
социального механизма управления
(система взаимоотношений в коллективе,
социальные потребности и т.д.).
Специфика этих методов состоит
в активном использовании неформальных
факторов, интересов личности, социальных
группы, общности в процессе управления.
С
социологической точки зрения
главным при применении этих
методов является степень их
влияния на социальные компоненты:
статус, положение, роль индивида.
Совершенствование
методов социального
управления
Материалы
имеющихся исследований внедрения
методов в практику и их
совершенствования позволяют сделать
вывод о влиянии на этот
процесс множества факторов. Представить
воздействие основных факторов
на применение и совершенствование
методов деятельности можем в
виде системы (рис. 1).
[pic]
Рис.
1. Взаимодействие факторов социального
управления
Человеческий
фактор представляет собой действие
интеллектуальных, физических и
духовных сил, проявляющихся в
профессиональной и духовных
сферах деятельности персонала,
в готовности воспринимать и
использовать подходы к совершенствованию
методов деятельности.
Несмотря
на большое количество литературы,
посвященной человеческому фактору,
нет четких рекомендаций по
его учету в управленческой
практике.
В
основном и теоретики, и практики
согласились, что человека надо
мотивировать, побуждать к деятельности.
Изучаются модели мотивации, разработанные
в США и других странах, делаются
попытки применять их на новом
человеческом материале, в новых
условиях. С одной стороны —
это хорошо, достижения передового
опыта используются, с другой, зная,
насколько отличаются системы
управления персоналом в США
и той же Японии (системы управления,
учитывающие национальные особенности
народов), применение чужого опыта
желает более творческого подхода.
Следовательно,
менеджер имеет общую задачу
— обеспечить совпадение целей
каждого отдельного человека, группы
с целями организации.
Информационный
фактор - процесс управления организацией
для персонала, в первую очередь,
связан с переработкой информации,
циркулирующей в каналах системы
управления.
Менеджеру
информация необходима для принятия
решения. При этом решение должно
быть своевременно и обоснованно.
Это
требует соответствующей характеристики
информации: количества и качества
информации, полноты, своевременности,
достоверности, точности, плотности
и ценности.
Исследование
практики привело к выводам
о необходимости управления потоками
информации. Для учета действия
информационного фактора следует
привести трудоемкость, ритмичность
и интенсивность труда персонала
управления, характеристики потоков
информации в соответствие с
исполняемыми функциями управления
органами управления. Необходимый
уровень информационного обеспечения
при этом должен соответствовать
структуре и цели управления.
Успешно
это можно реализовать программно-целевым
подходом к организации информационного
обеспечения.
Фактор
средств труда. Под факторным
действием средств труда понимаются
причины, побуждающие совершенствовать
методы руководства при внедрении
новой техники, механизации и
автоматизации процесса управления.
Из
года в год усложняющийся процесс
управления закономерно приводит
к созданию более совершенных
образцов средств механизации
и автоматизации рабочих мест,
передачи, приема и обработки,
хранения информации, выполнения
расчетов. Это естественно приводит
к необходимости совершенствовать
приемы, способы и методы работы
управленческого персонала.
Системные
факторы. Сущность системного
воздействия факторов объясняется
положениями теории систем. Как
отдельные элементы, объединенные
в систему, придают ей новые
качества, так и система факторов,
действующих на персонал, приносит
новые характеристики, воздействуя
на используемые им методы. К
системным факторам мы относим:
фактор соответствия систем и
научную организацию труда.
[pic]
Рис.
2. Система факторов
Фактор
соответствия систем
Необходимость
согласования двух подсистем
— управляющей и управляемой
— объясняется требованиями законов
управления (закон гармонии и
необходимого разнообразия). Любая
организация, как бы она ни
была совершенна в момент своего
создания или кульминации своей
деятельности, как бы она хорошо
ни соответствовала своей первоначальной
задаче, однажды будет нуждаться
в коренной перестройке. При
этом чем сложнее система, тем
больше шансов в процессе ее
развития столкнуться с кризисной
ситуацией, с необходимостью перестройки
организации.
В
странах с развитой рыночной
экономикой является привычным
делом через 2-4 года (в зависимости
от размеров фирмы) перестраивать
организационную структуру в
соответствии с окружающей средой,
целью организации.
Мероприятия
по совершенствованию организационных
структур управления
В
бывшем СССР много писалось
и говорилось о научной организации
труда. Теоретики марксизма-ленинизма
считали (и не без основания),
что построить социализм можно,
опираясь на науку. Для практиков
организация труда... являлась самым
главным, коренным и злободневным
вопросом всей общественной жизни.