Модели и методы социального управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 19:45, контрольная работа

Описание работы

Социальная сфера общественной жизни – это сфера взаимоотношений между людьми, социальными группами, национальными общностями по поводу условий их жизнедеятельности. В широком смысле – это сфера обеспечения условий и форм существования людей. В узком смысле – это та часть экономики и политики, которая непосредственно относится к удовлетворению личных потребностей и интересов людей в сфере занятости и условий труда, в обеспечении здоровья, питания, жилищном и имущественном обеспечении, социальном обеспечении, охране окружающей среды.

Содержание

Организационные структуры управления и типы этих структур……………..3
Объекты и субъекты социального управления …………………………………9
Методы управления, их использование в управление социальными процессами ………………………………………………………………………10
Совершенствование методов социального управления ……………………....14
Мероприятия по совершенствованию организационных структур управления……………………………………………………………………….19
Литература……………………………………………………………………….22

Работа содержит 1 файл

соц упр тема3.docx

— 25.47 Кб (Скачать)

      1) рассматривать  управление с точки зрения: 

         • социальных критериев; 

         • анализировать социальные последствия  принимаемых решений и их влияние  на жизнедеятельность людей, их  интересы, потребности, мнения; 

      2) подходить  к изучению системы управления  с позиции социального анализа,  учитывая: 

         • взаимоотношения между людьми  при выполнении ими определенных  функций; 

         • ответственность и исполнительность, дисциплину и результативность  труда как отражение определенных  отношений, которые возникают  в процессе управления; 

         • влияние управления на подбор, расстановку персонала организации,  на создание необходимых условий  трудовой деятельности; 

      3) изучать  управление со стороны внутригруппового  регулирования и социальной самоорганизации  в отдельных социальных группах,  трудовом коллективе в целом,  для чего необходимо анализировать: 

         • отношения «руководство-подчинение»; 

         • социальную структуру организации  во взаимосвязи формальной и  неформальной структуры, социальные  роли и статусы в процессе  управления; 

         • организационную культуру; 

         • организационные конфликты; 

         • реальное место индивидуальных, индивидуально-коллективных мотивов,  потребностей и интересов в  системе управления, учитывать возможности  их реализации. 

      Методы  социального управления персоналом  показаны в таблице 1. 

Таблица 1. Методы социального  управления 

|Административные                               |Социально - экономические               |Социально - психологические                         |

|Формирование структуры  органов управления      |Социально - экономический анализ        |Социально-психологический анализ                    |

|Утверждение административных  норм инормативов  |Социально-экономическое  обоснование     |Социально-психологическое  планирование              |

|Правовое регулирование                         |Социально-экономическое планирование    |Создание творческой атмосферы                       |

|Издание приказов, указаний и распоряжений      |Экономическое стимулирование            |Участие работников в управлении                     |

|Инструктирование                               |Мотивация трудовой деятельности         |Социальное и моральное стимулирование               |

|                                               |Оплата труда                            |Удовлетворение культурных и  духовных потребностей   |

|Отбор, подбор  и расстановка кадров             |капиталовложения в человеческий  капитал |                                                    |

|                                               |Участие персонала в капитале  и прибылях |Формирование коллективов,  групп, создание           |

|                                               |                                        |нормального психологического климата                |

|Разработка положений,  стандартов и должностных |Участие  персонала в собствености        |Установление социальных норм  поведения              |

|инструкций                                     |                                        |                                                    |

|                                               |Налогооблажение                         |                                                    |

|Разработка другой  регламентирующей документации|установление  экономических норм и       |Развитие у работников инициативы  и ответственности  |

|                                               |нормативов                              |                                                    |

|                                               |страхование                             |                                                    |

|установление административных  санкций и        |Установление  материальных санций и      |Установление моральных санкций  и поощрений          |

|поощрений                                      |поощрений                               |                                                    | 

    Административные  методы носят прямой характер  воздействия: любой регламентирующий  или административный акт подлежит  обязательному исполнению. Для административных  методов характерно их соответствие  правовым нормам, действующим на  определенном уровне управления, а также актам и распоряжениям  вышестоящих органов управления. Административные методы управления основываются на отношениях единоначалия, дисциплины и ответственности, осуществляются в форме организационного и распорядительного воздействия. 

      Социально-экономические  методы – это элементы механизма,  с помощью которого обеспечивается  социально-экономическое развитие  организации. Важнейший метод  – социально-экономический анализ  и планирование, которое объединяет, по существу, все другие методы  этой группы. Для достижения поставленных  целей необходимо четко определить  критерии эффективности и конечные  результаты деятельности организации  в виде совокупности показателей,  установленных в плане социально  – экономического развития коллектива. 

      Социально-психологические  методы основаны на активации  социального механизма управления (система взаимоотношений в коллективе, социальные потребности и т.д.). Специфика этих методов состоит  в активном использовании неформальных  факторов, интересов личности, социальных  группы, общности в процессе управления. 

      С  социологической точки зрения  главным при применении этих  методов является степень их  влияния на социальные компоненты: статус, положение, роль индивида. 

      Совершенствование  методов социального  управления 

      Материалы  имеющихся исследований внедрения  методов в практику и их  совершенствования позволяют сделать  вывод о влиянии на этот  процесс множества факторов. Представить  воздействие основных факторов  на применение и совершенствование  методов деятельности можем в  виде системы (рис. 1). 

[pic] 

      Рис. 1. Взаимодействие факторов социального  управления 

      Человеческий  фактор представляет собой действие  интеллектуальных, физических и  духовных сил, проявляющихся в  профессиональной и духовных  сферах деятельности персонала,  в готовности воспринимать и  использовать подходы к совершенствованию  методов деятельности. 

      Несмотря  на большое количество литературы, посвященной человеческому фактору,  нет четких рекомендаций по  его учету в управленческой  практике. 

      В  основном и теоретики, и практики  согласились, что человека надо  мотивировать, побуждать к деятельности. Изучаются модели мотивации, разработанные  в США и других странах, делаются  попытки применять их на новом  человеческом материале, в новых  условиях. С одной стороны —  это хорошо, достижения передового  опыта используются, с другой, зная, насколько отличаются системы  управления персоналом в США  и той же Японии (системы управления, учитывающие национальные особенности  народов), применение чужого опыта  желает более творческого подхода. 

      Следовательно,  менеджер имеет общую задачу  — обеспечить совпадение целей  каждого отдельного человека, группы  с целями организации. 

      Информационный  фактор - процесс управления организацией  для персонала, в первую очередь,  связан с переработкой информации, циркулирующей в каналах системы  управления. 

      Менеджеру  информация необходима для принятия  решения. При этом решение должно  быть своевременно и обоснованно. 

      Это  требует соответствующей характеристики  информации: количества и качества  информации, полноты, своевременности,  достоверности, точности, плотности  и ценности. 

      Исследование  практики привело к выводам  о необходимости управления потоками  информации. Для учета действия  информационного фактора следует  привести трудоемкость, ритмичность  и интенсивность труда персонала  управления, характеристики потоков  информации в соответствие с  исполняемыми функциями управления  органами управления. Необходимый  уровень информационного обеспечения  при этом должен соответствовать  структуре и цели управления. 

      Успешно  это можно реализовать программно-целевым  подходом к организации информационного  обеспечения. 

      Фактор  средств труда. Под факторным  действием средств труда понимаются  причины, побуждающие совершенствовать  методы руководства при внедрении  новой техники, механизации и  автоматизации процесса управления. 

      Из  года в год усложняющийся процесс  управления закономерно приводит  к созданию более совершенных  образцов средств механизации  и автоматизации рабочих мест, передачи, приема и обработки,  хранения информации, выполнения  расчетов. Это естественно приводит  к необходимости совершенствовать  приемы, способы и методы работы  управленческого персонала. 

      Системные  факторы. Сущность системного  воздействия факторов объясняется  положениями теории систем. Как  отдельные элементы, объединенные  в систему, придают ей новые  качества, так и система факторов, действующих на персонал, приносит  новые характеристики, воздействуя  на используемые им методы. К  системным факторам мы относим:  фактор соответствия систем и  научную организацию труда. 

      [pic] 

      Рис. 2. Система факторов 

      Фактор  соответствия систем 

      Необходимость  согласования двух подсистем  — управляющей и управляемой  — объясняется требованиями законов  управления (закон гармонии и  необходимого разнообразия). Любая  организация, как бы она ни  была совершенна в момент своего  создания или кульминации своей  деятельности, как бы она хорошо  ни соответствовала своей первоначальной  задаче, однажды будет нуждаться  в коренной перестройке. При  этом чем сложнее система, тем  больше шансов в процессе ее  развития столкнуться с кризисной  ситуацией, с необходимостью перестройки  организации. 

      В  странах с развитой рыночной  экономикой является привычным  делом через 2-4 года (в зависимости  от размеров фирмы) перестраивать  организационную структуру в  соответствии с окружающей средой, целью организации. 

      Мероприятия  по совершенствованию организационных  структур    управления 

      В  бывшем СССР много писалось  и говорилось о научной организации  труда. Теоретики марксизма-ленинизма  считали (и не без основания), что построить социализм можно,  опираясь на науку. Для практиков  организация труда... являлась самым  главным, коренным и злободневным  вопросом всей общественной жизни. 

Информация о работе Модели и методы социального управления