Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2011 в 07:25, реферат
Цель данной работы – рассмотреть вклад в социологию М.М. Ковалевского.
Объект исследования данной работы – социологическое творчество М.М. Ковалевского.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
1. изучить биографию и труды М. М Ковалевского;
2. оценить вклад трудов М. М Ковалевского в социологию.
Введение 3
М.М. Ковалевский и его вклад в социологию 5
Заключение 21
Список литературы 24
В обществе, пишет Ковалевский, происходит непрерывный прогресс. Вначале на низшей ступени находился круг людей, соединенных общей задачей — сохранить жизнь и продолжить род. Эта «замиренная среда» противостоит всему враждебному миру. Затем она постепенно расширяется, несколько объединений сливаются в одно на основании договора или путем завоевания. Такие союзы вели к увеличению плотности населения и вызывали интенсификацию труда, что достигается путем его разделения. «Оно (разделение — И.Л.) в свою очередь упрочивает зависимость отдельных групп друг от друга и является фактором дальнейшего развития солидарности и расширения круга объединенных его союзов»30.
Подобное представление об историческом прогрессе, рассмотрение его вне социальной борьбы, противоречило действительному ходу истории, которую Ковалевский прекрасно знал. Но Ковалевский считал солидарность нормой, а классовую борьбу — отклонением от нее. Прогресс, по Ковалевскому, идет в сторону замены жесточайших социальных битв гармонией и дружбой людей. Даже между трудом и капиталом «разобщенность не растет, а уменьшается», причина тому — развитие «внутреннего сознания солидарности граждан одного государства»31.
Действительно, капитализм привел к ослаблению социальной замкнутости по сравнению с феодальной разобщенностью каст и сословий. Но относительно простой переход из класса в класс, процесс «размывания» среднего класса ведет не к гармонии интересов, а к большей дифференциации и усилению борьбы. Противопоставляя марксистское учение о классовой борьбе буржуазной теории солидарности, В.И. Ленин писал: «Первое учение — материалистично, второе — идеалистично. Первое — революционное, второе — реформистское. Первое обосновывает тактику пролетариата в современных капиталистических странах. Второе — тактику буржуазии»32.
Ковалевский признавал, что революция есть движение вперед, но ... «в противоестественной форме». В отличие от прогресса, утверждал он, революция не есть историческая необходимость она возникает как результат ошибок правительства, поскольку нормальный исторический процесс подразумевает соответствие всех сторон общества — некую гармонию, то революция и появляется, когда такое соответствие нарушено.
Ошибки правительства, по Ковалевскому, могут быть двоякого рода: задерживающие естественное развитие общества и насильственно ускоряющие его. Столыпинскую аграрную реформу, которая вела к ускоренному распаду общины, Ковалевский называл «аграрной революцией», подчеркивал ее насильственный характер. Ковалевский выступал не за сохранение общины, а за ее постепенную естественную трансформацию.
Представление о социальном прогрессе Ковалевский связывал с существованием исторической закономерности: социальный прогресс является выражением господствующей в истории закономерности, строгой последовательности, которая проходит через всю жизнь общества, а не является результатом случайного волеизъявления. «Общественные феномены управляются известными законами. Они не являются продуктами свободного выбора»33.
Исследования Ковалевского — и исторические и социологические — проникнуты мыслью, что все народы «проходят одинаковые стадии развития»34. Прогресс представлялся ему в виде последовательной смены определенных общественных и политических состояний. Вначале существовал родовой быт, который в дальнейшем заменяется феодальным и затем капиталистическим бытом «гражданского равенства». «Я полагаю, — писал он, — что достаточно ссылки на факты тождества физической и психической природы людей и на возможность развития их способностей под влиянием приспособления или воспитания, чтобы объяснить причину, по которой на значительных расстояниях, временных и пространственных, могут повторяться, если не те же, то однохарактерные общественные явления»35.
Социологическая
теория М.М. Ковалевского — явление сложное
и многообразное, органически слитое с
его историческими исследованиями. Ковалевский
следовал линии классического позитивизма,
в то же время он испытывал значительное
влияние отдельных идей К. Маркса, что в
целом придает его концепции противоречивый
характер. В своих политических выводах
он часто придерживался консервативной
и даже реакционной позиции, которая нашла
свое отражение в его отрицании классовой
борьбы и революции.
Значительный вклад в развитие русской социологической мысли внес Максим Максимович Ковалевский (1851-1916). Разносторонне образованный и широко мыслящий ученый, чьи научные интересы касались обширного круга вопросов социологии, истории, государствоведения, права, этики, психологии и других наук, он пользовался широким признанием ученого мира России и за ее пределами, был избран вице-президентом, а затем председателем Международного института социологии.
Теоретические предпосылки социалистических воззрений М. М. Ковалевского восходят к социологии О. Конта. «Что такое социология?» С этого вопроса начал М. Ковалевский изложение своего двухтомного труда «Социология». И ответил: «Родоначальник ее, Конт считал социологию наукой о порядке и прогрессе человеческих обществ». Однако порядок в обществе бывает не всегда. Да и прогресс в смысле поступательного развития не всегда имеет место. И Ковалевский дает свое определение социологии как науки об организации и эволюции человеческого общества. Организация общества и его эволюция – таковы два основных раздела социологии, которые начиная с Конта характеризуются как социальная статика и социальная динамика.
Ковалевский подходил к социологии как к науке, а не к концепции человеческих идеалов. Поэтому в отличии народников Лаврова и Михайловского и некоторых других теоретиков он отделяет правду-истинную от правды-справедливости, и исходит, что для социологии главное есть правда-истина.
Он глубоко воспринял учение Конта об обществе как целостном социальном организме и о экономическом характере его развития. Без учения о закономерности общественных явлений, писал он, немыслимо было бы возникновение самой науки об обществе.
С представлениями о закономерном характере развития общества, без которых, по словам Ковалевского, социология как наука не состоялась бы, органически связаны представления о поступательности исторического процесса и социальной преемственности, в ходе которой человеческие знания, опыт, культура передаются и развиваются от одной исторической эпохи к другой. Он приводит слова Лейбница о том, что настоящее несет на себе бремя прошлого и чревато будущим.
В своих основных социологических трудах «Современные социологии» и «Социология» М. Ковалевский говорит о множественности факторов общественного развития. В качестве социально значимых факторов у него фигурирует и биологический, и космический, и политический, и многие другие. Он указывает на необходимость обнаружения одновременного и параллельного воздействия этих факторов на развитие общественных явлений. В этом заключается одно из основных методологических требований его социологической концепции.
С позиции подобного плюрализма, т.е. необходимости учета влияния на развитие общества многих факторов, он подвергал критике однородность доктрин Спенсера, Дюркгейма, Тарда и других социологов. Более того, он считал, что в методологическом плане нет смысла говорить о более или менее важных факторах. Каждый из них может выступать в роли главного, сопутствующего или второстепенного в зависимости от ситуации и ракурса рассмотрения того или иного общественного явления.
Исходя из основных установок социологического плюрализма М.Ковалевский разработал теорию общественного прогресса, которую иногда называют ядром его социологии. Он писал, что основным законом социологии является закон прогресса. Задача же социологии состоит в том, чтобы «раскрыть те перемены в общественном и политическом укладе, в который вылился этот прогресс и те причины, которыми он обусловлен».
Обосновывая закономерный и в целом прогрессивный поступательный характер развития человеческого общества, Ковалевский не отрицал ни многих факторов застоя или топтания общества на месте, ни понятных, регрессивных движений, которые так же бывают в истории. Но побеждает все-таки «закон прогресса» – всеобщий социологический закон, проявляющийся «в расширении сферы человеческой солидарности». В этом он видел основное содержание общественного прогресса.
В своей теории общественного прогресса Ковалевский исходил из того, что все народы проходят одни и те же стадии развития, но не одновременно.
Это обстоятельство делает необходимым использование историко-сравнительного метода. С помощью этого метода можно получить представление о прошлом народов, ознакомившись с современной общественной жизнью отсталых стран, а так же о будущем последних, учитывая достижения современных передовых стран.
По Ковалевскому, «все народы участвуют в мировом прогрессе», который должен привести к их объединению в единое «мировое солидарное общество». Обосновывая эволюционный характер общественного прогресса, он отвергал марксистскую теорию классовой борьбы и социальной революции, считал, что при нормальном течении общественной жизни столкновения классовых и других социальных интересов предотвращается соглашением, компромиссом, при котором руководящим началом всегда является идея солидарности всех членов общества.
Социологический плюрализм Ковалевского служил теоретическим обоснованием его платформы умеренного либерализма, основная направленность которого заключалась в преобразовании экономической и политической системы российского общества по образцам западных буржуазных демократий.
Информация о работе М.М. Ковалевский и его вклад в Социологию