Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 12:18, реферат
В XVI — начала XVII веков в Западной и Центральной Европе появилось массовое движение – Реформация. Оно было направлено на реформирование католической церкви в соответствии с Библией. В разных странах появлялись новые направления христианской религии: лютеранство, кальвинизм, методизм, пиетизм, баптизм. Макс Вебер в своей работе «Протестантская этика и дух капитализма» приводит доводы в пользу того, что промышленная революция в странах Европы произошла во многом благодаря новым течениям христианской церкви, а точнее, благодаря «мирской аскезе», являвшейся частью протестантского учения.
Введение
Направления аскетического протестантизма
Причины возникновения аскезы в кальвинизме
Ценности и табу кальвинистской аскезы
Профессиональное призвание и разделение труда в разновидностях христианства
Отношение к богатству и нищенствованию
Распространение «духа капитализма»
Формирование буржуазного этоса
Замена мирской аскезы профессиональной деятельностью
Заключение
Так
возникает, пишет Вебер, специфически
буржуазный профессиональный этос. В обладании
милостью Божьей и Божьим благословением
буржуазный предприниматель, который
не преступал границ формальной корректности
(чья нравственность не вызывала сомнения,
а то, как он распоряжался своим богатством,
не встречало порицания), мог и даже обязан
был соблюдать свои деловые интересы.
Более того, религиозная аскеза предоставляла
в его распоряжение трезвых, добросовестных,
чрезвычайно трудолюбивых рабочих, рассматривавших
свою деятельность как угодную Богу цель
жизни.
Замена мирской аскезы профессиональной деятельностью
Макс
Вебер прокомментировал результат
воздействия мирской аскезы на мир:
«По мере того как аскеза начала преобразовывать
мир, оказывая на него все большее воздействие,
внешние мирские блага все сильнее подчиняли
себе людей и завоевали наконец такую
власть, которой не знала вся предшествующая
история человечества. В настоящее время
дух аскезы — кто знает, навсегда ли? —
ушел из этой мирской оболочки. Во всяком
случае, победивший капитализм не нуждается
более в подобной опоре с тех пор, как он
покоится на механической основе. И лишь
представление о «профессиональном долге»
бродит по миру, как призрак прежних религиозных
идей. В тех случаях, когда «выполнение
профессионального долга» не может быть
непосредственно соотнесено с высшими
духовными ценностями или, наоборот, когда
оно субъективно не ощущается как непосредственное
экономическое принуждение, современный
человек обычно просто не пытается вникнуть
в суть этого понятия. В настоящее время
стремление к наживе, лишенное своего
религиозно-этического содержания, принимает
там, где оно достигает своей наивысшей
свободы, а именно в США, характер безудержной
страсти, подчас близкой к спортивной.
Никому не ведомо, кто в будущем поселится
в этой прежней обители аскезы: возникнут
ли к концу этой грандиозной эволюции
совершенно новые пророческие идеи, возродятся
ли с небывалой мощью прежние представления
и идеалы или, если не произойдет ни того,
ни другого, не наступит ли век механического
окостенения, преисполненный судорожных
попыток людей поверить в свою значимость.
Тогда-то применительно к «последним людям»
этой культурной эволюции обретут истину
следующие слова: «Бездушные профессионалы,
бессердечные сластолюбцы — и эти ничтожества
полагают, что они достигли ни для кого
ранее не доступной ступени человеческого
развития».
Заключение
Протестантизм создал мораль, при котором общество остается стабильным и процветающим. Население Соединенных Штатов Америки, на протяжении нескольких сотен лет исповедовавшее протестантизм а также страны Западной Европы сейчас являются образцами для подражания для других стран в плане социальной стабильности и преуспевания граждан.
Любая церковь со временем превращала религию в способ манипуляции массами людей. В Средневековье христианство использовалось католической церковью для сохранения контроля над крестьянами и ремесленниками. Католической церковь долго сохраняла привилегированное положение феодалов и священнослужителей(Фома Аквинский – см. выше). Влияние данной церкви не служило для блага большинства и экономического развития мира. В эпоху Реформации протестантство (во всем своем многообразии) также манипулировало людьми, однако это служило для преуспевания как их собственного, так и для процветания их стран.
Мирская
аскеза протестантизма обещанием уверенности
в спасении души заставила предпринимателей
работать много и добросовестно. Даже
когда дух аскезы ушел из капитализма,
он оставил после себя представление о
«профессиональном долге». Таким образом,
можно считать, что протестантизм принял
участие в создание бизнес этики.
Список литературы
Макс Вебер «Протестантская этика и дух капитализма», издательство «Российская политическая энциклопедия», 2006
Информация о работе Мирская аскеза как предпосылка духа капитализма