Мир-системный подход: преимущества и недостатки

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 13:01, реферат

Описание работы

Мир-системный подход был разработан в 1970-е гг. А. Г. Франком , И. Валлерстайном, С. Амином, Дж. Арриги и Т. дос Сантосом. В качестве важнейшего предшественника мир-системного подхода, заложившего его основы, обычно рассматривается Ф. Бродель. Поэтому не случайно, что главный мировой центр мир-системного анализа (в г. Бингхэмптон, при Университете штата Нью-Йорк) носит имя Фернана Броделя1.
В данной работе было рассмотрено идейно-теоретическое основание, концептуальные основы, геокультура мир-системного подхода, футурология И. Валлерстайна. Также были выявлены преимущества и недостатки мир-системного подхода.

Содержание

Введение 2
1. Деятельность Иммануила Мориса Валлерстайна 3
2. Мир-системный анализ 3
2.1 Идейно-теоретические основания мир-системного подхода 3
2.2 Теоретические основы мир-системного подхода 5
2.3 Геокультура мира-системы 6
2.4 Рождение либерализма и три его ипостаси 7
2.5 Либерализм в XX в. 9
2.6 Футурология И. Валлерстайна 13
3. Мир-системный подход: преимущества и недостатки 15
Заключение 17
Список литературы 18

Работа содержит 1 файл

Введение.docx

— 108.04 Кб (Скачать)

Содержание:

Введение 2

1. Деятельность Иммануила  Мориса Валлерстайна 3

2. Мир-системный анализ 3

2.1 Идейно-теоретические  основания мир-системного  подхода 3

2.2 Теоретические основы  мир-системного подхода 5

2.3 Геокультура мира-системы 6

2.4 Рождение либерализма  и три его ипостаси 7

2.5 Либерализм в XX в. 9

2.6 Футурология И.  Валлерстайна 13

3. Мир-системный подход: преимущества и  недостатки 15

Заключение 17

Список  литературы 18 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

 

     Мир-системный  анализ исследует социальную эволюцию систем обществ, а не отдельных социумов. В отличие от предшествующих социологических подходов, в рамках которых теории социальной эволюции рассматривали развитие прежде всего отдельных обществ, а не их систем. В этом мир-системный подход сходен с цивилизационным, но идет несколько дальше, исследуя не только эволюцию социальных систем, охватывающих одну цивилизацию, но и такие системы, которые охватывают более одной цивилизации или даже все цивилизации мира.

     Мир-системный  подход был разработан в 1970-е гг. А. Г. Франком , И. Валлерстайном, С. Амином, Дж. Арриги и Т. дос Сантосом. В качестве важнейшего предшественника мир-системного подхода, заложившего его основы, обычно рассматривается Ф. Бродель. Поэтому не случайно, что главный мировой центр мир-системного анализа (в г. Бингхэмптон, при Университете штата Нью-Йорк) носит имя Фернана Броделя1.

     В данной работе было рассмотрено идейно-теоретическое основание, концептуальные основы, геокультура мир-системного подхода, футурология И. Валлерстайна. Также были выявлены преимущества и недостатки мир-системного подхода.   
 
 
 
 
 
 
 

1. Деятельность Иммануила Мориса Валлерстайна

 

     Иммануил  Морис Валлерстайн (родился 28 сентября 1930) – социолог, создатель мир-системного анализа, директор Центра Ф. Броделя по изучению экономик, исторических систем и цивилизаций, в 1994–1998 гг. президент Международной социологической ассоциации.

     Валлерстайн работал в Колумбийском университете (1958–1971), Университете Мак-Гила (1971–1976), Бингемтонском (1976–1999) и Йельском (с 2000) университетах.

     Он  является автором многочисленных работ, таких как ещё не завершённый пятитомный «Современный мир-система» (начат в 1974), «После либерализма» (1995) и др.

     В своих исследованиях продолжает традицию марксистской социологии и  политэкономии, а также теоретического наследия школы «анналов». (Школа “Анналов” - историческое направление, основанное Люсьеном Февром и Марком Блоком. Эта историческая школа, формировавшееся вокруг журнала «Анналы», оказала значительное влияние на формирование всей мировой историографии XX века2.) Созданный им мир-системный подход составил новую страницу в понимании капитализма и его спутника в течение последних двухсот лет – либерализма 3.

2. Мир-системный анализ

2.1 Идейно-теоретические основания мир-системного подхода

 

     Для понимания сущности мир-системного подхода И. Валлерстайна необходимо изучить историю его возникновения.

     На  наш взгляд, своим возникновением в 60–70-е гг. XX столетия мир-системное учение обязано двум обстоятельствам. Во-первых, как любая масштабная концепция, это ответ на актуальные мировые тенденции того времени: глобализацию мировых процессов и вместе с тем неслыханный до той поры разрыв в уровне жизни между рядом благополучных стран Европы и Северной Америки.

     Во-вторых, это часть идейно-теоретических  поисков, отразивших парадоксальное состояние  социальной науки 1960-х гг. Парадокс заключался в том, что появилось огромное количество новых инструментов социального анализа, однако это не вызвало появления новых масштабных социальных концепций, которые не только объясняли бы современные им тенденции, но и были бы прочно фундированы в историческом, методологическом и, наконец, мировоззренческом отношениях.

     Мир-системный  подход стал одной из попыток создания новой крупной идейно-теоретической  системы. В конечном итоге, мир-системную парадигму составили три основных элемента:

1. История. Мир-системный подход – беспрецедентная по степени подробности попытка проанализировать историю и сущность капитализма от его истоков до наших дней.

2. Экономика. Рассматриваемый подход отличает материалистичность, первостепенное внимание к экономике. Методологической базой для анализа экономических процессов при капитализме послужили переработанные идеи марксизма .

3. Теории развития сложноорганизованных структур (школа циклизма, общая теория систем и синергетика). Инновационные общенаучные теории дали мир-системному учению ультрасовременный понятийный и познавательный аппарат.

     Мир-системный подход стал влиятельной социально-экономической, исторической и политологической моделью с неожиданно высокой объяснительной способностью. Множество явлений социальной жизни его главный классик И. Валлерстайн объясняет в новом ключе, отличном от ставших общепринятыми версий событий. В частности, это касается его концепции либерализма: кардинально разрывая с большинством существующих воззрений на историю этого политического учения, автору удалось на новой основе провести историко-ретроспективный анализ либерализма.

2.2 Теоретические основы мир-системного подхода

 

     По  И. Валлерстайну, мир-системный подход – концепция, анализирующая генезис, механизм функционирования и эволюцию «исторических систем», или «миров-систем». Мир-система – длительно существующая «интегрированная, то есть состоящая из взаимосоотносящихся частей, … системная и обладающая постигаемым способом функционирования целостность»4, единство которой обеспечивается наличием в ней «сети экономических, политических и культурных процессов, которые в сумме удерживают систему в единстве»5. Границы системы очерчиваются принятой внутри нее моделью общественного разделения труда, обеспечивающей выживание системы.

     По  мнению И. Валлерстайна, существует два  типа миров-систем: мини-системы и миры-системы, которые, в свою очередь, могут существовать в виде миров-империй (господствовали в период с 8000 г. до н.э. до 1500 г. н.э.) и миров-экономик. Капитализм относится ко второму из них и утвердился как единственный мир-система, начиная с 1500 г. 6.

     Мир-экономика  – цепь производственных структур, взаимодействие которых осуществляется путём неравного обмена между  «периферией» в пользу рыночных монополий центра. Между собой и периферией ядро выстраивает зону полупериферии, по уровню своего развития также находящуюся в промежуточном положении7.

     Главное внимание И. Валлерстайна сосредоточено  на анализе капиталистического мира-системы. Его главными признаками являются постоянная максимизация производства прибавочной стоимостии присвоение её не производителем, а буржуа.  

     Характерной чертой, отличающей мир-системный подход от марксизма, является утверждение  того, что ни денежная оплата труда, ни полнота отчуждения непосредственного  производителя от средств производства не являются признаком капитализма. Главным для констатации факта наличия капитализма в любом обществе являются лишь вышеперечисленные признаки. Экономической структуре капитализма для успешного функционирования требуется ещё один важнейший компонент, позволяющий удерживать в узде души рабочих, подобно тому как надёжно удерживаются в цепях эксплуатации их тела. Таким инструментом стала разработанная геокультура (господствующая культурная система) капиталистического мира-системы8.

2.3 Геокультура мира-системы

 

     Очевидным является тот факт, что все миры-системы, как и любые другие большие  социальные группы, должны иметь собственную  культурную систему. В этом контексте слово «культура» И. Валлерстайном определяется как «система ценностей и основных правил, которые, сознательно и бессознательно, управляют поощрениями и наказаниями в обществе и создают систему иллюзий, которые должны убеждать членов общества в его легитимности» 9.

     Эту дефиницию культуры как геокультуры  напоминает и трактовка И. Валлерстайном  термина «идеология» как «всеобъемлющей долгосрочной политической программы, направленной на мобилизацию большого числа людей». Либерализм для – это именно идеология, сознательно созданная для того, чтобы «мобилизовать» людей, то есть направить их в русло некоторого поведения и позиций.

     Ключевым  свойством либерализма всегда являлось его стремление институциализировать стихийный протест масс, эксплуатируемых  капиталистическим миром-экономикой, и направить его так, чтобы  он не нарушал её нормального функционирования, а по возможности – и способствовал  ему. Зазывать людей в «ловушку» «реформ существующих структур», отвлекать их от того очевидного вывода, что безжалостная эксплуатация закончится только с породившим её миром-системой, – такова была задача либерализма на протяжении всей его жизни – с 1789 по 1989 гг10.

     Несмотря  на то, что современный мир-система  возник в XVI веке, его геокультура  появилась двумя-тремя веками позже  – с Великой Французской революцией. В этот момент происходит ломка старого, феодального типа сознания и утверждается новый прогрессистский тип мировоззрения, быстро распространяющийся в пределах капиталистического мира-системы. Основой этого мировоззрения стали восприятие политических перемен как нормального состояния общества и суверенитет народов. Эти принципиальные разломы в эволюции массового сознания, естественно, таили в себе потенциальную угрозу существующему миру-системе, который стал искать адекватные средства защиты. Решение было найдено в выработке новой геокультуры – либерализма.

2.4 Рождение либерализма и три его ипостаси 

 

     Новая идеология мира-системы родилась в виде «троицы идеологий»: консерватизма, либерализма и социализма. В самом общем виде, главное различие между ними пролегало, как указывает И. Валлерстайн, в наличии, соответственно, трёх «типов отношения к современности и «нормализации изменений»: «насколько возможного ограничения опасности; достижения счастья человечества наиболее разумным образом; или ускорения развития прогресса за счет жестокой борьбы» 11.

     Либерализм  сразу же проявил себя как течение  системообразующее и системоскрепляющее. В условиях, когда, например, Англия была «страной двух наций», программа либерализма заключалась в том, чтобы из государств создать нации. Чтобы «всех проживающих в границах государства… сделать… «гражданами», отождествляющими себя со своим государством», либерализм использовал широчайший набор средств: четкое юридическое определение членства в политии, языковое единообразие на всей территории страны, образовательную систему, вооружённые силы и расизм объединяющий расу, которая, как предполагается, является высшей 12

Информация о работе Мир-системный подход: преимущества и недостатки