Миро-системный анализ общественного развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 21:42, реферат

Описание работы

Миро-системный подход –это стратегия деятельности и познания:
- моделирующая современную историю как систему взаимодействий между различными социальными субъектами (региональными союзами, государствами, обществами, культурными, этническими и религиозными группами, между человеческими индивидами);
- представляющая человеческое сообщество как исторически меняющуюся систему связей, становящихся в процессе оформления современного социального мира.

Работа содержит 1 файл

реферат Мир-системный анализ общественного развития.doc

— 150.50 Кб (Скачать)


МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат по социологии на тему:

Миро-системный анализ общественного развития

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила студентка 1го курса кафедры «Звукорежиссура театрализованных представлений и праздников»       Парьева Татьяна.

 

 

Преподаватель: Цветкова Светлана Григорьевна

 

Миро-системный подход

Миро-системный подход –это стратегия деятельности и познания:

-         моделирующая современную историю как систему взаимодействий между различными социальными субъектами (региональными союзами, государствами, обществами, культурными, этническими и религиозными группами, между человеческими индивидами);

-         представляющая человеческое сообщество как исторически меняющуюся систему связей, становящихся в процессе оформления современного социального мира.

 

Это направление исследований связано в настоящее время с работой Иммануила Валлерстайна и руководимого им Центра им. Ф. Броделя (Бирмингем, США).

 

В широком смысле миро-системный подход – это совокупность исторических, экономических, социально-философских исследований и практик, ориентированных на проблематику становления социального мира как системы, объединяющей человеческое сообщество. Это исследование современного человеческого сообщества.

 

Предметом этих исследований является экономическая динамика современной миро-системы, её противоречия и кризисы; перспективы новых форм сосуществования в человеческом обществе.

 

Одна из важнейших методологических особенностей миро-системного подхода состоит в том, что, сфокусировав внимание на становлении форм мирового сообщества, нельзя отвлекаться от бытия реальных субъектов, от жизни и деятельности человеческих индивидов, где становящиеся социальные связи обретают качества, необходимые для того, чтобы затем воспроизводиться в виде устойчивых структур. Миро-системный подход в этом плане является своеобразным совмещением макро- и микроподходов.

 

Он, по сути, соединяет и процессы воспроизводства и порождения социальных форм, и процессы повседневного поведения людей.

Миро-системный подход близок к таким направлениям, как феноменологическая социология, синергетика и др.

 

Миро-системный анализ исследует социальную эволюцию систем обществ, а не отдельных социумов, в отличие от предшествующих социологических подходов, в рамках которых теории социальной эволюции рассматривали развитие прежде всего отдельных обществ, а не их систем. В этом мир-системный подход сходен с цивилизационным, но идет несколько дальше, исследуя не только эволюцию социальных систем, охватывающих одну цивилизацию, но и такие системы, которые охватывают более одной цивилизации или даже все цивилизации мира. Миро-системный подход медленно прокладывает себе дорогу в научном мнении начиная с 1960-х годов. У неё не было общепринятого названия, ранние формулировки этого взгляда частичны, путаны и неясны. Но именно она проявилась в работах Р. Пребиша, С. Фуртаду, Д. Сиеры, А.Г. Франка, Т. Дус-Сантуса, А. Эммануэля, С. Амина, P.M. Марини, У. Мелотти. В качестве важнейшего предшественника мир-системного подхода, заложившего его основы, обычно рассматривается Ф. Бродель.

Фернан Бродель

Фернан Бродель (24 августа 1902 — 27 ноября 1985) – известный французский историк. Он произвел революцию в исторической науке своим предложением учитывать экономические и географические факторы при анализе исторического процесса. Бродель заложил основы мир-системного подхода.

Общим для подхода Ф.Броделя и И.Валлерстайна было выделение единиц больших, чем социально-исторические организмы, что роднит его с «цивилизационным подходом». Но в основу выделения этих образований классики мир-системного подхода клали не культуру, а экономику. А главное, что отличает этот подход от «цивилизационного», это ориентация на исследование связей (прежде всего экономических) между обществами, которые входили в состав такого образования.

Ф. Бродель ввел понятие «мира-экономики» (l'economie-monde), подчеркивая при этом, что он имеет ввиду вовсе не мировую экономику в целом. Такая экономика («рынок всего мира») возникла, по его мнению, совсем недавно. В слово «мир» Ф. Бродель вкладывает понятие самодостаточности, независимости от других таких же образований. Как пишет он: «Мир-экономика... затрагивает лишь часть Вселенной, экономически самостоятельный кусок планеты, способный в основном быть самодостаточным, такой, которому его внутренние связи и обмены придают определенное органическое единство»[1].Мирами-экономиками были, например, Финикия, Карфаген, Рим, Индия, Китай, мир ислама.

Каждый мир-экономика пространственно ограничен и довольно стабилен. Он всегда имеет свой центр. Им является господствующий город. Центр мира-экономики может перемещаться, что имеет важные последствия для всей системы в целом. Центр всегда — «сверхгород», которому служат другие города. Возможно наличие двух борющихся за лидерство центров. Успех одного из них приводит к упадку другого.

Пространство мира-экономики делится на несколько зон, образующих иерархию. «Всякий мир-экономика, — пишет Ф. Бродель, — есть складывание, сочетание связанных воедино зон, однако на разных уровнях. В пространстве обрисовывается по меньшей мере три ареала, три категории: узкий центр, второстепенные, довольно развитые области и в завершение всего огромные внешние окраины... Центр, так сказать, «сердце», соединяет все самое передовое и самое разнообразное, что только существует. Следующее звено располагает лишь частью таких преимуществ, хотя и пользуется какой-то их долей; это зона «блистательных вторых». Громадная же периферия с ее редким населением представляет, напротив, архаичность, отставание, легкую возможность эксплуатации со стороны других».[2]

Понятие мира-экономики присутствовало уже в работе Ф. Броделя «Средиземное море и средиземноморский мир в эпоху Филиппа II», но лишь неявно (имплицитно). В четкой форме оно появилось в его работах «Динамика капитализма» и «Материальная цивилизация, экономика и капитализм. XV—XVIII вв.» В эти книгах он нарисовал становление и развитие мировой капиталистической системы в XV—XVIII веках.

Иммануил Валлерстайн

Иммануи́л Морис Валлерста́йн (р. 28 сентября 1930, Нью-Йорк, США) — американский социолог, один из основателей мир-системного анализа, один из ведущих представителей современной левой общественной мысли. В своих исследованиях продолжает традицию марксистской социологии и политэкономии, а также теоретического наследия школы «анналов». Созданный им мир-системный подход составил новую страницу в понимании капитализма и его спутника в течение последних двухсот лет – либерализма.

Идейно-теоретические основания мир-системного подхода

Скорее всего, этот теоретический подход явился синтезом сразу нескольких теоретических традиций:

- во, первых, геоистории Ф. Броделя и, шире, всего наследия школы “Анналов”,

- во-вторых, “теории зависимости” в версии А.Г. Франка (которая, в свою очередь, восходит к марксистским теориям империализма),

-в-третьих, неклассической экономической теории (включая концепции экономических циклов), где особо следует выделить работы К. Поланьи, Й. Шумпетера и Н. Кондратьева

В своих исторических и методологических установках это направление опирается на концепцию социальной истории, разработанную школой "Анналов" (М. Блок, Ф. Бродель, Л. Февр), на модели экономической глобализации социальной истории Ф. Броделя, на идею длинных экономических "волн" и циклов Н. Кондратьева, на некоторые мотивы философии общества К. Маркса (история как деятельность людей; разделение деятельности, взаимообусловленность и "несимметричность" социальных позиций; капиталистическое развитие и общность мировой истории).

Концептуальные основы мир-системного подхода по Валлерстайну

По И. Валлерстайну, мир-системный подход – концепция, анализирующая генезис, механизм функционирования и эволюцию «исторических систем», или «миров-систем». Мир-система – длительно существующая «интегрированная, то есть состоящая из взаимосоотносящихся частей, … системная и обладающая постигаемым способом функционирования целостность» [3], единство которой обеспечивается наличием в ней «сети экономических, политических и культурных процессов, которые в сумме удерживают систему в единстве» [4]. Границы системы очерчиваются принятой внутри нее моделью общественного разделения труда, обеспечивающей выживание системы.

И. Валлерстайн называет все самодостаточные экономические образования социальными системами. Их он прежде всего подразделяет на минисистемы и миры-системы.

Таблица 1. Типология исторических систем И. Валлерстайна

Тип исторической системы

Способ интеграции

Тип обмена

мини-системы

традиционный (на основе отношений родства, обычая и т.д.)

взаимообмен

(реципрокность)

мир-империи

военно-политический

перераспределение

(редистрибуция)

мир-экономики

экономический

рыночный обмен

 

О минисистемах он пишет меньше всего. Это — очень небольшие недолговечные автономные образования, которых было необычайное множество. Они обеспечивали свое существование охотой и собирательством или простейшим земледелием, и в них существовал реципрокальный, линиджный, или реципрокально-линиджный (reciprocal-lineage) способ производства. В минисистемах существовало полное разделение труда и культурное единство. К настоящему времени минисистемы исчезли. По существу, говоря о минисистемах, И. Валлерстайн, имеет в виду первобытные общины, являвшиеся социоисторическими организмами. Таким образом, вся оригинальность подхода сводится здесь лишь к замене привычной терминологии новой.

Признак мира-системы — самодостаточность. Как подчеркивает И. Валлерстайн, «мир-система» — не «мировая система», а «система», являющаяся «миром». Мир-система — единица с единым разделением труда и множественностью культур. Существует два вида миров-систем. Один — с единой политической системой — миры-империи, другой без политического единства — миры-экономики. Миры-экономики — нестабильны, они либо исчезают, либо трансформируются в миры-империи. Миры-империи базируются на способе производства, который автор именует редистрибутивным, данническим, или редистрибутивно-данническом (redistributive-tributary).

Миры-империи сравнительно велики по размерам, их было много, но значительно меньше, чем минисистем. Они долгое время существовали рядом с минисистемами. Для характеристики миров-империй учеными часто применяется термин «цивилизация». Фактически под мирами-империями И. Валлерстайн понимает державы, т.е. системы, состоящие из господствующего социоисторического организма и нескольких подчиненных.-система, начиная с 1500 г. .

Мир-экономика – цепь производственных структур, взаимодействие которых осуществляется путём неравного обмена между «периферией» (обширной окраинной зоной, наиболее бедной и многочисленной частью, занимающей подчиненное положение в принятой системе разделения труда) в пользу рыночных монополий центра («ядра»). Между собой и периферией ядро выстраивает зону полупериферии, по уровню своего развития также находящуюся в промежуточном положении.

Главное внимание И. Валлерстайна сосредоточено на анализе капиталистического мира-системы. Его главными признаками являются постоянная максимизация производства прибавочной стоимости и присвоение её не производителем (пролетарием), а буржуа .

Характерной чертой, отличающей мир-системный подход от марксизма, является утверждение того, что ни денежная оплата труда, ни полнота отчуждения непосредственного производителя от средств производства не являются признаком капитализма. Главным для констатации факта наличия капитализма в любом обществе являются лишь вышеперечисленные признаки .

Информация о работе Миро-системный анализ общественного развития